ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2020

Просмотров: 229

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2. Место Республики Беларусь в мировой политике

На современном этапе своего развития Республика Беларусь стремится стать полноправным членом мирового сообщества. Она поддерживает хорошие отношения с различными странами мира, оказывает поддержку белорусам, находящимся за границей. Среди внешнеполитических приоритетов Республики Беларусь на сегодняшний день можно выделить следующие:

  • интеграция и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией. В январе 2000 году в силу вступил Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, который, несмотря на имеющиеся разногласия между сторонами, призван активизировать интеграционные процессы и ускорить объединение двух братских народов. Сегодня обоим государствам предстоит решить вопросы, связанные с определением формы Союзного государства, правовыми механизмами его функционирования, правилами экономической жизни, деятельностью союзных структур: парламента, судебных органов и т. д. Руководство Республики Беларусь и Российской Федерации продолжает поиск взаимовыгодных путей интеграции на основе признания равенства и суверенитета обоих государств, а также активно развивает взаимовыгодные отношения в области экономики, финансов, информации, культуры, науки, образования;

  • обеспечение территориальной целостности и безопасности государства, его защита от потенциальных и реальных угроз. Дли реализации этой цели Беларусь совместно с Россией в 1998 году утвердила Концепцию оборонной политики, которая призвана регулировать вопросы формирования общего оборонного пространства обоих государств, охрану государственных границ строящегося Союзного государства. Кроме того, осуществляет ряд мероприятий по модернизации своих Вооруженных Сил, активно участвует в международных и региональных системах безопасности;

  • выполнение своих обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружениями. С этой целью Республика Беларусь проводит многосторонние переговоры в рамках консультативных органов по договорам об обычных вооруженных силах в Европе, о сокращении и ограничении стратегических и наступательных вооружений, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, об ограничении систем противоракетной обороны и т. д. В ноябре 1996 года Беларусь досрочно вывела со своей территории стратегические ядерные вооружения;

  • развитие контактов с европейскими странами и общеевропейскими структурами. Беларусь пытается вести активный диалог с европейскими государствами и их структурами. В 1992 году Республика Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Будучи членом этой Организации, наша страна выступила с рядом инициатив, направленных на укрепление авторитета и роли ОБСЕ на международной арене, в сфере предотвращения кризисов, урегулирования конфликтов, создания в Европе зон, свободных от ядерного оружия. Несмотря на это, отношения Беларуси со странами Европейского союза складываются не наилучшим образом. Только в 2003 году был окончательно разрешен конфликт относительно участия Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ, отменены визовые ограничения, введенные ев­ропейскими странами для высших руководителей РБ. Кроме того, сегодня предпринимается ряд мер по восстановлению статуса «специального приглашенного» в Парламентской ассамблее Совета Европы, по нормализации и развитию сотрудничества Беларуси с Евросоюзом;


  • занятие внешнеполитической позиции, основанной на принципиальной равноудаленность от тех или иных блоков сил и военных коалиций государств. Тем самым общегосударственные интересы Республики Беларусь будут формироваться на конкретно складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна может сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.

Подобная многовекторность внешнеполитических приоритетов Республики Беларусь должна позволить стране трансформироваться в современное государство, сохранив при этом свою национальную самобытность и идентичность. Пройдя путь демократизации, Беларусь сможет завоевать авторитет в мировом сообществе, занять достойное место в системе международных отношений [14].




3. Идеологические процессы

Если до сих пор в большей мере решались теоретические вопросы, связанные с моделированием концептуальных основ идеологии белорусского государства, то в настоящее время акцент смещен в практически-политическую плоскость – все более актуальной становится проблема построения эффективной системы идеологической работы, идеологического процесса.

Под идеологическим процессом в самом общем виде следует понимать реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни. Можно выделить две составляющие идеологического процесса – разработку идеологических доктрин и их практическую реализацию. Процесс производства идеологических доктрин базируется на тех же основаниях, что и духовное производство в целом. Он предполагает наличие специально подготовленных людей умственного труда, способных к осмыслению бытия на уровне понятийно-категориального мышления, соответствующих условий их труда и т.п. Однако надо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что работа над идеологической доктриной «под заказ» весьма мучительна для разработчика. Не всякий мыслитель, ученый согласится выполнять подобный социальный заказ. Чаще идеолог создает доктрину от имени того или иного социального слоя, класса, осознанно перейдя на его позицию, т.е. по своему внутреннему убеждению. Например, идеологию «русского крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов создавали не по просьбе (заказу) крестьян, а по велению гражданского долга и совести, осознанно став защитниками и выразителями их интересов. Не за гонорар, а по велению совести разрабатывали соответствующие идеологические проекты П.Л. Лавров, К. Калиновский, Г.В. Плеханов и др.

Но не менее важна практическая реализация разработанной идеологической доктрины. Для этого нужны опытные пропагандисты разработанных идей, средства трансляции идей, социальные слои общества, способные стать носителями новой идеологии.

Если исходить из предложенной М. Вебером классификации социальных действий, то для идеологического процесса в большей степени характерны не аффективные (базирующиеся на страстях и эмоциях), не традиционные (повседневные поведенческие акты, совершаемые по привычке), а целерациональные (обладающие смыслом) и ценностно-рациональные (сочетающие смысл и ценности) действия. И в политике, и в идейно-воспитательном процессе результативны лишь те акции, «смысл которых понятен как для руководителей, так и для руководимых» и которые побуждают «у субъектов политики личную осознанную инициативу» Процесс практической реализации новой идеологии мучительный и долгий. Ведь политика, по оценке М. Вебера, «есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером». Можно в этой связи напомнить об утверждении христианской идеологии как в Европе, так и на Руси. Следует учитывать и то, что какой бы внешне заманчивой и привлекательной не выглядела идеологема (хотя для практической реализации это немаловажный момент), она не воплотится прочно в жизнь, будучи ложной. Ложная доктрина движет общество не вперед, а, напротив, вспять, толкает его в бездну. В качестве примера можно привести хорошо запомнившуюся всем нам политическую программу Г.А. Явлинского под названием «500 дней».


Идеологический процесс в большей или меньшей степени охватывает все социальные слои общества. Но реализуется на различных уровнях сознания. Для интеллигенции он протекает на уровне теоретического сознания. Для подавляющей же части граждан – на уровне лишь обыденного сознания. Разработчикам идеологии надо учитывать этот момент. Важно знать конкретный механизм взаимодействия теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии. Особую значимость эта проблема приобретает в т.н. «перестроечные эпохи», когда разработанные социально-экономические и политические программы правительства государство намеревается провести в жизнь.

Как было сказано ранее, идеологический процесс охватывает все сферы общественной жизни. Поэтому в качестве важнейших его составляющих можно назвать экономическую, политическую, мировоззренческую, духовно-культурную и др. Все эти сферы, решающие какие-то конкретные аспекты жизнедеятельности человека и общества, оказываются пронизанными одной идеей (целью). Так, например, в СССР была избрана в качестве базовой идеологической идеи идея строительства коммунизма. И эта идея в своих разных ипостасях (аспектах) практически решалась в экономике, политике, духовной сфере. Сейчас в Беларуси решается задача построения демократического, правого государства. Именно с этой идеологической доктриной связывается реформирование экономики (ставится задача сделать ее социально-ориентированной), политики (обеспечение гражданам реальных, а не декларированных, прав и свобод и т.д.), духовной сферы (развитие национальной культуры, системы образования и т.д.). Эта идеологическая доктрина работает на уровне индивида, социальных слоев, нации в целом.

Идеологический процесс в Беларуси закономерен в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего изменилась сама идеология. Граждане Беларуси отказались от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества (об этом свидетельствуют результаты республиканских референдумов 1994 и 1996 года). В отличие от предыдущей исторической эпохи, мы признали наряду с общественной частную собственность, отказались от монополии марксисткой идеологии. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве (а Конституция Республики Беларусь признает многообразие идеологий), пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу. Пока этот процесс не упорядочен и напоминает броуновское движение. Но он идет. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом.


Отсюда вытекают две важных задачи. Первая связана с теоретической разработкой доктрины. Разрабатываемая идеология белорусского государства для того чтобы выполнять интегративную функцию, должна учитывать интересы не отдельных социальных групп, слоев, а интересы всей нации, т.е. она должна строиться на принципах, идеях, способных объединить отличающиеся друг от друга социальные группы (страты) в одно целое. Это непростая задача. Вторая задача, требующая решения, связана с наличием в нашем обществе реально функционирующих нескольких идеологий: наряду с идеологией белорусского государства в политической жизни белорусского общества функционируют и такие, как либеральная, либерально-демократическая, марксистская и др., имеющие своих многочисленных сторонников. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно (теоретически). Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология. Это те новые реалии, которые приходится учитывать в идеологическом процессе в современных условиях.

Вторая особенность идеологического процесса в белорусском обществе проистекает оттого, что в 90-е годы ХХ века, в период распада СССР, была полностью разрушена прежняя система идеологической работы – мощные государственные институты и подготовленные кадры (идеологический актив). Многие из прежних работников идеологического актива самого высокого ранга мгновенно переориентировались и стали активными разработчиками и пропагандистами либеральной идеологии. Поэтому в современных условиях для обеспечения идеологического процесса необходимо, прежде всего, воссоздать научно-исследовательские центры с высококвалифицированными кадрами, способными к теоретической разработке идеологической доктрины (национальной идеологии), учебные заведения для подготовки идеологических работников (идеологического актива)1, систему идейно-воспитательной работы. Таким образом, приходится почти заново создавать «идеологическую вертикаль», включающую в качестве важнейшего структурного элемента идеологическое ядро в трудовых коллективах. Достаточно сложная задача ложится на руководителей предприятий. Именно они обязаны быть «первыми идеологическими работниками» и ответственными лицами за состояние идеологических процессов в стране.

Коренным образом изменились и условия проведения идейно-воспитательной работы. Ее приходится вести не в «тепличных» условиях, характерных для прошлой эпохи, а в острой полемике со своими идейными оппонентами (ведь система «единомыслия» разрушена и утверждена мировоззренческая модель «плюрализма мнений»). Поэтому требуется современная эффективная система идеологической работы, высокий уровень пропагандистского мастерства лекторов.