Файл: Правовое положение акционерного общества (Понятие и особенности акционерного общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АО, как правило, ликвидируется по решению учредителей либо его органа, которые имеют право согласно устава на решение вопросов о ликвидации, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой оно создано (добровольная ликвидация)[27].

В судебном порядке АО ликвидируется по требованию уполномоченных государственных органов. Поводами для судебной ликвидации АО являются:

а) допущенные при создании юридического лица неустранимые и грубые нарушения закона;

б) если АО осуществляет деятельность без лицензии;

в) если АО осуществляет деятельность, которая запрещена законом;

г) если АО осуществляет деятельность с нарушением Конституции;

д) если АО осуществляет деятельность с иными грубыми либо неоднократными нарушениями законодательства.

Важно отметить, что только действующее АО может быть ликвидировано по всем вышеуказанным основаниям.

Арбитражный суд Московского округа в своем постановлении подтвердил правомерность решений нижестоящих судов, которые отказали в ликвидации АО, установив, что АО является фактически действующим юридическим лицом, отсутствие прибыли у АО истцом не доказано, оснований, наличие которых влечет ликвидацию юридического лица по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица, не имеется[28].

Неустранимыми считаются такие нарушения, допущенные при создании АО, которые нельзя исправить в порядке и в сроки, установленные законом или иными правовыми актами. Например, в орган, осуществляющий государственную регистрацию АО, представлены подложные документы о составе участников, об их юридическом статусе, правоспособности и дееспособности, нарушен порядок формирования уставного капитала, не внесен до регистрации АО необходимый вклад в уставный капитал, нарушены требования закона, касающиеся учредителей и др.

Ликвидация АО, в зависимости от решения суда, может быть:

- вынужденной (в том случае если судом на учредителей АО или на его орган, уполномоченный на ликвидацию, возложены обязанности по ликвидации);

- принудительной (в том случае если судом на специально назначенного ликвидатора возложены обязанности по ликвидации).

В том случае, если обязанности по ликвидации согласно решения суда возложены на учредителей АО, либо на уполномоченные учредительными документами его органы (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако ликвидация АО в установленный срок произведена не была, суд назначает ликвидатора и поручает уже ему осуществить ликвидацию АО.


После принятия решения о ликвидации АО необходимо провести ряд организационных мероприятий. В ст. 62 ГК РФ закреплены обязанности инициаторов ликвидации АО - учредителей (участников), их уполномоченных органов, а также государственных органов или органов местного самоуправления.

В первую очередь, следует незамедлительно письменно проинформировать об этом решении регистрирующий орган (которым в настоящее время является территориальный налоговый орган) и сделать это надо в трехдневный срок с момента принятия решения. При этом, согласно Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации.

Регистрирующий орган на основании полученного уведомления вносит соответствующую запись; правоспособность ликвидируемого АО с этого момента претерпевает ограничения - не допускается:

- регистрация в его учредительных документах изменений;

- регистрация АО, учредителем которых оно выступает или которые в результате его реорганизации возникают.

Кроме того, инициаторы ликвидации АО должны назначить ликвидатора (сформировать ликвидационную комиссию) и уведомить об этом регистрирующий орган, а также установить в соответствии с законодательством сроки и порядок ликвидации.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор), как считает В.А. Кузнецова, - это особый орган ликвидируемого АО, к ней с момента ее назначения переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого АО, она же от его имени выступает в суде, в том числе в качестве ответчика[29].

Ликвидационная комиссия, как правило, состоит из хорошо знакомых с состоянием дел в организации граждан. Ликвидационная комиссия размещает в строго установленном печатном издании объявление о ликвидации, порядке и сроках заявления требований кредиторами (ст. 63 ГК РФ).

Существует весьма распространенное мнение о том, что объявления о ликвидации АО можно напечатать чуть ли не в любой газете и требования законодательства, регламентирующие порядок ликвидации организаций, будут считаться выполненными[30].

Обязанность публиковать в органах печати сведения о предстоящей ликвидации, как отмечалось, возложена на ликвидирующиеся организации п. 1 ст. 63 ГК РФ. Однако упомянутая статья не содержит специальных требований к СМИ, в которых такие объявления могут публиковаться. Следует отметить, что данная норма является крайне важной с процессуальной точки зрения, так как от даты публикации отсчитывается двухмесячный срок, отведенный кредиторам на заявление своих требований к ликвидируемому АО.


Следовательно, для ликвидируемого АО весьма важно иметь возможность подтвердить надлежащее исполнение требований вышеупомянутой нормы, а именно:

- сам факт публикации объявления;

- дату публикации объявления.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (в т.ч. о ликвидации) должны размещаться на сайте Федеральной налоговой службы России и публиковаться в журнале «Вестник государственной регистрации»[31].

Следует отметить, что при ликвидации АО ликвидационная комиссия (ликвидатор) заинтересована в том, чтобы в минимально короткий срок оповестить всех заинтересованных лиц о предстоящей ликвидации. Поэтому публикация таких сведений в местных средствах массовой информации, а также в СМИ регионов, где АО активно работало, представляется вполне оправданной. Кроме того, это является дополнительным свидетельством добросовестности и законопослушности ликвидируемого АО.

После завершения расчетов с кредиторами и исключения в соответствующих случаях (при ликвидации в связи с несостоятельностью) из конкурсной массы имущества, изъятого из оборота, а также проведения других необходимых процедур, установленных законодательством РФ, ликвидационная комиссия или конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения[32]. Все имущество в соответствии с ликвидационным балансом переходит к учредителям АО.

Для завершения ликвидации организации необходимо подать в регистрирующий орган заявление и соответствующие документы.

Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. На основании представленного пакета документов регистрирующий (налоговый) орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации АО. С этого момента ликвидация считается завершенной, а АО - прекратившим свою деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в заключение следует отметить, что АО является сложным правовым механизмом, опосредующим общественные отношения, связанные с организацией социально-экономической деятельности участников гражданского оборота, с помощью правовых моделей. Институт АО является постоянно развивающейся системой, находящейся под влиянием различных факторов как правового, так и социально-экономического, политического и иного характера.


АО признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; акционеры по его обязательствам не отвечают и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Одно из существенных изменений, внесенных в ГК РФ, - исключение деления АО на типы - закрытые и открытые акционерные общества и деление их на публичные и непубличные общества с различным правовым статусом. Эти изменения в определенной степени сближают общества с ограниченной ответственностью и непубличные акционерные общества с позиций привлекательности для ведения бизнеса. По этой причине многие преимущества ведения бизнеса через ООО теперь могут быть применимы и к непубличным акционерным обществам.

Привлекательность публичного АО для ведения предпринимательской деятельности заключается в:

- возможности привлечения в капитал внешних инвестиций с фондового рынка;

- возможности свободного отчуждения акций акционером;

- возможности выпуска привилегированных акций, которые по общему правилу не предоставляют права на управление АО (право голоса на общем собрании акционеров), но с фиксированным размером дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, что является достаточно важным фактором для краткосрочных нестратегических инвестиций в ценные бумаги.

Ведение бизнеса посредством создания акционерного общества влечет следующие обязанности:

- обязанность осуществлять раскрытие информации о деятельности общества (для публичных АО);

- обязанность создавать коллегиальный орган управления (для публичных АО);

- обязанность создавать ревизионную комиссию (для публичных обществ) и назначать аудитора (для всех АО);

- обязанность вести реестр акционеров через специализированную лицензированную организацию - регистратора (для всех АО).

АО является наиболее приемлемой формой ведения предпринимательской деятельности в случае необходимости привлечения в бизнес дополнительного финансирования с фондового рынка.

Возможность простого отчуждения и приобретения акций способствует привлечению капиталов широкого круга лиц. В форме акционерных обществ, как правило, создаются крупные компании, публично размещающие акции и другие ценные бумаги.

АО обладают особыми отличительными признаками и преимуществами по сравнению с другими организационно-правовыми формами, руководство деятельностью АО может осуществляться как коллективными и коллегиальными органами управления, так и единоличными. Но сложившаяся система формирования управляющих органов АО требует серьезной переработки. Необходимо законодательно прописать квалификационные требования к членам совета директоров, предусмотреть возможность страхования профессиональной ответственности членов совета директоров за счет средств АО. Также важно отметить, что сформированная на настоящий момент система участия государства в управлении АО неэффективна и требует серьезной переработки.


Реформирование государственного участия в управлении АО должно развиваться по пути увеличения административно-правовой составляющей в системе ответственности доверительных управляющих, с обязательным обеспечением возможности привлечения к ответственности должностных лиц органов государственной власти; строгим отбором кандидатов на должность доверительного управляющего и выплатой вознаграждения по результатам ежегодной финансовой отчетности АО. Эти меры способны повысить эффективность работы органов управления АО и оказать положительное воздействие на развитие института представителей государства в АО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты:

Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398. 

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (в ред. от 31 января 2016 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

  1. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 »О банках и банковской деятельности» (ред. от 5 апреля 2016 г.) // Российская газета. 1996. 10 февраля.
  2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // Российская газета. 1993. 12 января.
  3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 29 декабря 2015 г.) // Российская газета. 1995. 29 декабря.
  4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // Российская газета. 1996. 25 апреля.
  5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 29 декабря 2015 г.) // Российская газета. 2002. 26 января.
  6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 5 октября 2015 г.) // Российская газета. 2006. 27 июля.
  7. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 2007. 26 ноября.
  8. Федеральный закон от 05 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (в ред. от 25 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2721.
  10. Положение Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» // Вестник Банка России. 2014. 6 октября.