Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в России
1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2 Условия и предпосылки государственного вмешательства
1.3 Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
Глава 2 Государственная политики поддержки малого бизнеса и её основные механизмы
2.1 Государственная политика в области развития малого бизнеса
В экономической литературе предлагается критерий для определения оценки эффективности государственной и региональной поддержки малого предпринимательства, который равен частному от деления доли малых предприятий в ВВП страны (региона) к доле расходов на поддержку малого предпринимательства в соответствующем бюджете. Согласно этому критерию эффективная государственная поддержка будет возрастать только в том случае, если с увеличением доли средств, выделяемых из бюджета на поддержку малого предпринимательства, его доля в создании ВВП будет возрастать в большей мере. А если доля выделяемых средств из бюджета будет снижаться? Однозначный ответ на этот вопрос отсутствует, что свидетельствует об уязвимости этого критерия.[14]
На наш взгляд, оценка эффективности функционирования малого предпринимательства вообще и государственной поддержки в частности может быть определена на основе сопоставления ДВВП и AN, где ДВВП — прирост доли ВВП, созданной за счет развития малого предпринимательства; AN — прирост доли численности работающих в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике.
Если Δ ВВП > Δ N то повышается эффективность функционирования малого бизнеса, если Δ ВВП < Δ N снижается.
Развитие малого предпринимательства самым существенным образом влияет на важнейшие экономические показатели как на макро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, созданного малым бизнесом в целом по Российской Федерации или отдельному региону, можно определить по формуле:
dпд = dотч * (Тмб / Тх)
где dпд — плановая доля ВВП, созданная малым предпринимательством;
dотч — доля ВВП, созданная малым бизнесом за отчетный период;
Тмб — темп роста выпуска продукции (работ, услуг) малым бизнесом
в плановом периоде в целом по Российской Федерации или региону;
Тх —темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в целом по Российской
Федерации или региону в плановом периоде.
Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по Российской Федерации или отдельному региону за отчетный или плановый период можно определить по формуле:
Тпт = Тв / Тч
где Тпт — темп роста производительности труда в малом бизнесе за отчетный или плановый период;
Тв - темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в малом бизнесе за отчетный или плановый период;
Тч - темп роста численности работников, занятых в малом бизнесе за отчетный или плановый период.
На основе данных критериев можно с достаточной точностью судить о правильности проводимой государственной или региональной политики в области развития малого бизнеса.
2.2 Механизмы государственной поддержки малого бизнеса
Правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Томской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Томской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области.[15]
Закон Томской области “О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области”:
В Ст.3 установлены цели, основные принципы, задачи реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
1. Реализация полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства выражается в установлении в пределах своей компетенции правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, направленных на достижение целей, и с учетом принципов, установленных Федеральным законом, а также целей и принципов, определенных настоящим Законом.
2. Целью реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства является высокий уровень развития предпринимательства согласно Стратегии развития Томской области.
3. Задачами при достижении цели в ходе реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются:
1) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на стадии их формирования и первоначального развития;
2) обеспечение комплексной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) формирование позитивного образа предпринимательской деятельности.
4. Основными принципами реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются:
1) приоритетность развития малого и среднего предпринимательства при реализации социально-экономического развития Томской области;
2) соответствие форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства потребностям социально-экономического развития Томской области;
3) доступность и полнота информации о содержании конкретных форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
4) непрерывность мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства.
5. Показателями эффективности реализации полномочий органов государственной власти Томской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются:
1) прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в год;
2) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта Томской области;
3) увеличение доли занятых (среднесписочной численности работников, без внешних совместителей) в малом и среднем предпринимательстве от общей численности занятых (среднесписочной численности работников, без внешних совместителей) в экономике;
4) увеличение доли оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте организаций;
5) увеличение объемов инвестиций в основной капитал (основные средства) субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и наукоемкого производства в общем количестве субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) увеличение налоговых поступлений в областной бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) иные показатели, определенные федеральным законодательством.
Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства определяются федеральным законодательством.
На территории Томской области действует система поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, согласно Ст.4, её участниками являются:
1) Государственная Дума Томской области;
2) Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, иные исполнительные органы государственной власти Томской области, а также органы местного самоуправления Томской области;
3) координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства;
4) торгово-промышленные палаты, некоммерческие организации, общественные объединения, выражающие интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) иные организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Формы государственной поддержки малого бизнеса в Томской области:
- субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам;
- субсидирование части затрат по договорам лизинга;
- субсидирование части размера платы за технологическое присоединение;
- субсидирование части затрат по договорам франчайзинга (право использования торговой марки);
- предоставление субсидий победителям конкурса предпринимательских проектов «Бизнес-старт»;
- предоставление субсидий на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- конкурс инновационных проектов.
● Субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга, а также субсидирование части размера платы за технологическое присоединение:
Получатели государственной поддержки: субъекты инвестиционной деятельности.
Объем поддержки:
- субсидия процентной ставки в размере 8 % годовых, но не более 2,5 млн. руб. в год;
- субсидия в размере 50 % от платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
- по проекту осуществляется внедренческая или инновационная деятельность;
- по проекту создается или технически перевооружается собственное производство;
- по проекту осуществляется микрокредитование субъектов малого предпринимательства.
Критерии оценки проектов:
- соответствующие приоритетам социально-экономического развития Томской области;
- имеющие меньший срок окупаемости;
- имеющие большую социальную значимость (создание дополнительных рабочих мест, средняя заработная плата).
● Предоставление субсидий на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта:
Субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства (СМП), связанных с:
Размер субсидии (от произведенных СМП затрат)
Оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия 50 %
Участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (за исключением проезда, найма жилья и питания) 2/3
Регистрацией и (или) правовой охраной за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг) 2/3
Оплатой услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта (далее — услуг по разработке средств индивидуализации) 50 %
Получатели государственной поддержки: Субъекты малого предпринимательства (СМП).
Приоритеты поддержки: экспортно-ориентированные СМП.
Требования к СМП, претендующие на получение субсидий:
- исполнение и оплата договоров, подлежащих субсидированию;
- своевременная выплата заработной платы работникам предприятия, размер которой должен быть не менее утвержденного прожиточного минимума.
Заключение
Необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство и бизнес сосуществуют, дополняя друг друга. Постоянно идет поиск оптимального соотношения сил государства и бизнеса.
Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
В экономике разных стран вмешательство государства в управление ею подвижно, процессы усиления государственного регулирования сменяются дерегулированием в зависимости от степени вмешательства государства.
Формы и методы государственного регулирования различаются в разных странах и в пределах одной страны в зависимости от состояния экономики: стабильно развивающаяся рыночная; переходная от одной системы хозяйствования к другой, развивающаяся в чрезвычайных ситуациях и др.