Файл: Система защиты информации в банковских системах (ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В банке должны быть определены, выполняться, регистрироваться и контролироваться правила и процедуры мониторинга ИБ, анализа и хранения данных о действиях и операциях, позволяющие выявлять неправомерные или подозрительные операции и транзакции, для чего, среди прочего, следует:

  • определить действия и операции, подлежащие регистрации;
  • определить состав и содержание данных о
действиях и операциях, подлежащих регистрации, сроки их хранения;
  • обеспечить реагирование на сбои при регистрации действий и операций, в том числе аппаратные и программные ошибки, сбои в технических средствах сбора данных;
  • обеспечить резервирование необходимого объёма памяти для записи данных;
  • обеспечить генерацию временных меток для регистрируемых действий и операций и синхронизацию системного времени на технических средствах, используемых для целей мониторинга ИБ, анализа и хранения данных.

В организации должно быть реализовано ведение журналов действия и операций автоматизированных рабочих мест, серверного и сетевого оборудования, межсетевых экранов и автоматизированной банковской системы с целью их использования при реагировании на инциденты ИБ. Рекомендуется обеспечить хранение данных о действиях и операциях не менее трех лет, а для данных, полученных в результате выполнения банковского платёжного технологического процесса, — не менее пяти лет, если иные сроки хранения не установлены законодательством РФ, нормативными актами Банка России.

Для проведения процедур мониторинга ИБ и анализа данных о действиях и операциях следует использовать специализированные программные или технические средства. Процедуры мониторинга ИБ и анализа данных о действиях и операциях должны использовать зафиксированные критерии выявления неправомерных или подозрительных действий и операций. Указанные процедуры мониторинга ИБ и анализа должны применяться на регулярной основе, например, ежедневно, ко всем выполненным действиям и операциям.

В банке необходимо определить и контролировать выполнение требований:

  • к разделению сегментов вычислительных сетей, в
том числе создаваемых с использованием технологии виртуализации;
  • к межсетевому экранированию;
  • к информационному взаимодействию между сегментами вычислительных сетей.

Разделение сегментов вычислительных сетей следует осуществлять с целью обеспечения независимого выполнения банковских платёжных технологических процессов, а также банковских информационных технологических процессов разной степени критичности, в
том числе банковских информационных технологических процессов, в рамках которых осуществляется обработка персональных данных в информационной системе персональных данных.


Должен быть определен, порядок доступа к объектам среды информационных активов, в
том числе в помещения, в которых размещаются объекты среды информационных активов.

Используемые в организации автоматизированной банковской системы, в том числе системы дистанционного банковского обслуживания, должны обеспечивать, среди прочего, возможность регистрации:

  • операций с данными о клиентских счетах, включая операции открытия, модификации и закрытия клиентских счетов;
  • проводимых транзакций, имеющих финансовые последствия;
  • операций, связанных с назначением и распределением прав пользователей.

В банке должен быть определен, выполняться и контролироваться порядок использования съёмных носителей информации.

Тщательное удаление информации и очищение памяти после работы приложений (этому подвержены также диски, дискеты, USB-накопители, мобильные жесткие диски).
Функция регистрации и учета предназначена для фиксирования обращений к защищаемым ресурсам, что позволяет позже расследовать инциденты, связанные с утечкой или утратой информации ограниченного доступа.
И еще исключительно важная задача СЗИ от НСД – это контроль и обеспечение целостности системы. В случае если программные или аппаратные компоненты системы подвергались модификации, правильность выполнения основной функции системы может быть поставлена под сомнение, поэтому необходимо, чтобы перед стартом компоненты системы сравнивались с эталоном и, в случае обнаружения расхождений, пользователь оповещается о несанкционированной модификации системы и дальнейшая работа системы блокировалась.

Программные и аппаратные средства позволяющие применять современные технологии аутентификации пользователей и предоставления доступа к информационным системам, а так же управление созданием и изменениями учетных записей пользователей в ИТ-системах.

Системы дистанционного банковского обслуживания должны реализовывать защитные меры, обеспечивающие невозможность отказа от авторства проводимых клиентами операций и транзакций.

