ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 151

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства.

Конечными целями обычно являются:

  • Стабильность экономического роста

  • Низкий уровень безработицы

  • Низкая инфляция

  • Стабильность цен

  • Устойчивый платежный баланс

Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Проводником монетарной является центральный банк страны, а объектами – спрос и предложения на денежном рынке.

Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок. Важнейшими косвенными инструментами являются:

  1. Регулирование официальной ставки рефинансирования

  2. Изменение нормы обязательного рефинансирования

  3. Рефинансирование коммерческих банков

  4. Операции на открытом рынке.

На рост денежной массы наряду с Национальным банком большое влияние оказывает Правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета.

Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой разнонаправленных мероприятий.

Реализация самостоятельной денежно-кредитной политики РБ де-факто началось в 1993 г., а де-юре – в 1994г.

С начала 2000 г. Национальный банк стал проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Использую инструменты эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил ограничения в денежной сфере, ориентировал субъектов экономики на преимущественное использование рубля на внутреннем рынке страны.

Фактически современный этап денежно-кредитной политики РБ начался в 2000 г., его главная цель – обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жестокую фиксацию.


Решались следующие задачи:

  • Формирование динамики обменного курса белорусского рубля, адекватной макроэкономическим условиям, уровню производительности основных факторов производства и общей конкурентоспособности национальной экономики;

  • Обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса;

  • Развитие и укрепление банковской системы, прежде всего в части расширения ресурсной базы и повышения капитализации банков;

  • Повышение операционной эффективности автоматизированной системы межбанковских расчетов, ее надежности и безопасности.



Денежно-кредитная политика

Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2017 г.

1. Денежно-кредитная политика в 2017 году сохранит преемственность и будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Республики Беларусь посредством поддержания ценовой стабильности.

Основной целью денежно-кредитной политики в 2017 году станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 9 процентов (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).

2. В 2017 году продолжится проведение денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования (подразумевает контроль за величиной денежной массы с целью сдерживания инфляции), предусматривающего контроль над денежным предложением. В качестве промежуточного ориентира монетарной политики по- прежнему будет использоваться широкая денежная масса, в качестве операционного – рублевая денежная база. Прирост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 14 процентов плюс/минус 2 процентных пункта (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).

3. Продолжится реализация курсовой политики, предусматривающей ограниченное участие Национального банка в процессе формирования курса национальной валюты. Его динамика будет складываться под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов и мер экономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик.

Сохранится общая направленность процентной политики на постепенное снижение процентных ставок в экономике по мере формирования соответствующих благоприятных условий. В реальном выражении процентные ставки будут поддерживаться на положительном уровне, адекватно отражающем присущие макроэкономические риски.

4. Основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы будут являться регулярные аукционные операции на открытом рынке со стандартными сроками, проводимые по утвержденному графику в форме конкурса процентных ставок с заранее объявленным объемом операций. Объем аукционов будет устанавливаться исходя из операционной цели по рублевой денежной базе. Постоянно доступные инструменты Национального банка призваны ограничивать колебания ликвидности и процентной ставки межбанковского рынка. Корректирующее воздействие на ликвидность банков может оказываться Национальным банком также двусторонними операциями поддержки ликвидности и проведением дополнительных аукционов.

5. Для обеспечения макроэкономической стабильности в 2017 году Правительством Республики Беларусь и Национальным банком будут проводиться мероприятия, направленные на поддержание и наращивание золотовалютных резервов страны, а также улучшение их структуры.

Одним из источников пополнения международных резервных активов Республики Беларусь явится покупка Национальным банком иностранной валюты, которая будет осуществляться при устойчивом превышении предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над спросом на нее.












Бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая система – это целенаправленные действия государства по стабилизации процесса производства и занятости по средствам налогообложения.

Основы бюджетно-налоговой системы страны заложены в Конституции Республики Беларусь. Согласно нормам, все граждане республики обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, пошлин и сборов. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию РБ.

Налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль( подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование(отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости), налогов на потребление(НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, попенная плата, рентные платежи) и налоги в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав вошли и такие налоговые платежи , как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей.

Основные задачи и стратегические направления в налоговой политике:

  • Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в различного рода бюджетные и внебюджетные фонды;

  • Введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения

  • Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;

  • Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам для расширения их налоговой базы с целью обеспечения возможности снижения ставок и дальнейшего уменьшения количества налогов и сборов;

  • Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов.

Бюджетно-налоговая политика

По данным Белстата, валовой внутренний продукт Республики Беларусь в январе-марте 2016 года составил 213,2 трлн. руб. в текущих ценах и снизился по сравнению с январем- мартом 2015 года на 3,6% в сопоставимых ценах. Индекс-дефлятор ВВП в I квартале 2016 года по отношению к аналогичному периоду 2015 года составил 112,0%.*


Инфляция на потребительском рынке за январь-март 2016 года составила 5,7%, что на 0,8% выше уровня соответствующего периода 2015 года.

В I квартале 2016 года объем внешней торговли товарами и услугами сократился по сравнению с I кварталом 2015 года на 14,6%, в том числе экспорт – на 16,7%, импорт – на 12,3%, объем внешнеторгового оборота за январь-март 2016 года составил 12,7 млрд. долл. США.

Сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе-марте 2016 года сложилось отрицательным на уровне минус 0,01 млрд. долл. США (за январь-март 2015 года внешнеторговое сальдо составило плюс 0,37 млрд. долл. США).

За I квартал 2016 года выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций Республики Беларусь в текущих ценах составила 412,2 трлн. рублей, что на 13,5% больше в номинальном выражении и на 1,3% – в реальном выражении, чем за I квартал 2015 года.



Социальная политика

Социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе:

  • Росту доходов и потребления населения;

  • Повешения качества различных сторон жизнедеятельности;

  • Социальная защита граждан страны.

Социальная политика как инструмент реализации социального императива охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления (преступность, наркомания, беспризорность и др.)

Основными целями социальной политики, реализующими данные принципы, являются:

  • Обеспечение устойчивого роста благосостояния народа;

  • Сокращение бедности;

  • Гарантии на медицинскую помощь;

  • Полноценное питание;

  • Образование;

  • Социальная защита;

Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются: Государственная программа «Культура», республиканская программа «Здоровье», Национальная жилищная программа, государственная программа развития спорта и туризма, Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь», программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи и др.

В настоящее время в условиях переходного периода социальная политика государства строится на основе следующих принципов:

  • Социальной справедливости

  • Индивидуальной и социальной ответственности

  • Социальной солидарности и партнерства

  • Равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг

  • Социальных гарантий


Программы социальной политики:

  • Государственная программа «Культура»;

  • Республиканская программа «Здоровье»;

  • Национальная жилищная программа;

  • Государственная программа развития спорта и туризма;

  • Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;

  • Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи.








Основные направления социальной политики Республики Беларусь на 2016 г.

Главная цель развития страны на 2016 — 2020 годы — повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.

В 2020 году прирост к 2015 году составит:

ВВП — 12 — 15 процентов;

реальных денежных доходов граждан — 9,5 — 11,6 процента.

К концу 2020 года ставки по кредитам снизятся до 9 — 11 процентов.

У каждой белорусской семьи будет возможность построить свой дом или квартиру.

Продолжительность жизни вырастет до 75,3 года.

Для достижения поставленных целей развитие страны будет основываться на следующих приоритетах.

ИНВЕСТИЦИИ — это развитие и рост экономики. Это не только деньги, но и новейший опыт и технологии.

ЗАНЯТОСТЬ — это возможность каждого гражданина своим трудом обеспечить себя и свою семью.

ЭКСПОРТ — основа нашей открытой экономики, поступления валюты в страну, прибыли предприятиям, налогов в бюджет.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ — это наша конкурентоспособность в современном мире.

МОЛОДЕЖЬ — это главный потенциал государства и будущее страны.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1. Раскрепощение деловой инициативы

2. Принятие стимулирующих мер для быстрого открытия своего дела

3.Снижение инфляции и процентных ставок

4. Создание полноценного финансового рынка

5. Финансовое оздоровление реального сектора экономики

6. Сбалансированный бюджет без роста налоговой нагрузки

7. Модернизация отношений собственности

8. Повышение эффективности инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций

9. Эффективное государственное управление

10. Четкие критерии оценки руководящих кадров

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года

Цель: обеспечение высоких жизненны стандартов населения и условий для гармоничного развития личности в рамках перехода к высокоэффективной экономике.

Цель предусматривает два этапа ее реализации:

  • Первый этап – 2016-2020 гг.

  • Второй этап – 2021-2030 гг.

Первый этап – 2016-2020 гг.

Цель: переход к качественному сбалансированному росту экономики на основе структурно-институциональной трансформации с учетом принципов «зеленой» экономик, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения.

Второй этап – 2021-2030 гг.

Цель: поддержание стабильной устойчивости развития, в основе которой рост духовно-нравственных ценностей и достижение высокого качества человеческого развития, ускоренное развитие наукоемких производств и услуг, дальнейшее становление «зеленой» экономики, при сохранении природного капитала.