ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 2198

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ



ТЕМА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА


Задания


1. В чем сущность психологической теории возникновения государства и права?


2. О какой форме правления идет речь?


Форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.


3. О чем идет речь?


... это совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни.


4. Заполните таблицу «Функции государства».


Таблица — Функции государства


Внутренние

Внешние




5. Заполните таблицу, указав отличительные черты федеративной и конфедеративной форм государственного устройства.


Таблица — Формы государственного
устройства


Федерация

Конфедерация






Тест


1. Укажите виды форм правления:

  1. федерация;

  2. демократия;

  3. монархия;

  4. конфедерация;

  5. республика;

  6. форма государственного устройства.


2. Укажите элементы форм государства:

  1. форма правления;

  2. органы государственной власти;

  3. форма государственного устройства;

  4. форма нормативных правовых актов;

  5. наличие общественных объединений и политических партий;

  6. политико-правовой режим.


3. Укажите виды форм государственного устройства:

  1. федерация;

  2. форма правления;

  3. монархия;

  4. конфедерация;

  5. республика;

  6. унитарное государство.


4. Укажите виды политических режимов:

  1. федеративный;

  2. управленческий;

  3. демократический;

  4. монархический;

  5. недемократический;

  6. республиканский.


5. По сферам деятельности функции государства делятся на следующие виды:

  1. внутренние;

  2. постоянные;

  3. воспитательные;

  4. временные;

  5. внешние;

  6. регулятивные.



Контрольные вопросы


  1. Назовите элементы форм государства.

  2. Назовите известны формы государственного устройства.

  3. Назовите формы правления государств.

  4. Какие вы знаете виды политических режимов?

  5. Какие существуют виды монархий?

  6. Что такое унитарное государство?

  7. Какие вы знаете теории происхождения государства и права? В чем их сущность?



Темы рефератов


  1. Теории происхождения государства и права.

  2. Нормативные правовые акты Республики Беларусь.

  3. Республика Беларусь — унитарное, правовое государство.

  4. Понятие и сущность формы правления.

  5. Президентская республика как форма правления.



ТЕМА 2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Задания


1. Определите, к каким отраслям права относятся следующие институты права:


  1. трудовой договор;

  2. право собственности;

  3. избирательное право;

  4. административное взыскание;

  5. брак;

  6. исковая давность.


2. Какие из названных понятий относятся к отраслям права:


  1. трудовое право;

  2. уголовное право;

  3. право собственности;

  4. обязательственное право;

  5. нотариальное право.


3. Расположите нормативные акты по их юридической силе:


  1. решение Барановичского городского исполнительного комитета;

  2. закон Республики Беларусь;

  3. указ Президента Республики Беларусь;

  4. Конституция Республики Беларусь;

  5. постановление Совета Министров Республики Беларусь;

  6. коллективный договор.


4. В чем отличие системы права от системы законодательства?


5. Заполните таблицу «Структура системы права и системы законодательства».


Таблица — Структура системы права
и системы законодательства


Элементы системы права

Элементы системы законодательства





Тест


1. Институт права — это:

  1. совокупность взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих обширный круг однородных общественных отношений;

  2. совокупность норм права, регулирующих определенный вид общественных отношений;

  3. самостоятельная отрасль права.

2. Нормативный акт вступает в силу:


  1. с момента ознакомления с ним большинства граждан государства;

  2. со дня его опубликования;

  3. с момента его принятия;

  4. через десять дней после опубликования;

  5. со времени, указанного в самом акте.


3. Источник права — это:

  1. способ официального выражения и закрепления правовых норм, придающий им общеобязательную юридическую силу;

  2. официальный источник опубликования нормативных правовых актов;

  3. учебник по определенному предмету, входящему в программу изучения по специальности «Правоведение».


4. В структуру правовой нормы входят:

  1. гипотеза;

  2. источник права;

  3. институт права;

  4. диспозиция;

  5. санкция.


