Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятия, функции и источники авторского права
1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права
2. Виды объектов авторского права
3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
1. Виды субъектов авторского права и его возникновение
2. Соавторы как субъекты авторского права. Составители как субъекты авторского права.
Иные правопреемники. Помимо наследников, авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров.
Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах. От указанных организаций, являющихся производными обладателями авторских прав, следует отличать организации, которые приобретают авторские права в силу прямого указания закона и поэтому считаются их первоначальными обладателями. К ним относятся, например, организации-работодатели, по служебному заданию которых созданы авторские произведения. Имущественные права подобных организаций, как правило, гораздо шире аналогичных прав, приобретаемых у авторов организациями-правопреемниками. Особые правила установлены ст. 1296 и 1297 ГК в отношении программ для ЭВМ и баз данных, созданных по заказу или при выполнении работ по договору. В первом случае исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, а во втором - подрядчику (исполнителю), если договором не предусмотрено иное. В обоих случаях другая сторона (соответственно исполнитель или заказчик) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать программу для ЭВМ или базу данных для собственных нужд (в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор) на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права. Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репродуцирование и др.).
Коллективное управление авторскими правами - относительно новое для российского авторского права юридическое явление, начало которому было положено Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
В роли таких иных субъектов прежде всего выступают издательства, театры, киностудии и иные организации, занимающиеся использованием произведений науки, литературы и искусства. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и их наследниками авторских договоров. Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными договорами и в установленных ими пределах.
Разумеется, к правопреемникам авторские права переходят не в полном объеме. Так, не могут перейти ни по наследству, ни по договору, ни по другим указанным в законе основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя. Объем иных переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором и зависит от типа последнего.
Правопреемниками российских авторов могут быть как российские, так и иностранные юридические лица и граждане. При этом договоры с последними могут заключаться как при посредничестве авторско-правовых организаций, так и напрямую. Правомерно приобретенные авторские права правопреемников признаются и охраняются наравне с правами самих авторов.
Российские власти заинтересованы в улучшении правоприменения в сфере интеллектуальной собственности, заявил премьер-министр Владимир Путин на встрече с гендиректором Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Фрэнсисом Гарри. «Мы заинтересованы в том, чтобы всю нормативную и правовую базу привести в соответствие с жизнью, и имеющуюся практику подстроить под нормативную базу», - сказал Путин. По его словам, российские правоохранительные органы также «предпринимают серьезные усилия и работают с результатом». Глава правительства также отметил, что Россия «со многими партнерами ведет диалог в ходе ВТО по этой тематике». Он добавил, в связи с этим, что в этой сфере уже принят ряд капитальных решений, в том числе четвертая глава Кодекса об административных правонарушениях.
Заключение
Так, сущность авторского права заключается в охране формы произведения, потому что форма имеет приоритет в авторском праве. Из этого не следует безразличное отношение права к содержательной стороне объекта, без которого его существование невозможно. А содержание, соответственно, состоит из объектов, субъектов и их прав. Гражданско-правовая охрана авторских прав обеспечивается национальным и международным законодательством. Под охраной авторских прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов авторского права и прав субъектов, с ними связанных. Способы защиты авторских прав полностью устанавливаются в национальном законодательстве (ЗоАП, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ).
Нарушения авторского права бывают совершенно различными: начиная от невыплаты вознаграждения автору и бездоговорного использования произведения, заканчивая откровенным плагиатом и даже «пиратством». Важность данной темы определяется еще и тем, что в последнее время в России, по разным оценкам, ущерб, наносимый государству от неуплаты налогов в аудио- и видеопиратстве, ежегодно оценивается в сумму не менее одного млрд долл. А в области книжного дела, по мнению специалистов, около 40% книг, продаваемых в России, переводится, издается и продается с нарушениями прав авторов и издателей. В итоге авторы и издатели, а вместе с ними и госбюджет, теряют миллиарды рублей. Возникает вопрос: что делать и какие шаги предпринять для борьбы с явными нарушениями авторских прав?
