ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2020
Просмотров: 890
Скачиваний: 12
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор (первый проректор) БарГУ
___________________________________
«_____» ___________________ 2012 года
Регистрационный № УД - _______ / р.___
Программа
УЧЕБНАЯ (МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА
для специальности:
1-33 01 02 Геоэкология
2012
С о с т а в и т е л ь :
Базык А.И. – преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой естественнонаучных дисциплин
(протокол № 2 от 27.09.2012)
Заведующий кафедрой
____________ А.В. Земоглядчук
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»
(протокол № от . .2012)
Председатель
Совета факультета
______________ З.Н. Козлова
1 ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность проведения учебной метеорологической практики
Учебная метеорологическая практика обеспечивает органическую связь теоретической подготовки студентов по курсу «Метеорология и климатология» с практической деятельностью. Развивает профессиональные способности наблюдать и анализировать различные метеорологические и климатические условия мира и Республики Беларусь; формирует умения обобщать результаты своей работы и опыт работы метеорологов и климатологов; создает условия для формирования геоэкологических способностей, необходимых для осуществления задач, стоящих перед географией и метеорологией на современном этапе. Данная учебная практика подготавливает студентов к целостному выполнению функций геоэколога и руководителя природоохранных, метеорологических и климатических служб, к проведению системы мониторинговых и геоэкологических исследований.
Учебная метеорологическая практика проводится в окрестностях университета на специальном географическом полигоне с выездом на станции государственной гидрометеорологической сети Брестской области.
Программа составлена на основе Государственного стандарта по специальности 1-33 01 02 «Геоэкология» и Положения о практике студентов, курсантов, слушателей (утверждено постановлением Совета Министров РБ от 03.06.2010г. № 860) и предназначена для студентов дневной формы получения образования.
Программа разработана на основе компетентностного подхода, требований к формированию компетенций, сформулированных в ОСРБ 1-02 06 02 2008.
1.2 Цели и задачи практики
Целью учебной метеорологической практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины «Метеорология и климатология», а также ознакомление студентов с основами современных практических подходов и методов, используемых при мониторинге состояния приземного слоя атмосферы и исследованиях микрометеорологических условий функционирования наземных экосистем.
Задачи практики:
-
освоение студентами методики проведения метеонаблюдений и измерений метеорологических величин;
-
освоение методик наблюдений, обработки и анализа метеорологических и актинометрических наблюдений;
-
освоение приемов микроклиматических наблюдений в различных условиях почвенно-растительного покрова, рельефа и увлажнения;
-
изучение последствий антропогенного воздействия на климат;
-
обучение методам проведения стационарных и маршрутных микроклиматических наблюдений;
-
развитие умений обработки результатов полевых наблюдений, их анализа и обобщения, выявления причинно-следственных связей в природе, формулирования выводов.
Методы исследований
На учебной метеорологической практике используются как специфические физико-географические, так и междисциплинарные и научные методы исследования.
Полевой метод. Полевые экскурсии и стационарный метод.
Метод балансов. Количественная характеристика динамических явлений по перемещению вещества и энергии в приземном слое атмосферы на исследуемой территории.
Аэрокосмический метод. Анализ космических снимков погоды при определении генетических типов погоды за период наблюдений (по интернет-источникам).
Математических метод. Определение количественных характеристик изучаемых метеорологических параметров, обработка данных полевых исследований.
Геофизический метод. Изучение элементов микроклимата физическими методами (определение радиационных и тепловых условий подстилающей поверхности, термический режим почвы, воздуха, условия увлажнения и т.д.).
Сравнительно-географический метод. Построение и анализ хода изолиний температуры, влажности, атмосферного давления, скорости ветра и др. метеорологических параметров в различных условиях подстилающей поверхности в разное время суток.
Литературно-картографический метод. Используется при проведении камеральных работ на подготовительном и аналитическом этапах исследований.
1.3 Требования к уровню освоения содержания учебной метеорологической практики
В результате прохождения учебной метеорологической практкики студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции, предусмотренные в ОСРБ 1-02 06 02 2008.
АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических профессиональных задач в области рационального природопользования.
АК-2. Владеть системным сравнительным анализом.
АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
АК-4. Уметь работать самостоятельно.
АК-5. Быть способным порождать новые идеи.
АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем рационального природопользования.
СЛК-1. Уметь работать в команде.
СЛК-2. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
СЛК-3. Понимать необходимость сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, бережно относиться к природе.
СЛК-4. Уметь диалектически мыслить и аргументировать свою точку зрения, анализировать факты и прогнозировать развитие событий, принимать решения с учетом экологических, экономических, социальных и этических соображений и последствий.
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), предусмотренными в ОСРБ 1-02 06 02 2008:
ПК-1. Анализировать состояние и развитие природных и природно-антропогенных геосистем.
ПК-2. Оценивать последствия антропогенного взаимодействия на окружающую среду.
ПК-3. Разрабатывать способы и приемы оптимизации среды жизнедеятельности населения.
ПК-4. Проектировать типовые мероприятия по охране природы.
ПК-5. Создавать и использовать географические информационные системы.
ПК-6. Разрабатывать и реализовывать на практике принципы и нормативы рационального природопользования, системы управления качеством окружающей среды.
ПК-7. Анализировать и оценивать собранные данные.
ПК-8. Анализировать и представлять научные материалы, на основе новых информационных технологий, современных средств редактирования и печати, в виде отчетов, обзоров, рефератов, рецензий и других формах.
ПК-9. Использовать для решения профессиональных задач современные информационные технологии.
ПК-10. На научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере профессиональной деятельности.
ПК-11. Регулировать отношения и взаимодействия в педагогическом процессе.
ПК-12. Использовать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания..
ПК-13. Планировать, организовывать и вести научно-методическую и учебно-методическую работу в области геоэкологии.
ПК-14. Развивать навыки работы с учебной, справочной, научной литературой и другими источниками информации.
1.4 Требования к компетенциям по результатам учебной геоморфологической практики
В результате прохождения практики студент должен знать:
-
цели и задачи метеорологических наблюдений;
-
системы метеорологических исследований;
-
принципы климатических исследований;
-
формы организации метеорологических наблюдений;
-
методы изучения погоды и климата;
-
особенности организации и проведения микроклиматических исследований;
-
методику организации научных исследований в области метеорологии и климатологии;
-
учебно-материальную базу по метеорологии к климатологии и пути её совершенствования;
-
особенности проведения метеорологических исследований в различных природных зонах;
-
организацию и проведение метеорологических и климатических исследований в Республике Беларусь;
уметь:
-
использовать системы и принципы изучения погоды и климата;
-
применять новые подходы и методы метеорологических и климатических исследований;
-
составлять научно-обоснованные программы изучения погоды и климата с учетом различных типов погоды и климата;
-
описывать погоду с использованием современных технологий;
-
организовывать творческое проектирование климатических исследований и составление климатических карт;
-
сохранять и совершенствовать учебно-материальную базу, подготавливать её к занятиям по метеорологической практике;
-
организовывать и самостоятельно проводить прикладные климатические исследования для целей народного хозяйства;
-
осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха и рациональному его использованию в Республике Беларусь.
1.5 Требования к организации практики
Учебная метеорологическая практика проводится на 1 курсе во 2 семестре у студентов дневной формы получения образования в течение 36 часов под руководством руководителя практики от кафедры.