ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 1143

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дворянчиков Н.В., Логунова О.А.
ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ СЕРИЙНЫХ СЕКСУАЛЬНЫХ УБИЙЦ.

Аналитический обзор зарубежной литературы.
М., 2010.

 



Дворянчиков Н.В., Логунова О.А.
ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ СЕРИЙНЫХ СЕКСУАЛЬНЫХ УБИЙЦ.

Аналитический обзор зарубежной литературы.
М., 2010.

 








СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Аналитический обзор зарубежных источников по теме «Личность и поведение серийных сексуальных убийц»

Анализ основных направлений зарубежных и отечественных исследований по теме «Личность и поведение серийных сексуальных убийц»

Заключение

Список использованной литературы








ВВЕДЕНИЕ

Феномен серийных сексуальных убийств относится к области междисциплинарных исследований, а личность и поведение преступников, совершивших данные убийства, является объектом изучения ряда наук.

Представления о личностных и поведенческих особенностях преступников выше указанной категории формировались в рамках таких научных дисциплин, как криминология, криминалистика, психиатрия, психология.

К настоящему времени накоплен большой объем знаний, полученных отечественными и зарубежными специалистами, касающихся как теоретических, так и прикладных аспектов изучения серийных сексуальных убийств и лиц, их совершивших.

В рамках теоретических исследований разрабатывались вопросы понятия и признаков серийных сексуальных убийств, структуры и типологии личности серийных сексуальных убийц, механизмов формирования криминальной сексуальной агрессии, моделей анализа преступного поведения.

Исследования прикладного характера, проводимые в контексте решения задач криминального профилирования, были направлены на выявление устойчивых связей между особенностями личности серийного сексуального убийцы и характеристиками его криминальной деятельности, получение данных о степени его поведенческого постоянства в серии, совершенствование методики составления профиля личности преступника.

В предлагаемом обзоре собраны сведения из литературных источников, представляющие как теоретический, так и практический интерес, полученные как в процессе научного обобщения и систематизации ранее опубликованных данных, так и на основе анализа результатов конкретных эмпирических исследований.







АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ СЕРИЙНЫХ СЕКСУАЛЬНЫХ УБИЙЦ»

Skrapec C. Defining Serial Murder: A Call for a Return to the original Lustmörd. California State University, Fresno. Journal of Police and Criminal Psychology, 2001, Volume 16, Number 2, p. 10—22.

 

Шкрапец К. Определение серийного убийцы: Возвращаясь к первоначальному определению сладострастного убийцы. Калифорнийский университет, Фресно. Журнал полицейской криминальной психологии, 2001, выпуск 16, № 2, с. 10—22.

 

Ключевые слова: множественное убийство; массовое убийство; спонтанное убийство; серийное убийство; признаки серийного убийства.


 

В работе проводится анализ многочисленных литературных источников, дающих определение серийных убийств, указывается на отсутствие единства в трактовке авторами этого термина, что создает трудности в сопоставлении информации об указанном виде преступлений, представленной в научных трудах различных исследователей.

Изучается история возникновения данного термина. Анализируются критерии, дифференцирующие феномен серийного убийства от других видов множественных убийств. Множественное убийство характеризуется, как убийство некоторого числа людей, совершенное одним и тем же человеком. Этот термин включает в себя отличные друг от друга виды: массовое, спонтанное (азартное, цепное) и серийноеубийства.

Автором статьи уточняются существенные критерии, которые должны лежать в основе дефиниции «серийное убийство». Опорой для выдвижения таких критериев является толкование серийного убийства, разработанное С. Эггером (Egger S., 1998) для использования правоохранительными органами. Серийное убийство происходит в случае, если: 1) одно или более лиц совершает второе и/или последующие убийства; 2) нет никаких предшествующих отношений между жертвой и нападающим; 3) повторные преступления различны по времени их совершения и не имеют никакой видимой связи с первоначальным преступлением; 4) обычно совершаются в различных географических точках. Более того, 5) мотив не подразумевает материальную выгоду и обусловлен желанием убийцы властвовать и доминировать над своими жертвами; 6) жертвы могут иметь символическое значение для убийцы и/или не иметь никакого особого значения. В большинстве случаев они не способны защитить себя или призвать других к помощи, или воспринимаются как беспомощные, учитывая обстановку, место, время или их статус в пределах территории, где совершается преступление. К числу таких лиц могут относиться бродяги, бездомные, проститутки, мигранты, гастарбайтеры, люди нетрадиционной ориентации, потерявшиеся дети, одинокие женщины (без сопровождения кого-либо), престарелые женщины, студенты колледжей и госпитальные пациенты.

Автор работы в качестве основополагающих предлагает рассматривать такие критерии для определения серийного убийства, как наличие временного интервала между преступлениями, минимальное количество жертв, мотивационные доминанты преступника. Время — ключевой критерий, дифференцирующий виды множественных убийц. При массовом убийстве преступники убивают большое количество людей за один раз (однократно). При азартном (цепном) убийстве жертв убивают в пределах небольшого интервала времени, преступления, являясь частями неразрывной последовательности событий, непрерывны. В отличие от двух предшествующих, серийное убийство повторяется через определенный промежуток времени — период психологического «затишья».


В качестве критерия числа жертв, автор статьи, в целях получения достоверности информации по серийным убийцам, предлагает минимум трех жертв.

Мотив серийного преступления, независимо от контекста совершенного преступления, связан с личным желанием убить. Серийные убийцы — это те, кто убивают во имя себя самих, для кого убийство является первоначальной целью. Автором выделяются категории обще уголовного и серийного сексуального убийцы.

В завершении статьи автором предлагается собственная дефиниция: серийное убийство трактуется как три или более связанных между собой убийства, совершенные как разрозненные события одним и тем же человеком в течение расширенного периода времени, для которых свойственен первоначальный мотив получения личного удовлетворения.

 

 

Morgenbesser L., Kocsis R. Sexual Homicide. An Overview of Contemporary Empirical Research / R. N. Kocsis. Serial Murder and the Psychology of Violent Crimes, 2008, p. 103—117.

 

Моргенбессер Л., Коксис Р.

Сексуальные убийства человека. Обзор современных эмпирических научных исследований / В кн:. Коксис Р. Серийное убийство и психология насильственного преступления, 2008, с. 103—117.

 

Ключевые слова: типологии серийных убийц; мотивационная модель серийных убийц; модель «управления травмой».

 

В главе представлен краткий обзор эмпирических научных исследований, проведенных за последние два десятилетия по теме сексуальных убийств с краткими комментариями по существенным аспектам проведенных работ.

При определении феномена сексуального убийства автор опирается на дефиницию, предлагаемую Д. Дугласом (Douglas J., 2006), в соответствие с которой сексуальное убийство всегда подразумевает сексуально окрашенную деятельность. Причем степень проявления и содержание этой деятельности зависит от преступника и может варьировать от действительного насилия, связанного с половым актом с жертвой (до или после смерти), до насилия символического, посредством введения инородных предметов в отверстия тела жертвы.

В данном обзоре рассматриваются результаты исследований, проводимых в рамках криминологического (MacDonald D., 1984; Beech A., 2005; Proulx J., 2002, 2005, 2006; Schlesinger L., 1999, 2001, 2004); криминалистического (Ressler R., 1988; Douglas. D., 1988, 2006; Burgess A., 1986; Gerard. F.; 2007; Godwin G., 1999, Hickey E., 2002, 2006; Kocsis R., 2002, 2006; Safarik M., 2002; Salfati G., 2002, 2006; Meloy J., 1994, 2000; Myers W., 2002, 2003, 2004); психолого-психиатрического (Firestone P., 1998, Langevin R., 1988, 2003, 2006; Porter S., 2003; Briken P., 2005, 2006) подходов.

В работах криминологического направления исследовались личностные особенности серийных сексуальных убийц, разрабатывались представления о классификации различных видов преступников, изучались факторы, влияющие на формирование криминальной агрессии. Так, А. Бич (Beech A.), исследовавший в Великобритании лиц, отбывающих наказание за совершение убийств на сексуальной почве, предложил модель «имплицидных теорий», рассматривающей отличительные признаки сексуальных убийц. В частности, Бич отметил, что сексуальные убийцы отличаются по трем мотивационным признакам, в соответствии с которыми могут быть проклассифицированы, как: мотивируемые обидой, мотивируемые сексом и садистические убийства.


Д. Макдональд (MacDonald D.), изучавший в Департаменте службы коррекции штата Нью-Йорк 50 преступников, совершивших сексуальное насилие и убийство (покушение на убийство), выявил ряд факторов, повлиявших на развитие «криминальной карьеры» сексуальных убийц: наличие в прошлом истории преступлений на сексуальной почве, совершение в прошлом насильственных, не сексуальных преступлений, факты злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Л. Шлезингер (Schlesinger L.) на основе анализа данных по 52 серийным убийствам проследил динамику криминальной биографии серийных сексуальных убийц, выявил факторы риска, указывающие на предрасположенность лиц к данному виду преступлений. Его работа интересна с точки зрения возможности прогноза перспектив криминальной деятельности будущих сексуальных убийц.

Д. Проулкс (Proulx J.), обследовавший 40 сексуальных убийц-заключенных тюрем в провинции Квебек в Канаде, разработал типологию преступников, дифференцирующих различные стили их поведения. При «садистическом» стиле преступники выбирали незнакомых жертв, планировали свои криминальные действия, совершали преступление более чем за 30 минут, использовали в отношении жертв средства физического ограничения, унижения и пыток, чаще прятали тела своих жертв. Преступники «гневного» стиля совершают убийства за время меньше 30 минут, для них нехарактерна преднамеренность, физические ограничения, оскорбления и увечья жертв. Они чаще оставляют тела жертв на месте преступления.

Изучению паттернов поведения серийных убийц на месте преступления посвящены работы специалистов в области криминального профилирования, связанные с решением практических задач по раскрытию и расследованию преступлений. Одно из самых ранних исследований проводили сотрудники ФБР — Р. Ресслер, Д. Дуглас, А. Бюргесс (Ressler R., Douglas J., Burgess A.). Эта научная работа началась с исследования 36 сексуальных убийц, заключенных в тюрьмы США, совершивших как единичные, так и серийные преступления. Итогом этой работы явилась разработка мотивационной модели сексуальных убийц, а также дихотомной типологии преступников и преступлений, предполагающей различие в уровнях поведенческой сложности, проявляемой в криминальной деятельности. В рамках этой дихотомии выделены категории организованных и неорганизованных преступлений. Организованные характеризует преступления, включающие преднамеренность и планирование с соответствующими организационными признаками. Неорганизованные отражают спонтанные, незапланированные формы поведения преступников с соответствующими признаками нарушений, которые наблюдаются у преступников.

Другим, важным для развития криминального профилирования исследованием явилась работа Г. Годвина (Godwin G.), проведшего анализ 96 случаев серийных убийств в Северной Америке. В комбинации с проведением статистического анализа различных демографических данных по преступникам, исследование выявило 4 поведенческих аспекта: когнитивный объект (цель), аффективный (эмоциональный) объект, когнитивное средство (стиль), эмоциональное средство (стиль). Когнитивный целевой паттерн указывает на преступника-садиста, планирующего свое преступление, аффективный — характеризует преступный паттерн, когда преступник имеет эмоциональную связь с жертвой-объектом. Когнитивный стиль проявляется в контролируемой садистической агрессии, аффективный — в тотально незапланированной эмоциональной атаке.


Бельгийский исследователь Ф. Джерард (Gerard F.) собрал данные по 33 сексуальным убийцам. Это исследование было направлено на комбинированное изучение поведенческих паттернов преступника в криминальной ситуации и типологически демографических характеристик убийц. Результатом этого анализа стала разработка двух типов убийств, которые получили название оппортунистически-импульсивного и садистски-расчетливого. Первый тип поведения характерен для спонтанного типа преступника, действующего с минимальной рефлексией. Второй тип проявляется в планирующем стиле с элементами садизма.

Ученый Д. Мелой (Meloy J.), изучивший 38 серийных убийц, заключенных в тюрьму или специализированные госпитали в штатах Калифорнии, Флориды, Иллинойса, Массачусетса, Колумбии США, классифицировал серийные убийства на «компульсивные» и «кататимные». «Компульсивные» описываются как преступления, для которых характерны организованные места преступлений. У лиц, их совершивших, выраженный сексуальный садизм и антисоциальные/нарциссические проявления личностных расстройств. Они хронически эмоционально обособленные, с выраженными чертами психопатии, автономно гиперреактивны. «Кататимные» — характеризуются неорганизованными местами преступлений, у лиц, их совершающих — нарушения настроения, шизоидные нарушения личности. Они умеренно психопатичны, имеют в прошлом физическую (или сексуальную) травму.

Еще одно исследование сексуальных убийств, проводимое в контексте разработки методов криминального профилирования, представлено работой Р. Коксиса (Kocsis R.). Он проанализировал данные 85 сексуальных убийств в Австралии, сосредоточив внимание, главным образом, на поведенческих паттернах на месте преступления. Им было выделено 4 кластера поведения: «хищника», «насильника», «неистового», «извращенца». Для хищника характерно проявление в поведении садистической составляющей, для «неистового» — избыточная жестокость, для «насильника» — сексуальная насилие над жертвой, для «извращенца» — аномальность сексуальной мотивации.

В работах Г. Салфати (Salfati G.), изучавших связь криминального поведения с характером криминальной агрессии, была представлена модель «инструментальной»и «экспрессивной» агрессии. При инструментальной агрессии — жертва используется как средство, посредством которого преступник достигает желаемого (мотив личной выгоды), при экспрессивной — жертва-цель, которой преступник хочет нанести вред, причинить боль (мотив нанесения максимального вреда). Данная модель рассматривалась применительно к разным видам преступлений, в том числе и серийным сексуальным убийствам.

Критически проанализировав информацию по серийным убийствам, собранную за два десятилетия, исследователь Е. Хиккей (Hickey E.), предпринял попытку проинтерпретировать статистически выявленные паттерны поведения преступников. Данный автор предложил «модель управления травмой», которая, учитывая комплекс факторов формирования серийного убийцы, дает объяснение развитию его карьеры.