Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета. Теоретические аспекты бухгалтерского учета на предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Важнейшим фактором эффективной деятельности любого предприятия, в том числе и малого, является рациональность организации бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет выступает звеном, соединяющим финансово-хозяйственную деятельность как непосредственно субъекта хозяйствования, так и его должностных лиц, принимающих решения. Данные финансово-хозяйственной деятельности являются входом в систему бухгалтерского учета, а полезная информация для лиц, принимающих решения, - выходом из нее. Актуальность темы работы обусловлена тем, что бухгалтерский учет является основным источником информации о финансовом положении организации для всех категорий пользователей.

Цель работы состоит в исследовании определения, задач, функций бухгалтерского учета на предприятии, разработке рекомендаций, направленных на его совершенствование.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать понятие, задачи и функции бухгалтерского учета;
  • рассмотреть нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета;
  • выявить требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету;
  • исследовать организацию бухгалтерского и налогового учета в ООО «Согласие»;
  • разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности бухгалтерского учета в ООО «Согласие».

Предметом исследования является совокупность теоретических и организационно-методических вопросов по развитию методики бухгалтерского учета на предприятии.

Объектом исследования является ООО «Согласие».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области бухгалтерского учета. В качестве методического инструментария применялись такие общенаучные приемы и методы, как классификация, группировка, сравнение, обобщение, анализ, синтез, системный подход.

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета; данные первичного, синтетического и аналитического учета; отчетная и плановая документация ООО «Согласие».


Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета на предприятиях

1.1. Понятие бухгалтерского учета, его функции и нормативно-правовое

регулирование

Экономические преобразования на современном этапе трансформировали роль бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые в настоящее время все чаще выступают в качестве универсального «языка бизнеса», являясь связующим звеном между собственниками предприятия, его менеджментом, инвесторами, государственными органами и другими заинтересованными пользователями.

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета в Российской Федерации являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Можно выделить функции бухгалтерского учета:

1) информационная - обеспечение информацией пользователей:
внешних: не имеющих прямого финансового интереса в организации - налоговая инспекция, аудиторские фирмы, Госкомстат, социальные фонды; имеющих прямой финансовый интерес - инвесторы, банки, поставщики; б) внутренних - управляющие организации, собственники, совладельцы, руководители различных уровней управления;


2) контрольная - текущая и оперативная регистрация всех фактов хозяйственной деятельности организации в момент их свершения. В бухгалтерском учете осуществляются следующие виды контроля: предварительный, текущий и последующий.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней (рис. 1).

Рисунок 1 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ[1]

К первому уровню системы нормативного регулирования следует отнести законодательные акты (Гражданский кодекс РФ), указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, непосредственно или опосредованно регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях.

Второй уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

К третьему уровню регулирования системы нормативного обеспечения учета относятся методические рекомендации (инструкции, указания) по учету имущества, обязательств, доходов и расходов, составлению бухгалтерской отчетности, которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики, видов деятельности, особенностей отдельных фактов хозяйственной жизни организаций.

Четвертый уровень составляют рабочие документы организации. Следует заметить, что систему нормативного регулирования налогообложения также можно представить в виде четырех уровней (аналогично системе регулирования бухгалтерского учета): законодательные акты; нормативные документы; методические документы; организационные документы. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ[2] и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Перечень таких нормативных актов весьма обширен и регулирует конкретные вопросы налогообложения. В системе нормативного регулирования налогообложения существуют документы, которые называются методическими рекомендациями по уплате конкретных налогов и сборов, рекомендациями для налоговых органов по применению различных нормативных актов. И наконец, значительную долю в системе нормативного регулирования налогообложения занимают внутренние распорядительные документы налогоплательщика. В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога исходя из налоговой базы, ставки налога и налоговых льгот. Согласно НК РФ все организации – плательщики налога на прибыль – обязаны вести налоговый учет.


1.2. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету

В экономической литературе, посвященной методологическим проблемам бухгалтерского учета, дискуссионным вопросом, особенно после принятия нового закона, является понимание требований к его ведению и составлению отчетности. В.А. Терехова раскрывает в целом новые требования к бухгалтерскому учету, выделяя новеллы, введенные законом[3]. В.Г. Гетьман акцентирует внимание на проблемах выполнения требования стоимостного измерения, порожденных экономическим кризисом[4]. Т.Ю. Дружиловская и Т.В. Игонина обособленно рассматривают особенности требований к учету обязательств[5].

Зачастую термин «требования» применяется к раскрытию содержания принципов и стандартов учета. Так, М.В. Мельник и Е.А. Мизиковский наряду с принципами-допущениями и принципам и правилами формулируют принципы-требования, основанные на критериях учетной политики и отчетности: осмотрительность (осторожность); приоритет содержания перед формой; полнота; своевременность; непротиворечивость; рациональность; объективность; существенность; периодичность наращивания[6].

В Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и российских стандартах по-разному трактуются требования осмотрительности и приоритета содержания перед формой, а сами МСФО группируют правила, в которых излагаются требования к составлению финансовых отчетов.

Различия между международными и российскими стандартами финансовой отчетности, выражающиеся в отсутствии в учете некоторых объектов, раскрывает Л.Я. Яковлева[7], Т.Г. Шешукова и С.В. Пономарева[8], а также С.В. Банк[9] описывают требования указанных стандартов к учету финансовых инструментов. Е.В. Саталкина выявляет соотношение принципов, допущений и требований в отечественных и зарубежных стандартах[10].

С позициями авторов можно согласиться в контексте проводимых ими исследований, но применительно к законодательству и нормативной базе бухгалтерского учета следует отметить, что принципы учета как таковые нормативно не закреплены, а в международных стандартах формулируются не требования в полном понимании этого слова, а правила отражения информации в финансовой отчетности. Установление требований — прерогатива законодательных и нормативных актов, носящих обязательный характер для экономических субъектов соответствующей юрисдикции.


Если пониманию требований к учету посвящено достаточно большое количество работ, то их систематизации уделяется недостаточно внимания. Один из немногочисленных подходов к решению этой проблемы еще до принятия Закона № 402-ФЗ[11] представлен В.И. Бобошко, который выделяет требования к учетной информации и учетной политике, а также к ведению учета на основе ранее действовавшего закона: обязательность применения двойной записи; отражение операций в бухгалтерском учете в рублях; ведение документации на русском языке; разделение текущих затрат на производство и затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями; обязательность документирования, систематизации и накопления информации в унифицированных формах документов и учетных регистрах; оценка объектов в денежном выражении; обязательность проведения инвентаризации; соответствие информации необходимым качественным характеристикам; формирование учетной политики[12]. Недостатком предложенного деления является неполный перечень требований без подразделения их по отношению к учету в целом, документации, учетной политике и отчетности, а также безотносительно к регулирующим бухгалтерский учет законодательно-нормативным актам.

Таким образом, до настоящего времени не предложено единой формулировки системы требований к бухгалтерскому учету в соответствии с Законом № 402-ФЗ. Для решения поставленной проблемы необходимо исследовать содержание соответствующих глав и статей этого документа.

Общие требования к бухгалтерскому учету содержатся в одноименной гл. 2 закона[13]. Следует отметить, что определение бухгалтерского учета, приведенное в документе ранее, разделяет объекты учета и требования к нему: «Бухгалтерский учет — это формирование… информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом…». В то же время сам перечень объектов изложен в ст. 5, открывающей гл. 2 Закона № 402-ФЗ. По-видимому, законодатель подразумевает, что учет должен охватывать указанные объекты, то есть поддерживает требование полноты, но напрямую конкретных требований данная статья не содержит.

Из содержания следующей статьи вытекают требования обязательности и непрерывности ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, а в ст. 7 «Организация ведения бухгалтерского учета» собраны основные требования к руководителю экономического субъекта, к главному бухгалтеру или лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и к его действиям в случае возникновения разногласий с руководителем экономического субъекта. Все эти положения нацелены на определение ответственных лиц и границ их ответственности. Закон № 402-ФЗ (ст. 8) [14] предъявляет также общие требования к учетной политике: самостоятельность ее формирования с учетом требований законодательства, федеральных и отраслевых стандартов, последовательность ее применения, обеспечение сопоставимости показателей.