ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5868

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подготовка

к их совершению. На этой стадии избирается финансовый механизм, необходимый для реализации преступного замысла и соответствующий заданным параметрам. В понятие такого механизма включаются: выявление пробелов в действующем нормативном регулировании конкретной финансовой операции, позволяющих легализовать важнейшие элементы криминальной финансовой операции или придать им видимость легальности; сбор образцов бланков, печатей подписей или изготовление необходимых документов, отражающих аналогичные легальные финансовые операции; определение наиболее рациональной последовательности предстоящего документооборота; подбор или создание конкретных финансовых учреждений и юридических лиц, обеспечивающих движение финансовых ресурсов; изготовление или получение документов, отражающих будущую финансовую операцию; подбор или наем исполнителей отдельных операций, приобретение технических, в том числе компьютерных и коммуникационных, средств и др.


Для финансовых преступлений характерно, что их фактическое совершение осуществляется в весьма короткие сроки. Организаторы преступления, поставив перед собой конкретные цели, прекращают преступные действия немедленно по их достижении.


После совершения преступления

осуществляются активные действия по его сокрытию, часто связанные с ликвидацией предприятий и финансовых учреждений, их фиктивным или преднамеренным банкротством, уничтожением документов, искажением бухгалтерской, статистической и иной отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-либо известно о ходе финансовой операции.


Обстановка, складывающаяся или создаваемая преступниками для возможности совершения указанных преступлений прежде всего формируется под влиянием различного рода нестыковок, противоречивых, неразвитых положений, имеющихся в законодательстве, регулирующем финансовую сферу; непродуманностью отдельных решений и механизма их реализации в действиях соответствующих должностных лиц и др.

Например, для ускорения и упрощения расчетов за товары и услуги между юридическими лицами разных регионов России были в начале 90-х годов введены чеки с грифом «Россия». Владелец такого чека должен был открыть счет в соответствующем банке и депонировать на него определенную сумму с целью обеспечения платежа по чекам. При обращении в банк с чековой карточкой последний должен был выплатить владельцу чека причитающуюся ему сумму. Эти чеки, как ценные бумаги, должны были бы быть хорошо защищены от подделок и соответственно строго учитываться. Однако качество их изготовления и порядок сохранности оставляли желать лучшего. Более того, первые партии таких чеков, по недомыслию и безалаберности, а возможно, с определенным расчетом отдельных должностных лиц, выдавались пачками, чуть ли ни на вес и без учета регистрации номеров. Похитить в таких условиях бланки чеков и подделать на них печати и подписи от имени различных банков и организаций труда не составляло. В результате имел место всплеск преступных махинаций с указанными чеками.


Преступным акциям с кредитовыми авизо способствовала непродуманная и поспешная реорганизация порядка совершения межбанковских расчетных операций. Эта ситуация дополнялась возможностью совершения различного рода ошибок банковскими работниками в связи с большим объемом рутинных ручных операций; слабым контролем за хранением банковских документов, печатей и штампов; их недостаточной защищенностью от подделки. Подобная атмосфера способствовала внедрению в отдельные моменты расчетного процесса фиктивных документов, которые впоследствии обеспечивали незаконное получение денежных средств преступниками.

Благоприятная обстановка для мошеннического использования пластиковых платежно-расчетных карточек возникает в связи с отсутствием надежной электронной или телефонной связи с учитывающими платежи центрами, несвоевременным получением принимающими платежи организациями «стоп-листа»*, при невнимательности лиц, принимающих платежи по таким карточкам.


*Организации, принимающие к оплате пластиковые карточки, периодически информируются эмитентами карточек о номерах и иных реквизитах карточек, являющихся недействительными, похищенными, утерянными и т.п. Список номеров таких карточек называется «стоп-лист».


Корыстным преступлениям, связанным с использованием финансовых информационных систем, построенных на базе ЭВМ, их сетей и систем, способствует чаще всего обстановка слабого контроля за порядком работы в информационной системе, недостаточная защищенность информационных систем от неправомерного доступа.

Обстановке, в которой осуществляется неправомерное кредитование и последующее уклонение от возврата полученных денежных средств, свойственно недостаточно тщательное изучение кредиторами данных о заемщике, отсутствие детальной проверки его финансового состояния и хозяйственной деятельности, обеспечивающих возвратность полученного кредита, а также контроля за деятельностью заемщика после получения кредита. Подготовка к таким действиям нередко сводится к фальсификации документов, предоставляемых в финансовое учреждение. В частности, фальсифицируются анкетные данные клиента, учредительные и регистрационные документы, бухгалтерская отчетность (годовая, квартальная и месячная), справки о выданных поручительствах, план-прогноз поступления денежных средств на счета заемщика и технико-экономическое обоснование использования кредита и т.д.

Близка к вышеизложенному и обстановка, в которой осуществляются незаконное предпринимательство и банковская деятельность.

Если такого рода преступления совершаются организованной преступной группой, то к числу элементов остановки их совершения целесообразно отнести данные о специфике того региона, и котором действует данная ОПГ. Указанные особенности влияют на выбор базового вида финансовых преступлений, на совершение которых нацеливается данная ОПГ, и наиболее доступные и эффективные способы их совершения. Например, в крупных городах с большим числом банков и их отделений чаще всего преступления совершаются с использованием ценных бумаг и с помощью информационных технологий, т.е. наиболее притягательными для; ОПГ являются банки, обладающие большими денежными средствами и огромным числом вкладчиков. В более мелких промышленных городах чаще финансовые преступления связаны с незаконным предпринимательством и незаконной банковской деятельностью. В таких городах легче действовать фирмам и банкам без лицензии.


Для ОПГ, совершающих финансовые преступления, характерна небольшая численность (в пределах от двух-трех до десяти человек), сравнительно простая организационная структура построения с достаточно высоким общепрофессиональным и преступным профессионализмом членов ее руководящего и даже исполнительского звена. Лица же, осуществляющие техническую работу в группе, далеко не всегда бывают осведомлены о ее преступном характере. Указанные группы чаще всего создаются ситуативно-договорным способом* и на сравнительно короткие сроки, по сравнению с ОПГ, создаваемыми для осуществления длительного преступного бизнеса. Отсюда и слабость коррумпированных связей анализируемых групп. Лидеры таких преступных групп характеризуются большей степенью активности при совершении преступлений и руководстве усилиями ее членов. Наиболее слабые их звенья – лица, осуществляющие технические функции.


*На основе оперативной, но вполне профессиональной оценки сложившейся ситуации с продуманным отбором в группу лиц с соответствующей общепрофессиональной подготовкой и договоренностью о совместной преступной деятельности.



Типологические черты субъектов данных преступлений во многом сходны. У большинства из них доминируют установки к стяжательству, страсть к наживе, стремление быстрого накопления богатства любым путем. У лиц, совершающих такие преступления, сравнительно высокий уровень образования. Каждые два из трех правонарушителей имеют не только среднее, но и среднее специальное и высшее образование. Большинство из них непосредственно участвуют в финансово-коммерческой деятельности на разном функциональном уровне (руководители и другие организаторы коммерческих структур, банков и др.). Среди них всегда имеются лица, владеющие информацией о деятельности кредитно-финансовых структур, знающие изъяны в их деятельности. По полу преобладают мужчины, хотя число женщин правонарушителей по этим делам значительно выше, чем по другим. Основную возрастную группу составляют лица от 25 лет и старше (75%).

Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе расследования финансовых преступлений, независимо от их вида во многом определяются на основе их криминалистической характеристики и с учетом предмета доказывания. Они по своему содержанию и делению на группы сходны с перечнем обстоятельств, подлежащих выяснению при расследовании преступлений против собственности путем присвоения, растраты, мошенничества и вымогательства.






Расследование финансовых преступлений начинается с возбуждения уголовных дел по различным основаниям.

При использовании в преступных целях чеков, акций, платежных пластиковых карточек и кредитовых авизо, такими основаниями могут быть данные, свидетельствующие о том, что эти документы, поступившие в банк, и пластиковые карточки – в места расплаты по ним, являются подложными. В случае невозврата кредита и злостном уклонении от его погашения основанием является информация (материалы банка) об исчерпании им всех имеющихся в его распоряжении средств воздействия на должника при наличие в поведении должника признаков преступления, подпадающего под действие уголовного закона. В случае незаконного предпринимательства и банковской деятельности основаниями являются данные, указывающие на безлицензионную деятельность коммерческих фирм или банков, и данные о причинении указанными структурами крупного материального ущерба гражданам или иным субъектам хозяйственной деятельности. Если финансовые преступления совершаются ОПГ, то в качестве исходного материала для возбуждения уголовного дела чаще всего фигурирует информация органа дознания.


Источниками первичной информации, служащей основанием для возбуждения данных уголовных дел, обычно служат материалы легализации оперативно-розыскной работы органов МВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов и соответствующей доследственной их проверки, а также данные прокурорских проверок, материалы ревизий и аудиторских проверок, данные прессы, заявления граждан и др. Соответственно в начале расследования обычно возникает ряд наиболее общих типовых следственных ситуаций. Их содержание в значительной степени определяется источником, видом и объемом поступившей информации, характером и интенсивностью помех в получении первоочередной информации, степенью возможного использования фактора внезапности при расследовании. К числу наиболее часто встречаемых и наиболее общих можно отнести ряд типовых ситуаций:

1) поступило сообщение от финансовых организаций, содержащее признаки совершения преступных действий, повлекших значительный материальный ущерб. Нарушитель известен или неизвестен. Фактор внезапности чаще всего не может быть использован, ибо преступник либо информирован о направлении материалов следствию, либо прошедшее после этого время не позволяет работать до горячим следам. Эта ситуация фактически типична для большинства финансовых преступлений;

2) поступили из органов дознания материалы о результатах оперативно-розыскных действий, содержащие данные о фактах криминальной деятельности отдельных лиц, могущие быть легализованы процессуальным путем. Использование фактора внезапности в начале расследования возможно и часто необходимо для успешного раскрытия преступления. Например, возможны: задержание с поличным; следственные и оперативные действия по горячим следам по выявлению денежных средств преступников, на которые может быть обращено изыскание; оперативные и следственные действия, обеспечивающие получение всей необходимой документации и т.д.;

3) ситуация та же, что и вторая, но поступившие материалы оперативно-розыскных действий свидетельствуют о возможном совершении данного преступления членами конкретной ОПГ, о криминальной деятельности которой оперативно-розыскные органы не имели ранее информации;

4) преступник или преступники задержаны с поличным в момент совершения преступления или непосредственно после него.

Наибольшую сложность для расследования представляют ситуации, связанные с деятельностью ОПГ, когда неизвестно лицо, совершившее преступление, а также когда с момента его совершения прошло значительное время

При расследовании финансовых преступлении большое значение для успеха уголовно-процессуальной деятельности имеет установление эффективного взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами в рамках следственно-оперативной группы (созданной для расследования) или в форме выполнения отдельных следственных поручений. Особенно важно такое взаимодействие, когда преступление совершено ОПГ. В подобном случае поступлению материалов в следственные органы обычно предшествует собирание соответствующих материалов о деятельности указанной группы органом дознания. При этом на стадии такого сбора материалов необходимо, чтобы органы дознания, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, взаимодействовали с соответствующими службами других правоохранительных органов, располагающих нужной информацией, и использовали данные регистрационных государственных органов. Такие органы также могут обладать необходимыми для расследования сведениями, ибо организованные группы активно оперируют материальными активами, вкладывают эти средства в движимое и недвижимое имущество, которое затем закладывается, продается, передается и пр. Органам дознания желательно взаимодействовать не только с родственными подразделениями других правоохранительных органов, но и со службами безопасности банков и частными детективными службами, ибо у этих служб, проводящих разведывательную работу по проверке клиентов банка, накапливается свой информационный материал, в том числе и о деятельности ОПГ в кредитно-финансовой сфере.


Анализируя поступившие от финансовых организаций материалы, следователь должен обратить внимание на следующее:

а) все ли необходимые документы, свидетельствующие о противоправности деяния, с учетом особенностей каждого вида преступлений данной группы представлены;

б) подлинные ли эти документы или представлены их копии;

в) есть ли в материалах объяснения работников банка, подтверждающие факты правонарушения.

Следователю целесообразно иметь и общую справку с описанием конкретных фактов с указанием лиц, которые располагают информацией о них с указанием их координат (телефонов, адресов). На этой стадии необходимо тщательно с участием специалистов собрать нормативный материал, регламентирующий расследуемую сферу финансовой деятельности.

Вместе с тем следователи уже на стадии анализа поступившей первичной информации должны обратить внимание на то, нет ли в ней признаков организованной преступной деятельности, совершаемой организованной группой. Таковыми по указанным делом могут быть: тщательная продуманность и весьма высокий профессионализм ее совершения; невозможность ее осуществления одним лицом без существования и действия организованной структуры; характер направленности преступной акции (связан с получением крупных денежных сумм); сведения о вероятной связи между коммерческими, государственными и банковскими структурами в рамках преступной акции; хитроумные изощренные и быстрые способы реализации преступно полученных денежных сумм и материальных ценностей; давление на следователя уже на степени изучения первичных материалов с целью побуждения его к отказу в возбуждении уголовного дела и др.

При наличии в поступивших первичных материалах достоверных признаков того или иного вида финансовых преступлений, и особенно совершенных ОПГ, целесообразно возбудить уголовное дело и начать расследование. Расследование может быть начато с проведения операции по взятию с поличным. Но в любом случае все действия следователя после возбуждения уголовного дела на всех этапах его расследования должны быть тщательно спланированы. По такого рода делам это требование имеет особое значение.


План расследования

на первоначальном этапе должен быть сориентирован на проверку достоверности, уточнение фактических данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, собирание новых фактических данных и предупреждение возможных попыток заинтересованных лиц скрыть следы преступления. Следственные версии выдвигаются с учетом имеющегося первичного материала по поводу невыясненных обстоятельств о виновных лицах, мотивах и целях их действий, способах совершения преступления и т.д.


План дальнейшего расследования должен предусматривать не только последующие действия по еще не законченным проверкой версиям, но и выдвижение, и проверку других возможных версий. Например, ограничивается ли расследуемое преступление теми фактами, по поводу которых оно было возбуждено, или это только часть его эпизодов. Такая версия всегда возникает при установлении, что расследуемое преступление совершено ОПГ.