Файл: Лемешевский. Макроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 4093

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

зированной  информации  предоставляют  соответствующие 

учебники и учебные пособия.

Одной из форм работы студента по изучению курса «Макро- 

экономика» является написание курсовой работы. Поэтому в 

данном  УМК  содержится  перечень  рекомендуемых  тем  кур-

совых  работ.  Такая  письменная  работа  должна  выполняться 

в полном соответствии с действующими методическими ука- 

заниями.

Предлагаемый  УМК  подготовлен  сотрудниками  кафедры 

экономики  и  управления  производством  МИУ — д.э.н.,  про-

фессором Лемешевским И.М. (разделы 1–2) и к.э.н., доцентом 

Донцовой В.И. (разделы 3–7).

желаем удачи!


background image

7

раздел 1. Цель, содержание  

и задачи дисциплины.  

Программа курса «Макроэкономика»

1.1. Цель, содержание и задачи дисциплины

В условиях становления в республике Беларусь социально- 

ориентированной рыночной экономики одной из приоритет- 

ных задач является повышение эффективности денежно-кре-

дитного и бюджетно-налогового государственного регулирова-

ния. Макроэкономика как наука исследует функционирование 

национальной  экономики  как  единого  целого.  ее  изучение 

позволит будущим специалистам лучше понимать важнейшие  

функциональные зависимости между агрегированными эконо- 

мическими  переменными,  глубоко  анализировать  происхо-

дящие в стране макроэкономические процессы и предвидеть 

воздействие тех или иных мер государственного макроэконо- 

мического регулирования на результаты деятельности конкрет-

ных субъектов хозяйствования. 

Цель изучения курса: 

углубить  представления  студентов  о  фундаментальных 

основах и важнейших механизмах функционирования нацио- 

нальной экономики в целом; создать методологическую основу 

для освоения дисциплин прикладного характера; научить бу-

дущих специалистов принимать эффективные управленческие 

решения с учетом осуществляемой в стране макроэкономиче-

ской политики.

Задачи изучения дисциплины:

•  понимание механизмов функционирования националь-

ной экономики как единого целого;

•  выявление  экономических  инструментов  воздействия  

на основные макроэкономические параметры: величины 

национального дохода, занятости, уровня цен и др.;

•  овладение инструментарием анализа последствий мак- 

роэкономического регулирования в условиях закрытой 

и открытой экономики.

В результате изучения дисциплины студент 

должен знать:

•  основные категории курса «Макроэкономика»;


background image

8

•  взгляды представителей различных экономических школ  

на механизм функционирования национальной эконо- 

мики;

•  основные инструменты макроэкономической политики;

•  механизм влияния инструментов макроэкономической 

политики  на  макроэкономические  параметры  нацио-

нальной экономики;

уметь:

•  анализировать макроэкономические процессы, происхо- 

дящие в республике Беларусь и за рубежом,

 

прогнози- 

ровать развитие макроэкономических процессов и по-

следствий  макроэкономической  политики  в  открытой 

экономике;

•  использовать теоретические знания для принятия опти-

мальных решений в условиях экономического выбора;

•  аргументированно отстаивать свою точку зрения в дис-

куссиях по актуальным проблемам макроэкономики;

•  решать  задачи  и  тесты,  закрепляющие  учебный  мате- 

риал.

В числе эффективных педагогических 

методик и техноло-

гий 

преподавания дисциплины, способствующих вовлечению 

студентов  в  поиск  и  управление  знаниями,  приобретению 

опыта самостоятельного решения разнообразных задач, сле-

дует выделить: 

•  технологии проблемно-модульного обучения; 

•  технологии учебно-исследовательской деятельности; 

•  коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конфе- 

ренция,  «мозговой  штурм»,  учебные  дебаты  и  другие 

активные формы и методы); 

•  игровые  технологии,  в  рамках  которых  студенты  уча-

ствуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.

Для  управления  учебным  процессом  и  организации  кон-

трольно-оценочной деятельности педагогам рекомендуется ис-

пользовать рейтинговые, кредитно-модульные системы оцен- 

ки учебной и исследовательской деятельности студентов, ва- 

риативные модели управляемой самостоятельной работы.

Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содейство- 

вать формированию следующих 

академических компетенций

:

•  владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и 

применять их для решения теоретических и практиче-

ских задач;


background image

9

•  владеть системным и сравнительным анализом; уметь 

работать самостоятельно;

•  быть способным генерировать новые идеи;

•  владеть  междисциплинарным  подходом  при  решении 

экономических проблем.

Изучение  дисциплины  «Макроэкономика»  будет  содей-

ствовать формированию следующих 

социально-личностных 

компетенций

:

•  обладать качествами гражданственности;

•  обладать способностью к межличностным коммуника- 

циям;

•  понимать и воспринимать критические замечания и со- 

ответствующим  образом  модифицировать  свою  пози-

цию в случае их обоснованности;

•  ясно формулировать собственную позицию, находить и 

четко излагать аргументы в ее защиту.

Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содейство- 

вать формированию следующих 

профессиональных компетенций:

•  разрабатывать и обосновывать социально-экономические  

показатели, характеризующие деятельность националь-

ной экономики в целом;

•  анализировать потенциальные источники информации 

для проведения экономических расчетов;

•  формировать портфель финансовых инвестиций, вклю-

чая международные финансовые активы;

•  пользоваться  глобальными  информационными  ресур- 

сами;

•  разрабатывать рабочие планы и программы проведения 

научных исследований, готовить задания для групп и от- 

дельных исполнителей.

Междисциплинарные связи.

 Дисциплина «Макроэкономика» 

базируется на изучении курсов «экономическая теория», «Мик- 

роэкономика», «Высшая математика», «эконометрика и эко-

номико-математические методы и модели» и др. Дисциплина 

«Макроэкономика» служит теоретической и методологической  

основой изучения таких экономических наук, как «Междуна- 

родная  экономика»,  «Статистика»,  «Деньги,  кредит,  банки», 

«финансы и финансовый рынок», «Национальная экономика 

Беларуси» и др.


background image

10

1.2. Примерный тематический план 

содержание курса

объем 

часов

в том числе

Лекции семинарские 

занятия

Тема 1. Введение в 

макроэкономику

4

2

2

Тема 2. Макроэкономическое 

равновесие в классической 

модели 

4

2

2

Тема 3. равновесие товарного 

рынка в кейнсианской модели 

12

6

6

Тема 4. Совместное равно-

весие товарного и денежного 

рынков (модель IS–LM)

8

4

4

Тема 5. Бюджетно-налоговая 

(фискальная) политика

8

4

4

Тема 6. Денежно-кредитная 

политика

8

4

4

Тема 7. Совокупное 

предложение. Кривая 

филлипса

8

4

4

Тема 8. Стабилизационная 

государственная политика

4

2

2

Тема 9. Макроэкономическое 

равновесие и макроэкономи-

ческая политика в открытой 

экономике

12

6

6

Тема 10. экономический рост

10

6

4

Тема 11. Социальная полити-

ка государства

4

2

2

Тема 12. Трансформационная 

экономика

4

2

2

Всего

86

44

42