Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Теоретические основы кадровой стратегии в системе стратегического управления).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы кадровой стратегии в системе стратегического управления
1.1 Персонал предприятия как объект управления в системе кадровой стратегии
1.2 Понятие и сущность кадровой стратегии и кадровой стратегии
1.3 Сущность и роль кадровой службы в системе достижения целей кадровой стратегии организации
2 Анализ практики управления персоналом на примере отеля «Мистер Жюлебин» г. Москва
2.1 Характеристика предприятия и системы управления персоналом
2.2 Анализ проблем системы управления персоналом предприятия мини отеля «Мистер Жюлебин»
3. Направления совершенствования кадровой стратегии предприятия
Перечень включенных в проживание услуг охватывает следующие опции: континентальный завтрак; сейф на Reseption; комната хранения багажа; Room service 24 часа; заказ такси; бронирование столика в ресторане; побудка по звонку; беспроводной интернет; постельные и банные принадлежности (смена раз в 3 дня); утюг; набор для шитья; медицинская аптечка; зонт; заказ билетов (театр, концерт, авиа и ж/д); парковка; прокат сигвеев.
Платные услуги: глажка; ассортимент киоска и напитков; организация трансфера; аренда автомобиля с водителем; организация экскурсионных поездок (город и пригороды); услуги гидов-переводчиков; дополнительная смена белья; химчистка, прачечная; визовая поддержка; регистрация иностранных граждан.
Стоимость проживания:
- номер класса «Стандарт»: от 2500 р в сутки, в зависимости от количества гостей;
- номер класса «Комфорт»: от 3500 р в сутки, в зависимости от количества гостей.
Стоимость может варьироваться в зависимости от сезона, в низкий сезон цены, как правило, немного ниже.
Таким образом, в отеле ведется грамотная ценовая политика, соответствующая сезонной конъюнктуре, т.к. в высокий сезон поток туристов увеличивается в разы, и все номера в петербургских гостиницах забронированы на месяцы вперед. Соответственно и в небольших отелях жизнь кипит, и один поток туристов сменяется другим. Тем не менее лето проходит и высокий сезон постепенно сменяется низким. Вследствие этого, туристов становится меньше, а с уменьшением туристического потока и уровень заполняемости отелей – ниже.
В минувший сезон традиционно много было туристов из Китая, Испании, Индии, также посещали отель и россияне. И надо сказать, что у многих деловых туристов вошло в хорошую привычку останавливаться именно в «Мистер Жюлебин», нет необходимости снова перечислять все его достоинства.
На наш взгляд организационная структура предприятия является линейной. Данная структура – самая простая, она состоит из руководителя и нескольких подчиненных в данном отеле. Общее количество персонала предприятия – 7 человек (директор, управляющий, три администратора и 2 горничных). Рисунок 3 отображает структуру мини отеля «Мистер Жюлебин».
Горничная
Горничная
Генеральный директор (собственник)
Управляющий
Администраторы
Рисунок 3 – Организационная структура Мини отель «Мистер Жюлебин»
Достоинства данной линейной структуры, применительно к мини отелю, заключаются в следующем:
1) простота в управлении малым коллективом;
2) быстрое реагирование на распоряжения управляющего;
3) простая иерархическая структура;
4) личная ответственность руководителя за выполненную работу.
Также существуют и недостатки:
1) несколько размыты рамки ответственности, в связи с тем, что у разработчика управленческого решения ограничена возможность реализации его в жизнь;
2) большой объем работ у одного исполнителя;
3) авторитаризм в управлении;
4) стратегическое планирование может уступать в угоду оперативному;
5) неприспособленность к меняющейся внешней среде.
Следует отметить, что данная структура наиболее приемлема для мини отеля, т.к. сотрудников не может быть много по определению, и при грамотном менеджменте работа должна исполняться четко, качественно и в срок.
Главной задачей является установление взаимоотношений полномочий, связывающих директора с подчиненными. Полномочия делегируются по вертикали работнику, который выполняет их в соответствии со своими должностными инструкциями.
В компетенцию управляющего мини-отелем входит контроль соблюдения качества предоставляемых услуг, контроль качества работы обслуживающего персонала, контроль соблюдения санитарных и противопожарных правил, контроль за расходованием выделяемых под отчет средств, выполнение некоторых бухгалтерских функций, также управляющий ответственен за исправность всего имеющегося оборудования. Управляющий должен оперативно реагировать на любую нестандартную ситуацию и вовремя урегулировать ее. Таким образом, управляющий является правой рукой руководителя индивидуального предприятия, который, в силу своей компетенции осуществляет надлежащий контроль деятельности мини-отеля. В мини-отеле нет службы охраны, поэтому, в случае необходимости, персонал звонит в полицию, руководствуясь специальной инструкцией, разработанной директором.
В мини-отеле также не предусмотрена собственная техническая служба, отвечающая за инженерную эксплуатацию здания. При возникновении поломок какого-либо оборудования вызываются сторонние специалисты для устранения аварийных ситуаций.
Кадровые ресурсы предприятия охарактеризуем за период 2014-2017 гг. Для облегчения характеристики сформируем таблицу 1, где отобразим структуру персонала по видам персонала и динамику изменений. Это даст возможность выявить абсолютные и относительные изменения.
Таблица 1 - Обеспечение предприятия мини отель «Мистер Жюлебин» персоналом, чел.
Персонал |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Абсолютные отклонения (2016/2017) |
Относительные отклонения % (2016/2017) |
Всего персонала , в т.ч. |
6 |
6 |
6 |
7 |
1 |
16,7 |
- руководители |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- админперсонал |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
33,3 |
- рабочие |
3 |
3 |
3 |
2 |
-1 |
-33,3 |
Сведения, приведенные в таблице, позволяют судить, что в 2017 году численность персонала предприятия Мини отель «Мистер Жюлебин» увеличивается на одного человека. Для предприятия это существенное повышение при общем количестве персонала в 7 человек. Увеличилось число администраторов на 1 человека – введена должность старшего администратора, который работает на постоянной основе только днем. Старший администратор контролирует процесс обслуживания гостей, следит за выполнением функциональных обязанностей администраторами и ведет практически всю текущую работу предприятия. Снижена численность рабочих – горничных на 1 человека, так как для качественного обслуживания 7 номеров и прилегающей территории достаточно 2 человека.
Охарактеризуем персонал предприятия пол возрасту. Это даст возможность вывить тенденции в этом вопросе и сформировать политику по отношению к персоналу в части его замены, вывода, подготовки новых специалистов (табл.2).
Таблица 2 – Возраст сотрудников мини отеля, %
Возраст |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
18 – 20 лет |
- |
- |
- |
- |
20 - 30 лет |
42.6 |
42.6 |
42.6 |
56.8 |
31 - 40 лет |
14.8 |
14.8 |
14.8 |
14.8 |
41 - 50 лет |
42.6 |
42.6 |
42.6 |
28.4 |
Анализ данных по возрастной структуре персонала говорит о том, что на предприятии представлены возрастные группы от 20 до 50 лет. Обращает на себя внимание персонала категории менее 20 лет. Это не удивительно, так как на предприятии необходимы работники с рабочим и житейским опытом. Таким образом, руководство предприятия стремиться подобрать работников которые будут эффективно выполнять возложенные на них обязанности и имеющие устоявшиеся стереотипы по отношению к предприятию.
Далее, рассмотрим структуру персонала по образованию. Для анализа этой области составляем таблицу 3, в которой в динамике за период 2014-2017 годов отражаем особенности персонала связанные с уровнем образования. В этой сфере есть свои особенности. В первую очередь необходимо отметить, что большинство персонала имеет высшее образование. Это все администраторы, кроме одного (имеет неоконченное высшее) директор и собственник предприятия. Среднее образование имеет одна горничная, вторая имеет средне-специальное.
Таблица 3 – Уровень образования сотрудников мини отеля, %.
