Файл: Мотивация персонала в условиях неопределенности (Основные теории мотивации мотивация персонал материальная).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Опасность экономического кризиса для компаний заключена не только в финансовых проблемах и ослаблениях позиций на рынке, но и потерей квалифицированных специалистов, без которых невозможно удачно вести бизнес. К тому же потерять специалиста можно как в прямом, так и в переносном смысле этого слова, когда снижается его трудоспособность, инициативность. Людей беспокоят выплаты по кредитам, снижение уровня заработной платы на фоне роста обязанностей и необходимости работать сверхурочно, продиктованные сокращением штата персонала или текучестью кадров, теряется уверенность в завтрашнем дне. В сложившихся обстоятельствах настроение и мотивация у сотрудников совершенно не способствуют тому, чтобы они были оптимистичны и настроенные «свернуть горы». Напротив, повышается их тревожность, вследствие чего даже те ситуации, на которые они раньше просто не обращали внимания или не воспринимали близко, теперь наводят на различные размышления и способны подтолкнуть к радикальным решениям. И для того чтобы сохранить имеющиеся кадры, мотивация персонала выступает как основное средство обеспечения оптимального использования ресурсов, с целью повышения общей результативности и прибыльности деятельности организации. Очень важно сохранить ценные кадры и побудить их к эффективному выполнению своих непосредственных обязанностей.

В период экономического кризиса применение различных методов мотивации выявляет как положительные, так и отрицательные аспекты, и это естественный процесс. Определенной модели мотивации персонала, которая отвечала бы разнообразным требованиям, о наиболее эффективных методах, ни теория, ни практика управления дать не могут. Существующие модели мотивации весьма разнообразны по своей направленности и эффективности. Только осознав, что движет человеком, поняв его мотивацию, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого необходимо знать, каким образом возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Выбор метода мотивации зависит от руководителя, он должен сам определить, каким образом мотивировать каждого своего сотрудника для выполнения главной задачи — выживания предприятия в создавшихся условиях кризиса.

Процессы мотивации и стимулирования могут противостоять друг другу. Например, рост номинальной заработной платы на 10% при инфляционном повышении цен в стране на 20% не только не вызывает повышения трудовой мотивации, но и снижает ее, так как реальная заработная плата работника снизилась на 10%. Механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.[1]


Избранная тема исследования весьма актуальна, и установив круг проблематики, определим цель исследования данной курсовой работы – анализ сущности и методов мотивации персонала, и также возможность совершенствования процессов мотивации работников в создавшихся ныне условиях экономического кризиса.

Объектом исследования является мотивация персонала компании в условиях неопределенности.

Предметом исследования является проблемы мотивации персонала в условиях неопределенности и их решения.

Задачи моей курсовой работы: рассмотреть сущность мотивации персонала в системе управления и как можно точнее охарактеризовать методы мотивации персонала.

Глава 1. Основные теории мотивации мотивация персонал материальная

1.1 Теории психоанализа и научения

1) Теория З.Фрейда: на поведение человека влияют неосознанные, подсознательные мотивы, определить которые можно по содержанию снов; поведение личности нельзя объяснить на основе того, что мы видим; человек сам не может объяснить свои поступки, так как они в большей мере бессознательны.

2) Теория А. Адлера: люди строят своё поведение из расчёта максимального уровня своих потенциальных возможностей; слабые люди испытывают комплекс неполноценности и пытаются компенсировать его стремлением к лидерству или руководству.[2]

3) Теория Э. Фрома: личность - отражение воспитания и отношений в детстве; личность - прямое отражение межличностных связей; личность есть отражение между психическими процессами и социальными условиями. В процессе мотивации следует учитывать состояние компонентов «Я - концепции» человека - «Я – в прошлом» и «Я – социальное».

4) Теория К.Г. Юнга: в одной личности существуют две тенденции поведения, одна из которых доминирует, - экстраверты и интроверты.[3]

Теории психоанализа являются, можно сказать, отправной точкой мотивационных теорий.

Теории научения:

1) Теория И.П. Павлова: в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, т.е., изменяя физиологические факторы, можно влиять на психологическое состояние человека и его мотивы деятельности.


2) Теория Дж. Б.Уотсона: любое поведение можно описать в терминах стимулов и реакций. Правильный выбор стимула – гарантия нужной ответной реакции человека.

