ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.08.2020
Просмотров: 123
Скачиваний: 5
1. Информатика в средней школе. Цели и задачи обучения информатике в школе.
Согласно учебного плана школы информатика и информационно-коммуникационные технологии изучаются след. обр.: Класс; Кол-во часов; Уров; Профиль; Примеч.
3-4; 1; пропедевтический; в блоке с технологиями.
5-7; 1; пропедевтический; в блоке с математикой.
8; 1; Уровень A; базовый курс.
9; 1; Уровень A; предпроф. подгот.; базовый курс.
10-11; 1; Уровень A; общеобразовательный;
10-11; 1; Уровень A; гуманитарный;
10-11; 1; Уровень A; социально-экономический;
10-11; 2; Уровень B; естественно-математический;
10-11; 2; Уровень B; информационно-технологический.
ОБРАЗОВАТ.СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО
ИНФ-КЕ И ИНФ-НЫМ ТЕХНОЛ.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к личной информации граждан, к конфиденциальной информации, распространению информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, компьютеризованных лабораторных работ, а также в образовательных программах последующего этапа обучения и в освоении профессиональной деятельности в сферах, востребованных на рынке труда.
ОБЯЗАТ.МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВ.ПРОГРАММ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: представление информации, передача информации, обработка информации, компьютер как универсальное устройство обработки информации, информационные процессы в обществе.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Основные устройства ИКТ. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира.
Создание и обработка информационных объектов: текстов, баз данных, рисунков и фотографий, звука, видеоизображения, поиск информации, проектирование и моделирование, математические инструменты, динамические (электронные) таблицы, организация, представление и передача информации.
ТРЕБОВ.К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать:
-
основные информационные процессы;
-
примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
основные свойства алгоритма, определение алгоритмических конструкций: следования, ветвления, цикла; вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции основных устройств информационных и коммуникационных технологий, используемых учащимся: процессор, память, периферийные устройства;
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
правила безопасного поведения и гигиенические нормы работы с устройствами информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями, графами; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить учебные алгоритмы;
-
оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом взаимодействии (графическом пользовательском интерфейсе), соблюдая права собственности на информацию: открывать, именовать, сохранять объекты, разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи (в том числе с использованием графического планшета), графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием простейших операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации, используя заданные шаблоны и механизмы ссылок;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов): в базах данных, в компьютерных сетях, в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
создавать простейшие модели объектов и процессов с помощью: изображений и чертежей; динамических (электронных) таблиц, программ; использовать готовые модели объектов и процессов для проведения компьютерных экспериментов;
-
использовать информационные ресурсы общества и законодательство в информационной сфере для реализации информационных прав личности и обеспечения собственной информационной безопасности;
-
передавать информацию по телекоммуникационным каналам (телефон, факс, электронная почта) с соблюдением соответствующих правовых и этических норм для учебной и личной переписки, реализации личных интересов в общении.
2. Анализ учебных и методических пособий. Программное обеспечение по курсу информатики.
Основные цели пропедевтического курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:
• формирование начал компьютерной грамотности;
• развитие логического мышления;
• развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;
• формирование элементарных компьютерных навыков.
Можно выделить следующие задачи обучения информатике, которые целесообразно решать именно в 5—9-х классах.
1. Формирование у школьников адекватного представления о современной информационной реальности.
2. Формирование у школьников понятий современных нравственных требований к использованию информации как овеществленному продукту деятельности человека и воспитание школьников в духе этих требований.
3. Формирование у школьника алгоритмического, а также операционного мышления, т.е. умения принимать продуманное, взвешенное решение.
4. Формирование у учащихся навыков сознательного и рационального использования компьютеров.
5. Выработка представления о целях, задачах и методах информатики как науки.
6. Обеспечение овладения учащимися основами знаний о некоторых алгоритмах, используемых человеком при обработке информации, демонстрация роли информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества.
В целом в методической системе обучения информатике в средних классах можно выделить четыре равнозначных проблемы.
1. Ввод и формирование новых понятий.
2. Формирование умений использовать полученные теоретические знания.
3. Формирование навыков работы с компьютером, позволяющих быстро адаптироваться к социальным условиям.
4. Формирование адекватного представления о современной информационной реальности.
Наиболее распространенной технологией обучения информатике в старшей школе, основанной на классно-урочной организации учебного процесса, является дифференцированное обучение. Дифференциация проводится по профильной ориентации, а внутри класса — по уровню умственного развития. Для информатики, кроме того, возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером.
Основными целевыми ориентациями дифференцированного обучения является:
• обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
• приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Очевидно, что эти целевые ориентации работают на разрешение основных специфических проблем обучения информатике: разный уровень знаний по информатике; разный уровень умений работы на компьютере; разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование электронной почты, использование ресурсов Интернета).
Технологически дифференцированное обучение подразумевает деление класса по уровню знаний и умений, как правило, на три группы: А, В, С. Учитель разрабатывает, соответственно, три типа дифференцированных программ (именно программ, а не заданий) разной степени сложности. Между программами существует строгая преемственность, каждой программе соответствует свой обязательный минимум. Задания программы С зафиксированы как базовый стандарт, задания этой программы должен уметь выполнять каждый ученик. Такая дифференциация позволяет учитывать в достаточно большой степени уровень развития ребенка, подстраиваться под его индивидуальный темп обучения.
Достаточно сложным с точки зрения проявления мастерства педагога является процесс оценивания учебной деятельности школьников. Одним из концептуальных положений дифференцированного обучения является оценивание персонального развития ученика, качества его учебной деятельности. Оценивание одинаковой отметкой разноуровневых работ — это своего рода палка о двух концах. С одной стороны, учитель должен адекватно оценивать учебную деятельность школьника, показывать ему, чего он достиг относительно своих умений и затрачиваемых сил. С другой стороны, выставление отличных отметок в слабых группах высвечивает недостаточный уровень развития школьника, хотя, быть может, только на данный момент.
Для реализации государственного стандарта учитель выбирает учебник из федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных до использования в школах.
Программное обеспечение:
-
Операционная система (Windows 2000, XP, Linux)
-
Офисные приложения (Microsoft Office, Works, OpenOffice)
-
Языки программирования (Лого, Visual Basic, Gambas)
-
Графические редакторы (растровые и векторные)
-
Антивирусные программы
-
Клавиатурные тренажеры
3. Методика введения понятия "Графическая оболочка Windows"
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
Подготовительный этап
Основные понятия Windows:
-
Рабочий стол – это вся поверхность монитора.
-
Окна. Типы окон: окно приложения, окно документа, диалоговое окно. Виды представления окон: нормальное, развернутое на весь экран, свернутое в значок.
Активность окна (только одно окно может быть активным).
-
Буфер обмена (один): Файл—Копировать, Файл—Вставить, Файл—Вырезать.
-
События: перемещение мыши, щелчок по левой клавише, двойной щелчок по левой клавише, щелчок по правой клавише, перемещение мыши с нажатой левой клавишой, нажатие клавиши на клавиатуре (ALT+F4, CTRL+C, CTRL+V, CTRL+ALT+DEL).
-
Меню: горизонтальное, выпадающее, дополнительное и контекстное.
-
Элементы диалоговых окон.
-
Технологические механизмы: принципы “Point-and-Click” (Указать и щелкнуть), “Select” (Выделить), Drag-and-Drop (Переместить и оставить).
-
Документы и папки.
-
Операционная система предназначена для организации диалога пользователя с компьютером и управления всеми процессами, происходящими в компьютере.
Этап работы с готовыми документами
-
Знакомство с основными объектами системы Windows.
-
Знакомство с папками, графической системой распознавания документов.
-
Знакомство со справочной системой и системой поиска документов.
Этап построения новых документов
-
Создание новой папки.
-
Копирование и перемещение документов из папки в папку.
-
Удаление документов и папок, работа с корзиной.
4. Методика введения понятия "Компьютер"
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
Подготовительный этап.
Компьютер — это многофункциональное электронно-вычислительное устройство, предназначенное для обработки информации.
Шинная архитектура:
Память |
|
Процессор |
|
Устройства ввода-вывода |
|
ПЗУ (BIOS) |
|
АЛУ |
|
Клавиатура |
Монитор |
ОЗУ |
|
УУ |
|
Мышь |
Принтер |
Кэш-память |
|
|
|
Сканер |
Плоттер |
|
|
|
|
НГМД, НЖМД, стриммер |
|
|
|
|
|
CD-ROM, CD-RW, DVD-ROM, DVD-RW |
|
|
|
|
|
Модем |
|
|
|||||
шина адреса |
|||||
шина данных |
|||||
шина управления |
Компьютер состоит из:
Процессора:
АЛУ —арифметико-логическое устройство
УУ —устройство управления
Памяти:
BIOS - это—базовая система ввода-вывода
В ПЗУ (постоянное запомин.устройство) находится—BIOS
В ОЗУ (оперативное запомин.устр-во) наход-ся—инф-ция, введенная пользователем
Устройств ввода-вывода (периферийных устройств):
НГМД, НЖМД, CD-ROM, CD-RW, DVD-ROM, DVD-R+, DVD-RW, Монитор, Принтер, Устройство для сопряжения персонального компьютера с телефонными каналами связи—модем, Сканер, Клавиатура.
Все устройства соединяются магистралью, состоящей из 3 шин:
Шина данных; Шина адреса; Шина управления.
Магистрально-модульный принцип построения позволяет по желанию пользователя изменять модули.
Этап работы с готовым компьютером
Знакомство с системным блоком компьютера.
Знакомство с периферийными устройствами.
Этап построения нового компьютера
Разборка и сборка компьютера.
5. Методика введения понятия “Алгоритмизация и программирование”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Алгоритм – это правильное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий для достижения цели или решения задачи.
2.Свойства алгоритмов: Конечность (результативность); Последовательность; Правильность; Дискретность; Определенность (детерминированность); Массовость.
3.На практике получили известность три способа изображения алгоритмов: в виде пошагового словесного описания; в виде блок-схем; на алгоритмическом языке.
4.Исполнитель алгоритма имеет следующие характеристики:
среда обитания; система команд; свойства; отказы, которые приводят к ошибкам.
Виды ошибок:
синтаксические – неправильно написанные команды (находит среда программирования);
семантические – несоответствие свойства или метода объекту (находит среда программирования);
логические – несоответствие результатов работы программы контрольным примерам (находятся пользователем при тестировании).
Любой алгоритм выполняется исполнителем формально.
5.Стиль программирования: линейное программирование;
структурное программирование; объектно-ориентированное программирование:
Технология ООП основана на трех основополагающих концепциях:
Инкапсуляция - Объект представляет собой контейнер, содержащий в себе данные и программы по управлению данным объектом.
Наследование - это процесс, посредством которого, один объект может приобретать свойства другого. Точнее, объект может наследовать свойства другого объекта и добавлять к ним черты, характерные только для него.
Полиморфизм - это свойство, которое позволяет одно и тоже имя использовать для решения нескольких технически разных задач.
6.Объект - это нечто существенное и различимое, т.е. объектом можно назвать “нечто”, для которого существует способ отличить один подобный объект от другого.
Каждый объект должен иметь имя.
Имя — строка до 255 символов, начинающиеся с буквы. Рекомендуется в первых 3 символах зашифровывать класс объекта.
Свойство объекта - это некоторый показатель, который характеризует объект и принимает для конкретного экземпляра объекта некоторое значение.
Данное значение может быть определено при помощи стандартных типов данных: Тип; Наим.; Размер (Байт).
Boolean; Логический; 1; False; True.
Integer; Целый; 2; от -32768 до 32767 байт.
Long; Длинный целый; 4.
Single; Действительное число; 4.
Double; Действительное число двойной точности; 8.
String; Символьный; 1+n.
Variant; Произвольный.
Значение свойства объекта может быть присвоено вручную через окно свойств или программно. lblVivod.Text=“Вывод данных”.
7.Событие представляет собой действие, распознаваемое объектом (например, щелчок мышью или нажатие клавиши), для которого можно запрограммировать отклик. События возникают в результате действий пользователя или программы, или же они могут быть вызваны системой.
2 этап Работа с готовыми программами
Процесс программирования состоит из 2 частей:
визуальное конструирование; программирование событий.
Пример программ: Программа-приветствие
lblOutput.Text = "Здравствуй, " & txtInput.Text & "!"
Проект «Перевод валют»
lblSumma.Text = "Сумма=" & txtKurs.Text * txtNal.Text
3 этап Составление программ
6. Методика введения понятия «Графические методы»
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Метод представляет собой действие, выполняемое над объектом. Графические методы используются для построения изображений на поверхности объектов.
Формат команды: объект.метод : напр., picDraw.DrawLine().
2.Графические методы применимы к следующим объектам: форма (Form) и картинка (PictureBox).
3.Система координат.
Единица измерения 1 пиксель. Свойства: X (координаты левой границы), Y (координата верхней границы), Width (ширина), Height (высота).
4.Основные методы:
Рисовать можно карандашом. Новый экземпляр карандаша задается: Dim greenPen = New Pen(Color.Green).
Для рисования необходимо создать холст на объекте, например picDraw: Dim picDraw As Graphics
picDraw = picDom.CreateGraphics()
Основной метод рисования : picGraf.DrawLine(myPen, int xl, int yl, int х2, int y2) вычерчивает текущим цветом отрезок прямой между точками с координатами (xl, yl) и (х2, у2).
Можно задать последовательность точек следующим образом
Dim pointsOsnova As Point()={new Point(x1,y1), _
new Point(x2,y2), new Point(x3,y3)}
picGraf.DrawLines(pen, pointsOsnova).
Другие графические методы:
DrawRectangle— чертит прямоугольник.
DrawPolygon — чертит замкнутый многоугольник.
DrawEllipse— чертит элипс, вписанный в прямоугольник.
DrawArc — чертит дугу элипса, вписанного в прямоугольник.
DrawPie — чертит сектор элипса, вписанного в прямоугольник.
Метод Fill задает закрашенные фигуры. Закраска производится кистью: Dim redBrush = new SolidBrush(Color.Red).
Графические методы с закраской аналагично карандашу, только закрашенные: FillRectangle, FillEllipse, FillPie.
Для вывода текста в область рисования цветом Brush и шрифтом Font, начиная с точки (х, у), в классе Graphics существует следующий метод: DrawString — выводит строку. Метод setFont(Font newFont) класса Graphics устанавливает текущий шрифт для вывода текста. Шрифт — это объект класса Font. Dim drawFont = New Font("Arial", 8)
2 этап Работа с готовыми программами
Процесс программирования состоит из 2 частей: визуальное конструирование; программирование событий.
Пример программы: Программа-домик (Необходимо подгрузить графику:
Imports System
Imports System.Windows.Forms
Imports System.Drawing)
3 этап Составление программ
7. Методика введения понятия “Процедуры”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Процедуры бывают событийными и общими. Общие процедуры бывают общедоступными (глобальными) и местными (локальными).
Public Sub Name (Arguments) - Общедоступная процедура;
Вызов процедуры – Name (Arguments) .
Private Sub Name (Arguments) - Локальная процедура в форме;
Если перед именем переменной поставить команду ByVal, то параметр передается по значению, а не по ссылке.
2.Аргументы
Объявление переменных: Dim Name1 As Tip1, Name2 As Tip2
3.Полосы прокрутки предназначены для изменения значений.
Полосы прокрутки представлены следующими объектами:
HscrollBar – горизонтальная, Value – значение, Min и Max – пределы изменения; VscrollBar – вертикальная, Value – значение, Min и Max – пределы изменения.
2 этап Работа с готовыми программами
Процесс программирования состоит из 2 частей: визуальное конструирование; программирование событий.
Пример программы: Проект «Смешивание цветов».
