ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2020

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На идеологический процесс в Беларуси сильное влияние оказывает занятая по отношению к Беларуси жесткая позиция Запада, прежде всего США, за проведение нашим государством независимой внутренней и внешней политики, его несогласием с выстраиваемой по разработанному в США сценарию модели однополюсного мира. Активное воздействие на идеологический процесс в нашей стране оказывает и западная масскультура, нетрадиционные религиозные культы мощным потоком хлынувшие в нашу страну в условиях открытости, свободы слова и печати. В сложившейся ситуации очень непросто отстаивать свои национальные святыни – устои, идеалы, ценности. Надо учитывать и то, что Запад имеет огромный опыт в разработке и проведении в жизнь разнообразных т.н. «социальных технологий», с которыми мы столкнулись лишь в последнее десятилетие. Но ведь за всеми этими социальными, психологическими разработками стоят конкретные люди, преследующие свои цели. Таким образом, мировой процесс стал более динамичным, противоречивым, непредсказуемым. И это в значительной мере влияет на идеологический процесс в Беларуси.

Идеологический процесс – не какое-то абстрактное, случайное, а закономерное явление, связанное с жизнедеятельностью человека и общества. Он формируется на определенной ступени общественного развития. Можно утверждать, что идеологические отношения и идеологический процесс зародились еще в древних государствах – Древней Греции и Древнем Риме, хотя в развитых формах они выступают лишь с эпохи Нового времени. Идеологический процесс осуществляется проходя через сознание людей и специфически проявляется в массовом, групповом и индивидуальном сознании.

Массовое сознание – один из важнейших феноменов духовной жизни общества, оказывающий значительное влияние на другие сферы, прежде всего, политическую. Поэтому изучение механизма формирования и функционирования массового сознания весьма актуально. Знание этого механизма позволяет более эффективно управлять мощными потоками энергии различных слоев, активизировать или же, наоборот, ослаблять их общую активность. Это давно уже уяснили политики. Во всяком случае, еще до нашей эры многие государственные мужи понимали значимость общественного мнения и стремились завоевать симпатию граждан. «[Если] в системе наказаний нет несправедливости, то в низах нет чувства озлобления»1, – утверждалось в тексте древнекитайского сборника «Гуань-цзы».

Особую актуальность данная проблематика приобрела в ХІХ и ХХ веках в связи с революционным и национально-освободительным движением.

Масса – это не множество абсолютно разрозненных индивидов, а конкретная общность, т.е. сообщество, объединенное пусть не жестко, но в единое целое, представляющее собой относительно устойчивое образование, осуществляющее какую-либо деятельность, характеризующееся совместным поведением, более-менее согласованными целевыми установками, позицией и т.п.


Формирование масс в современных условиях связано с общим процессом массовизации в различных сферах жизнедеятельности человека – производственной, бытовой и др. Обычно различают такие виды масс, как большие и малые, устойчивые и неустойчивые, сгруппированные и не сгруппированные, спонтанные и организуемые, активные и пассивные и т.д.

Именно массы являются субъектом массового сознания как специфического рода общественного сознания. Это важно подчеркнуть, так как иногда массовое сознание представляют в виде суммы индивидуальных или же групповых сознаний, что является неверным взглядом на данную проблему. Массы не совпадают ни с индивидом, ни с группой, ни с обществом в целом. Отсюда специфика массового сознания.

Следует обратить внимание и на то, что в отличие от группового сознания, различные типы и виды массового сознания не могут быть жестко привязаны к тем или иным социальным общностям. Различные типы и виды массового сознания в целом свойственны многим массам (так, например, заполонившие в начале 90-х годов наши телеэкраны латиноамериканские сериалы «пленили» своей зрелищностью, прежде всего, любителей кино. Но они же вскоре «пленили» и читателей, а также многих поклонников театра.

Духовно-идеологический процесс не может осуществляться вне и независимо от обыденного (массового) сознания, социальной психологии, характеризующейся эмоциональной, чувственной стороной. Общественная психология – древнейшая сфера духовной жизни общества, формирование и функционирование которой неразрывно связано с процессом становления человека как существа разумного. Идеология как систематизированное общественное сознание имеет не столь древнюю историю – ее возникновение относится к рабовладельческому обществу. Несмотря на существенные различия между идеологией и социальной психологией есть тесная связь, которая со всей определенностью проявляется в процессе формирования человека. Об этом говорил еще Г.В. Плеханов. «Нет ни одного исторического факта, – писал он, – который своим происхождением не был бы обязан общественной экономии; но не менее верно и то, что нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы известное состояние сознания. Отсюда – огромная важность общественной психологии. Если с нею необходимо считаться уже в истории права и политических учреждений, то без нее нельзя сделать ни шагу в истории литературы, искусства, философии и проч.» Это обстоятельство важно учитывать в идейно-воспитательной работе, обращать внимание не только на теоретическую, но и на чувственно-эмоциональную сторону воспитательного процесса.

Идеология воздействует на человека отнюдь не в чистом виде. Она представляет лишь часть социальных связей и отношений, окружающих человека, – ведь на человека помимо идеологии воздействуют общественная психология, духовная культура настоящего и прошлого, многие другие факторы. Поэтому при изучении характера воздействия идеологии на индивида необходимо учитывать среду. Интересно отметить, что эти вопросы были затронуты русской общественной мыслью еще во второй половине ХІХ века. Много внимания уделяли им революционные народники, пытавшиеся выйти за пределы чисто теоретических рассуждений и связать непосредственно революционные идеи с практикой революционной борьбы, привнести революционное сознание в крестьянские массы. История доказала обреченность этих шагов.


Все богатство взаимосвязи и взаимодействия культуры, идеологии и индивида выявляется на теоретическом уровне общественного сознания: эти взаимосвязи наполняются новым содержанием, они проявляются как возрастающее осознание личностью закономерностей объективных процессов и явлений общественного развития; как целенаправленное, сознательное освоение и развитие духовной культуры в формировании духовного мира личности; как анализ путей совершенствования духовного мира личности.

Важнейший объект идеологического воздействия – групповое и индивидуальное сознание. В отличие от массового сознания, представляющего собой конгломерат разнообразных идей, ценностных установок и ориентаций, идеалов, т.е. разорванного, противоречивого, неустойчивого, групповое сознание базируется на более-менее одинаковых представлениях о жизни, нормах поведения, ценностях. Поэтому духовно-идеологический процесс на уровне группового сознания более целенаправлен и предсказуем. Им легче управлять, поскольку поведение малых групп основательно исследовано социальной психологией. Духовно-идеологические процессы протекают и на уровне индивидуального сознания, являющегося уникальным феноменом, своего рода «культурной самоидентификацией» личности. Цель идеологической работы – комплексно охватить все уровни сознания жителей Республики Беларусь.

Ученые-гуманитарии в последние годы довольно скептически относились к проблеме государственного регулирования социальными процессами. Механизм общественного развития в современных концептуальных идеях чаще всего представлен как саморазвитие, а то и вовсе как стихия. Однако социальная практика последних лет опровергла многие либеральные идеи и все более убеждает нас в том, что из «перестроечного хаоса» общество не в состоянии самостоятельно выбраться. Регулирующую роль государства и других социальных институтов признают во всем мире и в той или иной степени ее используют независимо от типов государственного устройства и форм правления. Весьма значимо воздействие государственных органов управления на идеологический процесс. Не кто иной, а именно государство определяет цель, разрабатывает стратегию и тактику идеологического процесса, обеспечивает его необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, т.е. планирует, координирует и контролирует идеологическую работу. Делается это во всем современном мире. Другой вопрос, что идеологическая работа на уровне государственных институтов, как правило, не афишируется. Но от этого суть проблемы не меняется: идеологическая работа проводится целенаправленно и масштабно как на уровне теоретического (в школах, колледжах, вузах), так и массового (печать, кино, массовые официальные и развлекательные мероприятия и т.п.) сознания. Задача более активного и, главное, более эффективного воздействия государства на идеологический процесс поставлена и в нашей стране. В частности, на состоявшемся в марте 2003 года постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных государственных органов, посвященном вопросам идеологической работы, перед государственными институтами были поставлены конкретные задачи. Сделан главный вывод, суть которого сводится к тому, что «независимую, сильную, процветающую страну без понятной людям идеологии белорусского государства или государственной идеологии мы не построим» и поэтому идеологической работой «должны заниматься кадры всех уровней: от Президента до председателя сельского Совета, от министра до мастера». Обращено внимание на необходимость приведения в систему идеологической вертикали, более целенаправленной идеологической работы СМИ, профсоюзных организаций, Белорусского республиканского союза молодежи, Советов, информационно-пропагандистских групп [15].






Список использованной литературы

1. Бжезинский, З. Великая шахматная доска. М., 1997.

2. Василенко, И. А. Геополитика современного мира. М.: Гардарики, 2006.

3. Воронов, К. В. Глобальная интерсистема: эволюция, структура, перспективы // Мировая экономика и междунар. отношения. 2007. № 1. С. 18—27.

4. Гаджиев, К. С. Геополитика. М., 1997.

5. Дугин, А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России: учеб. пособие. М.: Арктогея, 1997.

6. Кіштымаў, А. Каб выконваць ролю «маста», дзяржава мусіць быць магутнай // Беларусь. 1994. № 5. С. 24—25.

7. Коктыш, К. К. Постсоветская трансформация Белоруссии // Мировая экономика и междунар. отношения. 2004. № 2. С. 72—79.

8. Нарочницкая, Н. Россия не может потерять эти территории // Комсомольская правда. 2006. 6 апр.

9. Нартов, Н. А. Геополитика / Н. А. Нартов, В. Н. Нартов. М.: Изд-во полит. лит., 2007.

10. Снапкоўскі, У. Геапалітычнае становішча Беларусі: учора і сёння // Бел. мінуўшчына, 1994. № 3. С. 36—37.

11. Усов, П. Место Беларуси в геополитическом пространстве: взгляд изнутри // Палітычная сфера. 2005. № 1. С. 117—125.

12. Уткин, А. И. Американская стратегия для ХХІ века. М.: Логос, 2000.

13. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

14. Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. – Минск.: Аверсэв, 2014. - 144 с.

15. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности. – Режим доступа:http://vtor.info/index.php?option=com_content&task=view&id=158&Itemid=1. – Дата доступа: 25.03.2015 г.