Файл: Задание на практическую работу №2.doc

Добавлен: 19.11.2018

Просмотров: 648

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание №2


«Проектирование ИСУ»


Цель работы:

  1. получить теоретические навыки управления предприятием после внедрения интегрированной системы управления;

  2. научиться анализировать системы управления, выявлять различия между этими системами;

  3. проанализировать базовые принципы, заложенные в основу разработки различных ИСУП и на основе полученного анализа выбрать ту или иную интегрированную систему управления.


Теоретические сведения


  1. ERP (Enterprise Resource Planning) - обозначает управление всеми ресурсами территориально распределенного предприятия (производственными ресурсами, финансовыми ресурсами, заказами и т. д.). Концепция ERP является фактическим стандартом для современных ИСУП в мире.

2. SCM (Supply Chain Management) - управление расширенной производственной цепочкой, т. е. не только внутренними ресурсами предприятия, но и важнейшими внешними (например, учет заказчиков, заказчиков и поставщиков, поставщиков). SCM реализует новейшую технологию управления, описываемую стандартом CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), который предполагает наличие в системе возможностей управления внешними по отношению к предприятию элементами производственной цепочки. Целью выхода “за ворота” предприятия является управление полным циклом выпуска продукции - от проектирования до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.

Кардинальное отличие представленных на российском рынке интегрированных систем управления предприятием друг от друга заключается в том, что одни из них созданы с учетом требований стандарта ERP, а другие не отвечают этим требованиям.
С точки зрения базовых принципов, заложенных в идеологию представленных на российском рынке программных продуктов, можно выделить два направления их разработки и развития. Первое берет начало от автоматизации учетных бухгалтерских функций, что было актуально “на заре перестройки” и позволяло без больших затрат создавать коммерческие продукты. ИСУП создавалась путем постепенной разработки и подключения новых модулей к системе автоматизации бухгалтерии.
Второе направление основано на автоматизации производственных функций. Новые модули системы интегрировались с производственным ядром естественным путем, т. е. исходя из необходимости обеспечения производства материалами, компонентами, оборудованием, финансами, заказами.
Продукты первого направления. К ним относятся практически все российские системы управления предприятием (или так называемые КИС - корпоративные информационные системы) и некоторые западные. Они разрабатывались “неестественным путем” (с точки зрения производства), исходя из первоначальной автоматизации финансовых функций. Объединение различных модулей в системе, спроектированной “в обратном порядке”, не позволяет обеспечить подлинную интеграцию в соответствии с концепцией ERP.


Продукты второго направления. К ним относятся такие системы, как R/3, Baan IV, Oracle Applications, MAX, Renaissance CS, Concorde, SyteLine, Exact и некоторые

Что таят в себе ERP-системы?

Концепция ERP еще не имеет статуса стандарта и потому допускает определенные разночтения. Некоторую ясность в этот вопрос вносят материалы Ассоциации APICS (Американское общество управления производством и запасами). Согласно им современная система управления предприятием, соответствующая концепции ERP, должна включать:

  • управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM, ранее — DRP, Distribution Resource Planning);

  • усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling, APS);

  • модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation, SFA);

  • автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine, SCE);

  • окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning, FRP);

  • интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence, BI);

  • модуль электронной коммерции (Electronic Commerce, EC);

  • управление данными об изделии (Product Data Management, PDM).

Главная задача ERP-системы - добиться оптимизации (по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.
Довольно часто вся присущая концепции ERP совокупность задач реализуется не одной интегрированной системой, а некоторым комплектом ПО. В основе такого комплекта, как правило, лежит базовый ERP-пакет, к которому через соответствующие интерфейсы подключены специализированные продукты третьих фирм (отвечающие за электронную коммерцию, OLAP, автоматизацию продаж и проч.). Сегодня мы имеем возможность наблюдать, как с каждым годом все шире воплощается в жизнь идеология компонентной архитектуры.


другие. Все ERP-системы создавались и развивались естественным путем, исходя из системного подхода к автоматизации производственных функций. Строго говоря, только системы этого типа можно называть интегрированными системами управления предприятием.

При моделировании деятельности предприятий все многообразие функций можно сгруппировать следующим образом. Основные функции - связаны с типом предприятия или организации (производственные, торговые, сервисные, научные и т. д.). Состав основных функций не зависит от последовательности выполнения технологических цепочек и структуры предприятия, т. е. изменение структуры предприятия не влияет на состав основных функций. Специфические функции - определяются спецификой применяемых на предприятии технологий и процедур. Общие функции - присутствуют на предприятиях любого типа. Для производственного предприятия существует пять основных функций:

  1. планирование производства;

  2. подготовка производства;

  3. обеспечение производства;

  4. собственно производство продукции;

  5. сбыт продукции.


К общим функциям можно отнести:

  • руководство предприятием;

  • финансовую деятельность;

  • функции поддержки (информационное и техническое обеспечение, работу с кадрами, делопроизводство, юридическую деятельность и т. д.);

  • взаимодействие с дочерними предприятиями, филиалами, представительствами.

Между этими четырьмя блоками существует интерфейс, который зависит от специфики бизнес-процессов предприятия. Ядро всех ERP-систем создавалось исходя из необходимости обеспечения выполнения пяти основных функций. Общими функциями используются только результаты выполнения основных функций. В Главной книге ERP-системы естественным образом (часто автоматически) собираются результаты из всех основных модулей. Не-ERP-системы разрабатывались для выполнения лишь одной из общих функций (скажем, финансовой), которая не учитывает потребности производства, а связана с ним только через интерфейс. Иначе говоря, ядром не-ERP-систем является система, предназначенная для сбора информации об итоговой деятельности производственного предприятия. В этом смысле такая система разработана в обратном порядке.

В соответствии с классификацией, выполненной консультантами компании Deloitte & Touche (см. PC Week/RE, № 44/98, с. 21), все тиражные ИСУП, представленные в России, могут быть разделены на четыре группы: локальные, малые интегрированные, средние интегрированные и крупные интегрированные. Нисколько не умаляя достоинства такого подхода, представим несколько иную классификацию ИСУП.
В первую очередь среди всех информационных систем выделим два класса (см. таблицу):


системы, созданные в соответствии с требованиями концепции ERP (ERP-системы);

системы, не соответствующие требованиям ERP (не-ERP-системы).
Для каждого из этих классов в свою очередь можно выделить несколько категорий, аналогичных классификации Deloitte & Touche.
Руководитель предприятия при выборе ИСУП вначале должен определить, какого класса система ему необходима. Это решение зависит от размера компании, характера деятельности и ее возможностей. Например, экономически не оправдано применение ERP-систем для небольших предприятий, которым свойственны: простой производственный процесс; несложная организационная структура; консерватизм к изменениям. Для автоматизации управления такими компаниями, как правило, успешно используются локальные или малые системы не-ERP-класса. Предприятия (крупные и средние), для которых первоочередное значение имеет управление производством, фактически не имеют альтернативы ERP-системам. Настоящая интегрируемость, четкая производственная ориентация дают возможность организовать эффективное управление предприятием. Выбор конкретной ИСУП необходимо выполнять внутри ERP-класса. В небольших, но развивающихся компаниях (сегодня - дистрибуция, завтра - производство) также эффективно использование ERP-систем. В этом случае по мере появления новых направлений деятельности не будут возникать проблемы с расширением функциональности ИС. Производители корпоративных систем (SAP, Baan, PeopleSoft и Oracle) начали формирование массового рынка систем ERP, ориентированного, помимо гигантских корпораций, на средние предприятия. Существуют также ERP-системы, специально разработанные для автоматизации средних и малых производственных предприятий. Сейчас наблюдается широкое применение отдельных модулей и групп модулей ERP-систем для управления непроизводственными компаниями и организациями в области здравоохранения, энергетики, транспорта, для общественных учебных организаций, дистрибьюторских и некоторых других компаний.


Критерии выбора интегрированной системы управления предприятием

Оптимизация интегрированных систем

Главной задачей компьютерного департамента предприятия зачастую является выбор наилучшего решения из предлагаемых на рынке вариантов ИСУП или выбор стратегии разработки или модернизации существующей ИСУП. Рассмотрим критерии такого выбора.

Требования к сложной банковской системе существенно зависят от объема операций, проводимых банком. Целью является создание ИСУП, которая обеспечивала бы персонал и клиентов предприятия необходимыми видами услуг, при условии, что расходы на создание и эксплуатацию не превышают доходов от внедрения ИСУП.

Критерии оптимальности интегрированных систем

Для выбора наиболее удачного решения необходимо учитывать:

Стоимость ИСУП. Здесь следует обратить внимание на выбор вычислительной платформы, сетевого оборудования и программного обеспечения. Немаловажна и стоимость обслуживания и сопровождения системы. Важно учитывать стандартность платформы и число независимых поставщиков оборудования и программного обеспечения. Очевидно, что конкуренция поставщиков увеличивает шансы найти более дешевое решение.

Именно высокая стоимость определенных систем (таких как R3, Ваап), рассчитанных на решение задач огромных конгломератов, сузила поиск до систем, рассчитанных на средние или малые предприятия.

Возможность масштабирования. В случае роста предприятия стоимость модернизации при неудачном выборе резко возрастает. Необходимо, чтобы выбранная вычислительная платформа допускала бы постепенное наращивание ресурсов в тех частях системы, где это требуется.

Один из основных составляющих в вопросе возможности масштабирования продукта - это выбор правильной и современной Системы Управления Базами Данных (СУБД). В течение последнего времени большое распространение получила новая технология построения баз данных - технология «клиент-сервер». Эта технология дает ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с технологией предыдущего поколения - технологией «файл-сервер». В частности, она предоставляет большие возможности по защите данных от несанкционированного доступа и разграничение прав доступа на уровне отдельных записей и полей, дает возможность работы с большими мультимедийными и нестандартными данными. Также новая технология позволяет работать как в локальных сетях, так и в глобальных и Internet, и многое другое. Системы, построенные на новой технологии «клиент-сервер», отличаются высокой степенью безопасности, территориально независимости и не требовательности к аппаратной мощности клиентских станций.

В настоящее время, в области баз данных и проектировании систем, с использованием новой технологии «клиент-сервер», ведутся работы в разных направлениях.


Во-первых, продолжают вестись работы по усовершенствованию технологии и уменьшению требований к аппаратному и программному обеспечению, с одновременным увеличением производительности.

Во-вторых, ведутся работы в направлении переноса всех программ, использующих технологию предыдущего поколения «файл-сервер», на новую и более современную технологию «клиент-сервер».

Весьма актуальным является проблема переноса бухгалтерских программ, рассчитанных на малые и средние предприятия и фирмы, на новую технологию. Это обусловлено тем, что область данных программ осталась почти не тронутая новой технологией. К тому же, все больше пользователей переводят свои персональные компьютеры под управление 32-разрядными операционными системами, 32-разрядные операционные системы клиентов, такие как Windows 95 и Windows NT Workstation, используют удобный в работе графический пользовательский интерфейс и предоставляют все необходимое для эффективной работы в распределенной среде.

Сегодня основы современной информационной технологии составляют базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД), роль которых как единого средства хранения, обработки и доступа к большим объемам информации постоянно возрастает. При этом существенным является постоянное повышение объемов информации, хранимой в БД, что влечет за собой требование увеличения производительности таких систем. Резко возрастает также в разнообразных применениях спрос на интеллектуальный доступ к информации. Это особенно проявляется при организации логической обработки информации в системах баз знаний, на основе которых создаются современные экспертные системы. Быстрое развитие потребностей применений БД выдвигает новые требования к СУБД: поддержка широкого спектра типов представляемых данных и операций над ними (включая фактографические, документальные, картинно-графические данные); естественные и эффективные представления в БД разнообразных отношений между объектами предметных областей (например, пространственно-временных с обеспечением визуализации данных); поддержка непротиворечивости данных и реализация дедуктивных БД; обеспечение целостности БД в широком диапазоне разнообразных предметных областей и операционных установок; управление распределенными БД, интеграция неоднородных баз данных; существенное повышение надежности функционирования БД.

На российском рынке наиболее популярны СУБД Progress (Progress software), Oracle RDBMS v7 (Oracle), Microsoft SQL Server v6.5 (Microsoft), DB2 (IBM), Sybase System 11 (Sybase).

Использование существующих ресурсов. От эффективности использования уже имеющихся компьютеров, сетей и каналов связи существенно зависят и затраты на построение ИСУП. Так, например, при работе между разветвленными офисами, нужна была программа, которая могла передавать информацию через междугороднюю телефонную сеть, с возможными шумами, помехами и обрывами в связи.