Файл: Социальная экология. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2020

Просмотров: 1650

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позднее земледелие продвинулось на территории достаточного увлажнения, в районы лесостепи и леса, в результате чего началась интенсивная вырубка лесов. Развитие земледелия и нужда в древесине для строительства домов и кораблей привели к катастрофическому уничтожению лесов в Западной Европе. Сведение лесов в прошлом и настоящем вызывает изменение газового состава атмосферы, климатических условий, водного режима, состояния почв. Массовое уничтожение растительных ресурсов Земли характеризуется как кризис продуцентов.

С XVIII в. в результате промышленной, а затем научно-технической революций на смену доиндустриальной эпохе приходит индустриальная. За последние 100 лет потребление возросло в 100 раз. В настоящее время на одного жителя Земли каждый год добывается и выращивается примерно 20 т сырья, которое перерабатывается в конечные продукты массой 2 т, то есть 90% сырья превращается в отходы. Из 2 т конечного продукта в течение того же года выбрасывается не менее 1 т. Появление огромного количества отходов, причем часто в виде несвойственных природе веществ, привело к возникновению еще одного кризиса – кризиса редуцентов. Редуценты не успевают очищать биосферу от загрязнения, часто они на это просто не способны биологически. Это приводит к нарушению круговорота веществ в биосфере.

Помимо загрязнения биосферы различными веществами происходит ее тепловое загрязнение – добавление тепловой энергии в приземный слой тропосферы в результате сжигания огромного количества горючих полезных ископаемых, а также использования атомной и термоядерной энергии. Следствием этого может стать глобальное потепление климата. Этот кризис получил название термодинамического.

Еще одним экологическим кризисом является снижение надежности экологических систем, в частности, в результате снижения их видового разнообразия, разрушения озонового слоя, и т.д.

Усиливающееся воздействие человека на природу в результате роста населения и научно-технического прогресса имеет не только экологические последствия. Нарастание экологической напряженности проявляется и в социальных последствиях. К негативным социальным последствиям относятся: нарастающая нехватка продовольствия в мире, рост заболеваемости населения в городах, возникновение новых болезней, экологическая миграция населения, возникновение локальных экологических конфликтов из-за создания экологически опасных в глазах населения предприятий, экологическая агрессия – вывоз токсичных технологических процессов и отходов в другие страны и т.д.




8. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества.

Сегодня весьма важным и существенным является создание концепции устойчивого развития природы и общества и перспективы их взаимодействия.

Устойчивое развитие общества – удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей.

Устойчивое развитие подразумевает:

- право людей на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

- охрану окружающей среды как неотъемлемую часть процесса развития;

- удовлетворение потребностей в благоприятной окружающей среде как нынешнего, так и будущих поколений;

- уменьшение разрыва в уровне жизни между народами мира, а также между бедными и богатыми в каждой стране;

- совершенствование природоохранного законодательства;

- исключение моделей развития производства и потребления, не способствующих устойчивому развитию.

Развитие человеческого общества достигло предела, за которым неизбежно изменение политики. Несмотря на понимание того, что многие проблемы носят общепланетарный характер, у каждой страны есть свои национальные интересы, поступаться которыми трудно даже в условиях глобального кризиса.

В итоге, несмотря на разногласия, были приняты три согласованных основополагающих документа, имеющих историческое значение:

- Декларация по окружающей среде и развитию;

- Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов;

- Повестка дня на XXI век - документ, ориентированный на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экономических проблем близкого будущего.

С учетом рекомендаций и принципов, изложенных в документах данной Конференции, решений Комиссии ООН по устойчивому развитию, 20 странами мира приняты национальные программы по окружающей среде и развитию.

Для сбалансированного решения социально-экономических и экологических задач необходимо решать их в определенной последовательности. К первоочередным задачам относятся следующие:

- стабилизация экологической ситуации при выходе из экономического кризиса;

- улучшение качества окружающей среды за счет экологически ориентированных методов управления и экологизации экономической деятельности;

- ведение хозяйственной деятельности только в пределах емкости экосистем, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и изменение структуры экономики.

