ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 7599

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

 

 


background image

 

Министерство природных 

ресурсов и экологии 

Министерство  

образования и науки 

Российская академия 

наук 

 

Мордовский государственный природ-

ный заповедник имени П.Г. Смидовича 

 

Мордовский государственный уни-

верситет имени Н.П. Огарева 

 

Институт экологии Волжского бас-

сейна РАН 

Государственный природный заповед-

ник «Присурский» 

Чувашский государственный уни-

верситет 

 

Государственный природный биосфер-

ный заповедник «Брянский лес» 

Пензенский государственный уни-

верситет 

 

Государственный природный заповед-

ник «Хакасский» 

 

 

Кроноцкий государственный природ-

ный биосферный заповедник 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДЫ ПОЛЕВЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ 

ИССЛЕДОВАНИЙ 

 
 
 
 

Учебное пособие 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саранск; Пушта, 2014 

 


background image

 

УДК 581.5:502.72 
ББК Б.я73 
 

М545  

 
 

Р е ц е н з е н т ы: 

кафедра биологии Тамбовского государственного  

университета (заведующий кафедрой доктор биологических наук  

профессор 

Г.А. Лада

);  

заведующий кафедрой экологии и природопользования 

Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, доктор географических наук 

профессор 

А.В. Каверин

 

старший научный сотрудник Государственного природного заповедника «Приволжская ле-

состепь», кандидат биологических наук 

В.В. Осипов

 

 

Редакционная коллегия: 

А.Б. Ручин (отв. редактор), Л.В. Егоров, А.А. Хапугин, О.Н. Артаев 

 
 

Методы полевых экологических исследований

 : учеб. пособие / авт. 

Коллектив: О.Н. Артаев, Д.И. Башмаков, О.В. Безина [и др.] ; редкол.: А. Б. Ру-
чин (отв. ред.) [и др.]. 

– 

Саранск : Изд-во Мордов. Ун-та, 2014. – 412 с. 

ISBN 978-5-7103-2874-3 

 

В учебном пособии представлены основные методики полевых работ, ис-

пользуемые  в  ботанических,  зоологических,  экологических  и  географических 
исследованиях.  Подробно  охарактеризованы  способы  сбора,  лова,  фиксации, 
описания  различных  живых  объектов,  индикации  с  их  помощью  состояния 
окружающей  среды.  Настоящее  учебное  пособие  предназначено  для  студентов 
высших  учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки  и спе-
циальностям биологического и экологического профиля. 

 

УДК 581.5:502.72 

ББК Б.я73 

 
 
 
 
 
 

 

ISBN 978-5-7103-2874-3 
 

© Мордовский государственный  
природный заповедник  
имени П.Г. Смидовича, 2014 
© Оформление. Издательство  
Мордовского университета, 2014 

 


background image

 

 

Предисловие 

 
Изменение  состояния  окружающей  среды,  снижение  биоразнообразия, 

угроза экосистемам требуют применения определенных методов исследования, 
которые охватывали бы отдельные биоценозы в целом. В настоящее время уче-
ные  занимаются  экологическими  исследованиями,  в  основном,  по  отдельным 
отраслям  науки  (ботаника,  альгология,  ихтиология  и  т.п.).  Поэтому  большая 
часть  известных  пособий  разработана  именно  по  различным  разделам  науки. 
Однако до сих пор отсутствовало отдельное издание, которое бы органично во-
брало в себя все основные методики, которые используются исследователями в 
полевых условиях. 

Представленное  читателю  пособие  сначала  родилось  как  рабочая  про-

грамма,  а  затем  методическое  пособие  к  специальному  курсу  лекций,  разрабо-
танному  нами  для  биологов-экологов  в  Мордовском  государственном  универ-
ситете более 10 лет назад. Это был совершенно новый учебный курс, для кото-
рого  отсутствовали  специализированные  учебники,  но  было  значительное  ко-
личество  разрозненной  информации  в  других  источниках,  зачастую  опублико-
ванных  в середине XX века. Поэтому нам пришлось долго и  кропотливо соби-
рать  эти  источники,  обновлять  содержание  и  составлять  программу,  а  в  даль-
нейшем  и  пособие.  Впоследствии  содержание  пособия  разрослось  в  связи  с 
необходимостью  включения  новых  и,  на  наш  взгляд,  необходимых  методик 
экологических  исследований.  Кроме  того,  для  его  создания  были  привлечены 
специалисты  самых  различных  научных,  природоохранных  и  образовательных 
учреждений,  которые  используют  изложенные  ими  способы  исследований  на 
практике.  

В учебном пособии представлены основные методики полевых работ, ис-

пользуемые  в  ботанических,  зоологических,  экологических  и  географических 
исследованиях.  В  нем  подробно  охарактеризованы  способы  лова,  фиксации, 
описания  различных  живых  объектов,  индикации  с  их  помощью  состояния 
окружающей  среды,  в  приложениях  дается  вспомогательная  информация  для 
отдельных глав пособия. Для каждой главы приводится список рекомендуемой 
литературы. 

Учебное  пособие  предназначено  для  биологов,  экологов,  географов,  спе-

циалистов в области экологии и охраны природы, для студентов высших учеб-
ных  заведений,  обучающихся  по  специальностям  биологического  и  экологиче-
ского  профиля.  Пособие  иллюстрировано  таблицами,  рисунками  и  фотографи-
ями.  

 
 

Доктор биологических наук 

А.Б. Ручин 

 


background image

 

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО 

ПОКРОВА НАЗЕМНЫХ ЭКОСИСТЕМ

 

 

1.1. Методика исследования наземной флоры сосудистых растений 

 

Основные  понятия.

  Флора  –  совокупность  видов  растений,  которые 

встречаются  на  данной  территории,  слагают  все  свойственные  ей  раститель-
ные сообщества и заселяют все типы местообитаний. Различают «флору мхов» 
(бриофлора), «флору грибов»  (микофлора),  «флору  водорослей» (альгофлора) 
и  т.д.  Важнейшим признаком каждой флоры является ее  видовой состав. Учет 
видов, произрастающих на определенной территории – инвентаризация флоры 
– представляет необходимую основу каждого флористического исследования. 
По  своему  объему  различают  флору  Земли,  флоры  континентов,  отдельных 
их частей, флоры государств, их субъектов. 

При  флористических  исследованиях  необходимо  учитывать  мини-

мальную  площадь  непосредственно  изучаемой  территории,  которая  будет 
характеризовать основные признаки всего изучаемого объекта. Эту площадь 
имеет  так  называемая  элементарная,  или  конкретная  флора.  А.И. Толмачев 
(1974)  для  равнинных  территорий  определяет  ее  размер  в  100–500  км

2

,  что 

соответствует площади круга радиусом 6–12 км. 

Полевые  исследования  проводят  маршрутным,  стационарным  или 

смешанным методами. 

Материал  и  снаряжение

,  необходимое  во  время  флористических  ис-

следований, включают в себя, прежде всего, гербарную папку и пресс. Пап-
ка  представляет  собой  2  куска  фанеры  или  прочного  картона  размером  30–
35×42–45 см. На каждом листе делаются по 4 отверстия, через которые про-
девается веревка (или ремень), которая образует ручки (рис. 1.1, а). Гербар-
ный  пресс  –  это  две  деревянные  рамки  размером  30–35×42–46 см,  на  кото-
рые  натянута  металлическая  сетка  (она  может  быть  заменена  фанерой  или 
плотным картоном с отверстиями). Иногда пользуются просто двумя метал-
лическими сетками с ячейками около 2,5×2,5 см или крупнее. Для прессова-
ния  растений,  вложенных  в  гербарный  пресс,  необходим  прочный  шпагат 
или бельевая веревка длиной 1,5–2,0 м (рис. 1.1, в). 

Для  сбора  и  сушки  растений  используют  обычно  старые  газеты  или 

листы  оберточной  бумаги  размером  60×42  см,  перегнутые  пополам,  плот-
ную  бумагу  для  черновых  этикеток  и  тетради  для  полевых  дневников.  Для 
записи,  как  правило,  используют  мягкий  простой  карандаш.  Использовать 
шариковую ручку нежелательно. Растения выкапывают с помощью прочных 
ножей  или  стамесок;  либо  используют  копалки  из  тонкостенных  труб  диа-
метром  2,5–3,0  см  (рис.  1.1,  б).  Для  срезки  деревянистых  растений  исполь-
зуют садовый секатор или стальные прочные ножницы. 

Кроме  того,  необходимо  иметь  для  ориентирования  компас,  при  воз-

можности  –  GPS-навигатор;  желательно  –  фотоаппарат  для  регистрации 
внешнего  вида  растений,  природных  ландшафтов  и  т.д.  В  длительных  пе-