ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2020
Просмотров: 851
Скачиваний: 12
Место проведения практики – метеорологическая станция, Барановичский район, Брестская область.
Перед выходом на практику проводится установочная конференция, на которой определяются цель, задачи, содержание и организация практик, план ее проведения. Студенты знакомятся с руководителем от кафедры, получают необходимые указания по выполнению заданий, ведению документации и т.п.
Группа студентов подразделяется на бригады по 5-7 человек.
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1 Содержательный компонент практики
За период практики студент должен научиться проводить наблюдения за состоянием погоды в данном месте в данный отрезок времени, проводить простейшие микроклиматические исследования и наблюдения. После прохождения учебной метеорологической практики студенты должны уметь самостоятельно провести измерения основных метеорологических параметров, характеризующих состояние приземного слоя атмосферы (приложения В – К).
Практика состоит из трех этапов: подготовительного, полевого и камерального.
Тематический план учебной практики:
1. Организационные мероприятия и подготовительные работы (1 день).
Деление студентов на бригады. Подготовка журналов наблюдений и дневника практики. Осмотр и поверка приборов. Ознакомление с методикой проведения микроклиматических наблюдений.
2. Микроклиматическая съемка конкретной территории (3 дня).
Организация бригадами небольших площадок для наблюдений, установка приборов, глазомерная съемку территории.
Проведение в установленные сроки инструментальных и визуальных наблюдений.
Инструментальные наблюдения:
-
измерение срочной температуры воздуха;
-
измерение максимальной и минимальной температуры поверхности почвы;
-
измерение температуры почвы на глубинах 5, 10, 15, 20 см.
-
определение основных характеристик влажности воздуха (упругость водяного пара, максимальная упругость водяного пара, относительная влажность, дефицит насыщения, точка росы);
-
установление направления ветра.
Визуальные наблюдения:
-
интенсивность солнечного сияния по резкости теней от предметов:
-
общая и нижняя облачность в баллах;
-
форма облаков по их международной классификации;
-
атмосферные явления (вид, время начала и конца явления, его интенсивность).
Приборы и оборудование:
-
барометр-анероид;
-
срочный термометр;
-
минимальный термометр;
-
максимальный термометр;
-
психрометр аспирационный и психрометрические таблицы;
-
анемометр ручной чашечный;
-
коленчатые термометры Савинова;
-
самодельный флюгер;
-
атлас облаков;
-
планшет с компасом;
-
визирная линейка,
-
лопата и почвенный нож;
-
простые и цветные карандаши, ручки, тушь, перья, линейка, ластик, точилка, ватман, миллиметровая бумага, бумага формата А-4; папка (для бумаг).
3. Экскурсия на метеостанцию. Камеральная обработка результатов наблюдений, составление и сдача отчета (2 дня).
Экскурсия на Барановичскую метеостанцию. Получение бригадами метеорологических данных характеризующих синоптическую ситуацию.
Камеральная обработка данных. Построение графиков хода каждого измеренного метеорологического элемента Описание графиков (с указанием максимумов и минимумов). Написание и сдача отчета
Отчет оформляется в виде папки, в которую входят:
-
отчёт, оформленный на писчей бумаге формата А-4;
-
журнал наблюдений учебной практики;
-
дневник практики;
-
план глазомерной съёмки района исследований;
-
план метеоплощадки;
-
графики хода метеоэлементов;
-
книжка для записи метеорологических наблюдений (КМ-1), книжка для записи наблюдений над температурой почвы (КМ-З).
Основные направления деятельности студентов во время прохождения практики указаны в таблице 1.
Таблица 1. — Основные направления деятельности студентов во время прохождения практики
Направления практики |
Содержание и формы работы |
Развиваемые умения |
Результаты и формы контроля |
Ознакомление с содержанием практики, с назначением и ведением документации. |
1. Ознакомление с правилами техники безопасности при проведении практики. 2. Распределение по бригадам и особенностями изучения погоды и климата. 3. Знакомство с материальной базой практики, планированием метеорологических наблюдений и исследований. 4. Знакомство с особенностями ведения дневника наблюдения за погодой 5. Составление плана работы на весь период практики. |
|
Обсуждение особенностей ведения документации, наблюдение и анализ в полевых условиях. |
Практическое овладение методами, приемами и средствами изучения погоды и климата, а также синоптического картографирования |
|
|
Описание основных типов погод и климатических особенностей местности, обсуждение и корректировка планов изучения погоды и климата региона. |
Обобщение материалов и подведение итогов практики. |
1. Проведение сравнительного анализа собственной деятельности по изучению погоды и климата и деятельности других студентов. 2. Оформление необходимой документации. 3. Подготовка индивидуального задания. 4. Подготовка к зачету по результатам метеорологической практики. |
обмен опытом. |
Анализ в дневнике содержания наблюдений и практических навыков изучения и описания погоды. Оформление отчетной документации |
2.2 Структура и содержание учебной метеорологической практики
День |
Тема |
Содержание работы |
1 |
