ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.09.2020
Просмотров: 131
Скачиваний: 5
1.ПРЕДМЕТ.НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе.
Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере, их диалектической взаимосвязи взаимообусловленности.
Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.
Методы исследования в политологии:
• институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение;
• исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;
• поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица;
• системный – политика как целостное общественное явление;
• нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;
• сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.
Функции политологии:
• познавательная – исследует и объясняет политические процессы;
• инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии;
• прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества;
• воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.
2.Место политологии в системе современного научного знания. Методология и методы изучения политических явлений. Многогранность объекта и предмета исследования, разнообразие методологических оснований политологии обусловили ее тесную взаимосвязь с др соц-гуманитарными науками. Политология взаимодействует с философией, которая, являясь общеметодологичсской основой любой науки, вырабатывает и общие представления об особенностях функционирования полит сферы общества. Важное значение для политологии имеют те разделы философского знания, которые касаются человека, проблемы ценностей. Сформировалась и новая наука - полит философия, которая исследует общетеорет проблемы политики, ее гносеологические аспекты, разрабатывает долгосрочные прогнозы. Политология связана с социологией. В своих исследованиях она опирается на получаемые данные о соц структуре общества и ее динамике, активно использует методы соц-их исследований. Наиболее близко политология связана с теорией государства и права. Эта связь обусловлена тем, что правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе полит власти, которая в свою очередь нуждается в правовом обосновании. Ещё политология связана с историей, а именно с полит историей. Наблюдается взаимосвязь политологии с психологией. Методы изуч полит явл: Исторический;Метод сравнения; Системный подход;Структурно-функциональный метод Метод моделирования; Социологический метод и др.
5.СТАНОВЛНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В БЕЛАРУСИ
Политическая мысль Беларуси X-XIX вв.
1. Период формирования Киевской Руси и государственности на белорусских землях:
• Формирование идейных оснований восточнославянский земель-княжеств укрепления феодальный власти.
• Утверждение христианской религии в проповедях и произведениях К. Туровского, Е. Полоцкой.
2. Период Великого Княжества Литовского:
• Формирование единой белорусской народности;
• Развитие правовой системы в статутах ВКЛ.
• Идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного, А. Волана, В. Тяпинского.
3. Период Речи Поспалитой.
• Формирование идеи государственно-политического объединения белорусского, украинского и русского народов;
• Обоснование путей утверждения свободы, главным образом свободы вероисповедания, жизнедеятельности людей;
• Развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами, католической церковью, за национальную независимость Беларуси и ее единение с Россией.
Представители: С. Полоцкий, А. Филиппович, Л. Смотрицкий, С. Зизаний, Г. Конисский.
4. Период Российской Империи:
• Формирование идей национального самоопределения белорусов. Представители: Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас.
• Революционно-демократические взгляды К. Калиновского, направленные против крепостничества и царского самодержавия.
5. Советский и постсоветский периоды:
• Поиск путей государственного устройства Беларуси и приоритетов ее внутренней и внешней политики: А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, Д. Жилунович, А. Чарвяков, Г. Машеров, А. Лукашенко.
3.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Общественно-политическая жизнь Западной Европы проходила под знаком дальнейшего утверждения буржуазных порядков.
Главным направлением зарубежной политической мысли X1X в. становится либерализм. Его основой является защита гражданских свобод: слова, совести, печати. Особенно отстаивал либерализм невмешательство государства в экономическую жизнь. В странах Западной Европы с неодинаковым уровнем развития капиталистических отношений и политических преобразований складываются различные формы выражения идей либерализма.
Значительное влияние на становление политической мысли того времени оказала немецкая философия, в рамках которой выделяются 2 немецких мыслителя – И. Кант и Г. Гегель.
Иммануил Кант (1724–1804) – основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории государства и права. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, а затем обобщил в трактате «Метафизика нравов».
Вклад И. Канта в разработку политической теории состоит в том, что он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве. По И. Канту государство – соединение множества людей, подчиненных правовым законам, а важнейший признак государства – это верховенство закона.
И. Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. В задачу государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан. Идеалом организации государства для него служила система разделения и субординации власти.
Этот же принцип был положен мыслителем в основу разграничения форм государства на республиканскую и деспотическую. Республиканизм – это государственный принцип отделения власти (правительства) от законодательной, а деспотизм – принцип самовластного использования государственных законов, данных им самим.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) в ряде своих произведений изложил цельную систему социально-политических и правовых взглядов. Г. Гегель ввел в политическую науку понятие гражданского общества, которое представляет собой целую систему материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Гражданское общество упорядочивается стоящей над ним политической властью – государством. В государстве Г. Гегель различает объективную и субъективную стороны. С субъективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства
4.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
Политическая мысль России II-XIXвв. Основное содержание политических идей:
1. Период Киевской Руси (X-XIIвв.):
• Введение и утверждение христианского вероучения в качестве государственной идеологии.988г. – князь Владимир – крещение Киевской Руси. • Обсуждение проблем укрепления княжеской власти, правомерности господства правящей династии, единение русских земель. • Поиск пути укрепления русского государства как равноправного среди других западных и восточных государств. Основными представителями являются: В. Мономах, монах Нестер .
2. Период образования и укрепления Московского государства. • Обоснование путей укрепления самодержавной власти. • Формирование концепции монаха Фенофея «Москва – третий Рим». Таким образом показывается с одной стороны преемственность православия под Константинополем и с другой стороны имперские позиции России. Основные представители: И. Грозный, Андрей Курпский, Нил Сорский,.
3. Период становления и усиления самодержавья. Характ черты: • Обоснование верховенства царской власти, формирование идеологии просвещенного абсолютизма. • Попытка обоснования «русской идеи» особого исторического пути России, неприемлемость западных либеральных идей, которая характерна для славянофилов: А. Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, И. Карамзин, Ю. Самарин, С. Уваров, К. Победоносцев. • Обоснование идей либерализма и достижений Западной Европы (западники): П. Чаадаев, Т. Гранковский, В. Боткин, К. Каверин.
4. Период разложения феодально-самодержавного строя, формирование идей большевизма: • Рождение политической идеологии разночинной интеллигенции: М. Бакунин, П. Лавров, К. Михайловский, В. Воронцов. • Формирование революционно-демократической концепции переустройства российского общества: А. Герцен, Н. Огарев, В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. • Рождение российской социал-демократической идеологии и политики: Г. Плеханов, В. Ленин.
6.Основные направления современной политологии
Основные направления современной политологии.
1. Социологическое направление.
М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития.
Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы».
М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества.
2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы.
3. Концепция политического плюрализма.
Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин.
Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демокр
атические свободы и плюрализм мнений.
4. Теория демократии.
А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ.
5. Теория бюрократии.
М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма.
6. Концепция тоталитаризма.
Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы.
7. Теория международных отношений.
Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.
С середины 70-ых гг. XX в. начинается поиск новых парадигм развития политической науки.
8.РЕСУРСЫ.ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ,СПОСОБЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ.
Ресурсы власти – средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти субъектом власти в соответствии с целями:1. экономические (МЦ, деньги, ископаемые); 2. социальные (должность, образование); 3. силовые (ВВ, МВД) – эффективные; 4. нормативные (законы); 5. культурно-информационные (сми, наука); 6. человеческие (массы людей).
Реализация власти: 1. Принуждение (физическое, психическое) – достижение целей вопреки неповиновению; 2. Господство (экономическое, политическое) – характерно при устойчивых политических системах; 3. Убеждение – применение комплекса приемов побудительного действия для обеспечение должного поведения индивида/группы.
9.ПОНЯТИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам.Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.
Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти:Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.
Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.
Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права человека и принципы правопорядка
7.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.
Структура власти:
субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;
объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации;
источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;
ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.
Функции власти:
• управление делами государства и общества;
• поддержание гражданского мира и общественного порядка;
• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;
• принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;
Признаки власти:
• власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.
• власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.
• власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.
• власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.
• высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Верховенство государственной власти проявляется в следующем:
а) единственный источник власти – народ;
б) действует единая система органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом;
в) государственная власть суверенна в отношении с другими формами власти;
г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.
Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:
• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;
• Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти;
• Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;
• Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;
• Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти.
11.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РБ
Современную политическую систему РБ можно определить как трансформированную систему переходного общества, где на ряду с новыми тенденциями развития сохраняются определенные элементы советской политической системы.
Политическая система РБ имеет следующие признаки:
• Определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов власти, при этом присутствует классическое разделение властей.
• Недостаточно развита система местного управления и самоуправления к новым условиям социально–экономического развития.
• Отсутствуют авторитарные политические партии и движения, которые могли бы существенно повлиять на демократизацию политического процесса общества.
• Происходит формирование демократической политической культуры в обществе с целью вовлечения граждан в активные политические процессы развития страны.
• Слабость конструктивного компонента в деятельности политической аппозиции которая не имеет существенного влияния на политические процессы в обществе.
• Основы политической системы РБ заложены в статье 1-ой конституции РБ – унитарное, демократическое, социально-правовое государство, национальная идея сильной и процветающей Беларуси – государство для народа.
10.ПОНЯТИЕ,СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Подходы к изучению политических систем:
1.Институциональный – рассматривает политическую систему государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения (Г. Алмонд).
2.Системный – исследует социальную систему, ее функции, системную теорию политики и политической власти (Т. Парсонс, Д. Истон).
Структура политической системы общества включает в себя подсистемы:
• Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.
• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.
• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.
• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы.
• Функциональная - представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.
Основные функции политической системы:
Приобщение граждан к политике, формир и обогащение полит культуры общества;
Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов;
Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;
Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений;
Определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;
Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность.
19.СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Судебная власть – система полномочий и гос органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных норм-правовых актов.
Судебная власть РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах террит и специализации. Суд – орган, который применяет государственные санкции.
Функции суда:
Наказание за уголовное, административное правонарушение
Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством
Разрешение споров между гос структурами и негосударственными структурами.
Структура судебных органов:
• Конституционный Суд РБ – следит за соблюдение норм Конституции в стране;
• Общие суды (Верховный Суд РБ, областные, городские, военные суды);
• Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд РБ, областные и городские хозяйственные суды);
• Хозяйственный суд города Минска.
Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».
12.ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти и характеризует среду и условия политической жизни общества.Выделяют три механизма анализ, которых позволяет охарактеризовать политический режима:
• Институциональный (отражает, как и какие институты действуют в политической системе, их значимость и способы воздействия);
• Социологический (характеризует какие социальные группы существуют в политической системе, как строятся отношения между этими группами и государством, каковы и как соотносятся права и возможности различных групп в политике);• Идеологический (характеризует какие идеи и насколько свободно можно формулировать в политической системе). Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
• характер и мера осуществления власти;• механизм формирования власти;• взаимоотношения общества и власти;• роль идеологии в жизни общества;• характер политического лидерства;• соотношение прав и свобод граждан;• положение средств массовой информации;
• наличие демократических прав и свобод;• изменения в социальной структуре общества;• уровень развития политической культуры.
Классификация политических режимов:Тоталитарный – впервые уплотняется в 20 годы 20 века, основой теории Муссолини.
Основные признаки режима:1. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь.2. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, где отсутствует механизм преемственности и контроля за властью.3. Общество полностью отчуждено от власти, но в политическом сознании присутствует единство власти и народа.4. В обществе присутствует единая идеология, которая формирует идеи о «светлом будущем».
5. Лидер опирается на партию или группу, всегда харизматичен.
6. Запрещено все, кроме того, что приказано.7. СМИ находятся под контролем государства, существует «закрытое общество».
8. Демократические права и свободы носят декларированный характер, государство гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание9. Социальная структура общества имеет классовый характер.10. Тоталитарная политическая культура доверяет политическому лидеруАвторитарный режим – основа которого осущ власть одного человека или узкой группы лиц.Основные признаки авторитарного режима: 1. Характер и мера осуществления власти – власть одного человека2. Контроль и насилие не носят общественный характер.3. Влияние власти распространяется на сферу политики и частично идеологию.
4. Власть формируется путем назначения и не имеет механизма преемственности5. Граждане к власти относятся безразлично, где в основе находятся принципы патриархальности и опеки.6. Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.7. Лидер обладает высокими полномочиями, где складывается режим личной власти.8. Разрешено все кроме политики.9. Осуществляется частичный контроль над СМИ.
10. Правовая свобода граждан ограничена в политической сфере.
11. В полит системе общества главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Демократический – власть принадлежит народу, где обеспеч права и свободы человека. А. Линкольном: Демократия - правление народа, для народа, посредс¬вом народа.Признаки демократического режима:1. Источником власти является народ.2. Пределы власти устанавливаются конституцией и законами.3. Власть выбирается гражданами на основе принципа преемственности.4. Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует их деятельность.5. Официальная идеология сущ, но сохраняется плюрализм мнений в идеологической сфере.6. Политическое лидерство зависит от традиций и ценностей общества.
7. Разрешено все то, что не запрещено законом.
8. СМИ свободны и не зависимы и являются 4-ой властью.
9. Демократические права и свободы гарантируются конституцией и законами.
10. Для демократического полит режима характерна многопартийность, всеобщее избирательное право, разделение власти.
13.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Государство как основной институт политической системы, его функции.
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права.
Концепции происхождения государства:
• Патриархальная (Конфуций, Аристотель).
• Теократическая (А. Августин, Ф. Аквинский).
• Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк).
• Тория насилия (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович)
• Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) – базисом является экономика, надстройкой – политика, право, религия.
1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда(выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
2.создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственностина орудия и продукты труда;
3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.
14.ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Признаки государства:
1. единая территориальная организация политической власти.
2. общность людей, объединенных правовым союзом - гражданством.
3. органы и учреждения наделены властными полномочиями.
4. Суверенитет и независимость.
5. Монополия государства на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.
Функции государства:
I. Внутренние функции:
1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.
2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы.
3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности.
4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе.
5. Социальная – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды.
6. Культурно-воспитательная – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности.
II. Внешние функции:
1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.
2. Развитие взаимовыгодного международного полит и экономического сотрудничества.
3. Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.
23.РОЛЬ ВЫБОРОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д. В данной главе речь идет главным образом о выборах в масштабах государства, всей политической системы.
Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.
15.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Формы административно-территориального устройства:
• Унитарное - не имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом, где действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ).
• Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку(США),национальному(Индия) или смешанному (РФ).
• Конфедерация –временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).
• Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.
Формы государственного правления.
1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии:
• Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).
• Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
• Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко)
2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики:
• Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).
• Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.
• Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.
16.ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.
Признаки правового государства:
1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.
2. Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» Верховенство гуманных законов.
3. Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.
4. Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.
Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Характерные признаки гражданского общества:
• Гуманизм и стабильность социальных отношений.
• Правовая защищенность каждого гражданина.
• Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности.
• Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан.
• Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.
• Равная ответственность государства, общества, личности.
• Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права и свободы граждан.
17.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Статья 90 Конституции РБ «Парламент - Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом РБ.
Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.
Основные полномочия Палаты представителей:
• Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;
• Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов;
• Назначение выборов Президента РБ;
• Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.
Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
Парламент выполняет следующие функции:
Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов;
Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан;
Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.
24.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.
Избирательный процесс – эторегламентированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Состоит из относительно самостоятельных стадий, которые отличаются друг от друга задачами, кругом участников и специфичностью их правового статуса, видами составляемых процессуальных избирательных документов, конечными результатами процессуальной деятельности.
Избирательный процесс включает следующие последовательные стадии (этапы процесса):
назначение выборов; образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; предвыборная агитация; голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.
В свою очередь каждая стадия избирательного процесса представляет собой организованную совокупность избирательных действий и избирательных процедур, обеспечивающих реализацию избирательных прав и легитимную результативность выборов.
Избирательный процесс базируется на принципах: законности; равенства прав участников процесса; осуществления избирательных производств уполномоченными органами; гласности; непрерывности осуществления избирательных мероприятий; документирования осуществления избирательных действий и определения результатов выборов.
Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция (раздел 3), избирательный кодекс и другие НПА.
Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).
Принципы избирательного права в РБ: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
18.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство – Совет министров РБ. Это центральный орган гос управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.
Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.
Основные функции Правительства:
• руководить системой подотчетных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
• разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет и его исполнении;
• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, организует управление государственной собственностью;
• обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента.
Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ.
Социально-экономические задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать концепцию социально-ориентированной рыночной экономики, где основными приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее обеспеченных слоев граждан и реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества
20.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Термином "процесс" (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Основные виды политических процессов:
› формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними; › воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания; › принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий. Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов: технократический; идеократический; харизматический. Эта классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены. Политический процесс технократического типа. Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют. Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ,
21.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.
Политическая деятельность. Политические решения.Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач полит действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти. Функции полит решения:координация - согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах;корреляция - внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи; программирование - осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности. Цели приобретают качество реалистичности, осуществляется учет и оценка возможностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.Принятое решение закрепляется и конкретизируется в акте планирования полит процесса, состоящего из элементов.Характеристика и виды полит действий. Политический процесс состоит из совокупности полит действий. Политическое действие – это поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках полит системы индивидом или соц группой. Полит действие может представлять собой незапланированное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и реализации решений.Полит действие можно охарактеризовать с учетом различных критериев. Так, различается позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы «прекратить что-то делать».Полит действие может быть организованным или стихийным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности.Виды полит действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате полит действий полит системы изменяются как быстро, так и медленно. Основными видами полит действий являются революция и реформа. Революция - это коренное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы. Выступает против революции - контрреволюция - политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией; целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Реформа предполагает постепенность общественных изменений, преобразований, нововведений, переустройства какой-либо стороны общественной жизни, не подрывая основ власти правящего класса, общественного строя и его социально-политической структуры.Ещё политические действия:восстание, бунт, мятеж, путч.политическая кампания – система действий, рассчитанных на достижение определённых целей
22.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.МЕСТО И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате объединения граждан на основе общих интересов для достижения социально значимых целей, имеющие относительно устойчивую организационную структуру и фиксирующие индивидуальное и коллективное членство.Общественные организации и движения появляются как реакция на возникновение социально значимых проблем в экономической, экологической и политической сфере. Общественные объединения входят в государственные подсистемы общества и выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных и иных общностей, оказывающих влияние на государственные институты с целью реализацию их интересов.Типы общественных движений: политические, не политические.Политические организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Периодически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку и принятие политических решений.Неполитические организации не ставят целей завоевания власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики.Формы общественных объединений: Политические партии, Профсоюзы, Общественно-политические движения, Спортивные общества, Женские, молодежные, студенческие организации, Творческие союзы, Ассоциации предпринимателей, Союзы фермеров, Научные общества,Религиозные объединения.По масштабу деятельности выделяют: международные движения, республиканские, местные, религиозные.Партии, поддерживающие политику президента: Аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия, Либерально-демократическая парти.Политическая партия – основанное на общности идей и ценностей добровольное объединение граждан, представляющих интересы определенных классов, групп и слоев и стремящихся к реализации целей, путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.Политические партии и их союзы действуют на основе принципов свободы объединения, демократизма, законности, гласности, самоуправления и равноправия всех политических партий и союзов. Политические партии и их союзы являются некоммерческими организациями. основные признаки партии:• партия есть носитель идеологии или общих ценностных интересов.• Партия есть устойчивое и длительное объединение людей со своей структурой, включающее местные организации, поддерживающее связи с центральными органами.• Цель партии – завоевание, осуществление власти или участие в ней.• Партия стремится обеспечить поддержку со стороны граждан при голосовании на выборах через поддержку политических программ.Функции политической партии:1. Коммуникативная - обеспечивает связи партии с обществом.2. Разработка программ, политических доктрин
25.избирательные системы.типы избирательных системОдним из элементов формирования к,. функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — политико-государственная власть. Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности. Выборы бывают: президентские, парламентские, муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления, очередные,внеочередные,дополнительные.Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
26.ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ И КОНФЛИКТЫ
Политический конфликт – это столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования. Причинами политических конфликтов могут быть: — расхождения между субъектами политики в базовых ценностях и идеалах, в оценке существующей ситуа ции и перспектив развития общества. Такие конфликты возникают между властью и оппозицией, иногда внутри самой власти; — противоречия между правящей элитой и обществом, когда проводится неэффективная политика, принимаются властью ошибочные решения; — сознательное разжигание субъектами политики межнациональной или межрелигиозной вражды и недоверия; — осознание людьми своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям и стремление повысить ее политический статус. В основе многих политических конфликтов лежат экономические или социальные причины.
Политический кризис («кризис» – решение, поворотный пункт, исход определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние) – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности. В своей сущности политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы. Различают несколько видов (типов) политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный. Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции. Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт.
27.ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Международные отношения – поведение государств в их внешних отношениях, все формы взаимодействия между членами различных обществ вне зависимости от того, направляются ли они или нет государством. Изучение международных отношений включает анализ внешней политики или политических процессов между государствами, включая все стороны отношений между различными обществами. Близко по значению к понятию – международная политика и внешняя политика.
Международные отношения отличаются от политики в целом и характеризуются отдельными специальными формами политики с особым содержанием, правилами и путями. Они включают: Силу; Баланс; Гегемонию; Взаимозависимость;Войну и мир.
Международные отношения – в функциональном анализе – отношения национальных правительств, которые более или менее контролируют действия жителей. Ни одно из правительств не в состоянии отразить волю всего народа. Потребности людей различны, отсюда возникает плюрализм. Последствия плюрализма в международных делах заключается в том, что существуют огромные различия в источниках политической деятельности.
Международные отношения не являются частью правительственной или межправительственной системы, каждая из них представляет самостоятельную сферу.Предполагается исследование типических процессов и путей поведения во многих исторических контекстах, т.е. изучение определенной повторяемости в поведении. Анализ международной политики включает понимание и объяснение причин и природы войны, империализма, кризиса или союза без описания каждой войны, эскализации.Типы мировых систем: Нулевая мировая система, не имеющая значения всемирного взаимодействия;
Досовременная, современная, постсовременная. Размах и интенсивность мирового взаимодействия : низкий, средний и высокий.Таким образом, происходит рост структур, который осуществляет взаимодействие в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Такая структура должна выполнять четыре функции, по крайней мере, на минимальном уровне:1. иметь средства получать и передавать информацию как внутри, так и вовне; 2. интегрировать свои подсистемы;3. иметь некую концепцию верности по отношению к целому;4. иметь достаточно самосознания, самопознания и некоторые формы коллективной памяти в отношении принимаемых ценностей, а также интерпретацию опыта.Мировая политика - совокупная деятельность государств на международной арене. Мировая политика включает также политические отношения между государствами на надгосударственном и наднациональном уровне – в рамках ООН и других глобальных и региональных организаций и учреждений.Международные отношения – система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами.Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления.
28. ВНЕШНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР.
На рубеже XX–XXI вв. баланс сил в мире резко изменился. Разрушение мировой системы социализма во главе с СССР как геополитического противовеса системе капиталистических государств во главе с США создало новую геополитическую ситуацию — отсутствие геополитического противоцентра — и сформировало геополитическую конструкцию, названную в середине 90-х гг. XX в. Униполем (термин А. Страуса), а впоследствии — Унилатералем, который включает в себя наиболее развитые страны современного мира, иначе говоря, страны с превосходящей совокупной геополитической мощью (великие державы). Ядром Унилатераля является G-7, или «большая семерка», во главе с США. Иногда их так и называют — «страны ядра», или просто «ядро». Кроме того, к Унилатералю относятся контролируемые наиболее развитыми странами международные организации (политические типа ООН, ОБСЕ и экономические — ВТО, МВФ и т. п.), а также военный союз НАТО.
Вследствие произошедших резких изменений баланса сил в мире рубеж XX–XXI вв. является временем формирования новой геополитической эпохи и новой системы международных отношений — Поствестфальской. Предыдущая эпоха, называемая Вестфальской, сформировалась в середине XVII в. (1648), и ее принципы определялись сменой доминирующих центров силы в результате Тридцатилетней войны. Основной принцип, утвердившийся в рамках Вестфальской системы международных отношений, — принцип государственного суверенитета и вытекающий из него принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Эта база мирового порядка просуществовала 351 год и была нарушена агрессией стран НАТО во главе с США в марте 1999 г. в отношении суверенного Югославского государства, решавшего внутренний вопрос соподчинения административных единиц и восстановления конституционного порядка, нарушенного сепаратизмом в крае Косово.Современные войны начинаются с информационной войны.
В широком понимании современная глобализация представляет собой процессы интернационализации, происходящие во всех сферах жизни - в экономике, культуре, технике, финансах, коммуникациях, миграциях населения и т.д.
Вместе с тем причины, вызывающие данное явление, да и само его происхождение указывают на то, что в его основе лежит бурный рост международной торговли, происходивший на тех или иных исторических этапах. Самым первым и непосредственным результатом начала глобализации (интенсивной международной торговли) является резкое усиление международной конкуренции. Другим следствием глобализации являются массовые миграции населения. Еще один сдвиг, вызываемый глобализацией, связан с резким изменением экономического и демографического ландшафта стран, участвующих в глобализации. Общий вывод состоит в том, что следствием глобализации является крайне неравномерное развитие различных стран и регионов, что является результатом острой глобальной конкуренции.
29. ЦЕЛИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ.МНОГОВЕКТОРНОСТЬ
Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь:
o Обеспечение благоприятных международных условий для укрепления национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;o Развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества;o Непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формировании нового, более гуманного мирового порядка. Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь, в свое время, заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного оружия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета. Принципы внешней политики страны:
o равенство государств;o неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях;o нерушимость границ;o мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;o уважение суверенитета других государств. Отличительная особенность внешней политики государства – многовекторность и стремление к созданию вокруг себя «пояса добрососедства», в создании эффективного и взаимовыгодного механизма сотрудничества с Латвией, Литвой, Польшей, Россией и Украиной. Наибольшее распространение в республике получила идея многовекторного развития, при котором учитывались бы все аспекты геополитического положения Беларуси. При этом в ближайшем круге внешнеполитической деятельности должны находиться государства-соседи — Россия, Украина, Польша и страны Балтии. Второй круг составляют государства Европы, страны Закавказья и бывшие среднеазиатские республики СССР. Третий круг — государства других континентов, среди которых наибольшее внимание должно быть уделено Китайской Народной Республике, странам Ближнего Востока, Индии, Индонезии, государствам Юго-Восточной Азии, которые сегодня занимают ключевые экономические и политические позиции не только на региональном, но и на общемировом уровне.Данная концепция представляется наиболее рациональной, т. к. позволяет использовать все преимущества пространственного положения Беларуси между Западом и Востоком, Севером и Югом, тем самым обеспечивая реализацию национальных интересов нашего государстваЭтот вариант подразумевает наличие нескольких геополитических ориентиров для нашей страны, включая страны Азии, Африки и Латинской Америки. Во второй половине 1990-х — 2000-е гг. Беларусь достигла определенных успехов в налаживании сотрудничества с этими государствами.
30.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ. Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь: o Обеспечение благоприятных международных условий для укрепления национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;o Развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества;o Непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формировании нового, более гуманного мирового порядка. Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь, в свое время, заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного оружия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета. Принципы внешней политики страны:o равенство государств;o неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях;o нерушимость границ;o мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;o уважение суверенитета других государств. Отличительная особенность внешней политики государства – многовекторность и стремление к созданию вокруг себя «пояса добрососедства», в создании эффективного и взаимовыгодного механизма сотрудничества с Латвией, Литвой, Польшей, Россией и Украиной. Наибольшее распространение в республике получила идея многовекторного развития, при котором учитывались бы все аспекты геополитического положения Беларуси. При этом в ближайшем круге внешнеполитической деятельности должны находиться государства-соседи — Россия, Украина, Польша и страны Балтии. Второй круг составляют государства Европы, страны Закавказья и бывшие среднеазиатские республики СССР. Третий круг — государства других континентов, среди которых наибольшее внимание должно быть уделено Китайской Народной Республике, странам Ближнего Востока, Индии, Индонезии, государствам Юго-Восточной Азии, которые сегодня занимают ключевые экономические и политические позиции не только на региональном, но и на общемировом уровне.Данная концепция представляется наиболее рациональной, т. к. позволяет использовать все преимущества пространственного положения Беларуси между Западом и Востоком, Севером и Югом, тем самым обеспечивая реализацию национальных интересов нашего государстваЭтот вариант подразумевает наличие нескольких геополитических ориентиров для нашей страны, включая страны Азии, Африки и Латинской Америки. Во второй половине 1990-х — 2000-е гг. Беларусь достигла определенных успехов в налаживании сотрудничества с этими государствами.