Файл: Государственная политика развития банковской системы РФ (Банковская система РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная работа направлена на исследование банковской системы и её совершенствования. На сегодняшний день это тема одна из самых актуальных тем в экономике, т.к. банковская система - это своеобразная верх каждых макропроектов страны, в следствие этого от её состояния, динамики становления, а еще от политические деятели страны в отношении банковской системы, находится в зависимости участь всей экономики государства.

Предмет исследования является банковская система России.

Объектом исследования в этой работе является выявление проблем и совершенствования банковской системы.

Целью данного исследования является изучение банковской системы Российской Федерации. А также влияние государства на развитие банковской системы Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи:

  • выучить понятие банковской системы её значении и историю;
  • квалифицировать цели, функции и сущность;
  • изучить государственные программы, нацеленные на развитие банковской системы;
  • изучить банковскую систему в критериях финансового упадка.

Эффективность работы банков имеет существенное значение для функционирования экономики страны в целом. Ее значимость проявляется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне.

Устойчивое становление экономики, в что количестве и ее важного звена - банковской системы, делается главной задачей передового мира.

Банковская система РФ

    1. 1.1. Понятие банковской системы и её уровни

Банковская система РФ представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи. Сюда относятся: Центральный банк России, банковское законодательство со всей присущей инфраструктурой, кредитно-расчетные учреждения, коммерческие банки. В первый раз понятие «О банках и банковской деятельности» было определено Федеральным законодательством, принятым 2-го декабря 1990 года. Определение таково: банковская система России – это совокупи кредитных организаций, отделений и представительств зарубежных банков. Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

Важнейший субъект, реализующий финансово-правовое регулирование в рамках банковской системы это – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк России – главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями на 26 апреля 2007 г.), федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» [1] и другими федеральными законами.


Банк России представляет собой единственную централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный установка, территориальные учреждения, расчетно-

кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в собственно, что числе подразделения безопасности и Отечественное группировка инкассации, которые важны для воплощения работы Банка России.

Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Коммерческие банки России.

Действующие в банковской системе России коммерческие банки имеют все шансы обозначаться по разным причинам: по методике формирования и величине уставного капитала; по облику совершаемых операций; по размеру банковских операций, по земли, обслуживаемой банком, и др.

По способу формирования уставного капитала различаются акционерные и паевые коммерческие банки. Акционерный банк создается в форме акционерного общества. Его уставный капитал разделен на определенное число акций и принадлежит участникам акционерного общества (ч. 1ст. 96, ст. 98, 99 ГК РФ). Паевой банк создается в форме общества с ограниченной ответственностью. Он основан на паевом капитале, который образуется за счет паев учредителей банка (ст. 87, 90 ГК РФ).

По видам совершаемых операций коммерческие банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки - это те коммерческие банки, которые имеют лицензию Банка России на совершение всех или, по меньшей мере, широкого круга банковских операций и сделок, перечисленных в ст. 5 Закона "О банках и банковской деятельности". Специализированные банки имеют право или фактически осуществляют по преимуществу ограниченный вид банковских операций, услуг, как-то инвестиционные, ипотечные, сберегательные и др.

Ипотечные банки финансируют клиентов, когда последним потребуется ссуда на покупку недвижимости. Ипотечные банки призваны совершать сделки, связанные с залогом земельных участков предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого рода недвижимого имущества (п. 2ст. 334 ГК РФ). По величине капитала, размеру совершаемых операций и оказываемых предложений платные банки РФ принято дробить на крупные, средние и мелкие. В последнее десятилетие в России усиливается процесс концентрации капитала кредитных организаций.


По территории, фактически обслуживаемой банком, различаются банки, обслуживающие определенную территорию страны, и банки, осуществляющие свою деятельность на всей территории РФ.

Отдельным видом коммерческих банков, появившихся в последнее время, являются муниципальные банки. Их особенность состоит, во-первых, в том, что они создаются по инициативе органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления; во-вторых, в том, что для формирования уставного капитала банков используются свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении этих органов власти (См. ч. 7ст. Федерального закона от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.02.96)., и местного самоуправления; в-третьих, муниципальные банки призваны обслуживать финансовые интересы тех муниципальных образований, по инициативе которых они созданы. [2]

В последнее года значительное распространение в банковской системе РФ получил институт уполномоченного банка. Под уполномоченными банками понимаются те кредитные организации, которые на договорной основе получили специальные разрешения государственных органов или органов местного самоуправления на выполнение на постоянной или временной основе определенных финансово-кредитных операций по поручению данного органа власти или самоуправления.

Исходя из практики в этой области и принимая во внимание уровни исполнительной власти, уполномоченные банки можно было бы условно разделить на четыре группы[3]:

уполномоченные банки Правительства Российской Федерации (федеральный уровень исполнительной власти);

уполномоченные банки министерств и ведомств Российской Федерации (функционально-отраслевой уровень исполнительной власти);

уполномоченные банки Правительств субъектов Российской Федерации (региональный уровень исполнительной власти);

уполномоченные банки органов местного самоуправления.