Протоколам операций, выполняемых посредством систем дистанционного банковского обслуживания, следует придать свойство юридической значимости, например, путём внесения соответствующих положений в договоры на дистанционное банковское обслуживание.

При заключении договоров со сторонними организациями рекомендуется предусматривать необходимый уровень взаимодействия в случае выхода инцидента ИБ за рамки отдельной организации банковской системы. Примером такого взаимодействия может служить приостановка выполнения распределенной между несколькими организациями транзакции в случае, если имеющиеся данные мониторинга ИБ и анализа протоколов операций позволяют предположить, что выполнение данной транзакции является частью замысла злоумышленников.


Должны быть определены и доведены до сведения работников и клиентов банка процедуры, определяющие действия в случае компрометации информации, необходимой для их идентификации, аутентификации и авторизации, в
том числе произошедшей по их вине, включая информацию о способах распознавания таких случаев.

Эти процедуры должны предусматривать регистрацию работниками и клиентами всех своих действий и их результатов.

В системах дистанционного банковского обслуживания должны быть реализованы механизмы информирования клиентов обо всех операциях, совершаемых от их имен.

В банке должны применяться меры, направленные на обеспечение защиты от НСД, повреждения или нарушения целостности данных о действиях и операциях, а также меры по защите информации, необходимой для идентификации, аутентификации и авторизации клиентов и работников. Все попытки НСД к такой информации должны регистрироваться. Доступ к данным о действиях и операциях предоставляется только с целью выполнения служебных обязанностей.

При увольнении или изменении должностных обязанностей работников, имевших доступ к указанным данным, необходимо выполнить регламентированные процедуры соответствующего пересмотра прав доступа.

При осуществлении доступа на участке телекоммуникационных каналов и линий связи, в
том числе беспроводных, не контролируемых банком, должны использоваться сетевые протоколы, обеспечивающие защиту сетевого соединения, контроль целостности сетевого взаимодействия и реализацию технологии двухсторонней аутентификации.

Передача защищаемых данных по каналам связи, имеющим выход за пределы контролируемой зоны, должна осуществляться только при условии обеспечения их защиты от раскрытия и модификации.

Работа всех работников и клиентов в автоматизированной банковской системы должна осуществляться под уникальными и персонифицированными учётными записями.

3.6 Общие требования по обеспечению информационной безопасности средствами антивирусной защиты

На всех автоматизированных рабочих местах и серверах автоматизированной банковской системы банка должны применяться средства антивирусной защиты, если иное не предусмотрено реализацией технологического процесса.

В банке должны быть определены, выполняться, регистрироваться и контролироваться процедуры установки и регулярного обновления средств антивирусной защиты на автоматизированных рабочих местах и серверах автоматизированной банковской системы.


Необходимо организовать функционирование постоянной антивирусной защиты в автоматическом режиме и автоматический режим установки обновлений антивирусного программного обеспечения.

Тщательное удаление информации и очищение памяти после работы приложений (этому подвержены также диски, дискеты, USB-накопители, мобильные жесткие диски).
Функция регистрации и учета предназначена для фиксирования обращений к защищаемым ресурсам, что позволяет позже расследовать инциденты, связанные с утечкой или утратой информации ограниченного доступа.
И еще исключительно важная задача СЗИ от НСД – это контроль и обеспечение целостности системы. В случае если программные или аппаратные компоненты системы подвергались модификации, правильность выполнения основной функции системы может быть поставлена под сомнение, поэтому необходимо, чтобы перед стартом компоненты системы сравнивались с эталоном и, в случае обнаружения расхождений, пользователь оповещается о несанкционированной модификации системы и дальнейшая работа системы блокировалась.

Программные и аппаратные средства позволяющие применять современные технологии аутентификации пользователей и предоставления доступа к информационным системам, а так же управление созданием и изменениями учетных записей пользователей в ИТ-системах.

Перед подключением съёмных носителей информации к средствам вычислительной техники рекомендуется проводить их антивирусную проверку на специально выделенном автономном средстве вычислительной техники.

Должны быть разработаны и введены в действие инструкции и рекомендации по антивирусной защите, учитывающие особенности банковских технологических процессов.

