ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 11201

Скачиваний: 97

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция 16.

ПРОЯВЛЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ

16.1. Татуировки «опущенных»

Уголовное общество в местах лишения свободы живет в соответ-

ствии с жесткими законами иерархии и делится на определенное коли-

чество каст. Одним из способов сделать различия между кастами более

явными является нанесение татуировок. Татуировка означает принад-

лежность ее владельца к рангу тюремной элиты или "шестёрок", "пету-

хов" и т. д. Татуировки могут наносить себе "по наивности" и подрост-

ки, даже не понимая их значения, так как вне уголовной субкультуры

их тематика рассматривается как совершенно безобидная. Однако в уго-

ловной среде татуировки имеют строго определенное значение, опреде-

ляющее место носителя татуировки в иерархической лестнице уголов-

ного мира. Например, лагерным изгоям, так называемым "обиженным"

или "опущенным", после акта сексуального насилия над ними татуи-

ровки наносят насильно, в любом случае против воли отверженного. В

то время, когда многие современные уголовники стараются не иметь

особых примет, от нанесения татуировок "опущенному" нельзя отка-

заться. В этом и заключается криминалистическая ценность выявле-

ния таких татуировок.

Сексуальное насилие в местах лишения свободы существовало все-

гда, но в нашей стране этот вид преступлений процветает благодаря

отсутствию соответствующей поправки к УК РФ, которая предусматри-

вала бы сексуальное насилие в местах лишения свободы как отягчаю-

щее вину обстоятельство. Процветает также благодаря равнодушию или

негласному одобрению представителей правоохранительных органов,

администраций колоний, отсутствию должной правоохранительной

деятельности общественных организаций.

По данным

 Овчинникова, в исправительном учреждении стро-

гого режима 65% от общего числа осуждённых лиц мужского пола всту-

пали в гомосексуальные связи. Из них активных гомосексуальных

партнеров было 78%, а пассивных - 28%. Для первых характерны мас-

кулинные черты внешности и строения тела, повышенная стеничность,

лидерские тенденции, жестокость, ревность. Для вторых - астениче-

ские или феминные формы тела, конформность. Межличностные отно-

шения на гомосексуальной почве являлись жестокими, заострённо-рев-

ностными, вплоть до жестоких убийств.

519


background image

Негласный статус гомосексуальных группировок строго регламен-

тирован как в мужских, так и в женских колониях. Осужденные, при-

бегающие к гомосексуальным контактам в качестве активных партне-

ров, обычно не считают себя гомосексуалами или бисексуалами. В их

понятии, они выполняют мужскую роль, и это не роняет мужского до-

стоинства, позволяет испытывать чувство высокого самоуважения и

оставаться на высоком уровне лагерной иерархии. В отличие от них,

пассивные партнеры (часто гетеросексуалы в обычной жизни) являют-

ся презренными и униженными, в местах лишения свободы они вы-

полняют самые грязные и тяжелые работы, убирают помещения, об-

стирывают других. Часть из них подвергается сексуальному насилию

уже в СИЗО, другая часть - в колониях.

Пассивных, т. е. "опущенных" мужчин можно подразделить на че-

тыре иерархически неравные группы:

1. "Открытые"  "девки", т. е. гомосексуальные проститутки. Они обыч-

но молоды, обладают красивой, привлекательной внешностью и нередко

находятся в фаворе у "авторитетов", могут влиять на их решения, на жизнь

отряда или колонии в целом. Так называемым "мужикам" это обидно, и

мы наблюдали весьма жестокие убийства таких "фавориток".

2. "Петухи" - презренные, наказанные за нарушение негласных

лагерных либо воровских законов. Например,

так называемые "крысы" - ворующие у своих,

поднимающие оброненные кем-то предметы и

вещи и т. д. Осужденные за совершение поло-

вых преступлений всегда, за исключением ред-

ких случаев, "опускаются" и становятся "пету-

хами". Кроме того, в эту категорию входят быв-

шие сотрудники милиции, осужденные и ока-

завшиеся в общих местах лишения свободы, а

также "стукачи" в случае их разоблачения, если

после разоблачения они остаются в живых.

3. "Законтаченные" - наказанные за "бес-

предел" авторитеты или "шестёрки", как пра-

вило, прежде пребывавшие на верхних ступе-

нях иерархической лестницы. Наказание может исходить от самих "пе-

тухов", от отчаявшихся осуждённых, над которыми издевается "бес-

пределыцик", и которые, объединившись, сообща применяют сексуаль-

ное насилие над "беспределыциком". Есть и другие способы "опуска-

ния", например, можно ночью помочиться на спящего, провести по его

губам половым членом и т. п.

 "контачат" и по не-

гласному указанию лагерной администрации, которая вступает в пре-

ступный сговор - своего рода торг с другими осужденными, выбранны-

ми для этой роли. "Законтаченный" теряет свой некогда высокий ста-

тус, с ним перестают считаться, он изгоняется со своих бытовых и рабо-

чих мест к "петухам". Отныне

 дело - сексуально обслуживать дру-

гих.