Первый шаг уже сделан - в России почти создана законодательная база по охране авторских прав. Несмотря на ее недостатки, правовую базу следует только дополнять различными нормативными актами, и она будет совершенствоваться. По моему мнению, помимо систематического внесения изменений в ЗоАП, т.к. необходимо ввести в Гражданский кодекс главу, посвященную непосредственно интеллектуальной собственности. Кодификация законодательства по данной теме в нашей стране необходима. Слишком многочисленные недоразумения и трудности стала порождать система существования обособленных актов.
Вторым шагом, который должен помогать развитию охраны и защиты авторских прав, являются государственные меры, направленные на создание правоприменительного механизма. Это означает, с одной стороны, государственную поддержку творческой деятельности авторов и исполнителей, а с другой - активизацию деятельности обществ по коллективному управлению имущественными правами обладателей авторских прав (в частности РАО). При этом имеется в виду обязательное совершенствование форм и методов государственного контроля и надзора за деятельностью таких обществ. Однако исходя из практики, можно сделать вывод, что одними гражданскими санкциями, которые по силам РАО, нарушения в сфере авторского права искоренить нельзя. Так же нужно усиление работы правоохранительных органов, МВД, а также Минпечати, Минкультуры, Минюста и МИДа.
Наконец, для охраны и защиты авторских прав необходимо повысить уровень правовой культуры авторов и правоприменителей, а также, усилить подготовку юристов в данной сфере, ведь от специалиста по интеллектуальной собственности требуются знания не только национального законодательства, но и международного. Дальнейшие перспективы работы в этом направлении - это совершенствование охраны авторских прав с акцентом не только на нужды и потребности авторов, но и на тесное мировое сотрудничество государств.
В заключение вышеизложенного можно сделать вывод, что если охрана авторских прав считается целесообразной для успешного развития страны (а это подтверждается современной историей развития законодательства в Российской Федерации), то чем в большей степени будут охраняться авторские права, тем выше будет отдача общества для укрепления и развития культурного, научного, технического и других потенциалов страны.
Список использованной литературы:
1.Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) Бюллетень международных договоров. - 2003 г. - №9. - с. 3. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР, 1973 г., - №24 - Ст. 139.
2.Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 15 апреля 1994 г. // Всемирная торговая организация: документы и комментарии»/ Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.
3.Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма. - 2003.
.Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма. - 2003.
.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Всемирная торговая организация: документы и комментарии»/ Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.
.Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1991 г., вып. XLV, с. 492.
.Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.) // Бюллетень международных договоров. - август 1999 г. - №8.
.Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.) // Бюллетень международных договоров. - июль 2005 г. - №7.
.Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма. - 2003.
.Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 25 декабря 2006 г. - №52 (часть I) - Ст. 5497.
.Федеральный закон от 20 июля 2004 г. №72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // СЗ РФ. - 26 июля 2004 г. - №30. - Ст. 3090.
.Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета. - 20 октября 1992 г.
.Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» // Российская газета. - 21 октября 1992 г.
.Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации - 12 августа 1993 г. - №32 - Ст. 1242.
.Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1994. - №2.
.«Авторское право». Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Том XI Общественно-юридический. 2-й полутом. - Типография т-ва Сытина. М.
.Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав Журнал российского права, 2001 - №8.
.Близнец И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы. - М., 2001.
.Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Юристъ, 1999.
.Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004
.Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М.: Юридическая литература, 1988.
.Гражданское право. Т.1 / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова - М.: Волтерс Клувер, 2009.
.Дворников Д. Гришаев С.П. Авторское право. - М.: Норма, 2011 г.
.Международно-правовые вопросы защиты интеллектуальной собственности. ВТО и ВОИС.
.Еремин А.В. Изменение роли Бернской конвенции в международной охране авторских прав // Гражданин и право - 2006 - №7.
.Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с фран. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. - М.: Междунар. отношения, 2011.
.Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. М., 2002.