5. В структуру системы права входят:

  1. отрасль права;

  2. гипотеза;

  3. источник права;

  4. институт права;

  5. подотрасль права;

  6. норма права.


Контрольные вопросы


  1. Назовите, какие вы знаете нормативные правовые акты Республики Беларусь.

  2. В чем сущность юридической силы нормативного правового акта?

  3. Назовите элементы системы права Республики Беларусь.

  4. Что такое система права Республики Беларусь?

  5. Назовите структуру правовой нормы.

Темы рефератов


  1. Нормативные правовые акты Республики Беларусь.

  2. Толкование нормативных правовых актов Республики Беларусь.

  3. Система права Республики Беларусь.

  4. Правовая норма как элемент системы права.

  5. Систематизация законодательства.



ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


Задания


1. Укажите, какие требования предъявляются к кандидату на должность
Президента Республики Беларусь?


  1. Наличие высшего образования;

  2. гражданство Республики Беларусь;

  3. гражданство Республики Беларусь по рождению;

  4. доход не менее 10 базовых величин;

  5. проживание в г. Минске;

  6. наличие национальности белорус;

  7. возраст старше 35 лет;

  8. проживание на территории Республики Беларусь не менее 10 лет перед выборами.


2. Соотнесите ветвь государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) и орган, которому она принадлежит.


  1. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь;

  2. Минский межгарнизонный военный суд;

  3. Брестский областной исполнительный комитет;

  4. Совет Министров;

  5. Министерство образования;

  6. Высший Хозяйственный Суд.


3. После назначения Петрова на должность районного судьи стало известно, что он является учредителем торгово-коммерческой фирмы «Лада».


Может ли Петров продолжать работу в должности судьи?

Допустимо ли выполнение судьями какой-либо иной работы?


4. Иванов, лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь в течение 5 лет, изъявил желание стать гражданином Республики Беларусь.


Какие требования предъявляются к лицам, изъявившим желание стать гражданами Республики Беларусь?

Может ли Иванов в соответствии с законодательством Республики Беларусь стать гражданином Республики Беларусь?


5. Гражданин Республики Беларусь Сидоров после заключения брака с гражданкой Республики Польша Ядвигой Бутысик изъявил желание стать гражданином Польши, сохранив при этом гражданство Республики Беларусь.



Допускается ли в соответствии с законодательством Республики Беларусь двойное гражданство?


6. В день голосования по выборам депутатов местных Советов Иванов пришел на избирательный участок, получил бюллетени для голосования для себя и попросил бюллетени для своей матери, ссылаясь на то, что по состоянию здоровья мать не может явиться на избирательный участок. Член участковой избирательной комиссии выдал Иванову бюллетени и для матери.


Правильны ли действия члена участковой избирательной комиссии?

Как должны были поступить члены избирательной комиссии?

Какой принцип избирательного права нарушен в данном случае?



Тест


1. Законодательным органом в Республике Беларусь является:

  1. Правительство;

  2. Парламент;

  3. Президент;

  4. министерство;

  5. Верховный суд.


2. Парламент Республики Беларусь — это:

  1. высший законодательный орган Республики Беларусь;

  2. представительный и законодательный орган Республики Беларусь;

  3. центральный исполнительный орган Республики Беларусь;

  4. высший контрольный орган Республики Беларусь.


3. Конституция Республики Беларусь была принята:

  1. в 1993 году;

  2. в 1996 году;

  3. в 1994 году;

  4. в 1997 году;


4. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в:

  1. 2002 году;

  2. 2003 году;

  3. 1994 году;

  4. 2004 году;

  5. 1996 году.


5. Установленный в государстве порядок организации и проведения выборов это:

  1. избирательная система;

  2. активное избирательное право;

  3. пассивное избирательное право;

  4. республиканский референдум;

  5. местный референдум.


