ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.08.2020

Просмотров: 329

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

М.В.ЛОМОНОСОВА


Исторический факультет

Кафедра отечественной истории











Курсовая работа на тему:

Феномен «декабризма»: идеология и политика











Выполнил

студент III курса

дневного отделения

Старцев Илья Михайлович



Научный руководитель:

Зашихин А.Н.










Архангельск

2010

Содержание:

Введение...........................................................................................................3

Глава 1. Идеология и тактика декабристов......................................................................................................6

Глава 2. На кого рассчитывали декабристы.....................................................................................................18

Глава 3. Мятеж обреченных.................................................................27

Заключение....................................................................................................32

Список литературы.......................................................................................33

























Введение

Темой данной работы является рассмотрение феномена декабризма с точки зрения соотношения идеологии, то есть целей и программ, с политикой, то есть конкретными действиями участников движения. Казалось бы, актуальность данной темы весьма и весьма невысока - что еще можно сказать о декабристах после более чем столетнего периода их изучения, основное время которого к тому же пришлось на советскую эпоху, когда интерес к подобным темам по вполне понятным причинам идеологического характера не только был велик сам по себе, но и всемерно подогревался государством? Между тем смысл в подобных работах есть, причем связан он не только с чисто научным интересом, но и с той ситуацией, которая сложилась сейчас в современной российской историографии.

Падение советской власти привело к резкой ломке идеологии, когда зачастую плюс менялся на минус, а черное – на белое. Не избежала этого и историография. Обильным потоком появились на книжных прилавках работы ревизионистского характера, зачастую переворачивающие и ставящие с ног на голову традиционные представления, очерняющие недавних героев и обеляющие злодеев. Декабристам в этом отношении не повезло еще и потому, что объективная реальность современной России привела к резкому разочарованию в идеалах свободы и демократии, которые в сознании масс прочно увязались с «лихими девяностыми» и развалом страны. В результате в работах, предназначенных для массового читателя, декабристы (как и большая часть русского освободительного движения вообще) предстают ныне в самом черном цвете. Их обвиняют в элементарной глупости и незнании собственного народа, прожектерстве, честолюбии и корыстолюбии и чуть ли не в прямом получении денег от иностранных разведок (примечательно, что одна из работ этого плана так и называется: «Кто кормил наших оппозиционеров: от декабристов до моджахедов»), среди которых выделяется, разумеется, английская.

Бороться с такой литературой путем возвращения к советской историографии бессмысленно – во-первых, потому, что опора на вторичные источники всегда проигрывает источникам первичными по части своей убедительности, а во-вторых, потому, что советская историография с её подчеркнутой героикой «первого этапа российского революционного движения» сама далеко не безукоризненна и содержит свои мифы, от которых, кстати, во многом и отталкиваются современные очернители декабризма. Необходима новая, максимально свободная от идеологических штампов как с одной так и с другой стороны и максимально подробная, оставляющая как можно меньше «белых пятен» история этого – очень важного и непростого – этапа общественной жизни России.


Целью данной работы является осветить основные моменты, связанные уже указанной тем и тем самым постараться дать ответ на один из важнейших вопросов – почему восстания декабристов (имеется в виду и восстание 14(26) декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга и восстание Черниговского полка в Киевской губернии 1(13)-3(15) января 1826) потерпели поражение? Причем не так, как зачастую давался он в советской историографии – чисто технически, с указанием на конкретные тактиче6ские ошибки декабристов в обоих восстаниях – но показать, почему именно эти ошибки были совершены, почему их накопилось в итоге столько, что восстание закончилось ничем.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть, собственно, идеологию декабристов, идеологические противоречия между различными обществами и течения внутри обществ.

2) исходя из идеологии, рассмотреть те слои населения, на которые декабристы рассчитывали опереться в своей борьбе с анализом как того, какое место занимали они в построениях декабристов, так и того, как реально они участвовали в деятельности движения.

3) исходя из идеологии и ресурсов движения, рассмотреть план их действий по изменению российской реальности к лучшему.

4) исходя из всего вышеперечисленного, постараться ответить на поставленный выше вопрос.

