ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2020

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к самоподготовке по семинарскому занятию № 1.


ВВЕДЕНИЕ

При изучении темы студенты должны обратить внимание на то, что представляет собой «Социология» как наука. Определить взаимосвязь социологии с другими науками об обществе. Назвать и охарактеризовать основные функции социологии.

Когда и почему возникла социология как наука?

Выделить отличие классической социологии от неклассической. Охарактеризовать основные исторические социологические концепции (биологическая, структурного функционализма, марксистскую и т.д.). Рассказать о развитии соц. науки в Беларуси.

Выделить структуру социологии, отличать объект, субъект и предмет социологии.

Для чего мы изучаем социологию (актуальность и значение предмета)?


Темя : Социальная структура: статусы и роли

Понятие социальных связей и отношений. Природа социальной взаимозависимости. Социальная структура. Социальные статусы и роли как элементы социальной структуры. Социальный статус: понятие, виды. Статусные права, обязанности, ответственность. Статусный набор. Личный статус. Несовпадение статусов: понятие, причины, последствия. Статус и социальные отношения. Социальная роль как динамическая, поведенческая сторона статуса. Социальные нормы. Ролевой набор. Способы эффективного выполнения социальных ролей и решения ролевых конфликтов. Идентификация с ролью и статусом.

Сущность социального действия. Виды социального действия. Понятие о социальной связи и её структуре. Типы соц. связей.


Студенты должны знать понятия: социальное действия, социальное взаимодействия, социальное отношения, социальные нормы, социальная структура, социальная система, социальный состав, социальный статус, личный статус, социальная роль, социальный конфликт: характеризовать: специфику социальных связей и отношений, типы социальных отношений, разновидности социального статуса, взаимосвязь статусов и социальных отношений, социальную роль как модель поведения, ориентированного на определенный статус: анализировать и интерпретировать: причины и последствия несовпадения статусов, влияние статуса на образ жизни человека, проблемы идентификации с ролью и статусом.


Тема: Социальный контроль и социальные отклонения

Что такое «социальный контроль»? Основные сферы социального контроля. Сужение сфер социального контроля в процессе исторического развития общества. Внешний и внутренний контроль (самоконтроль). Способы реализации социального контроля (через социализацию, групповое давление, принуждение посредством социальных институтов). Санкции социального контроля. Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения. Социокультурные и психические отклонения. Индивидуальное и групповое отклонения. Одобряемое и осуждаемое отклонения. Теория « навешивания ярлыков». Первичные и вторичные отклонения. Причины девиантного поведения. Аномия (состояние отсутствия постоянной и неизменной системы норм, их отрицание) как результат большого числа конфликтующих норм в повседневной практике. Проявление аномии в переходном обществе. Основные формы проявления негативного девиантного поведения на территории РБ. Особенности молодежной девиации. Двойственность роли социальных отклонений в обществе (деструктивная и положительная). Полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидуумов и групп.


Студенты должны знать понятия: социальный контроль, внешний контроль, самоконтроль, девиантиое поведение, аномия; характеризовать; сферы социального контроля, основные способы осуществления социального контроля, структуру и особенности внешнего контроля, формы социальных отклонений, культурно одобряемые отклонения: анализировать и интепретировать: влияние социальных на отклоняющее поведение личности, проявлении аномии в современном белорусском обществе, двойственный характер роли социальных отклонений в обществе.



Тема: Социальная стратификация

Социальное неравенство. Основные теории социального неравенства. Понятие социальной стратификации, ее существенные признаки. Исторические формы стратификации (рабство, кланы, касты, сословия, классы).

Понятие социальной структуры. Закрытое и открытое общество. Современные критерии стратификации. Классы и социальные страты. Отличия социальных классов от страты. Модели классовой структуры общества. Средний класс, его роль в современном обществе.

Бедность и неравенство. Измерение неравенства: богатство, доход, заработная плата, пособие. Отличие экономического неравенства от социального. Измерение бедности. Границы бедности. Порог бедности. Прожиточный минимум. «Потребительская корзина». Абсолютная и относительная бедность.

Маргинализация и люмпенизация общества. Социальная структура современного белорусского общества.

Студенты должны знать понятия: социальное неравенство, стратификация. касты, страты, классы, средний класс, маргиналы, люмпены, переходное общество: характеризовать: основные критерии социальной стратификации: престиж, власть, доход, образование, отличие социального класса от страты, роль и место среднею класса в современном обществе. личную классовую принадлежность: анализировать и интерпретировать: значение для индивидов классовой субкультуры, опасности маргенализации и люмпенизации для общества и человека, современную структуру современного белорусского общества.