ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2020
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
План-конспект обобщающего урока географии 8 класса
Тема: Общие закономерности природы Земли
Цель: Обобщение и повторение пройденного материала.
Задачи: активизация познавательной деятельности учащихся по средствам дидактической игры; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, умения слушать других и отстаивать свои взгляды.
Оборудование: учебник 8 класса, атласы, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учеников, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала.
Сегодня мы с вами повторим всё то, что выучили на предыдущих занятиях.
1. Что такое географическая оболочка? (Это целостная, непрерывная оболочка Земли, среда деятельности человека, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют между собой нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы, вся гидросфера и биосфера).
2. Назовите основные закономерности географической оболочки. (Целостность, ритмичность, круговорот веществ и энергии, зональность, азональность.
Целостность — это единство географической оболочки, взаимосвязь и взаимозависимость ее природных компонентов (горных пород, воды, воздуха, почв, растений, животных).
Ритмичность – это повторяемость тех или иных природных явлений через определенные интервалы времени, или ритмы. В природе все процессы и явления подчинены ритмам.
Круговорот веществ и энергии — важнейший механизм развития природных процессов географической оболочки, благодаря которому осуществляется обмен веществ и энергии между ее составными частями.
Широтная зональность — закономерное изменение природных условий на поверхности Земли от экватора к полюсам, связанное с изменением угла падения солнечных лучей. Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки — географические пояса.
Азональность — это формирование природных комплексов, связанных с проявлением внутренних процессов Земли, которые определяют неоднородность земной поверхности (наличие материков и океанов, гор и равнин на материках и др.). Наиболее ярко азональность проявляется в горах в виде высотной поясности. Высотная поясность — закономерная смена природных комплексов (поясов) от подножия гор к их вершинам.)
3. Что такое глобальный рельеф? (Это совокупность неровностей суши, дна океанов и морей на территории всего земного шара. Глобальный рельеф включает крупнейшие формы земной поверхности: материки и океаны. Материков шесть, они расположены в Северном и Южном полушариях (Австралия, Африка, Антарктида, Евразия, Южная Америка, Северная Америка). Четыре океана (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый) образуют Мировой океан).
4. Расскажите гипотезу Вегенера. (Вегенер выдвинул гипотезу дрейфа материков. Она состояла в том, что на Земле в геологическом прошлом существовал единый суперконтинент Пангея, окруженный водами океана Панталасса и т.д.)
5. Объясните сущность теории литосферных плит. (Суть в том, что литосферные плиты движутся. Движутся в разных направлениях и с разной скоростью. Литосферные плиты бывают двух видов: материковые (до 80 км) и океанические (5-10 км). Устойчивые участки земной коры - платформы. При столкновении литосферных плит (примерно одинаковых по мощности) образуются горы. При столкновении литосферных плит разных по своей толщине, когда она плиты "подныривает" под другую образуются глубоководные желоба. В местах расхождения литосферных плит, когда магма поднимается на поверхность "залечивая" разрывы, образуется молодая плита. В некоторых случаях образуются разломы в земной коре. Столкновения литосферных плит сопровождаются землетрясениями и извержениями вулканов. (Сейсмические пояса Земли). Движение литосферных плит доказывается снимками из космоса. Но она является теорией, так как не объясняет всех вопросов, которые возникают.)
6. Какие основные тектонические структуры земной коры? (Платформы и складчатые области. Платформа — это крупный, относительно устойчивый и тектонически спокойный участок земной коры, имеющий двухъярусное строение. Нижний ярус платформы — кристаллический фундамент, верхний — осадочный чехол, в их пределах выделяют платформенные плиты и щиты. Платформам в рельефе, как правило, соответствуют равнины, а складчатым областям — горы. Складчатые области — отдельные крупные части складчатых поясов, тектонические подвижные участки земной коры, в пределах которых слои горных пород смяты в складки.)
7. Какие основные формы рельефа материков? Как они различаются по происхождению?
(Горы и равнины — наиболее выраженные формы рельефа материков.
По происхождению равнины делятся на аккумулятивные и денудационные.
Денудационные равнины возникают на месте разрушенных гор. Денудация — совокупность внешних процессов разрушения горных пород и переноса продуктов разрушения в пониженные участки (водой, ветром, льдом).
Аккумулятивные равнины образуются при длительном накоплении осадочных отложений на месте обширных опусканий земной поверхности.
Горы подразделяются на складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые и вулканические.
Складчатые горы — молодые горы чаще большой высоты. Они образовались в подвижных зонах земной коры, преимущественно на окраинах литосферных плит. Горные породы в результате тектонических движений сминаются в складки различной величины и крутизны.
Глыбовые горы образовались в результате тектонических поднятий, которые происходили вдоль разломов земной коры. Для них характерны массивность, пологие вершины и сравнительно слабая расчлененность. Они возникают, как правило, на окраинах платформ.