Основными направлениями перехода к устойчивому развитию являются:

- создание правовых основ, включающих совершенствование законодательства и экономические механизмы природопользования и охраны природы;

- разработка систем стимулирования и ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности; отношение к биосфере не только как к ресурсу, но и как к фундаменту жизни;


- оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого уровня воздействия на них;

- формирование эффективных систем воспитания, образования и пропаганды идей устойчивого развития.

Основные условия перехода к устойчивому развитию следующие:

- обеспечение прав и свобод граждан, рыночное хозяйство и гражданское общество;

- усиление роли основных социальных групп населения, особенно молодежи, во всех преобразованиях и принятии решений;

- ведущая роль государства как гаранта политической, экономической, социальной, экологической и военной безопасности;

- создание отлаженной системы взаимодействия «центр – регионы»;

- строгое соблюдение ряда ограничений.




9. Глобальные социально-экологические проблемы человечества и пути их решения.

Глобальными называются общечеловеческие проблемы, которые проявляются в масштабах всей планеты.

Глобальные социальные проблемы:

1) Демографическая проблема.

2) Проблема здравоохранения, распространение СПИДа и др.

3) Проблема образования (грамотности как таковой).

4) Своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и эффективное использование ее достижений на благо человека и общества.

5) Международный терроризм.

6) Распространение наркомании и алкоголизма.

Глобальные экологические проблемы:

  1. Уничтожение тысяч видов растений и животных, истребление лесного покрова. Многие виды флоры и фауны давно уже занесены в Красную книгу. Неразумное уничтожение всего живого приводит к изменению экологической среды, экологических ниш с их пищевыми цепями.

  2. Стремительное истощение запаса полезных ископаемых. Как известно, ресурсы земли – основа производства. Полезные ископаемые относятся к невозобновимым ресурсам, количество которых ограничено их запасами (нефть, каменный уголь, природный газ, всевозможные руды, минералы и пр.). Еще недавно многие полезные ископаемые добывались или открытым способом, или на глубине 500-600 метров, сегодня ситуация резко изменилась. Разработка местонахождений теперь осуществляется на глубине 8-10 км или на дне океана. Это требует крупных капитальных вложений и соответствующих технических разработок.

  3. Утрата Мировым океаном функции регулирования природных процессов. Опасным явлением становится эвтрофизация, т. е. омертвление водоемов в результате роста сине-зеленых водорослей, вызванного сбросом в сточные воды биогенов (фосфатов, нитратов и т.д.). Во­доросли, растущие на поверхности водоемов, поглощают кислород, он улетучивается из верхнего слоя воды, а снизу растрачивается на разложение остатков планктона. Без кислорода водоем стано­вится мертвым, хотя вода кажется прозрачной и чистой. Очистные сооружения не предусматривают устранение биогенов.

  4. Предельное загрязнение воздуха и воды. Существует несколько видов антропогенных загрязнений атмосферы: аэрозоли (частицы во взвешенном, нерастворенном состоянии); образование в атмосфере азотной и серной кислоты, что обуславливает кислотные дожди; тропосферный азот, т.е. газ, обра­зующийся в близких к земле слоях атмосферы и губительно влия­ющий на рост деревьев; парниковый эффект, выбросы углекислого газа, метана, окислов азота, фторхлоруглеродов - газов, поглоща­ющих идущее от Земли инфракрасное излучение и нагревающих Землю; наконец, уничтожение озона в стратосфере, что ведет к сня­тию защиты от губительных ультрафиолетовых лучей.

  5. Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов.



Пути решения глобальных экологических проблем:

1) Экологизация производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

2) Разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно – энергетических источников (нефть, уголь), имею­щих для жизни человечества важнейшее значение.

3) Поиск новых, эффективных, безопасных и максимально без­вредных для природы источников энергии, включая косми­ческую.

4) Объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения состоялась еще в начале XX в. Тогда, в ноябре 1913 г., в Швейцарии собра­лось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших госу­дарств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите ок­ружающей среды – «зеленые» («Гринпис»);

5) Формирование в обществе экологического сознания – понима­ния людьми природы как другого живого существа, над кото­рым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. В этой связи весьма интересны социально-философская концепция коэволюции, то есть такого содружественного развития природы и общества, при котором коллективный разум и коллективная воля способны обеспечить совместное развитие человечества и окружающей его природной среды обитания. Уже давно понятно, что без этого совместного эволюционирования никакого будущего у человека нет.