Файл: Государственная политика развития банковской системы РФ (Банковская система РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предусматривается развитие системы контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях.

В рамках реализации положений Базеля II в 2014 - 2016 годах проводилась работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями осуществлялись также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала. В рамках внедрения свежих интернациональных притязаний к качеству и достаточности денежных средств, поддержанию важного значения ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в 2010 году и поддержанными главами государств " Группы 20" на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, была проведена работа:

по внесению изменений в нормативную базу в части пересмотра структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;

по установлению требований к формированию буферов капитала, введению показателя " леверидж", определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

по введению двух нормативов ликвидности: показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не меньше 1 года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.

В 2015 - 2016 годах будут определены подходы к формированию банками контрциклического буфера капитала в качестве инструмента ограничения системного риска. Для реализации этих подходов предполагается также разработать дополнительные индикаторы роста рисков в российской финансовой системе.

В 2014 - 2016 годах предстоит выработать подходы к определению системно значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с Советом финансовой стабильности (СФС) в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН и СФС работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.


Для повышения транспарентности деятельности российских кредитных организаций учитывается установление прямые обязанности кредитных организаций открывать нелимитированному кругу лиц информацию о квалификации и эксперименте работы их глав.

Реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора. В качестве важной меры поддержания конкурентоспособности русских банков на внутреннем рынке банковских предложений остается запрещение на изобретение отделений зарубежных банков, в связи с чем продолжится роль Банка РФ в разработке соответственного федерального закона.

Банк России примет участие в работе над законопроектами, направленными на обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках совершенствования законодательства о залоге и разработки законодательства о потребительском кредите. В одно и тоже время продолжится осуществление мер по увеличению экономической грамотности населения в области банковской работы.

Повышение транспарентности деятельности кредитных организаций в результате применения ими Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является фактором роста эффективности банковского сектора и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи указанные задачи должны быть решены в рамках реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ " О консолидированной финансовой отчетности", в соответствии с которым кредитные организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Со своей стороны, Банк России исходит из задачи обеспечения должной меры консерватизма при реализации кредитными организациями предусмотренной МСФО концепции справедливой цены и при надобности станет применить возможности по банковскому регулировке и надзору в целях корректировки оценок исходя из пруденциальных подходов.

В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и понижения рисков злоупотреблений со стороны управления и владельцев кредитных организаций продолжится работа по совершенствованию устройств ликвидационных процедур в кредитных организациях, охватывая вопросы установления уголовной ответственности для глав кредитных организаций, а еще лиц, серьезных за бухгалтерскую и другую отчетность, за внесение в бумаги, регулирующие штатские права и прямые обязанности, бухгалтерские и другие учетные и отчетные бумаги, отражающие финансовую работа кредитной организации, заранее неверных данных, а еще поправок, искажающих их действительное оглавление, если они совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили ущерб гражданам, организациям или государству.


В 2014 - 2016 годах в ходе инспекционной деятельности Банка России особое внимание будет уделяться проверкам кредитных организаций, системно значимых для банковского сектора РФ и ее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих деятельность, и кредитных организаций, деятельность которых недостаточно транспарантная.

В ходе проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков банков (кредитного и рыночного рисков, риска потери ликвидности и риска концентрации, в том числе на бизнес собственников) и систем управления ими, а также выявлению сомнительных операций.

В целях достижения наилучших результатов проверок кредитных организаций (их филиалов) предполагается продолжить практику оперативного управления процессом организации и проведения проверок путем их мониторинга, а также координации работы по проведению проверок. Вспомогательное забота станет уделено формированию риск - фокусированных заданий на проведение проверок кредитных организаций.

Банк России законодательно наделен полномочиями по установлению требований к разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с данным особенное забота уделяется применению кредитными организациями риск - нацеленного расклада при идентификации покупателей, адептов покупателей, выгодоприобретателей, а еще при претворении в жизнь прогноза операций в рамках сервиса покупателей.

