ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 2068

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для студентов инженерного факультета

III курса заочной формы обучения специальностей «Экономика
и организация производства», «Технология машиностроения»,
«Технологическое оборудование машиностроительного производства»


Название темы

Количество часов

всего

лекции

семи-
нары

СРС

Тема 1 Общая теория права

5

1

4

Тема 2 Система законодательства Республики Беларусь


2




2

Тема 3 Основы конституционного права

5

1

2

2

Тема 4 Основы административного права

2

2

Тема 5 Основы уголовного права

2

2

Тема 6 Основы гражданского права

6

2

2

2

Тема 7 Основы семейного права

2

2

Тема 8 Основы трудового права

6

2

4

Тема 9 Основы экологического права

2

2

Тема 10 Основы финансового права

2

2

Тема 11 Основы международного права

2

2

Тема 12 Понятие коррупции, ее истоки и причины


2




2

Тема 13 Предупреждение коррупции. Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь



2







2

И Т О Г О

40

6

4

30









СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРАВА»



ТЕМА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА


Цель: получение знаний о праве и государстве; повышение уровня правовой культуры, правового воспитания будущих специалистов.

Задачи: 1) знать сущность государства и права;

2) знать соотношение закона и права;

3) уметь характеризовать основные функции и принципы права;

4) уметь анализировать роль права в регулировании общественных отношений.


Понятие и сущность государства. Понятие и сущность права. Основные теории возникновения государства и права 1. Исторические этапы становления государства
и права. Функции государства. Функции права. Формы государства
*. Формы правления *. Монархия как форма правления *. Республика как форма правления *. Формы государственного устройства*. Понятие и виды политического режима*. Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм.



План


  1. Понятие, признаки и сущность государства.

  2. Понятие, элементы и сущность права.

  3. Функции государства и права.

  4. Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм.




1.1 Понятие, признаки и сущность государства


Государство — это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего посредством норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий — интересы всего народа.

Признаки государства:

1) обязательные:

  • наличие определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления;

  • наличие гражданства (подданства) людей, населяющих данное государство;

  • наличие особой публичной власти, выделенной от общества (государственный аппарат, армия, милиция);

  • наличие налогов и сборов для содержания публичной власти;

  • наличие государственного суверенитета, т. е. самостоятельности государства, его независимости в осуществлении власти на своей территории и во взаимоотношениях с другими государствами;

  • издание правовых норм, т. е. общеобязательных правил поведения для регулирования основных общественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с другими странами.

2) дополнительные — наличие символов (герб, флаг, гимн).

Выделяют следующие подходы к исследованию понятия и сущности государства:

1) политико-философский. Представители данного подхода рассматривают государство как универсальную организацию, призванную обеспечивать целостность общества и регулировать взаимоотношения власти и народа;

2) классовый. Сторонники данного подхода считают, что государство — это организация экономически-господствующего класса;

3) правовой. Представители данного подхода считают, что государство — это источник права и закона, которые необходимы для установления порядка в обществе.

Эти подходы не исключают друг друга, а в своей совокупности помогают понять сущность государства


Таким образом, сущность государства выражается в том, что это исторически-обусловленная, выделенная из общества, универсальная, наиболее совершенная политическая организация, предназначенная для управления обществом, которая в процессе исторического развития из средства насилия все больше превращается в средство обеспечения социального прогресса, т. е. социальное государство.

Сущность и социальное назначение государства проявляются также в его функциях.



1.2 Понятие, элементы и сущность права


Право это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путем референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения.

В структуре права выделяют следующие элементы:

  1. правосознание;

  2. правовые нормы;

  3. правовые отношения.

В зависимости от того, какому из этих элементов отдается первостепенное значение, выделяют различные подходы к определению понятия и сущности права:

  1. нравственный (философский);

  2. нормативный;

  3. социологический.

В последнее время выделяют интегративный подход, который признает равную значимость всех составных элементов права.



1.3 Функции государства и права


Функции государства это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, его органов по осуществлению задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

По продолжительности действия функции государства можно классифицировать на постоянные (осуществляются на всех этапах развития общества) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, имеющей, как правило, чрезвычайный характер).

По сферам деятельности функции государства делятся на внутренние и внешние (рис. 1, см. приложение А1).

Функции права это способы воздействия права на общественные отношения, определяемые назначением права, на различных этапах его исторического развития.

Классификация функций права показана на рисунке 2 (см. приложение А1).

Регулятивно-статическая (закрепительная) функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах.

Регулятивно-динамическая функция права проявляется в его воздействии на общественные отношения, прежде всего путем проведения экономических, социальных и политических реформ.

Регулятивно-охранительная функция права — это такой вид правового воздействия, который предусматривает защиту регулируемых правом политических, экономических, социальных и других общественных отношений.

Воспитательная функция права проявляется, прежде всего, в том, что она направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения, основ существующего строя, проводимых органами власти политики, экономических реформ и т. д.




1.4 Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм


Правосознание—совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни.

Структура правосознания показана на рисунке 3 (см. приложение А1).

Правовая идеология это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, в которых выражается отношение различных социальных групп, индивидов к праву, законности.

Основные функции правосознания: познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юриди-ческих знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации.

Регулятивная функция осуществляется путем правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, объединяющих в себе все иные источники правовой активности. Результатом является правомерное или противоправное поведение.

По субъектам правосознание подразделяется на следующие виды: индивидуальное, групповое, общественное.

С точки зрения отражения правовой деятельности выделяют три уровня правосознания: обыденное, теоретическое (научное), профессиональное.

Обыденное складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.

Теоретическое (научное) формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности.

Профессиональное правосознаниеэто правовое сознание юристов. Для юристов правовая подготовленность имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем
у законопослушных граждан, отличаться объемом,
глубиной знаний правовых норм, а главное — умением их применять.

Правовая культура — это глубокие, объемные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, правовое отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности. Соответственно, для каждого юриста — это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Высший уровень правовой культуры индивида — это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.


Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицам. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно служить закону.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства общества, в котором обеспечиваются его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

Правовой нигилизмотрицание права, неверие в него. Правовой нигилизм проявляется по-разному: от скептического, неуважительного отношения к роли и значению права до полного неверия в значение права и негативного отношения к нему.

Пути профилактики правового нигилизма:

  • обеспечение качества принимаемых законов;

  • упрочнение законности и правопорядка;

  • совершенствование юридического образования;

  • наличие в стране правосудия;

  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных служащих, профессиональная культура юристов.