Введение. Методика работы с метеорологическими приборами |
Ознакомление с программой практики и техникой безопасности при проведении полевых исследований. Подготовка приборов и таблиц. Распределение на бригады. Ознакомление с требованиями к составлению отчета. |
Изучение методики работы с метеорологическими приборами. |
||
Проведение пробных наблюдений за ходом метеорологических параметров. |
||
2 |
Стационарные наблюдения |
Изучение методики проведения стационарных наблюдений за суточным ходом метеоэлементов. Распределение заданий по бригадам. |
Полевые работы: Определение на плане местности мест проведения стационарных наблюдений. Описание точек наблюдения. Оборудование микроклиматических стоек. Проведение наблюдений за суточным ходом температуры подстилающей поверхности, почвы на глубине 5, 10, 15 и 20 см, температурой воздуха на высоте 25 и 150 см, абсолютной и относительной влажности воздуха на высоте 25 и 150 см, скоростью и направлением ветра, атмосферным давлением, облачностью, формой облаков. Синхронные наблюдения на точках. |
||
Камеральные работы: Оформление таблиц стационарных наблюдений. |
||
3 |
Маршрутные микроклиматические наблюдения |
Ознакомление с методикой проведения маршрутных наблюдений. Распределение обязанностей по бригадам |
Полевые работы: Выяснение зависимости температуры почвы на разных глубинах и подстилающей поверхности от ее альбедо, влажности, экспозиции и крутизны склона, близости водоема и других элементов природного комплекса. |
||
Камеральные работы: обработка полевых материалов. Составление картосхем температуры подстилающей поверхности и почвы на разных глубинах |
||
4 |
Маршрутные наблюдения |
Распределение обязанностей по бригадам. |
Полевые работы: выбор точек наблюдений в условиях разнородной подстилающей поверхности, проведение измерений температуры подстилающей поверхности, температуры воздуха на высотах 25, 50 и 150 см, относительной влажности воздуха, фактической упругости, упругости насыщения, дефицита влажности воздуха на высотах 25 и 150 см, скорости и направления ветра на высотах 25 и 150 см. Исследование радиационного фона территории. |
||
Составление картосхем и профилей распределения основных метеорологических параметров. Анализ распределения метеоэлементов в различных условиях подстилающей поверхности. |
||
5 |
Камеральные работы |
Построение графиков хода метеоэлементов за период наблюдений на каждой точке и их сравнительный анализ. Выявление суточных закономерностей изменения и взаимозависимостей метеоэлементов. Построение картосхем распределения метеорологических параметров в различное время суток. Характеристика микроклимата исследуемого участка. Анализ хода метеоэлементов по данным цифровой портативной метеорологической станции. Анализ хода метеоэлементов за весь период наблюдений в связи с синоптической ситуацией в районе практики. Итоги наблюдений за местными признаками погоды. |
6 |
Отчет о практике, зачет |
Камеральные работы: составление и оформление отчета. |
Зачет по полевой практике |
2.3 Перечень индивидуальных заданий
-
Разработайте алгоритм выполнения метеорологических наблюдений по разделу дисциплины.
-
Проанализируйте специфику метеорологических и микроклиматических наблюдений.
-
Проанализируйте способы наблюдения за погодой.
-
Проведите анализ методов наблюдения за погодой.
-
Проведите комплексный анализ наблюдений за погодой (в качестве метеоролога аэропорта).
-
Какими, на ваш взгляд, личностными качествами должен обладать метеоролог?
-
Как использовался индивидуальный, дифференцированный подход во время наблюдения за погодой?
-
Проанализируйте программу изучения глобального изменения климата.
-
Разработайте план-конспект описания погоды нашей местности.
3 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Календарный график учебной метеорологической практики
(общая трудоемкость учебной практики составляет 36 академических часа)
№ п/п |
Разделы (этапы) практики |
Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов |
Продолжи-тельность |
Формы текущего контроля |
1 |
Подготовительный этап: - вводная лекция; - инструктаж по технике безопасности; - обеспечение оборудованием. |
Лекция с демонстрацией оборудования. |
2 часа |
Ведомость прохождения инструктажа по технике безопасности |
Инструктаж ОТ и ТБ |
30 мин. |
|||
Проверка и наладка оборудования |
1 час 30 минут |
|||
2 |
Экспериментальный этап: - проведение метеорологических измерений |
Проведение стандартных метеорологических измерений |
20 часов |
Доклады студентов, беседа с преподавателем |
Измерение профиля скорости ветра в приземном слое воздуха |
||||
Измерение содержания углекислого газа в помещениях и на открытых участках |
||||
Измерение потоков углекислого газа на участках с различной растительностью |
||||
Измерение микрометеорологических показателей на участках с различной растительностью |
||||
3 |
Обработка и анализ полученных данных |
Математическая обработка результатов измерений |
6 часов |
Контроль за работой студентов, ведением полевых дневников |
Систематизация полученных данных |
||||
Анализ и обсуждение полученных результатов |
||||
4 |
Защита отчета по практике |
Подготовка индивидуальных отчетов по практике Подготовка бригадного отчета Подготовка бригадной презентации Подготовка отчетного доклада |
6 часов |
Беседа с преподавателем |