Файл: Правовое положение акционерного общества (Понятие и особенности акционерного общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Подаются документы на государственную регистрацию АО.

Общество считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 1 и п. 8 ст. 51 ГК РФ, абзац второй ст. 8 Закона об АО).

4. После получения свидетельства о государственной регистрации АО (вместе со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе) для начала полноценного функционирования созданной организации необходимо произвести ряд действий:

- издание приказа о назначении единоличного исполнительного органа АО, заключение с ним трудового договора;

- изготовление печати АО;

- открытие банковского счета АО.

5. Для АО, планирующих осуществлять определённые виды деятельности, может понадобиться получение лицензии, вступление в СРО или подача уведомления о начале деятельности.

Для создания АО не требуется получать разрешений каких-либо органов власти, за исключением случаев, указанных в ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции»[24]. Создание АО в таких случаях возможно только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Как отмечалось, 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 99-ФЗ г.), которым был внесен ряд существенных изменений в правовое положение АО. В связи с вступлением в силу указанных изменений АО, созданные до 1 сентября 2014 года, не подлежат перерегистрации или реорганизации. При этом АО должны привести свои уставы в соответствие с изменившимся законодательством.

Конкретные сроки внесения изменений в уставы законом не установлены: уставы, наименования АО, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких АО. До приведения уставов в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ они действуют в части, не противоречащей изменившемуся законодательству. При приведении устава в соответствии целесообразно изложить его в новой редакции для удобства пользования, хотя изменения могут быть оформлены и в виде отдельного документа о внесении изменений и дополнений в устав.

Внесение изменений в уставы АО осуществляется в общеустановленном порядке: решением общего собрания акционеров. Количество голосов для принятия решения будет зависеть от того, какие изменения вносятся в устав АО.

Необходимо учитывать, что изменения, дополнения в устав АО могут вноситься как на основании решения общего собрания акционеров, так и без принятия такого решения (ст. 12 Закона об АО). Приведение устава АО в соответствие с изменившимся законодательством требует соответствующего решения общего собрания акционеров.


Как разъяснил Банк России с 1 сентября 2014 г. в случаях, когда изменения в устав вносятся не на основании решения общего собрания акционеров, одновременное приведение устава АО в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требуется[25].

2.2 Особенности и проблемы управление акционерным обществом

Одним из ключевых компонентов эффективной работы АО является деятельность органов управления и контроля, поскольку именно работа руководящих органов определяет результативность корпоративных решений, обеспечивает надлежащий уровень контроля над деятельностью менеджмента и устойчивость развития компании.

Управление АО имеет своеобразные организационные формы. Для руководства текущей деятельностью общества формируются органы:

1. Коллективные, которые имеют в своем составе лиц, не входящих в состав работников данной организации, но участвующих в принятии решений с правом решающего голоса (общее собрание акционеров).

2. Коллегиальные органы - организационно и юридически оформленные группы лиц, которые наделены определенной компетенцией, включающей юридически властные полномочия (дирекция, совет директоров, правление и т.п.).

3. Единоличные (п. 3 ст. 103 ГК РФ) - директор, генеральный директор, председатель и др.

Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью АО, как правило, осуществляет совет директоров АО и исполнительный орган (генеральный директор, правление). В обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50, совет директоров (наблюдательный совет) может не формироваться (п. 1 ст. 64 Закона об АО). С 1 сентября 2014 г. создание наблюдательного совета обязательно для публичных акционерных обществ вне зависимости от количества их акционеров.

Центральное место в руководстве деятельностью АО занимает совет директоров. В соответствии с п. 1 ст. 65 Закона об АО в компетенцию совета директоров общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Так как совет директоров обладает большими полномочиями по руководству деятельностью акционерного общества, то вопрос правового статуса, обязанностей и ответственности членов совета директоров, как представляется, является наиболее важным для создания эффективного органа управления на предприятии.

Одной из проблем корпоративного управления является вопрос о профессиональных качествах членов совета директоров. В законодательстве не содержатся требования и критерии к профессиональным качествам, опыту и деловой репутации членов совета директоров. И достаточно часто на руководящих должностях оказываются директора, не имеющие высшего образования, ранее судимые, замешанные в разного рода махинациях, не знающие специфики работы предприятия и, следовательно, не способные эффективно организовать работу предприятия.


Закрепление квалификационных требований к членам совета директоров на уровне закона и внутренних документов общества способно оказать положительное влияние на развитие корпоративного управления и позволит минимизировать риски, связанные с участием в управлении АО некомпетентных людей, а следовательно, и риски возникновения у АО убытков, являющихся следствием подобного управления.

В настоящее время в корпоративном управлении можно видеть тенденцию к возрастанию ответственности членов совета директоров за убытки, причиненные АО. Не редки иски акционеров к членам совета директоров за убытки АО. Причиной предъявления иска могут быть ошибочные действия при управлении компанией, неполное раскрытие информации, ошибки, неточности, допущенные в финансовой отчетности, инвестиционных декларациях и проспектах эмиссии, несоблюдение порядка проведения крупных сделок и т.п. Одним из способов решения обозначенной нами проблемы, как представляется, является страхование ответственности директоров и руководителей.

В последние годы в связи с выходом российских компаний на иностранные биржи все более популярным становится страхование профессиональной ответственности членов совета директоров D&O (страхование ответственности директоров и руководителей), так как оно является обязательным условием для IPO или размещения депозитарных расписок. Но в российском законодательстве существует ряд проблем, препятствующих развитию страхования ответственности директоров.

Так, например, в Законе об АО отсутствуют положения о страховании ответственности директоров. На практике некоторые компании применяют данный вид страхования, но при этом у них возникают определенные сложности. Например, страхование ответственности осуществляется за счет чистой прибыли общества и не относится на себестоимость, хотя данные расходы связаны с обеспечением деятельности совета директоров. А при наступлении страхового случая выплаты включаются в состав доходов членов совета директоров и облагаются подоходным налогом.

На основании вышеизложенного, в целях развития корпоративного управления и института страхования ответственности в Российской Федерации, по нашему мнению, было бы целесообразно дополнить ст. 64 Закона об АО пунктом 3, изложив его в следующей редакции:

3. По решению общего собрания акционеров ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей должна быть застрахована за счет средств общества.


В России роль государства как акционера и собственника АО очень велика. Государство является одним из крупнейших акционеров помимо большого числа предприятий и организаций, полностью принадлежащих государству, оно сохранило право собственности на акции стратегически важных предприятий.

Основными способами участия органов государственной власти в управлении АО являются:

- назначение уполномоченного представителя;

- передача акций доверительному управляющему.

Государство управляет принадлежащими ему акциями через своих представителей. Роль представителей государства в процессе государственного регулирования деятельности АО с государственным капиталом весьма значительна. Представитель, с одной стороны, призван защищать интересы государства, а с другой стороны, активный член органов управления общества, участвующий в выработке политики компании. Эффективность функционирования указанных АО в большой степени зависит от компетенции и ответственности представителей государства.

На ведомственном уровне основные полномочия в этой сфере отнесены к ведению Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Оно, так же как и Правительство, назначает представителей государства в акционерные общества, определяет их права и обязанности, дает письменные директивы, обязывающие представителей государства действовать в публичных интересах[26]. Регламентация имущественных интересов Российской Федерации отнесена к ведению федеральных агентств, федеральных министерств и федеральных служб, которые осуществляют отдельные полномочия по управлению акциями АО в случаях, специально предусмотренных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Так, например, Минэкономразвития России устанавливает обязательные требования к коммерческой деятельности указанных АО. К ведению Минэкономразвития России отнесены полномочия по установлению перечня и порядка определения показателей экономической эффективности коммерческой деятельности указанных АО.

Среди существенных, как представляется, недостатков института государственных представителей можно назвать:

1. Низкую оперативность принятия управленческих решений.

2. Отсутствие механизмов оценки профессиональных качеств и квалификации представителей, что в свою очередь приводит к назначению представителями лиц, не обладающих достаточной подготовкой для исполнения ими своих обязанностей.


3. Отсутствие у представителей хозяйственной инициативы, ответственного подхода к осуществлению своих функций.

4. Назначение одного служащего представителем сразу в несколько акционерных обществ.

5. Отсутствие системы стимулирования труда государственных представителей.

6. Отсутствие какой-либо ответственности за убытки предприятия.

Более перспективным, как представляется, способом повышения эффективности деятельности АО является привлечение к управлению государственными акциями доверительных управляющих. Отличительной особенностью данного способа участия государства в управлении АО является то, что управление осуществляется не государственными служащими, а профессиональными менеджерами, работающими на условиях материальной заинтересованности и ответственности. Но и в законодательстве о доверительных управляющих содержится много пробелов.

Для повышения эффективности института доверительного управления государственными акциями необходимо определить:

- порядок отбора, подготовки и оценки управляющих, проведение аттестационных экзаменов на право представлять государство в совете директоров;

- порядок постановки конкретных задач и закрепления в договоре с управляющим программы мероприятий по развитию предприятия;

- полномочия управляющих в зависимости от характера объекта управления;

- четкий порядок и механизм информирования государственного органа о промежуточных и итоговых результатах работы управляющего по реализации задач и мероприятий, определенных в договоре.

2.3 Особенности ликвидации акционерных обществ

Ликвидация АО - это прекращение деятельности АО без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам.

Федеральным законом № 99-ФЗ были изложены в новой редакции статьи ГК РФ, посвященные ликвидации юридических лиц. Из ст. 61 ГК РФ следует, что ликвидация представляет собой прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Она проводится в случаях, когда существование АО по объективным причинам становится невозможным, либо при принятии руководством и учредителями решения о нецелесообразности его дальнейшей деятельности.

Принять решение о ликвидации АО может его учредитель или орган АО, уполномоченный на то уставом (добровольная ликвидация) или суд - по иску государственного или местного органа, по иску учредителя АО в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности АО становится невозможным или существенно затрудняется (принудительная ликвидация).