МЕНТОВСКАЯ

ИЗ ПРЕССХАТЫ

Татуировка

«опущенного»

информатора

520


background image

4. "Скрытые" - тайно сожительствующие под маской крепкой муж-

ской дружбы. Отношения партнеров основаны на взаимном доверии,

порядочности и осторожности, так как разоблачение этой связи приве-

дет к немедленному переводу разоблаченных в разряд "опущенных".

Мужские татуировки.

Татуировки у осужденных мужчин указывают на гомосексуальную

активность носителя татуировки или на принадлежность к пассивным

("опущенным").

Татуировки, указывающие на активность, иногда наносят заранее,

до лишения свободы в надежде сохранить этот статус в уголовной сре-

де, однако, этот трюк не всегда уберегает владельца татуировки от "опус-

кания". Так, советский "знак качества", нанесенный на половой член

или в его основании (у женщин - на лобок), обозначает активного го-

 а нанесенный на ягодицы, - пассивного.

Татуировка «кочегаров духовки»

 121 УК РСФСР «Мужеложство» )

Татуировка

«Дьявол, раздеваю-

щий женщину»

Татуировки продырявленной (кокцнутой)

посуды и улья с пчелами

Татуировка

«Маэстро минета»

Татуировками обычно помечают "опущенного", при этом татуиров-

ку чаще наносят сразу после опускания "натурала", причем в принуди-

тельном порядке. Встречаются своего рода и зачатки "демократии". На-

521


background image

Татуировки перстней

«опущенных»

пример, человек,

 орально-генитальныи контакт аналь-

ному, может попросить сделать татуировку "Маэстро минета", а не ка-

кую-нибудь другую, менее угодную ему. Татуировка "опущенного" мо-

жет изображать кровоподтек на нижнем веке глаза; розеточки, звезды,

пчелинный улей или чёрта-кочегара (так называемый "Кочегар духов-

ки") на ягодицах; дьявола, раздевающего женщину (на бедре) или чёр-

та за иным занятием, "кокцнутую", т. е. специально продырявленную

посуду.

Осужденным за сек-

суальное насилие или

развратные действия

чаще на ягодицы или

иные участки тела (на

спину, грудь) наносятся

изображения чертей, го-

ловы свиньи, нередко с

указанием соответствую-

щей статьи Уголовного

кодекса и ее части (ранее

УК РСФСР, ныне УК

РФ). Так, в РСФСР на-

сильника маркировали

ст. 117 УК РСФСР, на-

пример, ч. 3 ст. 117 УК

обозначала, что человек

осужден за изнасилова-

ние несовершеннолетней

и т. д. Кроме того, на-

сильникам нередко на

кистях рук татуируется

нецензурная надпись, на

основной фаланге одно-

го из пальцев рук изо-

бражается перстень с пи-

ковой мастью или с тре-

мя крупными точками

на диагонально идущей

по центру перстня белой

полосе, по краям же это-

го перстня прорисовыва-

ются карточные пики.

После выхода на свободу

такой перстень подверга-

ется изменениям - обла-

датель перстня стремится

сделать его сплошным.

522


background image

Татуировка точки на губе (возле угла рта) означает "вафлёр, открой

рот!"; подобная точка может быть у наружного угла глаза. Скрипка со

смычком означает: "Маэстро минета". Эта же татуировка встречается и

у женщин, чаще всего - у проституток. Несколько музыкальных инст-

рументов означают "игру в ансамбле", т. е. приемлемость группового

секса. Духовые инструменты указывают на группового минетчика -

"автопоилку".

На спину или конечность лицу, вступающему

в преимущественные анально-генитальные кон-

такты в качестве пассивного партнера, наносят

татуировку, изображающую обнаженную женщи-

ну в накидке, обвитую змеей. Аналогичный смысл

имеет изображение на спи-

не рукопожатия с цветком

между ладонями.

"Универсалу" на спи-

ну или бедро насильствен-

но наносится корона с изображением четырех

карточных мастей ("Король всех мастей").

За воровство у своих "опускают" и татуиру-

ют рисунок крысы.

Татуировка

насильника

Татуировка

«крысы»

Женские татуировки.

В женских колониях существует примерно та же ситуация, что и в

мужских. Мужеподобные активные лесбиянки ("коблы") насилуют

приглянувшихся им молодых девушек и женщин ("ковырялок"), кото-

рые исполняют подчиненную роль. "Кобёл" принадлежит к лагерным

авторитетам, а "ковырялка" - к лагерным низам. Есть мнение, что до

1970-х годов под "ковырялками" понимались активные лесбиянки.

Возможно, что эта инверсия значения могла иметь место, но это мне-

ние противоречит воспоминаниям узников

 так, В. Гроссман в

самиздатовском произведении

"Всё течёт" писал: "А рядом воз-

никали потерянные, жалкие суще-

ства - "ковырялки". "Коблу" сим-

волизирует изображение кабана,

обычно этот рисунок наносится на

спину. Спасательный круг и яхта

внутри него - также признак коб-

ла. Активные лесбиянки также

любят наносить себе татуировку с

изображением обнаженной жен-

щины, иногда глаза в треугольни-

ке (наносится на ягодицу) или гла-

за без треугольника, наносимого

на руку.

Татуировки «кобла»

523