К сожалению, список источников, использованных при написании данной работы, достаточно ограничен. Основу его составляет многотомный сборник «Восстание декабристов. Документы», выходящий в разных издательствах с 1925 года. В основу работы были положены следующие источники:

1)следственные показания декабристов. Безусловно, при рассмотрении данного источника следует учитывать явное нежелание его автора оказаться в Сибири, соответственно, информация нуждается в очень серьезном анализе с точки зрения достоверности. Однако если брать показания максимально широкого круга лиц, то можно выявить достоверные факты. Также с этой точки зрения интересны донесения специальных агентов, засланных в декабристские кружки (подобных капитану Майбороде) а также показания руководителей обществ – не рассчитывая на снисхождение, они были более откровенны. В любом случае, эта категория источников – одна из немногих, по которой можно судить о процессах внутри декабристских обществ, и, шире, о «политике» декабристов вообще.

2)программные документы декабристов – сюда входят как общеизвестные проекты конституционного плана, подобные «Русской правде» или «Конституции», так и сравнительно малоизвестные проекты, посвященные отдельным сторонам переустройства (обилием таких проектов особенно славился Пестель). По ним можно составить образ декабристской идеологии.

3)бумаги «с другой стороны баррикад» - официальные отчеты военных и полицейских властей о ходе восстаний и их подавлении. Позволяют взглянуть на происходящее с другой стороны и выявить те факты, которые по разным причинам оставались неосвещенными со стороны самих декабристов.


И еще одно замечание. В данной работе мы рассматриваем только заключительный период деятельности тайных обществ – с 1820 года, когда состоялся раскол Союза Благоденствия на республиканскую и конституционно-монархическую фракции, позднее оформившиеся как Южное (Союз Благоденствия) и Северное (Общество убежденных и присоединенных) общества. Такое ограничение временных рамок сделано вполне сознательно – именно с момента образования Южного общества, хорошо организованного, сплоченного единой идеей – можно говорить о переходе от разговоров о том, ЧТО можно сделать, к разговорам о том, КАК это сделать – то есть к собственно политике обществ.



Глава 1. Идеология и тактика декабристов.


Тайные общества, члены которых известны нам под именем декабристов, начали возникать в России после Заграничных походов Русской армии 1813-1815 годов. Это было вполне закономерно – многое из происходящего тогда подхлестнуло движение, определив его характерные черты.

Во-первых, внутреннее положение страны. После победы над Наполеоном Россия стала одной из империй всемирного значения. Таковой ее в особенности видели офицеры – участники войны. Новый статус предполагал и улучшение положения населения внутри самой империи. Меж тем, этого не произошло. Надежды, возлагаемые либералами на Александра I в период начала его царствования не оправдались. Ни Конституции, ни отмены крепостного права так и не последовало. Россия по-прежнему оставалась бюрократической империей, которую разъедала коррупция. Крестьяне и податные сословия вообще были практически бесправны. Добавил проблем разразившийся в начале 1820-х годов экономический кризис, приведший к упадку торговли и обнищанию населения.

Во-вторых, внешнеполитическая ситуация. Образованный по инициативе Александра I Священный Союз, имевший своей целью борьбу с распространением в посленаполеоновской Европе революционных идей, во многом подчинил внешнюю политику России идеологии реакции, остававшейся во многом непонятной и в армии, и в тех кругах общества, которых это касалось. Увеличение армии ради бессмысленных для России походов на подавление вспыхивавших тут и там по Европе восстаний, и связанное с этим увеличение налогов провоцировало недовольство. Последней каплей здесь стал отказ Александра поддержать восставших греков, традиционно поддерживаемых в своей антитурецкой борьбе Россией. Ходили даже разговоры о том, что через Союз Россия оказалась фактически подчинена Венскому кабинету, во главе которого стоял опытный дипломат Меттерних. Масло в огонь здесь подливало также обилие немцев на руководящих постах в империи в целом и в армии в частности (достаточно вспомнить Нессельроде, Витгенштейна, Бенкендорфа, Корфа, Милорадовича, Паскевича, Дибича), а также предоставление окраинам тех прав, которых не было в самой «метрополии» - освобождение крестьян в Прибалтике (Германо-Русских губерниях, как тогда говорили), дарование Конституций Польше и Финляндии1.


В-третьих, значительное влияние оказали революции и освободительные движения того времени или недавнего прошлого. Здесь можно выделить четыре основных, оказавших наибольшее влияние на «дворянских революционеров»:

1) Американская революция 1775-1783 годов. Представлялась многим как идеал революции – не вызвала смуты, переход к конституционному правлению произошел сравнительно мирно (Джордж Вашингтон, несмотря на свой колоссальный авторитет отказавшийся от трона и после двух положенных президентских сроков вернувшийся к частной жизни выглядел как идеал революционера). Кроме того, эта революция будто бы показала, что республика и демократия вполне возможна и в большой стране, сопоставимой по размерам с Россией.

