Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Важнейшей и определяющей составляющей учета как организованной системы является учетная политика, под которой следует понимать принятую совокупность способов ведения учета, а именно первичное наблюдение, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика для целей налогообложения, представляя собой основу формирования многих документов организации, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность, является одним из важнейших элементов налоговой оптимизации. Однако, многие предприятия еще окончательно не осознают роль и значение учетной политики в организации бухгалтерского учета на предприятии, не видят прямой связи налоговой учетной политики с оптимизацией налогообложения.

Целью курсовой работы является исследование учетной политики предприятия в целях налогообложения, а также разработка рекомендаций, направленных на совершенствование учетной политики.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятия «учетная политика»;
  • рассмотреть содержание и порядок формирования учетной политики в целях налогообложения;
  • провести анализ учетной политики предприятия;
  • представить рекомендации, направленные на совершенствование учетной политики на исследуемом предприятии.

Предметом исследования являются теоретико-методические положения и организационные подходы к определению роли и содержания учетной политики предприятия в целях налогообложения.

Объектом исследования является ООО «ТСК АвтоГЕРМЕС».

В работе применялись методы экономического анализа: горизонтальный (динамический) и вертикальный (структурный) анализ, анализ абсолютных и относительных показателей.

Теоретическую основу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, создающие правовую основу формирования учетной политики хозяйствующих субъектов, российские стандарты учета и финансовой отчетности, научные труды российских и зарубежных ученых, определяющие теоретико-методологические подходы в области бухгалтерского финансового, налогового и управленческого видов учета.

Информационной базой исследования послужили данные первичных учетных документов, регистров синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности ООО «ТСК АвтоГЕРМЕС»» за 2014-2016 гг.


Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты учетной политики предприятия в целях налогообложения

1.1. Понятие и содержание учетной политики предприятия

Учетная политика является той основой, в соответствии с которой ведется бухгалтерский учет, отражающий специфику деятельности организации, поэтому требуется взвешенный, обоснованный и квалифицированный подход к ее формированию. На основе совокупности норм п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»[1] и п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [2] при формировании учетной политики организация реализует требования действующих нормативных документов по одному из направлений:

1) следует тем требованиям нормативных документов, которые не предоставляют возможности выбора способа учета;

2) осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством по бухгалтерскому учету;

3) разрабатывает способ, исходя из требований российского бухгалтерского законодательства или международных стандартов финансовой отчетности, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета;

4) разрабатывает способы учета конкретных фактов хозяйственной жизни, отличные от установленных нормативными актами, если соблюдение действующих правил не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Среди направлений формирования учетной политики особое внимание следует обратить на второй пункт, согласно которому предполагается, что из всего многообразия способов ведения учета организация выбирает те, которые более достоверно отражают все факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и отчетности или являются менее трудоемкими (без снижения степени достоверности информации). В результате такого выбора бухгалтерский учет и его результирующий продукт – бухгалтерская (финансовая) отчетность включают в себя показатели, имеющие во многом субъективную оценку, сделанную бухгалтером или иным лицом, участвующим в бухгалтерском оформлении операции и подготовке отчетной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.


Отсутствие четких формализованных критериев выбора, с одной стороны, расширяет возможности использования профессионального суждения бухгалтера, а с другой – предъявляет повышенные требования к формированию профессионального суждения, поскольку выбор способа ведения бухгалтерского учета, в том числе классификации и оценки объектов, может по-разному отразить финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации в отчетности.

В связи с тем, что в результате применения различных способов ведения учета организация может получить разные, иногда даже противоположно направленные, показатели (прибыль/ убыток), характеризующие финансовое положение и финансовые результаты деятельности, возникают закономерные вопросы:

l) действительно ли необходимо наличие различных способов ведения бухгалтерского учета?

2) не мешает ли такая альтернативность формированию достоверной отчетной информации?

3) не ограничивает ли альтернативность способов ведения учета возможности полезного использования отчетной информации всеми заинтересованными пользователями?