Складчато-глыбовые горы появились на месте участков земной коры, претерпевших в прошлом горообразование. Горы разрушились, превратившись в плоскогорья. Земная кора на этих участках приобрела жесткость, устойчивость. Затем они подверглись омоложению — повторному горообразованию, которое сопровождалось как складчатостью, так и поднятиями, и опусканиями отдельных глыб.)
8. Что такое солнечная радиация? Её виды? (Вся совокупность солнечного излучения, поступающего на поверхность Земли. Прямая солнечная радиация — солнечная радиация, доходящая до земной поверхности в виде параллельных лучей, исходящих непосредственно от Солнца. Рассеянная солнечная радиация — часть прямой солнечной радиации, рассеянной молекулами газов, поступающая на земную поверхность от всего небесного свода.)
9. Как распределяется температура воздуха на Земле? (Распределение солнечной радиации на Земле зонально. Она убывает от экватора к полюсам в соответствии с уменьшением угла падения солнечных лучей на земную поверхность.
В зависимости от количества солнечной радиации, поступающей на поверхность Земли, на земном шаре выделяют 7 тепловых поясов: жаркий, два умеренных, два холодных и два пояса вечного мороза. Границами тепловых поясов являются изотермы.)
10. Что называется циркуляцией атмосферы? (Система перемещения воздуха над материками и океанами под влиянием энергии Солнца)
11. Какие ветры формируются над земной поверхностью? (Постоянные ветры — пассаты (в тропических широтах) – ветры, которые дуют круглый год преимущественно над океаном от тропиков Северного и Южного полушарий к экватору; западные ветры (в умеренных широтах) – от тропиков к умеренные широты; восточные ветры полярных областей (от полюсов к умеренным широтам) и сезонные — муссоны. Летние муссоны дуют с океанов на сушу. Зимний муссон дует с материков на океан.)
12. Что такое воздушная масса? (Воздушные массы — это крупные массы воздуха тропосферы и нижней стратосферы, которые формируются над определенной территорией суши или океана и обладают относительно однородными свойствами — температурой, влажностью, прозрачностью.)
13. Выделите отличия циклона от антициклона. (Циклон – атмосферный вихрь огромного диаметра с пониженным давлением воздуха в центре, с системой ветров от периферии к центру против часовой стрелки в Северном полушарии. Антициклон — атмосферный вихрь огромного диаметра (от сотен до нескольких тысяч километров) с областью повышенного давления у земной поверхности, с системой ветров от центра к периферии по часовой стрелке в Северном полушарии. В антициклоне наблюдаются нисходящие потоки воздуха.)
14. Дайте определение понятию «климатические пояса». Чем отличаются между собой климатические пояса? (Это территории, которые сплошной или прерывистой полосой опоясывают Землю; друг от друга они отличаются температурой, атмосферным давлением, количеством и режимом осадков, господствующими воздушными массами и ветрами.)
15. Сколько всего существует климатических поясов? (Выделяют 13 климатических поясов: семь основных и шесть переходных. Основные: экваториальный, два тропических, два умеренных и два полярных (арктический и антарктический). В каждом из климатических поясов в течение всего года господствует одна воздушная масса — соответственно экваториальная, тропическая, умеренная, арктическая (антарктическая). Переходные: два субэкваториальных, два субтропических и два субполярных (субарктический и субантарктический)).
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ И ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ.
16. Почвенно-земельные ресурсы — это..? (Совокупность земель, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве.)
17. Факторы почвообразования. (ВОСЕМЬ. Почвообразующие породы, климат, растительность, живые организмы, рельеф, вода, время и человек.)
18. Назовите основные типы почв. (Тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, бурые лесные, черноземные, каштановые, бурые, серо-бурые, сероземы, коричневые, серо-коричневые, красноземы и желтоземы, красные и красно-бурые, красно-желтые ферраллитные почвы.)
19. Агроклиматические ресурсы — это..? (Совокупность главных климатических факторов (тепла, влаги, света и воздуха), которые вместе с питательными веществами почвы создают условия для формирования продуктивности сельскохозяйственных культур, получения устойчивого урожая.)
20. Природная зона – это..? (Часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы. Это — климат, рельеф, гидрологические и геохимические условия, а также почвы, растительность и животный мир.)
21. Перечислите природные зоны экваториальных широт? Покажите их на карте. (Гилеи, саванны и редколесья).
22. -//- тропических. (Пустыни и полупустыни, влажные и переменно-влажные тропические леса, жестколистные вечнозеленые леса и кустарники, субтропические переменновлажные (в том числе муссонные) леса, субтропические степи, полупустыни и пустыни.)
23. -//-умеренных. (Тайга, муссонные смешанные и широколиственные леса, степи и лесостепи, пустыни и полупустыни).
24. -/- полярных. (Тундра и лесотундра, арктические и антарктические пустыни).
25. Что такое природное разнообразие? (Совокупность представителей животного и растительного мира, природных комплексов, которые сформировались в процессе развития жизни на Земле и характерны для каждой природной зоны.)
26. Какие функции выполняют заповедники, национальные парки?
III. Выполнение проверочной работы по теме.
IV. Подведение итогов урока.
V. Рефлексия.