Файл: ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И СУБЬЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И СУБЬЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1.Понятие и значение кассовых операций

1.2.Нормативные акты, регулирующие кассовые операции индивидуального предпринимателя и субъектов малого предпринимательства

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И СУБЬЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1.Особенности ведения кассовых операций индивидуального предпринимателя и субъектов малого предпринимательства

2.2.Проверка кассовой дисциплины индивидуального предпринимателя и субъектов малого предпринимательства

2.3.Нарушение кассовой дисциплины индивидуального предпринимателя и субъектов малого предпринимательства и предусмотренная ответственность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Если формирование документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы, проверяющим представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Если проверяемый субъект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), контролерам представляются документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Как сказано в Административном регламенте, в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов рассматриваются следующие документы[15.п.29]:

  1. Журнал кассира-операциониста.
  2. Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.
  3. Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;
  4. Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти.
  5. Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе.
  6. Приходные и расходные кассовые ордера.
  7. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов.
  8. Авансовые отчеты.
  9. Кассовая книга.
  10. Справка-отчет кассира-операциониста.
  11. Сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации.
  12. БСО, копии БСО, корешки документов.
  13. Информация из автоматизированной системы о выпущенных документах.
  14. Акт приемки БСО;
  15. Книга учета БСО.
  16. Акт о списании БСО.
  17. Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.
  18. Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО.
  19. Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента.
  20. Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН.
  21. Распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег.
  22. Иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы проверяющим для исполнения государственной функции.

Представители ФНС могут проверить и другие документы, не входящие в данный перечень, но заинтересовавшие проверяющих.

Проверяемому лицу предъявляется поручение на проведение проверки.

В Административном регламенте сказано: факт получения или неполучения затребованных документов фиксируется в акте проверки.

Документы, необходимые для проверки, представляются проверяемым объектом в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Проверяющие не вправе требовать нотариального удостоверения копий представляемых документов[15.п.30].

Проверка полноты учета выручки денежных средств. После окончания рассмотрения необходимых документов начинается непосредственно административная процедура по проверке полноты учета выручки денежных средств. В ходе проверки изучаются финансовые и хозяйственные операции, совершенные проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Они могут проводится как сплошным, так и выборочным способом.

На данном этапе проверяющие получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и их заверенные копии, необходимые для проведения контрольных действий. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

При этом в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, в двух экземплярах.

Перед началом этого этапа кассир дает расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

По каждому факту расхождения проверяемое лицо дает письменные объяснения.


Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

В случае расхождений фактических и учетных данных выясняются причины, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО проводится проверка фактического наличия БСО, по итогам которой составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.

При проверке у проверяемых объектов, применяющих БСО, определяется количество использованных бланков за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки БСО и актов инвентаризации БСО для сопоставления с фактическим количеством копий использованных БСО (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта. Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных БСО (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Если проверяемый объект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, производит наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).


Результатом данной административной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов неполного или полного учета выручки денежных средств, которые фиксируются в акте проверки.

Оформление результатов исполнения государственной функции. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается специалистами Инспекции и проверяемым объектом[15.п.46,47].

Акт проверки должен быть оформлен на бумажном носителе, составлен на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями представителей обеих сторон.

В акте проверки в обязательном порядке указываются документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых[15.п.47]. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены. Также в акте делается запись о письменных объяснениях (замечаниях, возражениях), полученных от проверяемого объекта по фактам нарушений (при их наличии)[15.п.48].

Если проверяемый объект уклоняется от подписания акта, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объектах[15.п.50].

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ представители налоговых органов возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ[15.п.54].

Административный регламент устанавливает максимальные сроки для каждой административной процедуры, рассматриваемой проверки.

Таблица 2.1

Сроки для каждой административной процедуры, рассматриваемой проверки

Административная процедура

Сроки выполнения административной процедуры

Установление срока исполнения государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции

Не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения

Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции

Не может превышать двух рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения

Рассмотрение проверяющими документов, необходимых для исполнения государственной функции

Не может превышать 28 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения

Проверка полноты учета выручки денежных средств

Не может превышать 30 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения

Оформление результатов проверки, составление акта проверки

Не может превышать 30 календарных дней и исчисляется с момента предъявления проверяемому объекту поручения

Обращение (жалоба), поступившее в ФНС, управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией от проверяемого лица

Рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации. В исключительных случаях руководитель, заместитель руководителя ФНС, управления продлевает срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив об этом проверяемый объект, который направил обращение (жалобу)


Проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС, а также принимаемых ими решений в досудебном (внесудебном) порядке[15.п.67].

Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС, управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов налоговой инспекции, нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики. В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии[15.п.68,69,70].

2.3.Нарушение кассовой дисциплины индивидуального предпринимателя и субъектов малого предпринимательства и предусмотренная ответственность

Кассовая дисциплина это общепринятая формулировка, описывающая учет денежных средств – наличных, безналичных – в рамках порядка ведения кассовых операций. Кассовая дисциплина это разговорное выражение, которое регулируется в основном следующими законами:

  • Закон «О применении контрольно-кассовой техники»;
  • Закон «О бухгалтерском учете»;
  • КоАП.

Контроль за ведением кассовой дисциплины осуществляют инспектора «Отдела оперативного контроля» соответствующих межрайонных налоговых инспекций.

К основным нарушениям порядка ведения кассовых операций относятся:

  1. Неоприходование или недооприходование наличных денежных средств, то есть неучет или неполный учет выручки в кассовой книге.
  2. Неиспользование контрольно-кассовой техники или использование не в установленном порядке.

Некоторые организация либо ИП не обязаны использовать контрольно-кассовую технику, но обязаны выписывать товарные чеки по требованию покупателя.

Виды нарушений, которые трактуются как работа без кассового аппарата: