Файл: Лекции Информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.08.2020

Просмотров: 825

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91


ЛЕКЦИИ
по курсу “Методика преподавания информатики»

1.Информатика в средней школе 2

2.Методика введения понятия "Графическая оболочка Windows" 18

3.Методика введения понятия "Компьютер" 20

4.Методика введения понятия “Алгоритмизация и программирование” 22

5.Методика введения понятия «Графические методы» 26

6.Методика введения понятия “Процедуры” 30

7.Методика введения понятия “Команда выбора IF” 33

8.Методика введения понятия «Классы» 36

9.Методика введения понятия «Наследование классов» 39

10.Методика введения понятия “Полиморфизм ” 43

11.Методика введения понятия “Команда выбора CASE” 46

12.Методика введения понятия “Цикл FOR” 48

13.Методика введения понятия “Элемент управления CheckBox” 51

14.Методика введения понятия “Элемент управления RadioButton” 54

15.Методика введения понятия “Цикл WHILE” 55

16.Методика введения понятия “Строки” 57

17. Методика введение понятия о табличной величине и способах обработки табличной информации 59

18. Методика введение понятия о методах сортировки табличной информации 62

19.Методика введения понятия “Файлы” 65

20.Методика введения понятия «Технология обработки текстовой информации» 70

21. Методика введения понятия «Технология обработки графической информации» 72

22. Методика введения понятия «Технология обработки числовой информации» 73

23. Методика введения понятия «Технология хранения, поиска и сортировки информации» 79

24.Методика введения понятия “Компьютерные коммуникации” 86

25.Методика введения понятия “Мультимедийные технологии” 90



1.Информатика в средней школе

Согласно учебного плана школы информатика и информационные технологии изучаются следующим образом:

Класс

Количество часов

Уровень

Профиль

Примечание

3-4

1

пропедевтический


в блоке с технологиями

5-7

1

пропедевтический


в блоке с математикой

8

1

Уровень A


базовый курс

9

1

Уровень A

предпрофильная подготовка

базовый курс

10-11

1

Уровень A

общеобразовательный


10-11

1

Уровень A

гуманитарный


10-11

1

Уровень A

социально-экономический


10-11

2

Уровень B

естественно-математический


10-11

2

Уровень B

информационно-технологический



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И
ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей1:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, решать учебные и практические задачи;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

  • воспитание ответственного отношения к личной информации граждан, к конфиденциальной информации, распространению информации; избирательного отношения к полученной информации; самостоятельного использования информации из различных источников;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, компьютеризованных лабораторных работ, издании школьных журналов, создании виртуальных школьных страниц, краеведческих и тематических музеев, а также в образовательных программах последующего этапа обучения и в освоении профессиональной деятельности в сферах, востребованных на рынке труда.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Управление, обратная связь. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Основные достижения и этапы развития информатики и информационных технологий.


Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче2, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, его выполнение. Последовательность команд, выбор из различных возможностей и условие выбора (логические значения и операции, логические выражения), повторяемые (циклические) действия. Блок-схемы. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Анализ и описание алгоритмов. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс для пользователя. Программное обеспечение, его структура. Виды программного обеспечения общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационная этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению ими (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование с компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графическом пользовательском интерфейсе). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств, разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения3: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира:

  • природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории, в том числе запись изображений и звука с использованием различных видов устройств (цифровых фотоаппаратов и видеокамер, микроскопов, сканеров, магнитофонов),

  • текстов, полученных распознаванием текста с бумажного носителя и устной речи,

  • музыки (в частности, с использованием музыкальной клавиатуры),

  • таблиц результатов измерений (в частности, с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков), опросов и т.д.



Создание и обработка информационных объектов


Тексты. Ввод текста с помощью компьютерной клавиатуры, работа с фрагментами текста. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.


Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).


Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования с использованием шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.


Звук, в том числе музыка, и видеоизображение. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Образовательные области приоритетного освоения: языки, музыка; проектная деятельность в различных предметных областях.



Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и докомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.


Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Модели, управляемые компьютером.

Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.


Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).


Организация, представление и передача информации


Создание (с использованием шаблонов) и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Средства связи: телефон, пейджер, факс. Электронная почта; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать

  • основные информационные процессы;

  • примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • основные свойства алгоритма, определение алгоритмических конструкций: следования, ветвления, цикла; вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции основных устройств информационных и коммуникационных технологий, используемых учащимся: процессор, память, периферийные устройства;

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • правила безопасного поведения и гигиенические нормы работы с устройствами информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями, графами; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить учебные алгоритмы;

  • оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом взаимодействии (графическом пользовательском интерфейсе), соблюдая права собственности на информацию: открывать, именовать, сохранять объекты, разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи (в том числе с использованием графического планшета), графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием простейших операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации, используя заданные шаблоны и механизмы ссылок;