2)Великая Французская революция, или, лучше сказать, события во Франции 1789-1815 годов. Несмотря на то, что двигали ее схожие идеалы, она несла в себе достаточное количество отрицательных черт. Прежде всего, стоит отметить кровавый якобинский террор, который во многом поставил перед участниками тайных обществ проблему пролития крови в ходе революции. Кроме того, история Наполеона Бонапарта прямо показывала, как революция может быть уничтожена изнутри.

3)Значительное влияние на идеологию декабризма оказали недавние события в Европе – первая волна европейских революций, пришедшаяся на начало 1820-х годов – события, параллельные с существованием тайных обществ. Особенное место здесь занимали революция в Испании 1820-1824 годов, когда военные под предводительством полковника Риэго подняли восстание и заставили короля Фердинанда VII провести либеральные реформы. Это как будто показало эффективность (восстание было подавлено только при помощи французских войск) и сравнительную легкость (ходили даже слухи, что всё началась с взбунтовавшегося взвода2) армейской революции. Кроме того, сама идея тайных обществ была во многом схожа с обществами карбонариев, действовавших в тот период на территории Италии.

Таким образом, если говорить о том, чего хотели декабристы, то можно выделить следующие требования:

1)экономического характера – сводилось к достаточно неопределенным представлениям о том, что в современной России экономика находится в плачевном состоянии и следует принять меры для ее улучшения.

2)борьба с коррупцией на всех уровнях.

3)освобождение крестьян – с землей или без земли.

4)смягчение армейского режима.

5)введение в России Конституции и гражданских прав и свобод.

6)освобождение России от засилья немцев – правда, здесь существовала определенная проблема, заключающаяся в том, что определенная часть самих участников тайных обществ как раз немцами и были. Соответственно, возникали сложности с их участием, ибо антинемецкие лозунги сильно мешали им работать на общество3.

7)как следствие из этого – обеспечить государственную самостоятельность России в сфере внешней политики.


Очевидно, что все эти цели можно разделить на две категории – те, которые для своего достижения требовали радикального слома существующей системы и те, добиться которых можно было по принципу «капля камень точит» - путем пропаганды и личного примера. Разумеется, что первая цель преобладала на начальном этапе деятельности тайных обществ, когда их членов можно было пересчитать по пальцам, реальные ресурсы были невелики, а надежда на мирное обновление государства еще оставалась. Поэтому и Союз Спасения4 и Общество Русских Рыцарей5 ставили своей целью прежде всего борьбу с коррупцией – злом, борьба с которым, в принципе, не противоречила общегосударственной политике, путем разоблачения имеющихся злоупотреблений, а также выдвижения людей «с качествами душевными и нравственностью твердой» 6 (разумеется, из членов общества) на руководящие посты. Последнее казалось средством и против засилья немцев в государстве7. Второй целью было освобождение крестьян, но опять же – путем сближения дворян с крестьянами и убеждения первых8. Крайней целью, по утверждению самих участников общества было установление в России конституционного строя с народным представительством и свободой печати9. Но это была именно «крайняя», далекая цель. Ни о каких насильственных действиях, ни о каких планах государственного переворота в этот период речи не шло – слишком ничтожны были силы обществ. Единственный всплеск радикализации пришелся на 1817 год когда по стране поползли слухи о грядущем присоединении Русско-Польских губерний (современных Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины) к Царству Польскому10. В среду «Союза Спасения» их занес Трубецкой, в свою очередь, услышавший от Лопухина. Слух этот, связанный с созданием в 1815 году Царства Польского и с дарованием ему конституции (что привело к обвинениям Александра I в пропольских симпатиях) приобретал самые невероятные формы. Так, говорили, что император намерен удалиться в Варшаву, оттуда провозгласить отмену крепостного права и тем вызвать смуту, в ходе которой указанные области отойдут к Польше11. Как видим, эпицентром зла как бы становилась личность Александра. Под влиянием этих слухов закономерно возникла идея цареубийства. Убить царя вызвался капитан Якушкин, который в тот момент пребывал в глубочайшей депрессии из-за несчастной любви. Его порыв был, однако, остановлен товарищами с тем обоснованием, что общество не способно воспользоваться плодами покушения. Ничем окончился и проект еще одного участника общества, Артамона Муравьева, истребить царскую фамилию во время бала в Грановитой палате12.

Точно также и образованный в 1818 году Союз Благоденствия имел «свободное правление в России» только в качестве дальней, «сокровенной» цели, известной только узкому кругу его руководителей13. Официальные же цели общества, согласно его «Уставу», были следующими14: