ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 6256
Скачиваний: 4
Для выдвижения типовых версий большое значение будут приобретать в ближайшем будущем специализированные компьютерные информационные системы. Они могут работать по различным принципам. Перспективно использование автоматизированных систем, отслеживающих криминогенные связи между регионами и отдельными микрорайонами в населенных пунктах. Именно таким образом функционировала в Екатеринбурге система «Квадрат», которая на основе информации о преступлениях и административных правонарушениях давала анализ более или менее устойчивых криминогенных связей (место жительства, работы, наличия знакомых) между местом совершения преступлений и местом жительства преступников. При этом за основу брался квадрат координат на карте города. В настоящее время эта система включена в общую систему учетов.
На основе текстовой информации функционируют и многие другие криминалистические учеты, используемые в процессе раскрытия и расследования преступлений. Однако потребности криминалистической регистрации гораздо шире и предполагают более широкое использование в процессе учета преступлений, следов, других объектов графической информации. Особенно это касается поиска по учетам по признакам внешности. В России в настоящее время разработан ряд систем, позволяющих устанавливать лиц, причастных к совершению преступлений как на основе словесного (понятийного) описания, так и на основе графической информации (запись фотоизображений через сканирующее устройство на магнитные носители компьютеров). В качестве примера можно привести функционирование системы «Портрет» в УВД Томской области. В систему вводятся данные о признаках внешности подучетника, его анкетных данных, месте жительства, о ранее совершенных преступлениях. Всего в память ПЭВМ занесены данные о нескольких тысячах лиц.
Поиск по данной системе осуществляется с участием потерпевших или очевидцев, которые сообщают данные о признаках внешности преступника. На основе поисковых признаков система осуществляет выборку компьютерных изображений лиц, чьи данные о признаках внешности совпадают с заданными, и предъявляет их последовательно по 6 изображений, экспонируя на экран дисплея. Интересно, что практика деятельности органов расследования пошла по пути оформления акта поиска по системе как следственного действия предъявления для опознания по фотографии в присутствии понятых. В уголовное дело помещается распечатка изображений всех шести лиц, предъявлявшихся для опознания.
В перспективе такие системы могут включать массивы графической информации о субъективных портретах разыскиваемых лиц. Включение в структуру программы математических средств распознавания образов позволит решать многие поисковые задачи в автоматическом режиме, осуществляя сверку информации из данной подсистемы с информацией из массива фотоизображений.
Графическая информация в последнее десятилетие все шире применяется для поиска преступников по дактилоскопическим учетам*. Только в странах СНГ в настоящее время разработано свыше десяти разнообразных систем обработки дактилоскопической информации. При этом наблюдается постепенный переход к методам поиска, основанным на математических средствах распознавания образов.
*О системе и построении этих учетов см. гл. 16.
В перспективе существует возможность использования аналогичных систем с использованием методов компьютерной графики для отождествления лиц по различным фотоизображениям, в том числе по фотоизображениям лица в различном возрасте. По аналогии можно таким же образом осуществлять обработку любой графической информации (деньги, документы, картины и т.д.).
В настоящее время насущной необходимостью является выбор аналогичных систем как базовых для использования всеми органами внутренних дел России и стран СНГ. В противном случае в разработку и приобретение таких систем будут вложены значительные средства, но несопоставимость их между собой, применение различных систем во многих регионах приведет в целом к неиспользованию их огромных возможностей. Одновременно должен осуществляться поиск программных возможностей обмена информацией между различными типами систем.
Новые возможности использования средств вычислительной техники связаны с перспективами появления в ближайшие годы новых видов учетов. Здесь следует упомянуть, прежде всего, о перспективах создания учетов, основанных на расшифровке генотипа человека. На уровне проведения экспертиз возможности этого для раскрытия преступлений уже проверены жизнью. Однако дальнейшая реализация этого метода экспертных исследований должна быть связана с созданием принципиально новых видов учетов, основанных на формализации и введении в базу данных генетических кодов лиц, поставленных на учет.
Не менее эффективным может быть компьютеризированный учет записей голоса известных лиц и неизвестных преступников.
Чрезвычайно велики перспективы, связанные с использованием следователями информации, содержащейся в автоматизированных базах данных различных организаций: гостиниц, аэропортов, вокзалов, пограничного контроля, таможни, налоговой инспекции и налоговой полиции. С их помощью можно выявить передвижение тех или иных лиц, перемещение ценностей, денежных средств и т.д.
Использование баз данных предприятий позволяет выявлять случаи изменения комплектации технических средств (например, угнанных автомобилей). Базы данных коммерческих структур позволяют выявить движение денежных средств. При этом использование компьютерных систем позволяет на несколько порядков сократить сроки проведения документальных ревизий.
Интенсивное развитие средств вычислительной техники создает чрезвычайно широкие перспективы для их использования в деятельности следственного аппарата. Уже сейчас следователи практикуют перевод видеозаписей, производившихся на месте происшествия, в цифровую форму с последующей распечаткой отдельных кадров.
В настоящее время на вооружение органов внутренних дел поступили «цифровые» фотоаппараты, позволяющие распечатывать снимки без использования химических процессов через компьютер. (Здесь, однако, нельзя не обратить внимание на возможность редактирования таких снимков с помощью специальных программ, прилагаемых к такому фотоаппарату.)
В ближайшей перспективе при расследовании преступлений могут быть использованы компьютеры с преобразователями речи. Это позволит следственному аппарату на новом уровне вернуться к идее «диктомашбюро», когда следователь будет надиктовывать компьютеру текст документа, который будет распечатываться на бланке в автоматическом режиме. Технически это уже возможно, хотя и дорого.
Весьма перспективным, особенно в условиях роста организованной преступности, является возможность внедрения в следственную практику методов дистантного допроса на основе средств компьютерной связи. Его суть заключается в возможности допроса следователем лица, находящегося в другом городе или стране, с передачей посредством телеустановки и компьютера изображения и речи, с последующим обменом факсимильными подписанными протоколами допроса. Качество изображения и звука, возможность удостоверения результатов следственного действия обеспечивают полноту восприятия информации не в меньшей степени, чем при вызове допрашиваемого в кабинет следователя.
Принципиально новые возможности повышения уровня раскрытия и расследования преступлений создало бы формирование интегрированного банка данных уголовных дел, расследованных в одном регионе или в России. Уже существующие программы позволили бы осуществлять анализ и выявлять связи (предметы, способы совершения преступлений, лица) между сотнями тысяч уголовных дел. Это позволило бы резко активизировать борьбу с проявлениями организованной преступности и с преступниками-гастролерами.
Центральным элементом изучения в процессе расследования преступления, безусловно, оказывается человек. Это – лицо, совершившее преступление, потерпевший, свидетели, а также привлекаемые следователем к процессу расследования иные лица: эксперты, специалисты, понятые и т.д. Как ни в какой иной сфере познания в криминалистике (и теоретической, и практической) человек, по мере необходимости, может исследоваться во всей многогранности проявления его свойств: физических и психических, генетически обусловленных и прижизненно сформировавшихся, природных и социальных. Как известно, все свойства человека сосуществуют в нерасторжимом единстве, а их сочетание в конкретном индивиде образует еще одно важное качество – индивидуальность. Многообразие ситуаций, возникающих при осуществлении преступной деятельности и в ходе расследования преступлений, создает предпосылки к тому, что при изучении личности преступника и жертвы преступления криминалистически значимым может оказаться любое из множества его человеческих свойств: от анатомических и биологических (папиллярные узоры, группа крови, запах и т.д.) до психологических и социальных (особенности протекания психических процессов, мировоззрение, профессия и др.). Во-первых, криминалистически значимыми являются свойства преступника и его жертвы, проявляющиеся при совершении преступления и отображающиеся в виде материальных и идеальных следов в окружающей обстановке и сознании людей. Обнаружение и исследование этих следов, а через них – свойств преступника и жертвы – необходимое звено в установлении фактической картины преступления. Во-вторых, криминалистически значимыми становятся свойства участников процесса расследования, влияющие на его эффективность и определяющие его тактическую сущность. Для этого следователю приходится изучать личность обвиняемых и потерпевших, специалистов и экспертов, свидетелей, понятых, переводчиков, педагогов, законных представителей или близких родственников несовершеннолетних, статистов, привлекаемых к производству следственных действий (следственного эксперимента, предъявления для опознания). Помимо перечисленных (основных и дополнительных) участников расследования в поле внимания следователя включаются и иные лица, например, проживающие совместно с лицом, у которого предстоит провести обыск, или лица, оказывающие противодействие расследованию извне. Это могут быть представители властных и исполнительных структур, контрольных и ревизионных органов, отдельных учреждений и организаций, а также родственники, знакомые и близкие обвиняемых, потерпевших. Наличие внешнего противодействия влечет необходимость изучения следователем личностных особенностей субъектов, его осуществляющих, в целях нейтрализации негативного влияния последних на ход расследования.
В процессе осуществления криминалистической деятельности ее субъекты – следователь, специалист, эксперт изучают человека как индивида в целом либо его отдельные свойства в том объеме и направлении, которые определяются стоящими перед ними задачами. Главным субъектом расследования, как известно, является следователь и ему в наибольшей степени приходится проделывать основную работу по исследованию человека как объекта познания, а также оценивать результаты деятельности других участников расследования – специалистов и экспертов.
Криминалистическая теория и практика использует термин «личность» в самом широком смысле этого слова, включая в свойства личности всю совокупность криминалистически значимых человеческих качеств: морфологические, физиологические, психические, социальные. Так, криминалисты традиционно используют словосочетания «установление личности преступника», «установление личности потерпевшего», понимая под этим процессом выявление и использование совокупности свойств разного уровня. Таким образом, под
криминалистическим изучением личности следует понимать установление криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления, а также обвиняемом, потерпевшем и других участниках процесса расследования. включающей в себя сведения о присущих им анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использования в целях осуществления криминалистической профилактики.
Можно выделить четыре основных класса криминалистических задач, решение которых базируется на использовании гомологической информации (от лат. Homo – человек), т.е. информации о свойствах человека. Первый класс задач связан с установлением тождества лица по комплексу его свойств, в том или ином виде отобразившихся вовне. Чаще всего эта задача решается в отношении обвиняемого и потерпевшего. Методика идентификации человека разрабатывается в криминалистической технике как разделе криминалистики, где исследуются признаки внешности человека, материальные следы-отображения частей тела человека (рук, ног, зубов и т.д.), следы проявления некоторых функциональных комплексов (голос, походка) и специфического письменно-речевого навыка, следы-вещества (кровь, запах). Информация, полученная при решении задач данного класса, имеет доказательственное значение и подлежит обязательному отражению в материалах уголовного дела.
Второй класс задач предполагает изучение таких свойств человека, которые связаны с установлением фактической картины преступления. При этом имеется в виду выявление и обобщение широкой информации об индивидуальных социально-психологических свойствах преступника и жертвы преступления, которыми обусловлены их мотивация и конкретные действия, относящиеся к расследуемому преступлению (способ совершения преступления, характер связи между преступником и жертвой и т.д.). В этом случае круг подлежащих установлению сведений определяется криминалистической характеристикой преступления данного вида, а преступник и жертва изучаются как ее важнейшие элементы. В большей части полученная при этом информация имеет доказательственное значение и фиксируется в материалах дела. Особенности реализации личностной информации для решения указанных задач являются предметом рассмотрения такого раздела криминалистики, как методика расследования отдельных видов преступлений.
Третий класс задач, разрешаемых на базе гомологической информации, связан с определением оптимальной линии поведения лиц, расследующих преступление, с учетом их взаимодействия с другими участниками расследования, что является предметом криминалистической тактики. В центре внимания при этом оказываются психофизиологические, психологические и социально-психологические качества людей, ибо именно они учитываются при выборе тактических приемов, проведении тактических комбинаций и операций. Можно выделить два уровня тактических задач, разрешаемых с учетом личностных особенностей участников расследования: общетактические, относящиеся к расследованию в целом или к группе следственных действий, и локальные, возникающие в рамках отдельного следственного действия.
Из решаемых на базе информации о личности задач общетактического уровня можно выделить следующие:
– определение места, условий и времени проведения следственного действия (например, выбор места и времени допроса с учетом состояния здоровья и возраста допрашиваемого);
– выбор участников следственного действия (например, привлечение переводчика, владеющего не только соответствующим языком, но и специальными знаниями в той сфере, в которой совершено расследуемое преступление: экономика, финансы и т.п.);
– установление очередности проведения следственных действий (например, определение последовательности допросов и очных ставок обвиняемых исходя из информации о межличностных конфликтах в преступной группе);
– установление психологического контакта с участниками расследования как предпосылка последующего психологического воздействия;
– предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе расследования;
– прогнозирование линии поведения основных участников процесса (обвиняемого и потерпевшего) в процессе расследования в целом.
К тактическим задачам локального уровня можно отнести:
– распределение обязанностей между участниками следственного действия с учетом возможности выполнения ими конкретных задач (например, при обыске, при осмотре места происшествия, следственном эксперименте);
– прогнозирование поведения участников конкретного следственного действия;
– выбор тактических приемов целенаправленного воздействия на конкретного участника следственного действия (например, комплекс тактических приемов допроса свидетеля по оказанию помощи в восстановлении забытого или наблюдение за обыскиваемым и управление его поведением и др.). Информация о личности, используемая в тактических целях, в большей части не носит доказательственного характера и используется при расследовании преступлений как вспомогательная.
Четвертый класс задач, при решении которых используется информация о личности, связан с осуществлением криминалистической профилактики.