    1. 2.2. Влияние государства на банковскую систему РФ

При проведении анализа государственного влияния в капитале банков дает здравую оценку состояния банковской системы любой страны, которая позволяет оценить перспективы ее дальнейшего развития. Последовательное уменьшение доли государственного участия в банковском секторе свидетельствует об ослаблении прямого государственного участия в его управлении, в смене экономических приоритетов государства. Увеличение государственной доли в формировании банковского сектора означает усиление централизованного контроля за реализацией рыночных принципов или воздействия на экономику с учетом объективных факторах, как-то; война, экономические и политические кризисы и т.п. Как говорит практика, аналогичная обстановка имеет возможность работать отрицательным сигналом для трейдеров, которые примут данный прецедент, как национализацию банковской системы государством. Есть и иные формы влияния государства на банковскую систему как в облике административных мер влияния, например, и экономических. К примерам административного воздействия государства можно отнести принятие различных законодательных актов, которые касаются деятельности банков, эмиссии ценных бумаг, порядка их реализации на фондовой бирже, а также перераспределение средств государственного бюджета в стране и т.п. Например, во Франции был принят законопроект, по которому все экспортные операции, проводимые резидентами и нерезидентами, проходили процедуру валютного контроля в банках и были обязаны по экспортно-импортным контрактам возвращать валютную выручку в страну. Банки делали волю законодателей, а особый орган учрежденный при Министерстве денег выслеживал перемещение всех документов по валютным контрактам. При данном становление ряда секторов экономики индустрии стимулировалось предоставлением муниципальных заявок, финансировавшийся из муниципального бюджета сквозь конкретные банки.


Особенным видом государственного вмешательства в функционирование банковской системы считается регулировка процентных ставок. Проводником данной политические деятели считается Центральный банк. Ставя ставки по учету платных векселей или же наименьшие ставки по ссудам банка, Центральный банк регулирует внедрение кредитных ресурсов, собственно, что воздействует на значение валютной массы в воззвании и что наиболее держит под контролем финансовые процессы как в сфере изготовления, например, и в сфере товарного обращения.

Подобное устройство регулировки работы банковской системы разрешает государству не лишь только воплотить в жизнь обширное макроэкономическое влияние на всю экономику государства, но и предохранять при данном собственные способности по оперативной корректировке происходящих процессов. В итоге под воздействием страны складываются и реализуются главные веяния становления рынка.
К инструментам вмешательства государства в функционирование банковской системы относится также введение им определенных лимитов, квот и ограничений на экспорт капитала. Объектом официально регулируемых мероприятий является не только весь банковский сектор в целом, но и отдельные кредитно-финансовые институты. Для воздействия на их деятельность государст­во использует целый ряд инструментов. Так уполномоченные государственные органы могут осуществлять ревизии банков, изучать качество банковских активов, определять степень надежности того или иного банка. В случае надобности правительство использует особые меры для стабилизации положения отдельных кредитных учреждений. Правительство имеет возможность выдавать банкам официальные гарантии, укреплять их платежеспособность, оказывать финансовую поддержку и т.п. Государственному контролю могут подлежать структура собственности кредитно-финансовых институтов и масштабы их деятельности.
Государство законодательно регулирует возможность банков открывать то или иное число филиалов, отделений. При создании банка оно определяет минимальный уровень его активов. Через официально уполномоченные органы государство контролирует исполнение положений действующего законодательства.