Public Sub DoColor()
rtbColor.BackColor = Color.FromArgb(hsbRed.Value, hsbGreen.Value, hsbBlue.Value)
End Sub
Private Sub hsbRed_Scroll(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.Windows.Forms.ScrollEventArgs) Handles hsbRed.Scroll
DoColor()
End Sub
3 этап Составление программ
8. Методика введения понятия “Команда выбора IF”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Команды выбора предназначены для управления ходом выполнения программы.
2.Команды выбора организуются следующими операторами:
Сокращенная форма:
If условие Then оператор
Полная форма:
If условие Then оператор1 Else оператор2;
Полная блочная форма
If условие Then
блок1
Else
блок2
End If
3.Логические функции:
AND – И;OR – ИЛИ;NOT – НЕ;
Примеры использования лог функций.
4. Рассказать о том, что следует после If, Then и Else (про условие, истину и ложь).
2 этап Работа с готовыми программами
Пример программы: Проект Поиск Y по X.
Dim X, Y As Single
X = Convert.ToDouble(txtX.Text)
lblY.Text = ""
If X <= 10 And X <> 5 Then
Y = 1 / (X - 5)
Else
If X > 15 Then
Y = Math.Cos(X)
Else
lblY.Text = "Не определено"
End If
End If
If lblY.Text = "" Then lblY.Text = "Y=" & Y
Для проверки правильности необходимо осущ. тестирование.
3 этап Самостоятельное составление программ
10. Методика введения понятия «Наследование классов»
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Методы классов
Метод – это функция, которая принадлежит классу и выполняет какое-либо действие.
Класс объединяет объекты имеющие одинаковый набор свойств и схожее поведение (методы).
2. Наследование - одна из самых важных черт ООП. Вкратце она представляет из себя следующее - вы создаете один класс как потомок другого. Эти два класса называется потомок и предок соответственно. Часто говорят еще о дочернем и родительском классе. Созданный вами класс автоматически получает все способности своего родительского класса. Плюс в классе-потомке вы добавляете еще что-нибудь, чего не было в классе родительском - какие-нибудь методы или поля.
Class A
Public n As Integer
Public Sub incN()
'Увеличиваем n
n = n + 1
End Sub
End Class
'Класс B - потомок класса A
Class B
Inherits A
Public m As Integer
Public Sub decN()
'Уменьшаем n
n = n - 1
End Sub
End Class
2 этап Работа с готовыми программами
Процесс программирования состоит из 2 частей:
визуальное конструирование; программирование событий.
Пример программы: Проект «Дом»
Public Class Dom
' Рисование домика в классе. Задание метода .Show
End Class
Public Class DomTruba
Inherits Dom
Public Overrides Sub Show()
MyBase.Show()
' Рисование трубы.
Dim pointsTruba As Point() = _
{New Point(X + Convert.ToInt16(Shirina * 0.15), Y - Convert.ToInt16(Shirina * 1.42)), _
New Point(X + Convert.ToInt16(Shirina * 0.15), Y - 2 * Shirina), _
New Point(X + Convert.ToInt16(Shirina * 0.3), Y - 2 * Shirina), _
New Point(X + Convert.ToInt16(Shirina * 0.3), Y - Convert.ToInt16(Shirina * 1.66))}
picGr.DrawLines(Pen, pointsTruba)
End Sub
End Class
Imports System
Imports System.Windows.Forms
Imports System.Drawing
Private Sub btnDraw_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles btnDraw.Click
Dim X, Y, A As Integer
X = Convert.ToInt16(txtX.Text)
Y = Convert.ToInt16(txtY.Text)
A = Convert.ToInt16(txtA.Text)
Dim greenPen = New Pen(Color.Green)
Dim DomN = New Dom()
DomN.SetDom(X, Y, A, picGraphics, greenPen)’рисует дом из процедуры
DomN.Show()
Dim redPen = New Pen(Color.Red)
Dim DomM = New DomTruba()
DomM.SetDom(X + 100, Y, A, picGraphics, redPen) ’рисует дом с трубой
DomM.Show()
End Sub
End Class
3 этап Составление программ
11. Методика введения понятия “Полиморфизм ”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1. Полиморфизм реализуется в ситуации, когда есть иерархия классов, и в каждом классе-потомке есть метод, который выполняет одно и то же действие. Но во всех классах-потомках это действие выполняется по-разному. В этом случае мы объявляем этот метод в классе-предке, но реализацию этого метода в классе-предке мы не пишем (а пишем отдельно в каждом классе-потомке). Класс-предок при этом мы объявляем как абстрактный. Создавать экземпляры такого класса нельзя - он используется только как предок для других классов в иерархии.
Объявление абстрактного класса:
MustInherit Class NameClass
Public MustOverride Function NameFunction() As DataType
End Class
Объявление класса-потомка
Class ChildClass
Inherits NameClass
Private A As Single ('Поля)
Public Sub New(ByVal A1 As Single)
A = A1 ('Конструктор – получаем Исходные данные, например число A1)
End Sub
Public Overrides Function NameFunction () As DataType
Return Formula ('Реализуем метод)
End Function
End Class
2 этап Работа с готовыми программами
Пример проекта: Площадь фигуры
Абстрактный класс
MustInherit Class Figure
Public MustOverride Function Ploshad() As Single
End Class
Класс четырехугольник
Class Quadrangle
Inherits Figure
Private a, h As Single ('Сторона четырехугольника)
Public Sub New(ByVal a1 As Single, ByVal h1 As Single)
a = a1 ('Конструктор)
h = h1
End Sub
Public Overrides Function Ploshad() As Single
Return a * h ('Реализуем метод Ploshad)
End Function
End Class
Класс круг
Class Circle
Inherits Figure
Private r As Single ('Радиус)
Public Sub New(ByVal r1 As Single)
r = r1 ( 'Конструктор)
End Sub
Public Overrides Function Ploshad() As Single
Return Math.PI * r * r ('Реализуем метод Ploshad)
End Function
End Class
3 этап Составление программ
12. Методика введения понятия “Команда выбора CASE”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Команды выбора предназначены для управления ходом выполнения программы.
2.Команды выбора организуются следующими операторами:
Select Case X
Case X1
блок1
Case X2 to X3
блок2
Case Is > X4
блок3
Case Else
блок4
End Select
Оценивается значение переменой X: 1 значение; диапазон от X2 до X3; условие.
3.Условия применимости команд выбора:
Команда Case применяется при множественном выборе по одному параметру. Во всех остальных случаях применяется команда IF.
2 этап Работа с готовыми программами
Пример программы: Проект День недели
dim NomerWeek As Integer
dim NameWeek As String
Select Case NomerWeek
Case 1
NameWeek = "понедельник"
Case 2
NameWeek = "вторник"
Case 3
NameWeek = "среда"
Case 4
NameWeek = "четверг"
Case 5
NameWeek = "пятница"
Case 6
NameWeek = "суббота"
Case 7
NameWeek = "воскресенье"
Case Else
NameWeek = "такого дня не существует"
End Select
lblName.Text = NameWeek
3 этап Составление программ
13.Методика введения понятия “Цикл FOR”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Циклы применяются для повторения нескольких шагов множество раз.
2. Циклы организуются следующими операторами:
For K=Nach to Kon Step Shag
команды
[Exit For]
Next K
3.Условия применимости циклов:
Цикл For применяется в том случае, когда известны начало, конец, шаг или количество повторений цикла.
2 этап Работа с готовыми программами
Пример программы: Сумма кубов нечет чисел от 1 до n.
s=0
for I = 1 to n step 2
s=s+i^3
next i
lblOutput.text= «s= » & convert.tostr(s)
3 этап Составление программ
Произв квадратов чет чисел от 1 до n.
14. Методика введения понятия “Элемент управления CheckBox”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Элементы управления предназначены для предоставления пользователю возможности управления ходом работы программы.
2. Элементы управления представлены следующими объектами: CheckBox, Value – значения True и False
Возможен множественный выбор.
2 этап Работа с готовыми программами
Пример программы: Проект «График функции в полярной системе координат»
Dim picGraph As Graphics
Dim R, G, B As Integer
Private Sub frmGraph_Load(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles MyBase.Load
picGraph = picDraw.CreateGraphics()
R = 0
G = 0
B = 0
End Sub
Private Sub btnPusk_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles btnPusk.Click
Dim penGraph As New Pen(Color.FromArgb(R, G, B))
End Sub
Private Sub chkRed_CheckedChanged(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles chkRed.CheckedChanged
If chkRed.Checked Then R = 255 Else R = 0
End Sub
По аналогии
If chkGreen.Checked Then G = 255 Else G = 0
If chkBlue.Checked Then B = 255 Else B = 0
3 этап Составление программ
15. Методика введения понятия “Элемент управления RadioButton”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Элементы управления предназначены для предоставления пользователю возможности управления ходом работы программы.
2. Элементы управления представлены следующими объектами: RadioButton, Value – значения True и False
Возможен выбор одного элемента из группы.
2 этап Работа с готовыми программами
Пример программы: Проект «Обучение английскому»
Нужен объект ImageList на форме.
Public Class frmEnglish
Private Sub rdbCat_CheckedChanged(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles rdbCat.CheckedChanged
picEnglish.Image = imlEnglish.Images(0)
End Sub
По аналогии (1) и (2) картинки.
picEnglish.Image = imlEnglish.Images(1)
picEnglish.Image = imlEnglish.Images(2)
End Class
3 этап Составление программ
По названию четырехугольника вывести его определение.
16. Методика введения понятия “Цикл WHILE”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Циклы применяются для повторения нескольких шагов множество раз.
2. Циклы организуются следующими операторами:
Do While условие выполняется команды
[Exit Do]
Loop
Do
команды
[Exit Do]
Loop While условие выполняется
Do Until условие не выполняется команды
[Exit Do]
Loop ; Do
команды
[Exit Do]
Loop Until условие не выполняется
3.Условия применимости циклов:
Цикл While (Until) применяется когда известно условие выхода из цикла. Очень часто данный вид цикла приводит к зацикливанию, поэтому рекомендуется сохранить программу перед запуском.
2 этап Работа с готовыми программами
Пример программы: Проект «Пирамида»
Public Class frmPiramid
Private Sub btnPusk_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles btnPusk.Click
Dim SOsn, Shag, X0, Y0, Dlina As Long
Dim picGraphics As Graphics
picGraphics = picPiramid.CreateGraphics()
Dim rnd As New Random()
X0 = picPiramid.Width / 2
Y0 = picPiramid.Height / 2
SOsn = Convert.ToInt32(txtSOsn.Text)
Shag = Convert.ToInt32(txtShag.Text)
Dlina = Math.Sqrt(SOsn)
Do
Dim RndBrush = New SolidBrush(Color.FromArgb(rnd.NextDouble * 255, rnd.NextDouble * 255, rnd.NextDouble * 255))
picGraphics.FillRectangle(RndBrush, Convert.ToInt16(X0 - Dlina / 2), Convert.ToInt16(Y0 - Dlina / 2), Dlina, Dlina)
Dlina = Dlina - Shag
Loop While Dlina > 0
End Sub
End Class
3 этап Составление программ
17. Методика введения понятия “Строки”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Строки
предназначены для хранения набора
символов. Строковая величина представляет
собой одномерную таблицу. Строковая
переменная содержит текст в кодировке
Unicode длиной до 231
(более 2 миллиардов!) символов. Объявление
строковой переменной: Dim
Stroka
As
String
Stroka=
“информатика”
2.Для работы со строковой переменной использ. следующие функции: Chr(Cod) – символ по коду (Chr(232) символ “и”, Chr(10)+Chr(13) конец строки и перевод каретки);
ASC(Stroka) – код первого симв. в строке (для симв.“и” – 232)
3.Для работы со строковой переменной используются следующие свойства и методы:
Stroka.Length – длина строки; (длина 11 символов)
Symbol= Stroka.Substring(Nachalo, Dlina) – вырезка из переменной; (Simvol= Stroka.Substring(2,5) – “форма”). Нумерация символов начинается с 0.
Stroka.Substring(Nachalo, Dlina)= Symbol – замена части символов; (Stroka.Substring(4,1)= “л” – “инфолматика”)
2 этап Работа с готовыми программами
Пример программы: Количество символов
Public Class frmSymbol
Private Sub btnRun_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles btnRun.Click
Dim k, i As Integer, S, Text As String
k = 0
S = txtSymbol.Text
Text = rtbText.Text
For i = 0 To Text.Length - 1
If Text.Substring(i, 1) = S Then k = k + 1
Next i
lblResult.Text = "K= " + Convert.ToString(k)
End Sub
End Class
3 этап Составление программ
Посчитать количество символов с кодом, введенным с клавиатуры и прибавить к этому количеству код символа О.
18. Методика введение понятия о табличной величине и способах обработки табличной информации
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Табличные величины предназначены для хранения большого количества однотипных данных под одним именем. Табличная величина характеризуется 3 параметрами: имя, тип и индекс. Табличная величина может быть одномерной и многомерной.
2.Табличная
величина в Visual
Basic
называется массивом.
Для задания массива служит команда
Dim
ИмяМассива (Количество элементов N)
As
Тип.
Границы стандартно задаются: 0 до N-1.
3.Динамический массив задается следующим образом:
Dim Massiv() as Integer …
ReDim Massiv(Количество элементов N)
или c сохранением уже введенных значений элемента массива
ReDim Preserve Massiv(Количество элементов N)
Для освобождения памяти, занятой динамическим массивом служит команда: Erase Massiv
4.Способы заполнения массива данными:
1 способ
Dim A() As Integer = {2, 4, 2, 8, 4, 2, 12, 32, 65, 92}
2 способ
Dim A(10) As Integer
Dim Rnd = New Random()
For i = 0 To 9
A(i) = Rnd.Next(101) - 50
Next
3 способ (на примере чисел Фибоначчи)
Dim A(10) As Integer
A(0) = 1
A(1) = 1
For i = 2 To 9
A(i) = A(i - 2) + A(i - 1)
Next
5.Вывод данных из массива в объект:
1 способ
lblVivod.Text = ""
For i = 0 To 9
lblVivod.Text = lblVivod.Text + Convert.ToString(A(i)) + " "
Next
2 способ
lstVivod.Items.Clear()
For i = 0 To 9
lstVivod.Items.Add(Convert.ToString(i) + " - " + Convert.ToString(A(i)))
Next
2 этап Работа с готовыми программами
Обработка массивов
1.Найти сумму элементов массива
Dim Summa As Integer
Summa = 0
For i = 0 To 9
Summa = Summa + A(i)
Next i
lblSumma.Text = "Сумма=" & Summa
2.Найти количество таких элементов массива, которые больше заданного числа F
Dim K As Integer = 0, F As Integer = 20, j As Integer
For j = 0 To N - 1
If A(j) > F Then K = K + 1
Next j
lblResult.Text = "Количество=" & K
3.Найти номер (индекс) максимального элемента
Dim j As Integer
Dim IndMax As Integer = 0
For j = 1 To N - 1
If A(IndMax) < A(j) Then IndMax = j
Next j
lblMax.Text = "Индекс максимального элемента равен " + Convert.ToString(IndMax)
3 этап Составление программ
19. Методика введение понятия о методах сортировки табличной информации
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
Существуют различные методы сортировки. Будем рассматривать каждый из методов на примере задачи сортировки по возрастанию массива из N целых чисел.
СОРТИРОВКА ОБМЕНОМ (методом "пузырька")
Идея метода заключается в том, что последовательно сравниваются пары соседних элементов массива. Если они располагаются не в том порядке, то совершаем перестановку, меняя местами пару соседних элементов. После одного такого прохода на последнем месте номер N окажется максимальный элемент ("всплыл" первый "пузырек"). Следующий проход должен рассматривать элементы до предпоследнего и так далее. Всего требуется N-1 проход. Вычислительная сложность сортировки обменом O(N*N).