Анализ требований российских положений по бухгалтерскому учету выявил наличие множества альтернативных способов бухгалтерского учета. Перечислим некоторые из них:

l) определение состава инвентарного объекта основных средств, нематериальных активов и поисковых активов (п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»[3], п. 5 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»[4]; п. 10 ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»[5]);

2) возможность учета объектов, удовлетворяющих критериям признания основными средствами стоимостью до 40 тыс.р. в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»);

3) выбор способа начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 28 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»);

4) возможность установления повышающего коэффициента при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 29 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»);

5) выбор способа последующей оценки основных средств, нематериальных активов, поисковых активов (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 17 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»; п. 16 ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»);

6) метод оценки запасов при списании или ином выбытии (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»[6]);


7) варианты оценки товаров для организаций розничной торговли (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»);

8) методы оценки готовой продукции в бухгалтерском балансе (п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации №34н[7]);

9) метод оценки незавершенного производства в массовом и серийном производстве (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации №34н);

10) порядок признания коммерческих и управленческих расходов (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»[8]);

11) порядок признания выручки от выполнения работ (оказания услуг, продажи продукции) с длительным циклом изготовления (п. 13 ПБУ 9/99 «Доходы организации»[9]).

Существующее значительное влияние выбора элемента учетной политики на формирование финансового положения организации и финансовых результатов ее деятельности, раскрываемых в отчетности, и позволяет усомниться в том, что отчетность, сформированная по разным, допускаемым действующими ПБУ вариантам, является одинаково достоверной. Это позволяет утверждать, что допускаемая законодательством альтернативность способов ведения учета, в том числе оценки активов, предоставляет возможность на законных основаниях при помощи учетной политики искажать информацию о стоимости активов, величине расходов и финансовых результатах в отчетности либо формировать эти показатели по усмотрению руководства, влияя тем самым на инвестиционную привлекательность организации.

В этих условиях нецелесообразно считать отчетность, сформированную по различным, допускаемым действующим законодательствам вариантам, одинаково достоверной, поскольку, как справедливо указывают А. А. Шапошников и Д. С. Лутов, «с точки зрения «поиска истины» достоверность должна быть единообразна и безальтернативна»[10]. На наш взгляд, законодательно закрепленная многовариантность способов ведения бухгалтерского учета при отсутствии формализованных критериев выбора какого-либо способа неоправданна, поскольку позволяет манипулировать показателями отчетности и приводит к снижению степени достоверности отчетной информации.

В связи с тем, что в рамках нормативного подхода соблюдение установленных требований должно обеспечить достоверность информации, отраженной в отчетности, сами требования нормативных документов не должны быть спорными, противоречивыми и многовариантными.


Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым исключить из законодательной базы альтернативные способы ведения бухгалтерского учета либо ввести четкие формализованные критерии их выбора. По нашему мнению, это позволит упростить ведение бухгалтерского учета уже на стадии формирования учетной политики, снизить степень субъективизма, присущего профессиональному суждению, а, следовательно, повысить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1.2. Понятие учетной политики в целях налогообложения, порядок ее формирования

Учетная политика для целей налогообложения – это совокупность выбранных предприятием способов и методов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов[11].

С начала 2002 г. в силу вступила 25 глава Налогового Кодекса[12], регламентирующая такие важнейшие понятия, как классификация доходов и расходов, метод начисления налогов, налоговая база, налоговая ставка и прочее. Это положило начало необходимости ведения на предприятии отдельного налогового учета, так как в связи с введением этой главы данные бухгалтерского и налогового учета стали существенно различаться[13]. В статье НК РФ «Налоговый учет. Общие положения»[14] дается определение налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ[15].

На данный момент существует два способа ведения налогового учета на предприятии:

1. Ведение налогового учета отдельно от бухгалтерского. Этим может заниматься как бухгалтер, что несомненно увеличивает трудоемкость его работы, так и отдельный, специально созданный для этих целей аппарат предприятия, что приводит к увеличению затрат на ведение учета, так как одна операция будет отражаться как в бухгалтерском, так и в налоговом учете[16].

2. Ведение налогового учета на основании данных бухгалтерского с применением аналитических регистров налогового учета и корректировок. Как правило, эта работа возлагается на бухгалтера, она менее трудоемка, нежели ведение отдельного учета и относительно него менее затратна. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу[17].