В кредитной организации должна быть организована антивирусная фильтрация всего трафика электронной почты.

В организации БС РФ должна быть организована многоуровневая централизованная система антивирусной защиты, предусматривающая использование средств антивирусной защиты различных производителей на:

  • рабочих станциях;
  • серверном оборудовании, в
том числе серверах электронной почты;
  • технических средствах межсетевого экранирования.

Должны быть определены процедуры предварительной проверки устанавливаемого или изменяемого программного обеспечения на отсутствие вирусов. После установки или изменения программного обеспечения должна быть выполнена антивирусная проверка.

Должны быть определены процедуры, выполняемые в случае обнаружения компьютерных вирусов, в которых, в частности, необходимо описать:


  • необходимые меры по отражению и устранению последствий вирусной атаки;
  • порядок официального информирования руководства;
  • порядок приостановления работы на период устранения последствий вирусной атаки.

Должны быть определены процедуры контроля за отключением и обновлением антивирусных средств на всех технических средствах автоматизированной банковской системы.

с целью уничтожения персональных данных Банком создается Комиссия из числа работников Банка, выявляющая перечень субъектов персональных данных, информация о которых подлежит уничтожению, ИСПДн, в которых производится обработка указанной информации, а также носители персональных данных, подлежащие уничтожению.

В случае выявления ИСПДн, содержащих сведения о субъектах персональных данных, информация о которых подлежит уничтожению, производится удаление указанных сведений из соответствующих ИСПДн. Результаты удаления фиксируются в Акте удаления персональных данных (по форме Приложения 9 к настоящему Положению).

В случае выявления носителей персональных данных, содержащих сведения о субъектах персональных данных, информация о которых подлежит уничтожению, при возможности и целесообразности производится уничтожение информации на носителях персональных данных с помощью программного обеспечения гарантированного уничтожения информации, в противном случае производится уничтожение указанных носителей персональных данных. Результаты уничтожения фиксируются в Акте уничтожения носителей персональных данных В случае поступления в Банк запроса­ субъекта ПДн, удовлетворяющего требованиям Федерального закона «О персональных данных», Руководитель подразделения, в которое поступило обращение, сообщает о наличии либо отсутствии обработки Банком персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту ПДн путем направления Ответа о наличии обработки персональных данных (по форме Приложения 1 к настоящему Положению) либо Ответа об отсутствии обработки персональных данных (по форме Приложения 2 к настоящему Положению) соответственно.
В случае осуществления Банком обработки персональных данных, Банк также предоставляет возможность ознакомления с ними при обращении субъекта ПДн или его законного представителя в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента получения Банком запроса субъекта ПДн или его законного представителя. В случае отказа в предоставлении информации Руководитель подразделения сообщает об этом субъекту ПДн либо его законному представителю путем направления мотивированного Ответа об отказе в предоставлении информации о наличии обработки персональных данных  При обработке Банком персональных­ данных субъект ПДн имеет право:
- ознакомиться со своими персональными данными, обрабатываемыми Банком;
- получить информацию о способах, правовых основаниях и целях обработки персональных данных, о лицах (исключая работников Банка). Наряду с обеспечением конфиденциальности сведений, составляющих персональные данные, Банк предоставляет указанные сведения самому субъекту ПДн или его представителю, а также государственным органам и их должностным лицам, организациям в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Банк предоставляет на безвозмездной основе сведения, составляющие персональные данные, государственным органам и их должностным лицам, организациям в рамках их компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, при поступлении в Банк оригинала оформленного надлежащим образом мотивированного запроса в письменной форме.
Работники Банка, ответственные за обработку и хранение персональных данных, имеющие доступ к персональными данными в силу своих должностных обязанностей, при приеме на работу подписывают «Обязательство о соблюдении требований обращения с конфиденциальной информацией»­ [9.2.2], за исключением случаев, когда аналогичные требования отражены в трудовом договоре или должностных обязанностях.. Оригиналы подписанных «Обязательств о соблюдении требований обращения с конфиденциальной информацией» хранятся в Отделе по работе с персоналом Банка.