СОРТИРОВКА ВЫБОРОМ
Идея метода заключается в том, что находится максимальный элемент массива и меняется местами с последним элементом (с номером N). Затем, максимум ищется среди элементов с первого до предпоследнего и ставится на N-1 место, и так далее. Необходимо найти N-1 максимум. Можно искать не максимум, а минимум и ставить его на первое, второе и так далее место. Также применяют модификацию этого метода с одновременным поиском максимума и минимума. В этом случае количество шагов внешнего цикла N div 2.
Вычислительная сложность сортировки выбором - величина порядка N*(N-1)/2, что обычно записывают как O(N*(N-1)/2). Это объясняется тем, что количество сравнений при поиске первого максимума равно N-1. Затем N-2, N-3, и так далее до 1, итого: N*(N-1)/2.
2 этап Работа с готовыми программами
Обработка массивов
1.Сортировка методом «пузырька»
For i = 0 To p - 1
For j = 0 To p – i-1
If M(j) > M(j + 1) Then
temp = M(j)
M(j) = M(j + 1)
M(j + 1) = temp
End If
Next j
ListBox1.Items.Add(Convert.ToString(M(i)))
Next i
2.Сортировка выбором
For i = 1 To n-1
imax = i
For j = i + 1 To n
If c(j) < c(imax) Then
imax = j
End If
Next
temp = c(i)
c(i) = c(imax)
c(imax) = temp
ListBox1.Items.Add(Convert.ToString(c(i)))
Next
3 этап Составление программ
Вывести массив, у которого упорядочены первые к числе, где к меньше общего числа элем. массива.
20. Методика введения понятия “Файлы”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
1 этап Подготовительный
1.Файл – это поименованная область памяти на диске. Для работы с файлами в VB используется пространство имён System.IO.
2.Visual Basic поддерживает 2 типа файлов: ASCII-файлы и двоичные файлы, и 2 способа доступа к файлам: последовательный и произвольный. Наиболее часто используются ASCII-файлы с последовательным доступом к файлу.
3.Открытие файла для чтения:
Dim path As String = "mushroomer.txt" (имя файла)
Dim fileinfo = New FileInfo(Path) (объявл.новый экземпляр файла)
Dim streamreader As StreamReader = fileinfo.OpenText() (Открываем файл для чтения)
4.Чтение данных из файла:
Do
N = N + 1 (Увеличение счетчика на 1)
sText = streamreader.ReadLine()…
Loop Until sText = "" (Проверка на пустую строку)
5.Запись данных в файл:
Dim Pathw = "mushroomer1.txt" (имя файла)
Dim fileinfow = New FileInfo(Pathw) (объявляем новый экземпляр файла)
Dim streamwriter As StreamWriter = fileinfow.AppendText() (Открываем файл для записи)
For i = 1 To N - 1
streamwriter.WriteLine(X(i) & " " & Y(i)) (Добавл.строку в файл
Next
5.Закрытие файла:
streamreader.Close()
streamwriter.Close()
2 этап Работа с готовыми программами
Пример программы: Вывести координаты Грибника в листбокс из файла.
Imports System.IO
Public Class frmFile
Dim X(), Y() As Integer
Dim N As Integer = 1
Dim picDTrack As Graphics
Private Sub btnLoad_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles btnLoad.Click
Dim path As String = "mushroomer.txt" (имя файла)
Dim fileinfo = New FileInfo(Path) (объявл.новый экземпляр файла)
Dim InProbel As Integer = 0
lstXY.Items.Clear() (очистка ListBox)
Dim streamreader As StreamReader = fileinfo.OpenText() (Открываем файл для чтения)
Dim sText As String = "" (Строка текста в файле)
Dim p As String = " " (Разделитель чисел (пробел))
sText = streamreader.ReadLine() (Читаем строку из файла)
Do
ReDim Preserve X(N), Y(N) (Увеличиваем размер массива)
InProbel = sText.IndexOf(p) (Определяем место расположения символа p (пробела))
X(N) = Convert.ToUInt16(sText.Substring(0, InProbel)) (Координата X от начала строки до пробела)
Y(N) = Convert.ToUInt16(sText.Substring(InProbel + 1, sText.Length - InProbel - 1)) (Координата Y после пробела до конца строки)
lstXY.Items.Add(Convert.ToString(X(N)) + " " + Convert.ToString(Y(N))) (Запись в ListBox для контроля)
N = N + 1 (Увеличение счетчика на 1)
sText = streamreader.ReadLine()
Loop Until sText = ""
End Sub
3 этап Составление программ
21. Методика введения понятия «Технология обработки текстовой информации»
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
Подготовительный этап
-
“Технология [гр. techne искусство, мастерство + ...логия слово, понятие, учение] - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства...;”.
-
Текстовый редактор — программа-инструмент, позволяющая автоматизировать работу с текстами в делопроизводстве, редакционно-издательской деятельности, электронной почте и в быту.
-
Текст состоит из символов.
-
Размер символа определяется в питах, где 1 пит — 1/100 дюйма.
-
Варианты начертания символов: полужирный, курсив, нормальный.
-
Межсимвольный интервал: обычный, разреженный, уплотненный.
-
Варианты вывода символа на экран (эффекты): скрытый, малые прописные, все прописные, нижний индекс, верхний индекс, подчеркнутый.
-
Тип шрифта (векторные).
-
Для изменения параметров символа необходимо его выделить.
-
Символы объединяются в абзацы.
-
Абзацы отделяются друг от друга символом ¶.
-
Междустрочный интервал в абзаце — одинарный, полуторный, двойной (произвольный).
-
Интервал до и после абзаца.
-
Отступ слева и справа.
-
Варианты вывода первой строки абзаца: без отступа, с отступом, с выступом.
-
Варианты выравнивания абзацев: по центру, по левому краю, по правому краю, по ширине.
-
Текст делится на страницы.
-
Ориентация страницы: книжная, альбомная.
-
Размер бумаги формата А4 - 210х297 мм.
-
Размер полей на странице по ГОСТ: сверху 15 мм, слева 20 мм, снизу 20 мм, справа 10 мм.
-
В многостраничных текстах вводят нумерацию страниц через Вставка-Номер страницы (колонтитул).
-
Можно принудительно вставить разрыв страницы Ctrl-Enter.
-
Страницы объединяются в разделы.
-
Для вставки нового раздела используется меню Вставка—Разрыв—Новый раздел.
-
Для каждого раздела можно установить способ оформления страницы.
-
Правила набора текста (в связи с автоматическим определением ошибок орфографии):
-
В конце каждой строки клавиша Enter не нажимается, а нажимается только в конце каждого абзаца.
-
Перед знаками препинания ( . , : ; ! ? ) пробел не ставится, а после них ставится обязательно.
-
Перед левой скобкой, кавычкой, ёлочкой ( “ « ставится пробел, а после них пробел не ставится. Перед правой ) » ” пробел не ставится, после ставится обязательно.
Этап работы с готовыми текстами
-
Знакомство с текстовым редактором. Открытие, сохранение и закрытие документа.
-
Исправление ошибок в тексте.
-
Составление текста из 2 готовых текстов путем копирования.
Этап построения новых текстов
-
Ввод простого текста.
-
Ввод текста по образцу с объектами (таблицы, рисунки).
-
Объединение текстов методом слияния.
22. Методика введения понятия «Технология обработки графической информации»
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
Подготовительный этап
-
Графический редактор — программа-инструмент, предназначенная для обработки графики и построения рисунков.
-
Графика бывает:
Растровая – изображение состоит из точек различных цветов.
-
Для каждой точки последовательно указывается ее место нахождение и интенсивность каждого основного цвета: красного, синего и зеленого. Чем больше цветов, тем больше размер файла. Файлы имеют расширение .bmp
-
Достоинство графики: высокое качество изображения.
-
Недостаток графики: сложность при масштабировании.
-
Примеры редакторов: Paint, Adobe Photoshop.
Векторная – изображение состоит из отрезков (векторов) различных цветов.
-
Для каждого отрезка необходимо указать его место нахождение в виде математического описания и интенсивность каждого основного цвета: красного, синего и зеленого. Чем больше отрезков и цветов, тем больше размер файла. Файлы имеют расширение .wmf
-
Достоинство графики: возможность масштабирования.
-
Недостаток графики: приемлимое качество.
-
Примеры редакторов: Corel Draw.
-
Графические примитивы: точка, отрезок, овал, прямоугольник.
-
Основные инструменты для рисования: карандаш, кисть, распылитель, заливка, лупа.
Этап работы с готовыми рисунками
-
Знакомство с графическим редактором. Открытие, сохранение и закрытие документа.
-
Раскраска готового монохромного рисунка цветами.
-
Составление рисунка из библиотеки готовых рисунков.
Этап построения новых рисунков
-
Построение простого рисунка (пейзаж).
-
Построение сложного рисунка, обработка фотографий.
23. Методика введения понятия «Технология обработки числовой информации»
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
Подготовительный этап
-
Таблица.
-
Таблица состоит из столбцов, обозначаемых буквами латинского алфавита, и строк, обозначаемых целыми положительными числами.
-
На пересечении столбца и строки образуется ячейка. Каждая ячейка имеет адрес, состоящий из обозначения столбца и номера строки. Например, B2.
-
В ячейку можно заносить следующую информацию: текст, числа и формулы, которые обязательно начинаются со знака =. Формула состоит из чисел, знаков арифметических операций (+, -, *, /), функций и ссылок на ячейки.
Например, составим таблицу сложения и вычитания двух чисел:
|
A |
B |
C |
D |
E |
1 |
a |
141 |
6 720 |
|
|
2 |
b |
47 |
|
|
43,0 |
3 |
a + b |
|
537 600 |
213 867 |
|
4 |
a — b |
|
|
27 |
2,2 |
|
A |
B |
C |
D |
E |
1 |
a |
141 |
6 720 |
=(D3+D4)/2 |
=E2+E4 |
2 |
b |
47 |
=C3-C1 |
=D3-D1 |
43,0 |
3 |
a + b |
=B1+B2 |
537 600 |
213 867 |
=E1+E2 |
4 |
a — b |
=B1-B2 |
=C1-C2 |
27 |
2,2 |
-
Электронная таблица — это программа-инструмент, предназначенная для выполнения автоматических расчетов по формулам. При изменении значения любой ячейки автоматически производится перерасчет всех зависимых ячеек.
-
Система меню.
-
Панели инструментов.
-
Особое внимание обратите на форматирование ячейки: числа, выравнивание, границы.
Этап работы с готовыми таблицами
Задача 1. О покупке.
Наим |
Цена (руб.) |
Кол-во (м) |
Стоим. (руб.) |
Ткань шерстяная |
180 |
4 |
Одинак |
Лента |
Одинак |
8 |
|
Кружево |
Одинак |
180 |
|
Ткань подклад |
60 |
? |
Решение:
A |
B |
C |
D |
Наимен |
Цена (руб.) |
Кол-во (м) |
Ст-ть (руб.) |
Ткань шерст |
180 |
4 |
=B2*C2 |
Лента |
=D3/C3 |
8 |
=D2 |
Кружево |
=B3 |
=D4/B4 |
180 |
Ткань подклад |
60 |
=C4 |
=B5*C5 |
Результаты:
A |
B |
C |
D |
|
Цена (руб.) |
Кол-во (шт.) |
Стоим. (руб.) |
Ткань шерстяная |
180 |
4 |
720 |
Лента |
90 |
8 |
720 |
Кружево |
90 |
2 |
180 |
Ткань подклад |
60 |
2 |
120 |
Задача 2. О покупке. В молочном магазине продукты упакованы в пакеты. Требуется купить необходимое количество литров каждого продукта. Найдите количество пакетов, стоимость каждого продукта и стоимость всей покупки.
A |
B |
C |
D |
E |
Наимен |
Объем пакета (литр) |
Цена за пакет (руб.) |
Кол-во пакетов |
Стоим.(руб.) |
Молоко |
1 |
40 |
|
|
Сметана |
0,5 |
60 |
|
|
Кефир |
0,5 |
22 |
|
|
Решение:
A |
B |
C |
D |
E |
Треб.объем |
10 |
|
|
|
Наимен |
Объем пакета |
Цена за пакет |
Кол-во пакетов |
Стоим.(руб.) |
Молоко |
1 |
40 |
=$B$1/B3 |
=C3*D3 |
Сметана |
0,5 |
60 |
=$B$1/B4 |
=C4*D4 |
Кефир |
0,5 |
22 |
=$B$1/B5 |
=C5*D5 |
|
|
|
ИТОГО |
=СУММ(E3:E5) |
Результаты:
A |
B |
C |
D |
E |
Треб объем |
10 |
|
|
|
Наименование |
Объем пакета (литр) |
Цена за пакет (руб.) |
Кол-во пакетов |
Стоим.(руб.) |
Молоко |
1 |
40 |
10 |
400 |
Сметана |
0,5 |
60 |
20 |
400 |
Кефир |
0,5 |
22 |
20 |
400 |
|
|
|
ИТОГО |
1200 |
24. Методика закрепления понятия «Технология обработки числовой информации»
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
-
Таблица состоит из столбцов, обозначаемых буквами латинского алфавита, и строк, обозначаемых целыми положительными числами.
-
На пересечении столбца и строки образуется ячейка. Каждая ячейка имеет адрес, состоящий из обозначения столбца и номера строки. Например, B2.
-
В ячейку можно заносить следующую информацию: текст, числа и формулы, которые обязательно начинаются со знака =. Формула состоит из чисел, знаков арифметических операций (+, -, *, /), функций и ссылок на ячейки.
Этап построения новых таблиц
-
Расстояние между пунктами А и В - Х км. Одновременно из пункта А выходит пешеход, а из пункта В - велосипедист. Скорость велосипедиста V2 км/ч. Пешеход прибыл в пункт В через N часов. Через сколько часов после начала движения пешеход и велосипедист встретились в пути?
|
A |
B |
C |
1 |
X= |
52 |
|
2 |
V1= |
=B1/B4 |
|
3 |
V2= |
9 |
|
4 |
N (час) |
13 |
|
5 |
T (час) |
S1 (пешеход) |
S2 (расст.от велос.до А) |
6 |
0 |
=A6*$B$2 |
=$B$1-A6*$B$3 |
7 |
1 |
=A7*$B$2 |
=$B$1-A7*$B$3 |
8 |
2 |
=A8*$B$2 |
=$B$1-A8*$B$3 |
9 |
3 |
=A9*$B$2 |
=$B$1-A9*$B$3 |
-
По конвейеру начинает двигаться Z деталей, вдоль конвейера расположено N рабочих мест. На первом рабочем месте на конвейер поступает K деталей, на каждом следующем на K деталей больше, чем на предыдущем рабочем месте. Кроме этого, на каждом рабочем месте с конвейера снимается F деталей. Какое наименьшее количество деталей может быть на конвейере и на каком рабочем месте?
Решение:
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
Сним детали |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
Раб места |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Поступ детали |
5 |
=B3 |
=C3+$B$3 |
=D3+$B$3 |
=E3+$B$3 |
=F3+$B$3 |
=G3+$B$3 |
=H3+$B$3 |
Всего детал |
40 |
=B4+C3-$B$1 |
=C4+D3-$B$1 |
=D4+E3-$B$1 |
=E4+F3-$B$1 |
=F4+G3-$B$1 |
=G4+H3-$B$1 |
=H4+I3-$B$1 |
C4=ЕСЛИ(B4+C3-$B$1>0; B4+C3-$B$1;0)
Результаты
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
1 |
Снимаемые детали |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Рабочие места |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
Поступающие детали |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
4 |
Всего деталей |
40 |
30 |
25 |
25 |
30 |
40 |
55 |
75 |
25-26. Методика введения, закрепления понятия «Технология хранения, поиска и сортировки информации»
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
Подготовительный этап
Виды баз данных
Фактографические системы образуют совокупность структурированных данных. Цель системы - выдать в ответ на запрос пользователя набор данных.