3) Теория Б.Ф. Скиннера: существует два типа реакций в ответ на внешние стимулы: ответные и автоматические; оперативные реакции усиливаются при позитивном воздействии, ослабевают при негативном воздействии. Следует руководить человеком с опорой на положительные результаты его деятельности.

4) Теория К.Левина: неадекватная система поощрений и наказаний порождает организационные конфликты. Нужно, чтобы выбранные поощрения и наказания не оставляли возможности выбор альтернативы, находящейся вне сферы интересов организации.

Важным аспектом теорий научения, на мой взгляд, безусловно, является придание значения таким понятиям как стимул, реакция, что весьма актуально в условиях экономического кризиса, эффективная мотивация на сегодняшний день напрямую зависит от правильно подобранного стимула, за которым последует нужная реакция.

1.2 Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации базируются на психологических исследованиях, которые представлены работами Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда и Фредерика Герцберга. Теории мотивации данных представителей были сфокусированы на выявлении человеческих потребностей. Потребности – это воспринимаемый недостаток чего – либо, побуждающий индивидуума к действию. Первичные потребности закладываются генетически, а вторичные вырабатываются с опытом. Потребности можно удовлетворить путем вознаграждения, которое работник воспринимает как ценное для себя.[4]

1) Иерархия потребностей по А. Маслоу

По теории Маслоу пять базовых потребностей человека – физиологические, в защищенности, социальные, в успехе и в самореализации – образуют четкую иерархию. Потребности высших уровней не мотивируют человека до тех пор, пока, как минимум частично, не будут удовлетворены потребности низшего уровня. Но эта иерархия не является строгой. Главная же претензия к теории Маслоу – это то, что данная теория не учитывает индивидуальные различия между людьми. В общем и целом данная теория дает возможность менеджеру сделать вывод о том, что разные сотрудники имеют разные преференции относительно вознаграждений, и разные люди стремятся к разным благам, и если нужно эффективно мотивировать сотрудников, то необходимо знать их потребности.[5]


2) Теория потребностей Дэвида Мак - Клелланда

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида Мак - Клелланда. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию.

При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию, есть его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

3) Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

Герцберг, в свою очередь, сделал вывод, что на удовлетворение потребностей влияют факторы рабочей среды. Гигиенические факторы (зарплата, условия труда, межличностные взаимоотношения и характер контроля) лишь предотвращают возникновение чувства неудовлетворенности человека работой. Чтобы мотивировать работника к труду, необходимы мотиваторы: ощущение успеха, повышение по службе, признание заслуг, ответственность и возможность роста.

Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начинает лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.

1.3 Процессуальные теории мотивации

Дальнейшие исследования показали, что для полноценного объяснения механизма мотивации надо учитывать множество поведенческих факторов и факторов среды. Эти выводы привели к разработке процессуальных теорий мотивации. Процессуальные теории рассматривают мотивацию с другой точки зрения. Они описывают, что направляет поведение на достижение той или иной цели и как человек выбирает ту или иную модель поведения.

Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.[6]

1) Теория ожиданий

Теория ожиданий Виктора Врума, базируется на идее, что человек направляет свои действия на достижение какой-либо цели, только если ожидает, что это с большой степенью вероятности позволит ему удовлетворить свои потребности. Мотивация зависит от ожиданий относительно соотношений «усилия – результаты», «результаты – вознаграждения» и валентность вознаграждения. Мотивация будет наиболее эффективной, если индивидуум верит, что его усилия непременно позволят ему достичь целей и в результате обеспечат ценное для него вознаграждение. В противном случае мотивация ослабевает.


2) Теория справедливости

Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Теория справедливости гласит, что люди субъективно оценивают соотношение вознаграждения к усилиям и сравнивают его с тем, что, по их восприятию, за такие же усилия получили другие работники. Если вознаграждение воспринимается как несправедливое, это приводит к психологическому напряжению работника.

3) Теория мотивации Портера – Лоулера

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости Модель Порта-Лоулера базируется на идее, что мотивация зависит от потребностей, ожиданий и воспринимаемой справедливости вознаграждения. Результаты деятельности работника обусловлены его усилиями, чертами его характера, его способностями и восприятием им своей роли. Усилия зависят от воспринимаемой работником ценности вознаграждения и от его уверенности в том, что оно будет получено. Согласно данной модели результаты труда ведут к удовлетворенности работника, а не наоборот.

4) Отечественные теории

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности. Производственные проблемы они не рассматривали. Однако все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.

Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств, другого невозможно.

Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.

Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно, и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.[7]