ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 4093
Скачиваний: 13
6
зированной информации предоставляют соответствующие
учебники и учебные пособия.
Одной из форм работы студента по изучению курса «Макро-
экономика» является написание курсовой работы. Поэтому в
данном УМК содержится перечень рекомендуемых тем кур-
совых работ. Такая письменная работа должна выполняться
в полном соответствии с действующими методическими ука-
заниями.
Предлагаемый УМК подготовлен сотрудниками кафедры
экономики и управления производством МИУ — д.э.н., про-
фессором Лемешевским И.М. (разделы 1–2) и к.э.н., доцентом
Донцовой В.И. (разделы 3–7).
желаем удачи!
7
раздел 1. Цель, содержание
и задачи дисциплины.
Программа курса «Макроэкономика»
1.1. Цель, содержание и задачи дисциплины
В условиях становления в республике Беларусь социально-
ориентированной рыночной экономики одной из приоритет-
ных задач является повышение эффективности денежно-кре-
дитного и бюджетно-налогового государственного регулирова-
ния. Макроэкономика как наука исследует функционирование
национальной экономики как единого целого. ее изучение
позволит будущим специалистам лучше понимать важнейшие
функциональные зависимости между агрегированными эконо-
мическими переменными, глубоко анализировать происхо-
дящие в стране макроэкономические процессы и предвидеть
воздействие тех или иных мер государственного макроэконо-
мического регулирования на результаты деятельности конкрет-
ных субъектов хозяйствования.
Цель изучения курса:
углубить представления студентов о фундаментальных
основах и важнейших механизмах функционирования нацио-
нальной экономики в целом; создать методологическую основу
для освоения дисциплин прикладного характера; научить бу-
дущих специалистов принимать эффективные управленческие
решения с учетом осуществляемой в стране макроэкономиче-
ской политики.
Задачи изучения дисциплины:
• понимание механизмов функционирования националь-
ной экономики как единого целого;
• выявление экономических инструментов воздействия
на основные макроэкономические параметры: величины
национального дохода, занятости, уровня цен и др.;
• овладение инструментарием анализа последствий мак-
роэкономического регулирования в условиях закрытой
и открытой экономики.
В результате изучения дисциплины студент
должен знать:
• основные категории курса «Макроэкономика»;
8
• взгляды представителей различных экономических школ
на механизм функционирования национальной эконо-
мики;
• основные инструменты макроэкономической политики;
• механизм влияния инструментов макроэкономической
политики на макроэкономические параметры нацио-
нальной экономики;
уметь:
• анализировать макроэкономические процессы, происхо-
дящие в республике Беларусь и за рубежом,
прогнози-
ровать развитие макроэкономических процессов и по-
следствий макроэкономической политики в открытой
экономике;
• использовать теоретические знания для принятия опти-
мальных решений в условиях экономического выбора;
• аргументированно отстаивать свою точку зрения в дис-
куссиях по актуальным проблемам макроэкономики;
• решать задачи и тесты, закрепляющие учебный мате-
риал.
В числе эффективных педагогических
методик и техноло-
гий
преподавания дисциплины, способствующих вовлечению
студентов в поиск и управление знаниями, приобретению
опыта самостоятельного решения разнообразных задач, сле-
дует выделить:
• технологии проблемно-модульного обучения;
• технологии учебно-исследовательской деятельности;
• коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конфе-
ренция, «мозговой штурм», учебные дебаты и другие
активные формы и методы);
• игровые технологии, в рамках которых студенты уча-
ствуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.
Для управления учебным процессом и организации кон-
трольно-оценочной деятельности педагогам рекомендуется ис-
пользовать рейтинговые, кредитно-модульные системы оцен-
ки учебной и исследовательской деятельности студентов, ва-
риативные модели управляемой самостоятельной работы.
Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содейство-
вать формированию следующих
академических компетенций
:
• владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и
применять их для решения теоретических и практиче-
ских задач;
9
• владеть системным и сравнительным анализом; уметь
работать самостоятельно;
• быть способным генерировать новые идеи;
• владеть междисциплинарным подходом при решении
экономических проблем.
Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содей-
ствовать формированию следующих
социально-личностных
компетенций
:
• обладать качествами гражданственности;
• обладать способностью к межличностным коммуника-
циям;
• понимать и воспринимать критические замечания и со-
ответствующим образом модифицировать свою пози-
цию в случае их обоснованности;
• ясно формулировать собственную позицию, находить и
четко излагать аргументы в ее защиту.
Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содейство-
вать формированию следующих
профессиональных компетенций:
• разрабатывать и обосновывать социально-экономические
показатели, характеризующие деятельность националь-
ной экономики в целом;
• анализировать потенциальные источники информации
для проведения экономических расчетов;
• формировать портфель финансовых инвестиций, вклю-
чая международные финансовые активы;
• пользоваться глобальными информационными ресур-
сами;
• разрабатывать рабочие планы и программы проведения
научных исследований, готовить задания для групп и от-
дельных исполнителей.
Междисциплинарные связи.
Дисциплина «Макроэкономика»
базируется на изучении курсов «экономическая теория», «Мик-
роэкономика», «Высшая математика», «эконометрика и эко-
номико-математические методы и модели» и др. Дисциплина
«Макроэкономика» служит теоретической и методологической
основой изучения таких экономических наук, как «Междуна-
родная экономика», «Статистика», «Деньги, кредит, банки»,
«финансы и финансовый рынок», «Национальная экономика
Беларуси» и др.
10
1.2. Примерный тематический план
содержание курса
объем
часов
в том числе
Лекции семинарские
занятия
Тема 1. Введение в
макроэкономику
4
2
2
Тема 2. Макроэкономическое
равновесие в классической
модели
4
2
2
Тема 3. равновесие товарного
рынка в кейнсианской модели
12
6
6
Тема 4. Совместное равно-
весие товарного и денежного
рынков (модель IS–LM)
8
4
4
Тема 5. Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика
8
4
4
Тема 6. Денежно-кредитная
политика
8
4
4
Тема 7. Совокупное
предложение. Кривая
филлипса
8
4
4
Тема 8. Стабилизационная
государственная политика
4
2
2
Тема 9. Макроэкономическое
равновесие и макроэкономи-
ческая политика в открытой
экономике
12
6
6
Тема 10. экономический рост
10
6
4
Тема 11. Социальная полити-
ка государства
4
2
2
Тема 12. Трансформационная
экономика
4
2
2
Всего
86
44
42