Банковская деятельность приобретает межнациональный характер. Поэтому как прямые, так и косвенные регулирующие мероприятия по контролю за функционированием банковской деятельности перешагнули национальные границы. Усиление процессов интернационализации капитала, расширение масштабов деятельности транснациональных корпораций не только укрепили позиции банков на национальных рынках, но и позволили им осуществлять регулирующие функции в международном масштабе. Одновременно наблюдается усиление влияния банков на внутристрановые экономические процессы. Благодаря банкам удовлетворяются увеличивающиеся необходимости хозяйствующих субъектов в кредитных средствах. Случается, ужесточение роли и воздействия банковских систем на национальную экономику и одновременное увеличение регулирующей роли банков в претворении в жизнь интернациональных финансовых связей. Повысился интерес науки и практики к организации и деятельности банковской системы как инструменту воздействия на экономические процессы, происходящие как внутри отдельных стран, так и в международном масштабе. Даже отдельный банк, как элемент банковской системы, используя свой финансовый потенциал, может воздействовать на хозяйствующий субъект и влиять на результаты его деятельности.
При наличии четко разработанной стратегии банковская система может влиять на экономическое положение отрасли, страны, региона, всего мирового хозяйства. Как раз это событие разрешает экономически развитым государствам обширно применить «инструменты банковского воздействия» для проникания в экономику наименее развитых государств, воздействовать на домашнюю и политическую историю изнутри данных государствах. С данной целью экономически развитые государства желают очень максимально прирастить свое роль в банковском капитале за счет финансирования государств «третьего мира».
Банковская система является неотъемлемым элемент экономики государства. При помощи банковской системы решаются многие национальные задачи. Так, если государство социально ориентированно, тогда и банки включаются в этот процесс и проводят социально ориентированную политику. Они отображают структуру принадлежности страны и его финансовые цели. В наиближайшей возможности не предвидится ослабление вмешательства страны в управление банковской системой, т.к. она считается наиболее важным инструментом управления всей экономикой. Это рычаг в руках страны, самый действенный, оперативный и эффективный. Владение данным рычагом значит и управление экономикой. В неприятном случае контроль из рук государственных правительств перейдет в руки международному правительству. Впрочем, сущность банковской системы, ее роль в социальном воспроизводстве, как аккумулирующего центра денежных ресурсов, станет оставаться постоянной, независимой от форм принадлежности и государственных интересов отдельных стран или же групп. В борьбе за свое воздействие страны станут решать все меры по обороне государственных интересов. В итоге, как бы не объединялись территории и экономики различных стран, от процесса наступления иностранных банков выиграют экономически более развитые страны. Это происходит через банковские системы при помощи распространения их принципов деятельности, их технологий и открытия филиалов своих национальных банков в других странах. Они (эти государства) будут распространять свое экономическое и политическое влияние на иные страны, постепенно переориентируя их экономики в своих интересах и захватывая новые рынки сбыта, но при этом всеми средствами защищая свои.


    1. 2.3. Перспективы развития банковской системы РФ

Перспективы развития данного сектора экономики во многом зависят от того, как будут решаться проблемы, стоящие перед банковским сектором. Можно заметить, что недостатки банковского сектора России, хоть и имеют свои особенности, во многом повторяют недостатки экономической модели страны в целом. Основными проблемами развития банковского сектора России являются[4]:

·низкая капитализация;

·ограниченные возможности банковской системы в сфере кредитованию экономики страны;

·региональные и отраслевые диспропорции в экономике;

·макроэкономическая нестабильность;

·ненадёжность банковской системы страны;

·институциональные проблемы;

·непрозрачность и высокая концентрация банковской системы.

На перспективы развития банковского сектора страны влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним моментам становления в первую очередь надо отнести заключение обозначенных повыше задач, а к наружным - в коротко срочной и среднесрочной возможности - историю с крупным финансово-экономическим упадком и историю на денежных рынках крупного масштаба, собственно, что во многом определяет состояние банковского сектора РФ.

Для становления банковского раздела, ключевой целью Правительства РФ и Центрального Банка РФ на среднесрочную перспективу считается последующее ужесточение его роли в экономике, в частности, увеличение свойства и расширение списка предоставляемых банковских предложений фирмам и общественности, увеличение свойства управления, последующее увеличение прозрачности работы отдельных кредитных организаций и всего раздела в целом, создание критерий по недопущению применения кредитных организаций с целью легализации и финансирования терроризма и прибылей, приобретенных криминальным методом.

Следует отметить, что достижение данной цели необходимо для развития и повышения конкурентоспособности экономики России на международной арене.

Главную роль в системе финансового посредничества РФ играют банки, которые по экономическому потенциалу существенно превосходят других участников финансовых рынков.

Банковский сектор в своем развитии за последние 20 лет прошел большой путь, но пока не достиг требуемого уровня развития конкурентной среды. Последние 10 лет для банковского сектора, в целом, стали годами бурного развития и расширения предложения банковских услуг предприятиям и населению, но вместе с тем сохраняются проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие чего конкурентоспособность банковского сектора остается недостаточной.