Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятия, функции и источники авторского права
1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права
2. Виды объектов авторского права
3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
1. Виды субъектов авторского права и его возникновение
2. Соавторы как субъекты авторского права. Составители как субъекты авторского права.
Введение
Отличительным объектом права литературной собственности являлись списки древних рукописей. Первый издатель рукописи приобретал монопольное право на сам письменный источник. Исторически авторское право в современном своем виде сформировалось несколько веков назад и включает в себя право самого автора указывать свое авторство. Оригинальное произведение всегда признавалось объектом права (и пользовалось защитой от перепечаток). Пользовались защитой в качестве объекта права такие виды литературной собственности, как: сборники речей, лекций, проповедей, письма и дневниковые записи, не предназначавшиеся к опубликованию. С 1830 года владельцами права литературной собственности признавались сочинитель, переводчик, первый издатель произведений, «сохранившихся одним устным преданием» и древних рукописей, а также авторы произведений.
В данный момент авторское право является основным механизмом защиты прав деятелей науки и культуры. Понятие авторского права напрямую в Конституции не упоминается. Однако некоторым упоминанием об авторском праве можно расценить норму, гарантирующую творческую деятельность и интеллектуальную собственность: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Международное авторское право - область в системе международного частного права, а точнее - это часть международного права интеллектуальной собственности. Международное авторское право - это есть система межгосударственных соглашений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав.
Перенесение произведений литературы и искусства в цифровую среду создают условия для нового этапа развития и понимания проблемы интеллектуальных прав в пространстве интернет. Концепция абсолютной свободы использования произведений в Интернете приходит в прямое противоречие с положениями авторского права. Право автора, чьим творческим трудом создаются произведения, получать материальное возмещение от их использования оказывается незащищенным. По определению Всемирной Организации Интеллектуально Собственности авторское право и смежные права - это правовые концепции и инструменты, которые, уважая и охраняя права создателей на их произведения, вносят свой вклад в культурное и экономическое развитие наций. Как бы законодатель не стремился должным образом урегулировать авторское право, он не успевает за стремительно развивающимися современными технологиями, охватывающими все сферы авторского права. Отсюда новое развитие законодательства об авторском праве, учитывающее применение технологий при создании произведений.
Проблема баланса интересов автора и общества становится важнейшей, как для законодателя, так и для интернет-сообщества, а также необходимых действий по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики для обеспечения эффективной защиты авторских прав.
В послании лидерам «Большой двадцатки» Президент РФ Дмитрий Медведев предложил свободно использовать объекты авторских прав в Сети, если нет заявления правообладателя об обратном. Об этом говорится в послании российского президента, опубликованном на сайте Кремля. Медведев предложил мировым лидерам подумать о кардинальном обновлении регулирования авторских прав в интернете. «Старые принципы охраны интеллектуальной собственности, создававшиеся в совершенно другом технологическом контексте, в складывающихся условиях больше не работают, что требует определения новых концептуальных механизмов международного регулирования творческой деятельности в сети интернет», - говорится в послании лидерам G20.
В послании Медведев делится «российским видением создания новой концепции использования и охраны результатов творческой деятельности в сети Интернет». Президент выделяет три подхода. По мнению Медведева, государство должно устанавливать определенный уровень правовой охраны объектов авторского и смежных прав в сети Интернет и предоставлять правообладателю возможность выбирать такую модель охраны своего произведения, которая будет наилучшим образом отвечать его интересам. «Важным элементом нового подхода к охране авторского и смежных прав могло бы стать введение презумпции, согласно которой использование объектов авторского и смежных прав в сети Интернет считалось бы свободным, если правообладатель не заявит об обратном. При этом должно быть предусмотрено установление минимального уровня защиты, не требующего заявления правообладателя», - говорится в послании. Информационные посредники в сети Интернет (операторы связи, владельцы интернет-сайтов и доменных имен и т.д.) должны нести ответственность за нарушение авторского права и смежных прав на общих основаниях при наличии вины, за исключением ряда особо устанавливаемых случаев (например, если они не знали и не должны были знать о незаконности контента), пишет глава государства. Медведев направил послание руководителям стран «Группы двадцати» о новой концепции использования и охраны результатов творческой деятельности в глобальной сети. Впервые на международном уровне проблему регулирования в интернете Медведев озвучил на саммите G8 (государства - члены «группы восьми) в Довиле в мае 2011 г. Он тогда назвал «консервативной позицией» мнение о том, что «интеллектуальная собственность должна охраняться и внутри интернета». По итогам саммита G8 революционных изменений в авторском праве не произошло даже в России.
По поручению Медведева Минкомсвязи разработало проект поправок в Гражданский кодекс, дополняющих 69-ю главу (ст. 1235-1239) положением об упрощенном порядке заключения лицензионных договоров присоединения в отношении использования объектов авторских и смежных прав. Обновления преимущественно коснутся первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, но в связи с этими изменениями произойдет «изменение» специальных норм второй, третьей и четвертой частей Кодекса. При этом разработчики концепции исходят из того, что гражданское законодательство России должно быть эффективным, современным и соответствующим характеру современной мировой экономике.
Осуществление сегодняшних предложений Медведева потребует внесения изменений в Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений и другие договоры, определяющие современный международно-правовой консенсус. У нашей страны в разработке есть и проект поправок, и возможный новый договор. Затронутый вопрос имеет большое практическое значение для объектов авторского права, которые охраняются международным авторским правом.
1. Понятия, функции и источники авторского права
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.
Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.
Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.
Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.
Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273-1280).
Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).
Интеллектуальные права включают в себя:
исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ);
личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ);
иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).
Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.
Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.
Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.
Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.
2. Источники авторского права
Источниками авторского права являются принятые на основе Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов государственной власти. Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы. Основными актами являются:
Федеральный закон от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. от 19 июля 1995 г.);
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. №1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»;
Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. №556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. №982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности»; Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» и др.
Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия. К таким источникам относятся: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с изм. от 2 октября 1979 г.);
Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (с изм. от 24 июля 1971 г.); Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (от 24 сентября 1993 г.) и др.
Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам авторского права норм Гражданского кодекса РФ, поскольку напрямую кодекс не регулирует авторских прав, или каким-либо иным образом регламентирует права на произведения. Однако, нормы многих институтов гражданского права применимы к авторским правоотношениям. В частности ГК РФ определяет, с какого возраста гражданин может осуществлять права автора; в какую очередь осуществляются выплаты по авторским договорам; относит право на авторство к нематериальным благам. Таким образом, отдельные нормы ГК РФ на наш взгляд являются источником авторского права. Центральное место среди источников авторского права - занимает Закон «Об авторском праве и смежных правах». Закон, как это следует из ст. 1, регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). С момента принятия Закон был несколько раз серьезно изменен - законодатель старался сделать правовые конструкции более ясными, доступными, избавить Закон от противоречий и двусмысленностей, устранить пробелы и обеспечить работоспособность всех его ключевых норм. Далее, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных. В число иных законодательных актов, являющихся источниками авторского права необходимо включить Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», глава IV которого регулирует авторское право на произведения архитектуры. В число источников авторского права не входит Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 года, поскольку законодатель не относит топологии интегральных микросхем к объектам, охраняемым Законом об авторском праве и смежных правах. В число иных законодательных актов, составляющих источники авторского права необходимо включить подзаконные нормативные акты. В частности можно выделить: