Файл: Определение объема и достаточной информации при принятии решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Безусловно, менеджмент является координатором функционирования предприятия, основополагающим механизмом эффективности и результативности деятельности, но, конечно, в рамках системы принятия решений в менеджменте существует ряд проблем, с которыми сталкиваются менеджеры в рамках реализации своей профессиональной деятельности.

Важную роль в процессе управления играет информация. Содержание информации можно классифицировать по различным признакам, важнейшим из которых выступает разделение на информацию из внешней и из внутренней среды предприятия. Важнейшая функция информации заключается в том, что без информации невозможно принятие управленческих решений. Другая основная функция – осуществление процесса управления невозможно без организации коммуникационных процессов – процессов обмена информацией

Одной из важнейших составляющих механизма реализации и развития корпоративного управления является его информационная компонента, представляющая собой корпоративную информационную систему.

В условиях корпоративных процессов управление информационным обеспечением должно своевременно и регулярно осуществляться, иметь последовательный характер, обеспечивать беспрепятственный доступ к раскрываемой информации, характеризующейся полнотой, точностью и документальным подкреплением.

Исходя из темы и актуальности цель работы – провести сбор и анализ информации с целью принятия стратегического решения ПАО «Абсолют Банк».

Объектом исследования выступает коммерческий банк ПАО «Абсолют Банк».

Предмет анализа факторы внешней и внутренней среды ПАО «Абсолют Банк».

Цель предусматривает решение задач:

1) охарактеризовать роль информации и требования к ней с целью принятия управленческого решения;

2) провести сбор информации для анализа внешней и внутренней среды воздействующей на деятельность ПАО «Абсолют Банк».

3) по результатам анализа разработать стратегические решения по дальнейшим направлениям развития коммерческого банка.

В работе были использованы как общенаучные методы исследований: анализ, синтез, сравнение и т. д., так и специальные методы: экономико-статистический, методы маркетингового анализа и др.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


1. Теоретические основы изучения роли информации в принятии управленческих решений

1.1. Информация в управлении организацией

Информационное обеспечение стратегического менеджмента – важнейшая обеспечивающая функция, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемых решений. Ключевое понятие при этом – информация.

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) – общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании [21, c. 46].

В современной науке рассматриваются два вида информации.

Объективная (первичная) информация – свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре [3, c. 72].

Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

Существуют две концепции информации: атрибутивная и функциональная [3, c. 73]. В соответствии с первой информация есть атрибут материи. Вторая концепция связывает информацию с получением необходимых для выполнения необходимых действий данных.

Информация – это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные – это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач [14, c. 136].

Сложный характер информации отражается в подходах к ее классификации.

Наиболее часто используемыми признаками классификации выступают:

 по характеризуемой среде – показатели внутренней среды, показатели внешней среды;

 по принадлежности к функциональной подсистеме

– информация по кадровой подсистеме, производственной подсистеме, административной подсистеме;

 по форме распространения – вербальная, символьная, визуальная;

 по изменчивости во времени – условно-постоянная и условно-переменная;


 по способу передачи – звуковая, электронная, письменная и др.;

 по режиму передачи – синхронная, асинхронная, дуплексная;

 по назначению – экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

 по стадиям жизненного цикла объекта – на стадии стратегического маркетинга, планирования, эксплуатации и т. д.;

 по иерархии субъектов управления – между подразделениями внутри фирмы по горизонтали, между руководителем и исполнителями по вертикали;

 по степени готовности: первичная, промежуточная, конечная;

 по степени надежности: достоверная, вероятностная;

 по полноте: частичная, комплексная и так далее [4, c. 93].

Источники получения информации можно условно раз делить на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

 информация от сотрудников и должностных лиц предприятия;

 отчетность подразделений и служб предприятия;

 данные, получаемые от информационной системы предприятия;

 результаты аудита предприятия;

 информация от аналитических служб предприятия.

Содержание внутренней информации:

 кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы;

 организационная структура управления;

 характеристики производства;

 научные исследования и разработки;

 финансы фирмы;

 маркетинг;

 организационная культура;

 охват дистрибьюторской сети;

 технологические навыки;

 оборудование и его расположение;

 эффективность производства;

 послепродажное обслуживание;

 производственные запасы;

 качество продукции;

 научно-исследовательский потенциал.

К внешним источникам относятся:

 законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу;

 нормативные документы государственных органов, международных организаций и различных институтов, содержащие требования к участникам рынка, рекомендации и нормативы;

 сведения, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационным и агентствами;

 данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные и т. п.

Содержание внешней информации:

 темпы роста отрасли;

 относительная отраслевая норма прибыли;

 цена покупателя;

 приверженность покупателя торговой марке;

 технологические барьеры для входа в отрасль;

 влияние поставщиков в отрасли;

 влияние государства в отрасли;


 заменяемость продукта;

 имидж отрасли в обществе;

 перспективы развития;

 дифференциация продукции;

 особенности конкуренции;

 норма прибыли в отрасли;

 ценность потребителя;

 преданность потребителя торговой марке;

 рынок рабочей силы.

Внешняя информация характеризует микросреду предприятия, куда входят: покупатели, географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту; поставщики – стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком; конкуренты – стратегическое положение, выявление слабых и сильных сторон.

Макросреду предприятия образуют следующие внешние факторы:

 экономические факторы – величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т. п.;

 политические факторы – ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику;

 рыночные факторы – многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации;

 технологические факторы – возможности, которые наука открывает для производства новой продукции;

 международные факторы – угрозы и возможности, возникающие в результате деятельности иностранных картелей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков;

 правовые факторы – изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы;

 социальные факторы – отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д.

Таким образом, основу информационного обеспечения стратегического менеджмента составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации [14, c. 136]. Важную роль при этом играет маркетинговый анализ, который посредством информации о цене, продукции, месте ее производства и способе ее продвижения на рынок определяет решения, принимаемые при формировании стратегии организации.


Информационное обеспечение стратегического менеджмента можно дифференцировать по происходящим процессам. Данные об использовании информации на различных этапах стратегического планирования и управления можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1

Информационное обеспечение стратегического планирования [22, с. 1371]

Процесс

Информация

Определение миссии и целей

Общая информация об окружающей среде, потенциальных рынках, наличии рыночных ниш, собственных ресурсах

Анализ стратегического положения компании на рынке

Оценка привлекательности конкретной стратегической зоны хозяйствования, ее размеров и динамики развития, оценка доли рынка, рентабельности, жизненного цикла, анализ используемых технологий, конкурентный анализ

Анализ окружающей среды (SWOT-анализ)

Информация о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах компании

Выбор стратегии

Рекомендации стратегического анализа, личный опыт руководителя, информация по закрытым каналам, советы специалистов

Оценка выбранной стратегии

Информация о соответствии выбранной стратегии текущей ситуации

Определение конкретных стратегических задач

Выработанная стратегия; информация о произошедших наиболее существенных изменениях в окружающей среде в период планирования

Реализация первоочередных стратегических позиций

Данные стратегического анализа, информация о ресурсах компании

Выполнение стратегии и контроль

Информация о ходе и мероприятиях внутри компании, связанных с выполнением стратегии; информация о результатах деятельности компании на рынке, которые стали следствием выполнения стратегии

Управление по слабым сигналам

Информация о слабых сигналах, данные оценки степени воздействия тех или иных угроз на компанию с учетом выбранной ранее стратегии

Управление в условиях стратегических неожиданностей

Информация с мониторинга окружающей среды на предмет возможностей и угроз в процессе проведения данного управления

Таким образом, проблема информационного обеспечения стратегического менеджмента решается на всех уровнях объекта планирования и управления. Получение достоверной информации зависит от людей, получающих и передающих ее в организационной системе управления. Профессиональная подготовка этих людей обеспечивается системой образования, накладывающей свои проблемы на информационную подготовку выпускников [12, с. 4].