Вид образования |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Среднее |
16,7 |
16,7 |
16,7 |
14,3 |
Средне-специальное |
16,7 |
16,7 |
16,7 |
14,3 |
Неоконченное высшее |
16,6 |
16,6 |
16,6 |
14,3 |
Высшее образование |
50 |
50 |
50 |
57,1 |
В целом это позволяет персоналу качественно выполнять свои обязанности, причем необходимо отметить, что управляющий и 2 администратора знают иностранные языки. Графически динамика персонала по образованию отражена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Изменение образовательной структуры персонала по категориям на протяжении 2014-2017 гг. (%)
Совершенно очевидно, что на протяжении всего исследуемого периода уровень образования персонала остается практически на одном уровне, за исключением 2017 года, когда добавляется один сотрудник с высшим образованием.
Проанализируем структуру персонала по стажу работы. Этот показатель во многом определяет такую характеристику персонала как постоянство. К тому же анализ структуры персонала по стажу работы указывает на стабильность работы организации. Полученные данные в ходе анализа заносим в таблицу 4.
Таблица 4. – продолжительность работы на предприятии, %.
Стаж роботы |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Меньше года |
16,7 |
16,7 |
33,3 |
28,5 |
1 – 3 года |
16,7 |
16,7 |
33,3 |
28,6 |
3 -5 лет |
50 |
50 |
16,7 |
28,8 |
5 – 10 лет |
16,6 |
16,6 |
16,7 |
14,2 |
Цифры свидетельствуют о том, что значительная часть персонала работает в условиях предприятия от 3 до 5 лет. Это практически половина за период 2014-2015 гг. Это говорит о том, что персонал компании заинтересован в работе и предприятие проявляет достаточную заботу о своих работниках, которые в свою очередь отвечают ей преданностью. Однако в 2017 году структура персонала по стажу работы несколько выравнивается и становится одинаковой в первых трех категориях. Снижается количество персонала, имеющего стаж работы от 1 до 3 лет, а удельный вес персонала проработавшего 1-3 года снижается. В целом такое перераспределение удельного веса персонала произошло за счет появления в штате новой должности – старшего администратора.
Одним из важнейших показателей, характеризующих работу менеджмента с персоналом, является анализ его движения за определенный отрезок времени. В нашем случае это 2014-2017 гг. Данные расчетов заносим в таблицу 5.
Рассмотрим таблицу 5. В первую очередь это касается текучести кадров. Так как для бесперебойной работы предприятия необходимы специалисты достаточно высокой квалификации, частая смена которых может привести к срыву производственного процесса, что негативно скажется на общей результативности, принимаем текучесть кадров оптимальную для предприятия в пределах 5-10 процентов (естественная текучесть).
Изучая данные таблицы 5. можно сделать вывод, что начиная с 2014 года, текучесть кадров сравнительно высока, достигая своего пика в 2017 году, что составляет 28,6 процента. Рост по сравнению с 2016 годом в относительном выражении составил 71,3%. Это достаточно опасная тенденция для предприятия, что предполагает необходимость более детального рассмотрения.
Таблица 5 – Данные по движению кадров Мини отель «Мистер Жюлебин» за 2014 - 2017 годы (чел.)
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение |
Темп роста |
+ - |
% |
|||||
Средняя численность персонала |
6 |
6 |
6 |
7 |
1 |
16,7 |
Поступило на работу |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
Выбыло по разным причинам |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
100 |
- по собственному желанию |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
100 |
- за нарушения трудовой дисциплины |
||||||
Коэффициент оборота по приему % |
16,7 |
16,7 |
16,7 |
14,3 |
-2,4 |
-14,3 |
Коэффициент оборота по выбытию % |
16,7 |
16,7 |
16,7 |
28,6 |
11,9 |
71,3 |
Коэффициент текучести кадров % |
16,7 |
16,7 |
16,7 |
28,6 |
11,9 |
71,3 |
Коэффициент общего оборота % |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
42,9 |
9,6 |
28,8 |