6. Срок полномочий Президента Республики Беларусь:

  1. 3 года;

  2. 5 лет;

  3. 6 лет;

  4. 7 лет;

  5. 10 лет.


7. Палаты Парламента Республики Беларусь:

  1. Совет Министров;

  2. Совет Республики;

  3. Палата представителей;

  4. Палата лордов;

  5. Кабинет министров.


8. Срок полномочий Парламента Республики Беларусь:

  1. 3 года;

  2. 4 года;

  3. 5 лет;

  4. 6 лет;

  5. 10 лет.


9. Правительство Республики Беларусь — это:

  1. Совет Министров;

  2. Совет Республики;

  3. Национальное собрание;

  4. Премьер-министр;

  5. Кабинет министров.


10. Высшие судебные инстанции в Республике Беларусь:

  1. Верховный Суд;

  2. Высший Хозяйственный Суд;

  3. Правительственный Суд;

  4. Конституционный Суд;

  5. Законодательный Суд.



Контрольные вопросы


  1. Дайте определение Конституции государства.

  2. Кто является Главой государства в Республике Беларусь?

  3. Перечислите полномочия Президента Республики Беларусь.

  4. Каковы полномочия законодательного органа Республики Беларусь?

  5. Каков порядок формирования Правительства Республики Беларусь?

  6. Назовите полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь.

Темы рефератов


  1. Конституция — Основной Закон государства.

  2. Президент Республики Беларусь — гарант Конституции.

  3. Исполнительная власть в Республике Беларусь.

  4. Законодательная власть в Республике Беларусь.

  5. Судебная система Республики Беларусь.



ТЕМА 4. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА




Задания


1. Студенты института, возвращаясь с занятий в общежитие, сели в троллейбус и не оплатили стоимость проезда. На следующей остановке в троллейбус вошел контролер и потребовал предъявить проездные билеты. За безбилетный проезд в троллейбусе контролер предложил студентам уплатить штраф. Иванов и Петров уплатили штраф в размере 0,2 базовой величины, а Шемякин штраф платить отказался, ссылаясь на то, что он проехал без билета только одну остановку, в дальнейшем намерен был прокомпостировать талон, поэтому требование об уплате штрафа неправомерно.


Решите спор.


2. Семнадцатилетний Комаров в магазине самообслуживания взял с витрины кусок сыра весом 300 г и спрятал его в карман куртки. Другие продукты питания он сложил в корзинку, предоставляемую покупателям. При выходе из магазина за кассой расчета сотрудник магазина предложил ему показать содержимое карманов, и у него был обнаружен неоплаченный сыр. Директором магазина были вызваны сотрудники милиции, и в отношении Комарова был составлен протокол о совершении мелкого хищения.


Можно ли привлечь Комарова к административной ответственности?

С какого возраста лицо может быть привлечено к административной ответственности?

Какой орган рассматривает материалы о привлечении к административной ответственности несовершеннолетних?

3. Объясните, что значит основные и дополнительные административные взыскания.


4. Какие из перечисленных мер относятся к видам административных взысканий?


  1. Выговор, объявленный работнику руководителем организации за нарушение трудовой дисциплины;

  2. лишение свободы по приговору суда за совершенное преступление;

  3. исправительные работы, назначенные постановлением судьи за совершение мелкого хулиганства;

  4. арест сроком до 15 суток за совершение мелкого хулиганства;

  5. лишение водительских прав за нарушение правил дорожного движения;

  6. штраф.


5. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию:


  1. если в течение года со дня окончания исполнения взыскания оно не совершило нового административного правонарушения;

  2. если при рассмотрении дела об административном правонарушении оно не признавало свою вину в совершении административного проступка;

  3. если оно добровольно исполнило наложенное административное взыскание;

  4. если к нему в качестве административного взыскания применен штраф.


6. Заполните таблицу «Административная ответственность».


Таблица — Административная ответственность


Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением