Файл: Возрастные особенности высшей нервной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 605

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При истерическом неврозе не следует говорить больному ребенку, что у него нет болезни, что он должен "взять себя в руки", необходимо успокаивать, подчеркивая, что болезнь обусловлена неприятными переживаниями и волнениями и, если лечиться, то это пройдет.

3.2 Профилактика неврозов

Особенно часто невротические расстройства проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в период полового созревания. Чем старше ребенок, тем невротические симптомы становятся более стойкими. Поэтому эти критические периоды требуют осторожного и внимательного отношения со стороны взрослых, а неадекватное отношение к детям и подросткам в этом возрасте может провоцировать развитие психического заболевания.

Поскольку причиной неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Социальные мероприятия, ведущие к устранению неуверенности в завтрашнем дне, уважению личного достоинства человека, нормализации жилищных, бытовых условий и т. п., способствуют ликвидации некоторых источников психической травматизации, вызывающей заболевание, и тем самым предупреждают возникновение неврозов.

Экспериментальные исследования школы И. П. Пав­лова показали возможность тренировки силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов у животных. У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная трениров­ка нервных процессов, в связи с чем устраняются при­чины, предрасполагающие к возникновению заболева­ния.

Пластичность нервной системы И.П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к “срыву” высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Правильное воспитание ребенка предполагает развитие у него та­ких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов, - может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом».


Ребенок, которому с детства было все дозволено, ко­торый рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка. Так, например, у ре­бенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может на­ступить под влиянием неудачи, постигшей его при осу­ществлении этих стремлений. Вредным является также привитие ребенку представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у не­го действительном или мнимом недостатке, а также по­давление его инициативы, и требование от него чрез­мерного послушания. Это может способствовать разви­тию таких черт характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость и нерешительность.

В образовательных учреждениях и дома ребенку необходимо создавать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности: правильный уход за ребенком, рациональное питание, строгое соблюдение режима сна и отдыха. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

Немаловажное значение в профилактике неврозов имеет предупреждение детского травматизма. Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением.

Родители и педагоги должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они не только причиняют боль, но и озлобляют, оскорбляют ребенка. [9]

Одним из частых источников неврозов у детей являются нездоровые отношения между родителями и особенно уход отца или матери из семьи. Взрослые в семье при любых обстоятельствах должны сохранять корректный тон по отношению друг к другу и по отношению к ребенку. Ребенок не должен являться свидетелем ссор между родителями и тем более не должен привлекаться в качестве судьи поступков одного из них. В интересах ребенка не следует вызывать у него чувства ненависти к ушедшему родителю, запрещать с ним встречаться. По возможности, нужно смягчить эту травмирующую ситуацию, сохранить его отношения с ушедшим, разъяснить, что хотя ушедший по тем или иным мотивам отец или мать теперь жить с семьей не будет, это не значит, что он ее оставил. Оставивший семью родитель должен остаться другом ребенка. При всем этом разрыв между родителями является тяжелейшей драмой для ребенка.


Часто простудные и другие инфекционные заболевания также ослабляют нервную систему у детей, усиливают проявления ее патологии, задерживают темпы психомоторного развития в первые годы жизни. Поэтому важно как можно раньше начать физическое воспитание и закаливание ребенка, используя такие природные факторы, как свежий воздух, вода (водные процедуры, плавание), солнечные лучи (воздушные ванны).

Учитывая важную роль в этиологии неврозов особенностей характера ребенка, целесообразны воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей с тормозимыми и тревожно-мнительными чертами характера, а также с невропатическими состояниями. Для предупреждения развития нерешительности в поведении ребенка необходимо отказаться от травмирования его постоянными одергиваниями и запретами. Нужно пробуждать в нем активность, прививать навыки самообслуживания и всячески стимулировать его деятельность. К расторможенным детям нужно подходить осторожно, проявляя большое терпение. Наказания только ослабляют детей и заставляют уходить в себя. Важную роль имеет также устранение пугающих обстоятельств (темнота, разлука с родителями, встреча с незнакомыми людьми, с животными и т. п.). Воспитание в коллективе должно осуществляться с индивидуализацией подхода, подбором товарищей определенного склада характера.

Важно предохранять ребенка от вредных внушающих воздействий. Поэтому недопустимо твердить ему: «Ты лентяй, ты лодырь, ты бездельник. Из тебя вырастет ту­неядец. Ты ни на что не способен». Говорить надо: «Ты можешь стать трудолюбивым; ты можешь заниматься, можешь заставить себя работать, можешь вырасти по­лезным членом общества. Ты можешь всего достигнуть, если захочешь! Ты можешь быть послушным, так и будь им! Сегодня ты уже лучше занимаешься, чем вчера...».

Нужно избегать говорить при детях о тяжелых болезнях, чтобы не породить страха перед ними. Внушать им, что здоровье — это естественное состояние человека и что они будут здоровы, если будут вести нормальный образ жизни; что не надо бояться ни жары, ни холода, ни дож­дя, ни ветра и уметь все переносить стойко, без жалоб, без слез. «Для предотвращения нервозности,— пишет С. Г. Файнберг,— нет ничего важнее, чем с самого раннего детства воспитывать ребенка так, чтобы он не получал ни пря­мых, ни косвенных выгод от нервности, вспыльчивости, тех или иных болезненных проявлений».

Весьма существенным является правильное половое воспитание ребенка. Необходимо, чтобы сексуальное воспитание ребенка проводилось тактично, по мере роста его интереса к этой проблеме. Интерес к проблеме должен исходить от ребенка, а разъяснения родителей должны быть адекватны уровню интереса последнего, они должны касаться отдельных сторон проблемы, а не проблемы в целом. Не следует замалчивать эту тему; нужно вести себя так, чтобы у ребенка возникло свободное, естественное отношение к ней.


Заключение

Таким образом, развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. По мере морфологического и функционального созревания мозга поведение ребенка подвергается непрерывному изменению и усложнению; постепенно все новые явления окружающей действительности приобретают для него значение сигналов, в результате чего изменяется основа, на которой строятся новые формы поведения.

С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Нормальное развитие детей и подростков возможно при создании оптимальных условий окружающей среды. Правильное воспитание как профилактика неврозов предполагает выработку у ребенка самостоятельности, трудовых навыков, доброжелательного отношения к окружающим. Большую роль играют закаливание, занятия спортом, соблюдение режимов труда и отдыха.

Индивидуальный подход в воспитании, учитывающий специфику возраста ребенка и особенности его характера, способен много сделать для предупреждения нервных срывов и тем самым заложить основу психического здоровья.

Список использованной литературы

  1. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний/ Под ред. Ю.Д. Жилова. Учебник. - М.: Высшая школа, 2001.
  2. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
  3. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: "Просвещение", 1990.
  4. Материалы сайта http://psihologiya.com
  5. Материалы сайта http://distedu.ru