Фактографические системы: информационно-справочные, информационно-поисковые и системы оперативной обработки данных.
Фактографические системы: универс-ые и специализир-ые.
Документальные системы образуют совокупность неструктурированных текстовых документов. Цель системы - выдать в ответ на запрос пользователя набор документов.
Виды структур баз данных
1. Простая двумерная - таблица.
Таблица - это набор данных, организованных в виде записей (строки), состоящих из отдельных полей (столбцы).
Для каждого поля пользователь определяет уникальное имя поля, тип данных поля и длину поля. Наименование данного (описание поля) не является обязательным. Одно из полей носит имя — ключевое, это уникальное поле, в котором данные никогда не повторяются.
Код |
Фамилия |
Имя |
Год рождения |
Адрес |
1 |
Иванов |
Павел |
1991 |
Урицкого, 25-12 |
2 |
Петров |
Иван |
1992 |
Тимме, 2-143 |
3 |
Павлов |
Петр |
1991 |
Обводный, 7-23 |
Тип данных: Текстовый, Числовой, Счетчик, Денежный, Логический.
-
Иерархическая - структура данных, в которой каждый порожденный элемент имеет один порождающий элемент.
-
Сетевые - структура данных, в которой каждый порожденный элемент может иметь более одного порождающего элемента.
-
Реляционная - представление произвольной структуры данных простыми двумерными таблицами.
Типы межтабличных связей: один к одному, один ко многим, и многие ко многим.
Этап работы с готовыми таблицами
-
Заполнение базы данных данными с использованием таблиц или форм.
-
Использование фильтров и сортировки для выборки данных из базы.
ФОРМЫ
Форма представляет собой бланк, подлежащий заполнению, или маску, накладываемую на набор данных. Форма позволяет упростить процесс заполнения базы, а также упростить составление отчета или запроса.
Этап построения новых таблиц
1. Построение запросов.
ЗАПРОСЫ
Запросы служат для селекции или фильтрации набора данных. Они позволяют выбрать из базы данных только необходимую информацию, т.е. ту, которая соответствует определенному критерию (условию) и нужна для решения конкретной задачи.
Запрос на выборку является наиболее распространенным типом запроса.
Какое количество документов поступило между 2 датами? (Для этого в строке условие отбора, под датой необходимо написат Between [Начало] and [Конец].)
Функция; Результат;
Sum; Сумма значений поля.;
Min; Наименьшее значение поля.;
Max; Наибольшее значение поля.;
Count; Число значений;
В групповой операции возможен следующий выбор: Элемент; Результат; Группировка; Определяет группы, для которых выполняются вычисления.
Выражение; Создает вычисляемое поле с помощью выражения, включающего статистическую функцию.
Условие; Определяет условия отбора для поля, которое не участвует в группировке.
2.Создание отчетов
Отчет предназначен для вывода результатов запроса на печать.
27. Методика введения понятия “Компьютерные коммуникации”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
Подготовительный этап (введение основных понятий)
-
Компьютерная сеть — объединение нескольких компьютеров с целью обмена данными между пользователями и совместное использование ресурсов вычислительной установки (дисковой памяти, программ, принтеров, данных и др.).
-
Основные компоненты сети: компьютеры, коммуникационное оборудование, сетевая операционная система, прикладные сетевые программы.
-
Топология - способ соединения компьютеров в сеть (общая шина, кольцо, звезда). Физическая структура определяет физические связи между компьютерами. Логическая структура определяет маршруты передачи данных между узлами сети.
-
Виды сетей: локальная, сеть кампуса, корпоративная, Интернет.
-
Компьютерная коммуникация включает в себя ЛВС или отдельный компьютер, коммуникационное оборудование (модем), канал связи и коммуникационные программы.
-
Способы доступа к телекоммуникационной сети: удаленный доступ по коммутируемой телефонной линии, прямой доступ по выделенному каналу связи.
-
Протокол - это правила, определяющие взаимодействие между системами в рамках одного уровня. Базовые протоколы отвечают за физическую пересылку электронных сообщений по сети (TCP/IP). Прикладные протоколы отвечают за функционирование специализированных служб (HTTP – передача гипертекстовых сообщений, FTP – передача файлов, POP3 и SMTP – передача почтовых сообщений). В сети протоколы обеспечивают передачу информации отдельными пакетами.
-
Каждый компьютер в сети имеет следующие адреса: аппаратные адреса (адреса сетевой платы – 56F45A23), числовые составные адреса (192.164.150.120 – IP адреса), символьные адреса (www.pomorsu.ru). DNS – система именования компьютеров в сети.
-
Сервер - это программный модуль, который обслуживает запросы на доступ к ресурсам своего компьютера, а также компьютер, который предоставляет свои ресурсы другим компьютерам сети.
-
Клиент - это программный модуль, который вырабатывает запросы на доступ к удаленным ресурсам и передает их по сети на нужный компьютер, а также компьютер, который потребляет локальные ресурсы других компьютеров сети.
-
Служба - пара модулей "клиент - сервер", обеспечивающая совместный доступ к определенному типу ресурсов (служба доступа к файлам, служба доступа к принтеру и т.д.).
-
Основные службы Интернет:
-
Электронная почта (inform@pomorsu.ru);
-
Списки рассылки (maillists) - простая, но в то же время весьма полезная служба Интернет. Это практически единственная служба, не имеющая собственного протокола и программы-клиента и работающая исключительно через электронную почту.
-
Группы новостей USENET или телеконференции - дискуссионные группы, покрывающие практически любые темы.
-
FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - это средство, позволяющее просматривать архивы файлов документов и программ в Интернет, осуществлять копирование любых файлов как с удаленного компьютера на свой так и наоборот.
-
ICQ (I seek you - я тебя ищу) - служба, которая позволяет пользователям сети обмениваться сообщениями в реальном масштабе времени, а также организовывать чат (chat - беседа), передавать файлы и многое другое.
-
IRC (Internet Relay Chat - беседа через Интернет) – служба, которая похожа на Usenet, но обмен сообщениями в ней ведется без задержек.
-
IP-телефония - это технология, позволяющая использовать Интернет или любую другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения телефонных разговоров (Skype, VoIP).
-
World Wide Web (Всемирная паутина) - это система организации информации в Интернет, которая позволяет объединять в одном структурированном документе (Web - странице) информационные элементы различного происхождения (текст, изображения, звук), а также включать в любой документ ссылки на другие документы, расположенные в произвольных местах сети.
-
Указатель URL (Uniform Resource Locator) - это адрес сетевого ресурса. В общем случае URL содержит: информацию о сетевом протоколе; адрес хоста (доменное имя); адрес файла (имя файла). Указатель URL состоит из следующих частей: <схема>:<специальное_имя>.
http://www.referats.ru
-
Распределенная программа - это программа, которая состоит из нескольких частей, причем каждая часть, как правило, выполняется на отдельном компьютере сети. Программы для Интернет: Outlook Express, Internet Explorer.
-
Прокси-сервер — программа, осуществляющая кэширование информации, контролирующие и защитные функции.
Этап работы с готовыми документами.
-
Использование ресурсов в ЛВС.
-
Работа с гипертекстовыми документами.
Этап построения новых документов.
-
Предоставление ресурса (файлов, папок, принтера) в общее пользование.
-
Работа с электронной почтой.
-
Поиск информации в сети Интернет.
28. Методика введения понятия “Мультимедийные технологии”
3 этапа обучения: 1) Подготовительный этап предназначен для введения терминологии. 2) Этап работы с готовыми документами предназначен для осознания и усвоения учениками работы с электронными документами с использованием электронных инструментов. 3) Этап построения документа предназначен для формирования приемов построения электронных документов с использованием электронных инструментов.
Подготовительный этап (введение основных понятий)
-
Мультимедиа — это комбинация текста, графических изображений, звука, анимации и видео, которые предоставляются с помощью компьютера или другой электронной техники.
-
Аппаратные средства: компьютер, видеоплата с видеовходом и выходом, графический монитор, проекторы, видеокамера, звуковая плата, акустическая система, CD-ROM (CD-RW, DVD), сканеры, графические планшеты, устройства связи, цифровой фотоаппарат.
-
Программные средства: программы редактирования символов, графические редакторы (2D, 3D и анимационные), программы по цифровой обработки звука, программы обработки видеоинформации, программы оптического распознания текста, программы распознавания голоса, программы воспроизведения видео и звука, программы для создания мультимедийных приложений (PowerPoint, FrontPage), программы просмотра гипертекстовой информации (броузеры).
-
Форматы графических файлов: GIF - Graphic Interchange Format, при сохранении изображения в этом формате количество используемых цветов не должно превышать 256, имеется возможность анимационных изображений; JPEG (JPG) - Joint Photography Experts Group, этот формат допускает сохранение изображений, содержащих миллионы цветов.
-
Форматы звуковых файлов: MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — представляет собой последовательность команд для инструмента (нажатия клавиш, поворот регулятора), WAV (Waveform Audio) — цифровое неупакованное аудио, полученный путем квантования и оцифровки, MP3 — упакованное цифровое аудио, WMA – Windows Media Audio.
-
Форматы видеофайлов: AVI (Audio Video Interface) — неупакованное видео, MPEG (Motion Pictures Experts Group) — компактное представление аудио и видео, WMV – Windows Media Video.
-
Язык разметки гипертекстовых документов HTML (Hyper Text Markup Language) представляет собой совокупность команд, называемых тегами (от английского tag). HTML-тег записывается в угловых скобках и состоит из имени, за которым может следовать список атрибутов.
Этап работы с готовыми документами.
-
Использование звуковых и видеофайлов.
-
Работа с гипертекстовыми документами, содержащими анимацию, видео и звук.
Этап построения новых документов.
-
Создание гипертекстовых документов в Word.
-
Создание презентаций в PowerPoint.
-
Создание документов при помощи языка HTML (Microsoft Publisher) для гимназических классов.
29. Применение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства. Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.
ИКТ - это «широкий спектр цифр. технол., используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».
Все средства ИКТ, применяемые в системе образов. можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
Аппаратные средства:
-
Компьютер.
-
Принтер.
-
Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.
-
Интерактивная доска расширяет возщможности проектора, так как позволяет осуществлять ввод данных и управление компьютером.
-
Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение и переписку с другими школами.
-
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
-
Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических и др. проц.
-
Внутриклассная и внутришкольная сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.
Программные средства:
-
Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.
-
Источники информации - организованные информационные массивы -энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.
-
Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
-
Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.
-
Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер.
-
Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники).
-
Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.
-
Экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.
Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности учащихся. Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:
1. для поиска литературы
а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;
б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, и т.д.);
2. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);
4. для хранения и накопления информации
5. для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);
6. для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);
7. для обработки и воспроизведения графики и звука
8. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).
Также инф. технологии могут оказать помощь в созд. по рез-там исслед. учеб. и воспит-ых фильмов, м/ф, передач, роликов соц. рекламы для телевид., обуч. комп. прог., игр, интеракт. путешествий, энциклопедий и т.д.
30.Организация контроля знаний учащихся с применением средств ИКТ.
Тест – испытание, процедура измерения свойств субъектов или объектов.
Тест представляет собой систему, а это означает, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующим свойствами. Хотя любой тест состоит из тестовых заданий, последние представляют не совокупность произвольно объединенных заданий, а именно систему.
Тест, как система, обладает составом, целостностью и структурой. Тест состоит из: Заданий; Правил их применения; Оценок за выполнение каждого задания; Рекомендаций по интерпретации тестовых результатов.
Тестовое задание - элемент теста, сформулированный либо в форме утверждения, либо в форме вопроса, после ответа на которое оно превращается в истинное или ложное высказывание, служащее для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых педагогических и психологических качеств испытуемых (знаний, умений, навыков, представлений, психологических свойств и пр.)
-
альтернативные – форма задания, которая содержит некоторое утверждение, которое испытуемый должен оценить как истинное или ложное (дать ответ "верно" или "неверно", "да" или "нет").
-
дихотомические - задания, оценив. в тесте либо 1-баллом при правильном выполнении, либо 0-баллов при неправильном.
-
закрытой формы (с вариантами выбора ответа) - форма тестового задания, при кот.испытуемый должен выбрать правильный ответ из неск-ких вариантов, причем один из них правильный, а остальные (называемые дистракторами) - нет;
-
открытой формы - форма тестового задания, при которой испытуемый должен дополнить основной текст таким элементом, чтобы получилось истинное высказывание;
-
на установление соответствия - форма задания, в котором испытуемому предлагается установить соответствие между элементами двух списков (двух множеств);
-
с рейтинговыми шкалами — форма заданий, в которых испытуемым для оценки предъявляемых утверждений прилагаются рейтинговые шкалы.
-
на установление правильной последовательности - форма задания, в котором испытуемому требуется установить правильную последовательность действий, операций и т.д.
Целостность означ. взаимосвязь заданий, их принадлежн. общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не м.б. изъято из теста без потери кач-ва измерения.
Структура теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую часть вариации тестовых результатов.
Время нередко называется в качестве другого системообразующего фактора. Действительно, одно из соображений, положенных в основу создания тестов - иметь инструмент быстрого и относительно точного оценивания больших контингентов испытуемых.
Определенное содержание означает использование в тесте только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебного курса; остальное содержание в тест не включается ни под каким предлогом.
Качество теста традиционно сводится к опред-ию меры его надежности и вопросов валидности полученных результатов.
Валидность– комплексная характеристика качества теста, отражающая обоснованность, значимость его рез-ов, а также пригодность данного теста для целей, заявл. его разраб.
Надежность — характеристика теста, отражающая точность педагогических измерений, степень постоянства результатов тестирования, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.
Критерии отбора материала для тестовых заданий
Значимость. Этот принцип указывает на необходимость включить в тест только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами.
Научная достоверность. В тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинным и поддается некоторой рациональной аргументации.
Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Этот принцип вытекает из естественной необходимости готовить специалистов и проверять их знания на современном материале.
Репрезентативность. В тест не только включаются значимые элементы содержания, но обращается внимание также на полноту и их достаточность для контроля.
Возрастающая трудность учебного материала. Этот принцип означает, что каждый учебный элемент в процессе контроля обладает некоторой усредненной, для испытуемых, мерой трудности, на которую и ориентируются преподаватели.
Системность содержания. Это означает подбор такого содержания тестовых заданий, который отвечал бы требованиям системности знаний.
Комплексность и сбалансированность содержания теста. Необходимо искать задания, комплексно отображающие основные, если не все, темы учебного курса.
Соответствие цели. Содержание теста зависит от цели проверки.
31. Особенности дистанционного обучения.
Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. (Андреев А.А.)
Характерные особенности, присущие ДО:
1. «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. «Модульность». В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучающимся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
3. «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
4. «Дальнодействие».
5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.
7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО.
8. «Преподаватель и обучающийся». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя и обуч-ся.
9. «Социальность».
10. «Интернациональность».
Средства обучения.
1. Книги (в бумажной и электронной форме);
2. Сетевые учебные материалы;
3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
4. Аудио и видео учебно-информационные материалы;
6. Лабораторные дистанционные практикумы;
7. Тренажеры;
8. Базы данных и знаний с удаленным доступом;
9. Электронные библиотеки с удаленным доступом;
10.Дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;
Специфические принципы ДО:
Принцип интерактивности
Особенность этого принципа в ДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электр. адреса всем участникам учебного процесса.
Принцип стартовых знаний
Для того, чтобы эффективно обучаться, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при ДО) и аппаратно-техническое обеспечение.
Принцип индивидуализации
Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Принцип идентификации
Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме.
Принцип регламентности обучения
Часто встречается мнение, что, так как время обучения жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, д.б. жесткий контроль и планирование, особ.для студентов младших курсов.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий
Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации ДО.
Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения.
Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных ОУ ДО (британский, испанский открытые университеты и др., а также отечественных) говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента.