ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11201
Скачиваний: 97
Лекция 16.
ПРОЯВЛЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ
16.1. Татуировки «опущенных»
Уголовное общество в местах лишения свободы живет в соответ-
ствии с жесткими законами иерархии и делится на определенное коли-
чество каст. Одним из способов сделать различия между кастами более
явными является нанесение татуировок. Татуировка означает принад-
лежность ее владельца к рангу тюремной элиты или "шестёрок", "пету-
хов" и т. д. Татуировки могут наносить себе "по наивности" и подрост-
ки, даже не понимая их значения, так как вне уголовной субкультуры
их тематика рассматривается как совершенно безобидная. Однако в уго-
ловной среде татуировки имеют строго определенное значение, опреде-
ляющее место носителя татуировки в иерархической лестнице уголов-
ного мира. Например, лагерным изгоям, так называемым "обиженным"
или "опущенным", после акта сексуального насилия над ними татуи-
ровки наносят насильно, в любом случае против воли отверженного. В
то время, когда многие современные уголовники стараются не иметь
особых примет, от нанесения татуировок "опущенному" нельзя отка-
заться. В этом и заключается криминалистическая ценность выявле-
ния таких татуировок.
Сексуальное насилие в местах лишения свободы существовало все-
гда, но в нашей стране этот вид преступлений процветает благодаря
отсутствию соответствующей поправки к УК РФ, которая предусматри-
вала бы сексуальное насилие в местах лишения свободы как отягчаю-
щее вину обстоятельство. Процветает также благодаря равнодушию или
негласному одобрению представителей правоохранительных органов,
администраций колоний, отсутствию должной правоохранительной
деятельности общественных организаций.
По данным
Овчинникова, в исправительном учреждении стро-
гого режима 65% от общего числа осуждённых лиц мужского пола всту-
пали в гомосексуальные связи. Из них активных гомосексуальных
партнеров было 78%, а пассивных - 28%. Для первых характерны мас-
кулинные черты внешности и строения тела, повышенная стеничность,
лидерские тенденции, жестокость, ревность. Для вторых - астениче-
ские или феминные формы тела, конформность. Межличностные отно-
шения на гомосексуальной почве являлись жестокими, заострённо-рев-
ностными, вплоть до жестоких убийств.
519
Негласный статус гомосексуальных группировок строго регламен-
тирован как в мужских, так и в женских колониях. Осужденные, при-
бегающие к гомосексуальным контактам в качестве активных партне-
ров, обычно не считают себя гомосексуалами или бисексуалами. В их
понятии, они выполняют мужскую роль, и это не роняет мужского до-
стоинства, позволяет испытывать чувство высокого самоуважения и
оставаться на высоком уровне лагерной иерархии. В отличие от них,
пассивные партнеры (часто гетеросексуалы в обычной жизни) являют-
ся презренными и униженными, в местах лишения свободы они вы-
полняют самые грязные и тяжелые работы, убирают помещения, об-
стирывают других. Часть из них подвергается сексуальному насилию
уже в СИЗО, другая часть - в колониях.
Пассивных, т. е. "опущенных" мужчин можно подразделить на че-
тыре иерархически неравные группы:
1. "Открытые" "девки", т. е. гомосексуальные проститутки. Они обыч-
но молоды, обладают красивой, привлекательной внешностью и нередко
находятся в фаворе у "авторитетов", могут влиять на их решения, на жизнь
отряда или колонии в целом. Так называемым "мужикам" это обидно, и
мы наблюдали весьма жестокие убийства таких "фавориток".
2. "Петухи" - презренные, наказанные за нарушение негласных
лагерных либо воровских законов. Например,
так называемые "крысы" - ворующие у своих,
поднимающие оброненные кем-то предметы и
вещи и т. д. Осужденные за совершение поло-
вых преступлений всегда, за исключением ред-
ких случаев, "опускаются" и становятся "пету-
хами". Кроме того, в эту категорию входят быв-
шие сотрудники милиции, осужденные и ока-
завшиеся в общих местах лишения свободы, а
также "стукачи" в случае их разоблачения, если
после разоблачения они остаются в живых.
3. "Законтаченные" - наказанные за "бес-
предел" авторитеты или "шестёрки", как пра-
вило, прежде пребывавшие на верхних ступе-
нях иерархической лестницы. Наказание может исходить от самих "пе-
тухов", от отчаявшихся осуждённых, над которыми издевается "бес-
пределыцик", и которые, объединившись, сообща применяют сексуаль-
ное насилие над "беспределыциком". Есть и другие способы "опуска-
ния", например, можно ночью помочиться на спящего, провести по его
губам половым членом и т. п.
"контачат" и по не-
гласному указанию лагерной администрации, которая вступает в пре-
ступный сговор - своего рода торг с другими осужденными, выбранны-
ми для этой роли. "Законтаченный" теряет свой некогда высокий ста-
тус, с ним перестают считаться, он изгоняется со своих бытовых и рабо-
чих мест к "петухам". Отныне
дело - сексуально обслуживать дру-
гих.
МЕНТОВСКАЯ
ИЗ ПРЕССХАТЫ
Татуировка
«опущенного»
информатора
520
4. "Скрытые" - тайно сожительствующие под маской крепкой муж-
ской дружбы. Отношения партнеров основаны на взаимном доверии,
порядочности и осторожности, так как разоблачение этой связи приве-
дет к немедленному переводу разоблаченных в разряд "опущенных".
Мужские татуировки.
Татуировки у осужденных мужчин указывают на гомосексуальную
активность носителя татуировки или на принадлежность к пассивным
("опущенным").
Татуировки, указывающие на активность, иногда наносят заранее,
до лишения свободы в надежде сохранить этот статус в уголовной сре-
де, однако, этот трюк не всегда уберегает владельца татуировки от "опус-
кания". Так, советский "знак качества", нанесенный на половой член
или в его основании (у женщин - на лобок), обозначает активного го-
а нанесенный на ягодицы, - пассивного.
Татуировка «кочегаров духовки»
121 УК РСФСР «Мужеложство» )
Татуировка
«Дьявол, раздеваю-
щий женщину»
Татуировки продырявленной (кокцнутой)
посуды и улья с пчелами
Татуировка
«Маэстро минета»
Татуировками обычно помечают "опущенного", при этом татуиров-
ку чаще наносят сразу после опускания "натурала", причем в принуди-
тельном порядке. Встречаются своего рода и зачатки "демократии". На-
521
Татуировки перстней
«опущенных»
пример, человек,
орально-генитальныи контакт аналь-
ному, может попросить сделать татуировку "Маэстро минета", а не ка-
кую-нибудь другую, менее угодную ему. Татуировка "опущенного" мо-
жет изображать кровоподтек на нижнем веке глаза; розеточки, звезды,
пчелинный улей или чёрта-кочегара (так называемый "Кочегар духов-
ки") на ягодицах; дьявола, раздевающего женщину (на бедре) или чёр-
та за иным занятием, "кокцнутую", т. е. специально продырявленную
посуду.
Осужденным за сек-
суальное насилие или
развратные действия
чаще на ягодицы или
иные участки тела (на
спину, грудь) наносятся
изображения чертей, го-
ловы свиньи, нередко с
указанием соответствую-
щей статьи Уголовного
кодекса и ее части (ранее
УК РСФСР, ныне УК
РФ). Так, в РСФСР на-
сильника маркировали
ст. 117 УК РСФСР, на-
пример, ч. 3 ст. 117 УК
обозначала, что человек
осужден за изнасилова-
ние несовершеннолетней
и т. д. Кроме того, на-
сильникам нередко на
кистях рук татуируется
нецензурная надпись, на
основной фаланге одно-
го из пальцев рук изо-
бражается перстень с пи-
ковой мастью или с тре-
мя крупными точками
на диагонально идущей
по центру перстня белой
полосе, по краям же это-
го перстня прорисовыва-
ются карточные пики.
После выхода на свободу
такой перстень подверга-
ется изменениям - обла-
датель перстня стремится
сделать его сплошным.
522
Татуировка точки на губе (возле угла рта) означает "вафлёр, открой
рот!"; подобная точка может быть у наружного угла глаза. Скрипка со
смычком означает: "Маэстро минета". Эта же татуировка встречается и
у женщин, чаще всего - у проституток. Несколько музыкальных инст-
рументов означают "игру в ансамбле", т. е. приемлемость группового
секса. Духовые инструменты указывают на группового минетчика -
"автопоилку".
На спину или конечность лицу, вступающему
в преимущественные анально-генитальные кон-
такты в качестве пассивного партнера, наносят
татуировку, изображающую обнаженную женщи-
ну в накидке, обвитую змеей. Аналогичный смысл
имеет изображение на спи-
не рукопожатия с цветком
между ладонями.
"Универсалу" на спи-
ну или бедро насильствен-
но наносится корона с изображением четырех
карточных мастей ("Король всех мастей").
За воровство у своих "опускают" и татуиру-
ют рисунок крысы.
Татуировка
насильника
Татуировка
«крысы»
Женские татуировки.
В женских колониях существует примерно та же ситуация, что и в
мужских. Мужеподобные активные лесбиянки ("коблы") насилуют
приглянувшихся им молодых девушек и женщин ("ковырялок"), кото-
рые исполняют подчиненную роль. "Кобёл" принадлежит к лагерным
авторитетам, а "ковырялка" - к лагерным низам. Есть мнение, что до
1970-х годов под "ковырялками" понимались активные лесбиянки.
Возможно, что эта инверсия значения могла иметь место, но это мне-
ние противоречит воспоминаниям узников
так, В. Гроссман в
самиздатовском произведении
"Всё течёт" писал: "А рядом воз-
никали потерянные, жалкие суще-
ства - "ковырялки". "Коблу" сим-
волизирует изображение кабана,
обычно этот рисунок наносится на
спину. Спасательный круг и яхта
внутри него - также признак коб-
ла. Активные лесбиянки также
любят наносить себе татуировку с
изображением обнаженной жен-
щины, иногда глаза в треугольни-
ке (наносится на ягодицу) или гла-
за без треугольника, наносимого
на руку.
Татуировки «кобла»
523