Система уполномоченных банков нашла практическую реализацию и вместе с тем получила теоретическое обоснование в Московском регионе. Правительство Москвы обратилось в конце 1992 года к платным банкам с призывом принять роль в действенном управлении способами городского бюджета. В рамках сложившейся системы уполномоченных банков, включающей 20 платных банков и городской Банк Столицы, деятельно применяются выделенные бюджетом способы. Банк, на счетах которого сберегаются нынешние останки экономных средств, выплачивает по ним проценты в согласовании со образовавшимся в экономике уровнем процентных ставок. Необходимым направлением работы уполномоченных банков Правительства Столицы считается финансирование городских программ становления мегаполиса. Важные способы были уделены уполномоченными банками для финансирования работы образовательных учреждений мегаполиса, лечебниц, интернатов, детских жилищ, восстановления памятников вещественной и духовной культуры.


Правовой формой, закрепляющей статус уполномоченных банков, является двусторонний договор между банком и соответствующим органом исполнительной власти.

Небанковские кредитные организации Российской Федерации

Действующие в банковской системе Российской Федерации небанковские кредитные организации подлежат классификации по сочетанию банковских операций и других сделок кредитных организаций, на осуществление которых у данной кредитной организации имеется лицензия Банка России.

По данному основанию выделяются:

брокерские и дилерские фирмы;

инвестиционные и пенсионные фонды;

кредитные союзы;

кассы взаимопомощи, ломбарды;

лизинговые, страховые и финансовые компании и др.

Однако, как справедливо отмечается в литературе, в большинстве случаев наименование небанковской кредитной организации имеет мало общего с ее реальной деятельностью. Это обстоятельство объясняется:

очень высочайшими темпами их образования в сочетании со смутным представлением множества зачинщиков о сути такого ВУЗа, который они создают;

слабой разработанностью правовой базы, регламентирующей работа данных институтов;

распространенностью случаев воплощения данными организациями банковских операций без гос регистрации и соответственной лицензии;

слабым контролем над деятельностью этих организаций со стороны Банка России и других соответствующих государственных органов.

Уровни банковской системы Российской Федерации

История становления и развития банковского дела свидетельствует о том, что совокупность банковских организаций может существовать и существовала в трех формах.

Первая форма была представлена множеством независимых друг от друга кредитных организаций, каждая из которых была вправе исполнять всевозможные из принятых в то время банковских операций, охватывая эмиссию наличных средств. Не считая такого, отсутствовали устойчивые связи меж данными кредитными организациями, а их взаимодействие нарочно никем не координировалось. Естественно, они оперировали действующими в стране законами, впрочем, ещё не был замечен особый орган, уполномоченный государством на управление данным сектором экономики. Подобный период становления банковского дела были проведены почти все государства мира. Со второй формой мы имеем дело тогда, когда в стране существует лишь одна банковская организация, имеющая разветвленную, охватывающую всю страну сеть филиалов.

Вторая форма сложилась в Союзе Советских Социалистических Республик и в ряде стран, входивших в социалистический лагерь. Речь идет о Госбанке Союзе Советских Социалистических Республик и государственных банках этих стран, и их филиалах. Как и в первой форме, банковское дело и в данном случае имеет одноуровневую организацию.


Третья форма - это такое множество банковских организаций, которое распадается на 2 численно неравные части: на одной стороне Центральный банк и иные органы управления и самоуправления банковской системы, а на иной - другие кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок.

Специфической особенностью этой формы является то что, хотя бы один из элементов данного множества - Центральный банк - уполномочивается государством на управление всей совокупностью кредитных организаций, которые выступают по отношению к нему одно порядковыми и функционированию которых придается скоординированный характер.

Эти особенности говорят о том, собственно, что у совокупи банковских организаций, были замечены симптомы системы и двухуровневая конфигурация возведения. В случае если с данных позиций заботливо разглядеть банковскую систему РФ, то в ней обнаруживаются связи 2-ух типов. Для начала, ассоциация меж одно порядковыми веществами банковской системы.

Во-вторых, связь между Банком России и остальными элементами банковской системы.

В первом случае связь обеспечивает отношения координации между указанными элементами системы, а во втором случае - перерастает в отношения субординации, которые главным образом и обеспечивают целостность системы.

Действительно, анализ деятельности Банка России по выполнению возложенных на него Законом основных целей, задач и функций, показывает, что Центральный банк РФ есть тот элемент банковской системы, который непосредственно и осуществляет государственное управление ею. При данном, применяются по превосходству способы муниципального регулировки, финансовые способы управления, которые, как уже отмечалось, призваны делать подходящие финансовые, правовые, организационные обстоятельства для функционирования кредитных организаций. Вместе с тем, в процессе управления Банк России широко применяет и административные средства банковского регулирования.

Из этого следует, что кредитно-банковская система России после 1917 года после создания специального банковского законодательства и образования Центрального банка страны вновь обрела двухуровневое построение. Аспектом отнесения составляющих к чему или же иному уровню считается их состояние в системе, обусловленное отношениями субординации. Так, Банк России расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством, регулировать систему в целом, т. е. осуществлять функцию управления ею.

Что же касается коммерческих банков и остальных элементов банковской системы, то они в данном отношении обязаны быть одно порядковыми, всецело равноправными во отношениях приятель с ином и оформляют нижний степень системы. Особенное состояние в данной системе занимают союзы ассоциации кредитных организаций. Будучи, как отмечалось, необходимым компонентом механизма самоуправления банковской системы, они, по нашему воззрению, обязаны находится на верхнем уровне системы, но и не рядоположены Банку РФ, потому что не наделены императивными возможностями. Например, решения Ассоциации российских банков (АРБ) для банковской системы Российской Федерации не носят обязательного характера.