Файл: Классификация и виды акций. Оценка..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмитент регламентирует тот период, за который они могут накапливаться. Если их выплата не происходит по истечении данного срока, инвестор получает право голоса на собраниях до того момента, пока не получит положенные ему дивиденды.

2 Преимущества и недостатки привилегированных акций.

Сильные стороны:

- больше дивидендов, чем для обыкновенных акций;

- больше шансов возвратить свои деньги или их часть, чем у простых акционеров, если компания стала банкротом.

Слабые стороны:

- дивиденды облагаются по той же ставке, что и прибыль, так что, чем их больше, тем выше налоговая ставка;

- прибыльность привилегированных акций практически такая же, как у корпоративных облигаций, но последние более дешевые и менее рискованные;

- в большинстве случаев компания всегда оставляет за собой право выкупа привилегированных акций.

Привилегированные акции больше по своим характеристикам похожи на облигации, так как приносят фиксированный дивидендный доход. Но всегда есть возможность конвертации (если такая характеристика предусмотрена) и получения прибыли от прироста рыночной цены. В любом случае, для активного трейдера привилегированные акции не являются базовым инструментом, но о них следует знать и помнить, поскольку это основы биржевой торговли, и вы всегда можете разнообразить свою торговлю.

Но кроме этих видов акций, нужно обратить внимание на другие основные признаки, по которым можно классифицировать акции:

По способу первичного размещения при выпуске:

Акции, размещаемые по открытой подписке - эмитируются в форме открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов с использованием рекламы.

Акции, размещаемые по закрытой подписке — эмитируются в форме закрытого (частного) размещения ценных бумаг. Без рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного круга инвесторов в пределах ограниченной суммы.

По способности свободно обращаться:

Акции открытых акционерных обществ (ОАО) — могут распространяться как через открытую, так и закрытую подписку. Количество акционеров в ОАО не ограниченно.

Акции закрытых акционерных обществ (ЗАО) — могут распространяться только среди его учредителей или определенного круга лиц. ЗАО не имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции, а акционеры имеют преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами. Владельцы акций ЗАО, продавая их должны письменно известить и общество и остальных акционеров о цене и условиях продажи.


Количество акционеров в ЗАО не должно превышать пятьдесят человек.

По стадии выпуска акций в обращение и их оплаты:

Объявленные - предельное число акций соответствующего типа, которые могут быть выпущены акционерным обществом дополнительно к уже размещенным акциям. Порядок и условия размещения объявленных акций определяется Уставом акционерного общества.

Размещенные — акции, приобретенные акционером.

Полностью оплаченные - это размещенные акции, по которым владелец произвел полную оплату денежными средствами или неденежными активами.

От порядка владения:

Именные акции — переход от акционера к акционеру обязательно фиксируется в реестре акционерного общества. В настоящее время в России выпускаются только именные акции.

На предъявителя — права владельца подтверждаются предъявлением ценной бумаги.

В зависимости от формы выпуска:

Документарные — владелец акций устанавливается на основании предъявления сертификата ценной бумаги или на основании записи по счету депо. Документарные акции в настоящее время редки — они не удобны, их успешно заменяют бездокументарные.

Бездокументарные — владелец устанавливается на основании записи в реестре владельцев ценных бумаг или на основании записи по счету депо.

3  Реквизиты акций

Акция – это ценная бумага, которую выпускает акционерное общество. Она закрепляет права ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является формальным документом, поэтому согласно определению ценной бумаги должна иметь обязательные реквизиты. Согласно существующим нормативным документам бланки акций должны содержать следующие реквизиты:

- фирменное наименование акционерного общества и его местонахождение; эмиссионная ценная акция

- наименование ценной бумаги – «акция»;

- ее порядковый номер;

- дату выпуска;

- вид акции (простая или привилегированная);

- номинальную стоимость;

- имя держателя;

- размер уставного фонда на день выпуска акций;

- количество выпускаемых акций;

- срок выплаты дивидендов и ставка дивиденда только для привилегированных акций;

- подпись председателя правления акционерного общества;

- место печати, предприятие-изготовитель бланков ценных бумаг.

Кроме того, возможно указание регистратора и его местонахождение и банка-агента, производящего выплату дивидендов.


Акция может быть выпущена как в документарной (бумажной, материальной) форме, так и в бездокументарной форме – в виде соответствующих записей на счетах. При документарной форме выпуска акций возможна замена акции сертификатом, который представляет собой свидетельство о владении названным в нем лицом определенного количества акций. При полной оплате акций акционер получает один сертификат на все количество приобретенных им акций. Сертификат акций должен содержать те же реквизиты, которые характерны для акции, а также указание на количество акций, которые принадлежат владельцу (акционеру)[1].

4 Оценка акций

Оценка акций – первый шаг к разумному инвестированию денежных средств. Когда инвестор предпринимает попытки к оценке акций, основанные на каких-то фундаментальных законах и принципах, это помогает ему принять разумное решение о том, какие акции в данный момент нужно покупать, а какие – продавать.

Если же во время оценки акций забывать об основных правилах или проявлять некую неосведомленность в данной сфере, то можно подвергнуться риску заблудиться во множестве предложений и сомнений, в постоянно меняющихся рейтингах и экономических ситуациях. Кроме того, человека, который занимается оценкой акций не с профессиональной, а с «любительской» точки зрения, все время так и преследует соблазн испытать удачу, понадеяться на «авось» и проверить собственную интуицию.

При оценке акций специалист занимается тем, что определяет стоимость этой самой ценной бумаги. И действительно, не стоит думать о том, что акция – это нечто немыслимо сложносочиненное, какое-то волшебное образование, которое наступает и отступает, как морские приливы и отливы. На самом деле, акция – это вполне реальное подтверждение наличия у человека права частичной собственности в торгуемой фирме.

Владелец акций интересуется оценкой потому, что его постоянно мучает вопрос: а каков будет мой собственный процент с прибыли, есть ли смысл затевать всю эту историю с ценными бумагами, окупятся ли они? Вполне возможно, что окупятся. И пусть даже сегодняшняя оценка акций не дает слишком оптимистичных прогнозов и результатов, экономическая ситуация вокруг постоянно меняется. Если лицо является полноправным владельцем части крупной компании, это дает ему полное право на получение дивидендов не только в ближайшем, но и в далеком будущем.

С помощью оценки акций можно рассчитать чистую прибыль на акцию, а также подсчитать все акции в обращении.


По мнению многих финансовых аналитиков, к оценке акций существует два основных подхода. Первый подход к оценке акций учитывает один из двух типов движения денежных средств, производя анализ продаж и прибыли. Второй подход к оценке акций учитывает ту сумму денег, которую инвестор готов отдать за одну конкретную акцию, а также ту сумму, которую другие инвесторы запрашивают за свои собственные акции. Другими словами, оценка акций, основанная на втором подходе, работает с понятиями «спрос» и «предложение».

С помощью первого подхода обычно подтверждается справедливость той или иной стоимости ценных бумаг. В свою очередь, такая оценка акций делится на несколько типов, первостепенным из которых является методология отношения цены к доходу. Эта форма оценки акций основана на анализе соотношений и статистики, полученных за определенный (иногда довольно долгий) промежуток времени.

Главной целью данной оценки акций является представление информации и доказательств, основанных на точных числовых показателях. Разумеется, методологию отношения цены к доходу желательно применять к компаниям с довольно обширной историей купли-продажи акций. Другой подход к оценке акций базируется на принципе спроса и предложения. Чем больше людей, желающих приобрести акции, тем выше будет их цена. И, конечно, наоборот: чем больше акционеров стремится продать свои ценные бумаги, тем ниже будет оценка их акций. Для данной тенденции довольно сложно установить какие-либо правила, ее не так просто прогнозировать, поэтому она используется для оценки торгов акциями за небольшой период времени.

Существует также несколько техник, «приемов» оценки акций. Первый прием: чистая прибыль на акцию. Этим термином специалисты по оценке акций и различные финансовые аналитики обозначают чистую прибыль компании в расчете на одну акцию в обращении. Звучит это довольно просто, но на самом деле во время оценки акций в данном вопросе могут возникнуть некоторые сложности. Очень часто одна и та же компания может объявить несколько цифр, каждая из которых выражает ту или иную чистую прибыль на акцию. Задача качественной оценки акций – найти среди всех этих сумм именно ту, которая выражает качество прибыли в целом, а не в отдельных сферах.

Иногда компании стремятся обмануть своих существующих и будущих акционеров, преувеличивая цифры и создавая иллюзию своей высокой рентабельности. Оценка акций как раз и создана для того, чтобы не допустить такого обмана и известить внимательного покупателя обо всех «подводных камнях» сделки.


Второй прием. Также следует обратить внимание на колебание чистой прибыли компании в течение нескольких кварталов или даже лет: этот этап оценки акций расскажет о том, насколько компания стабильна, подвержена ли она неожиданным переменам. Проследив историю и остановившись на текущей ситуации, эксперт в области оценки акций не остановится на достигнутом и обязательно даст вам свои прогнозы: какова, по его мнению, будет прибыль данной компании в ожидаемом будущем.

Третий прием. Что касается будущего компании, то следует отметить, что зачастую от оценки акций ждут именно информации «предсказательного» характера, объясняющей тенденции развития рынка ценных бумаг. Однако не стоит забывать о том, что каждая компания, также как и вся экономика, постоянно претерпевает какие-то изменения – в лучшую или худшую сторону. Следовательно, при оценке будущего акций не стоит принимать в расчет только их прошлое.

Тем не менее, существующие показатели все же можно взять за основу: для того, например, чтобы представить, как поведет себя компания при идентичных условиях.

Делать прогнозы действительно сложно, и иногда с этим заданием не справляются даже лучшие мастера в деле оценки акций. Главный секрет наиболее успешного «предсказания», как это ни удивительно, довольно прост: акционеру или оценщику необходимо как можно ближе познакомиться с компанией, продающей свои акции. Во время проведения оценки акций нужно по возможности быть в курсе всех текущих отчетов компании, всех ее намеченных планов, целей, всех ее собственных прогнозов. Чем лучше знакома фирма – тем меньше неожиданных сюрпризов она сможет преподнести. Ведь не секрет, что любая оценка акций старается по максимуму избежать любых неожиданностей.

Существуют формулы для оценки акций, которые учитывают три основных величины: цена, доход и уровень прироста дохода. Другие формулы для оценки акций оперируют примерными показателями чистой прибыли и суммарными (совокупными) активами. Есть и такие расчеты для оценки акций, в которых измеряется отношение суммы, заработанной компанией за год, к одной денежной единице инвестированного капитала. При этом инвестированным капиталом называется сумма денег, вложенная в дело акционерами и должниками.

И, конечно же, ни одна добросовестно проведенная оценка акций не забудет о так называемой «рыночной капитализации», то есть об общей стоимости всех акций данной компании. Также стоимость всего бизнеса можно сравнить с годовыми продажами фирмы – и это очередной прием оценки акций.