Файл: Практика по метеорологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2020

Просмотров: 821

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





УТВЕРЖДАЮ


Ректор (первый проректор) БарГУ

___________________________________

«_____» ___________________ 2012 года

Регистрационный № УД - _______ / р.___







Программа

УЧЕБНАЯ (МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА


для специальности:


1-33 01 02 Геоэкология






















2012


С о с т а в и т е л ь :

Базык А.И. – преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин




РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой естественнонаучных дисциплин

(протокол № 2 от 27.09.2012)



Заведующий кафедрой

____________ А.В. Земоглядчук





ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»

(протокол № от . .2012)



Председатель

Совета факультета

______________ З.Н. Козлова





1 ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Актуальность проведения учебной метеорологической практики

Учебная метеорологическая практика обеспечивает органическую связь теоретической подготовки студентов по курсу «Метеорология и климатология» с практической деятельностью. Развивает профессиональные способности наблюдать и анализировать различные метеорологические и климатические условия мира и Республики Беларусь; формирует умения обобщать результаты своей работы и опыт работы метеорологов и климатологов; создает условия для формирования геоэкологических способностей, необходимых для осуществления задач, стоящих перед географией и метеорологией на современном этапе. Данная учебная практика подготавливает студентов к целостному выполнению функций геоэколога и руководителя природоохранных, метеорологических и климатических служб, к проведению системы мониторинговых и геоэкологических исследований.

Учебная метеорологическая практика проводится в окрестностях университета на специальном географическом полигоне с выездом на станции государственной гидрометеорологической сети Брестской области.

Программа составлена на основе Государственного стандарта по специальности 1-33 01 02 «Геоэкология» и Положения о практике студентов, курсантов, слушателей (утверждено постановлением Совета Министров РБ от 03.06.2010г. № 860) и предназначена для студентов дневной формы получения образования.

Программа разработана на основе компетентностного подхода, требований к формированию компетенций, сформулированных в ОСРБ 1-02 06 02 2008.


1.2 Цели и задачи практики

Целью учебной метеорологической практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины «Метеорология и климатология», а также ознакомление студентов с основами современных практических подходов и методов, используемых при мониторинге состояния приземного слоя атмосферы и исследованиях микрометеорологических условий функционирования наземных экосистем.

Задачи практики:

  1. освоение студентами методики проведения метеонаблюдений и измерений метеорологических величин;

  2. освоение методик наблюдений, обработки и анализа метеорологических и актинометрических наблюдений;

  3. освоение приемов микроклиматических наблюдений в различных условиях почвенно-растительного покрова, рельефа и увлажнения;

  4. изучение последствий антропогенного воздействия на климат;

  5. обучение методам проведения стационарных и маршрутных микроклиматических наблюдений;

  6. развитие умений обработки результатов полевых наблюдений, их анализа и обобщения, выявления причинно-следственных связей в природе, формулирования выводов.

Методы исследований

На учебной метеорологической практике используются как специфические физико-географические, так и междисциплинарные и научные методы исследования.


Полевой метод. Полевые экскурсии и стационарный метод.

Метод балансов. Количественная характеристика динамических явлений по перемещению вещества и энергии в приземном слое атмосферы на исследуемой территории.

Аэрокосмический метод. Анализ космических снимков погоды при определении генетических типов погоды за период наблюдений (по интернет-источникам).

Математических метод. Определение количественных характеристик изучаемых метеорологических параметров, обработка данных полевых исследований.

Геофизический метод. Изучение элементов микроклимата физическими методами (определение радиационных и тепловых условий подстилающей поверхности, термический режим почвы, воздуха, условия увлажнения и т.д.).

Сравнительно-географический метод. Построение и анализ хода изолиний температуры, влажности, атмосферного давления, скорости ветра и др. метеорологических параметров в различных условиях подстилающей поверхности в разное время суток.

Литературно-картографический метод. Используется при проведении камеральных работ на подготовительном и аналитическом этапах исследований.

1.3 Требования к уровню освоения содержания учебной метеорологической практики


В результате прохождения учебной метеорологической практкики студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции, предусмотренные в ОСРБ 1-02 06 02 2008.

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических профессиональных задач в области рационального природопользования.

АК-2. Владеть системным сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем рационального природопользования.

СЛК-1. Уметь работать в команде.

СЛК-2. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-3. Понимать необходимость сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, бережно относиться к природе.

СЛК-4. Уметь диалектически мыслить и аргументировать свою точку зрения, анализировать факты и прогнозировать развитие событий, принимать решения с учетом экологических, экономических, социальных и этических соображений и последствий.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), предусмотренными в ОСРБ 1-02 06 02 2008:

ПК-1. Анализировать состояние и развитие природных и природно-антропогенных геосистем.

ПК-2. Оценивать последствия антропогенного взаимодействия на окружающую среду.

ПК-3. Разрабатывать способы и приемы оптимизации среды жизнедеятельности населения.

ПК-4. Проектировать типовые мероприятия по охране природы.

ПК-5. Создавать и использовать географические информационные системы.


ПК-6. Разрабатывать и реализовывать на практике принципы и нормативы рационального природопользования, системы управления качеством окружающей среды.

ПК-7. Анализировать и оценивать собранные данные.

ПК-8. Анализировать и представлять научные материалы, на основе новых информационных технологий, современных средств редактирования и печати, в виде отчетов, обзоров, рефератов, рецензий и других формах.

ПК-9. Использовать для решения профессиональных задач современные информационные технологии.

ПК-10. На научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере профессиональной деятельности.

ПК-11. Регулировать отношения и взаимодействия в педагогическом процессе.

ПК-12. Использовать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания..

ПК-13. Планировать, организовывать и вести научно-методическую и учебно-методическую работу в области геоэкологии.

ПК-14. Развивать навыки работы с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации.


1.4 Требования к компетенциям по результатам учебной геоморфологической практики


В результате прохождения практики студент должен знать:

  • цели и задачи метеорологических наблюдений;

  • системы метеорологических исследований;

  • принципы климатических исследований;

  • формы организации метеорологических наблюдений;

  • методы изучения погоды и климата;

  • особенности организации и проведения микроклиматических исследований;

  • методику организации научных исследований в области метеорологии и климатологии;

  • учебно-материальную базу по метеорологии к климатологии и пути её совершенствования;

  • особенности проведения метеорологических исследований в различных природных зонах;

  • организацию и проведение метеорологических и климатических исследований в Республике Беларусь;

уметь:

  • использовать системы и принципы изучения погоды и климата;

  • применять новые подходы и методы метеорологических и климатических исследований;

  • составлять научно-обоснованные программы изучения погоды и климата с учетом различных типов погоды и климата;

  • описывать погоду с использованием современных технологий;

  • организовывать творческое проектирование климатических исследований и составление климатических карт;

  • сохранять и совершенствовать учебно-материальную базу, подготавливать её к занятиям по метеорологической практике;

  • организовывать и самостоятельно проводить прикладные климатические исследования для целей народного хозяйства;

  • осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха и рациональному его использованию в Республике Беларусь.


1.5 Требования к организации практики


Учебная метеорологическая практика проводится на 1 курсе во 2 семестре у студентов дневной формы получения образования в течение 36 часов под руководством руководителя практики от кафедры.