ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10808

Скачиваний: 96

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1. Имелось ли у гражданина изначальное психическое расстройство,

облегчившее его приобщение к какой-либо

 религии?

2. Имеется ли прямая причинно-следственная связь религиозного

воздействия (в том числе традиционного в данной местности куль-

та) с развитием или усугублением психического расстройства? Если

да, то какого расстройства?

В некоторых случаях потерпевшего целесообразно направить на

судебно-медицинскую экспертизу для выявления наличия или отсут-

ствия телесных повреждений и установления связанного с ними вреда

 здоровью.

Диагностику ранее существовавшего психического расстройства,

наличие прямой причинно-следственной связи религиозного воздей-

ствия с развитием или усугублением психического расстройства осуще-

ствляют судебные психиатры. Но для оценки тяжести причиненного

вреда здоровью необходимо заключение судебного медика с участием

психиатра, что следует из ныне отмененного, но ничем не заменённого

приказа МЗ РФ № 407 от 1996 г. и из ранее действовавших Правил

определения степени тяжести телесных повреждений (приказ № 1208

от 1978 г.).

Кроме того, могут встать вопросы о ритуальном сексуальном наси-

лии над лицом, находившимся в беспомощном состоянии, обусловлен-

ном психическим заболеванием, невменяемостью (ст. 131 или 132 УК

РФ); о преступлениях, предусмотренных ст. 134 и 135 УК РФ; о мошен-

ничестве (ст. 159 УК РФ) со стороны организатора секты.

Возбуждение уголовного дела по ст. 135 УК РФ, в отличие от

указанных, проблематично и, скорее всего, неправомерно из-за неясно-

сти и субъективности самого понятия "развратные действия"; из-за

очевидного, как правило, отсутствия вины в виде прямого умысла,

направленного на совершение развратных действий. Нелогично думать,

что целью приобщения родителями своего ребенка к религии, предпо-

лагающей сакральный натуризм, было сексуальное удовлетворение

взрослого или "полового инстинкта" ребенка. Цель обычно очевидна и

проста - приобщение ребенка к религиозному культу, исповедуемому

 членами семьи. Иное дело - надругательство над ребенком в

секте сатанинской направленности.

Мы уверены, что в перспективе лицо нашего общества будут опреде-

лять более образованные, а потому и более терпимые люди, при этом

господствующая идеология не сможет иметь столь прискорбно мощно--

 влияния на умы специалистов, как ныне. Нам же остается лишь

проводить работу по дальнейшему объективному изучению культов,

пугающих общество своей неясностью.

189


background image

Лекция 7.

АУТОЭРОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 только что изобрел новый способ

мастурбации",

 -

 задумчиво сказал он,

разглядывая в своих руках яблоко с

дыркой по его центру".

Генри Миллер

7.1. Инфантильная сексуальность

Мир уединённости человека многообразен, духовно насыщен не толь-

ко сугубо бытовыми мыслями, но и отвлечёнными от утомительной

повседневности мечтами и фантазиями, в том числе на сексуальные

темы. Не всегда осознавая свои сексуальные потребности, даже не все-

гда имея явные сексуальные фантазии, люди в естественном стремле-

нии к получению удовлетворения, нередко сначала противодействуя

этому стремлению, начинают стимулировать свои половые органы и

другие части тела в поисках психосексуальной разрядки, то есть мас-

турбируют.

По определению

 Дерягина, мастурбация есть

 процесс получе-

ния сексуального удовольствия и психосексуальной разрядки путём

намеренного, чаще мануального

 или взаимного стимулирования

эрогенных зон и (или) сексуального самостимулирования психики.

Мастурбация сопутствует человеческой жизни с раннего детства;

большинство людей занимается ею на протяжении всей жизни, то чаще,

то реже, периодически забрасывая или возобновляя её, часто независи-

мо от доступности или недоступности сексуального партнёра. Инфан-

тильная сексуальная цель - получение удовлетворения от раздраже-

ния избранной эрогенной зоны, при этом важным моментом является

повторяемость удовлетворения.

3. Фрэйд различал три фазы инфантильной мастурбации. Первая

относится к младенческому возрасту, вторая к кратковременному рас-

цвету сексуальных проявлений в дошкольном возрасте, начиная с че-

тырех лет, третья соответствует началу полового созревания, которая

обычно и принимается во внимание окружающими.

Самая первая и важная эрогенная зона - губы и слизистая обо-

лочка полости рта. У младенца она связана с сосательным рефлек-

сом, позволяющим ребенку получать пищу. Так как центры головно-

го мозга, ответственные за получение удовольствия от приема

посредством сосания и эрогенный, расположены рядом, возбуждение

с одного распространяется на другой. У младенца это проявляется

эрекцией полового члена или клитора в момент сосания. Этот инфан-

тильный механизм получения сексуального удовольствия у

 |

190


background image

 людей сохраняется на всю жизнь, проявляясь поцелуями и фел-

ляцией.

Потребность в получении удовлетворения путем сосания столь ве-

лика, что младенец сосет все, что ему подвернется. Природа предусмот-

рела запасные варианты выживания младенцев приматов, оказавших-

ся в экстремальной ситуации. У них источником пищи в младенческом

возрасте может быть не только материнская грудь, но и половой член

опекуна, так как белково-витаминный концентрат спермы вполне мо-

жет заменить материнское молоко. Этот ярко архаичный характер вы-

живания младенцев и их последующего роста сохранился у людей до

 сих пор в неосознанном виде, проявляется в жизни некоторых прими-

тивных обществ. В последующей жизни удовлетворение от приема пищи

и от секса становятся взаимозаменяемыми, напряжение от неудовлет-

воренной сексуальности может сниматься поглощением пищи. Антро-

пофагия (каннибализм) у серийного сексуального убийцы, по своей сути,

является продолжением сексуальных действий, направленных на удов-

летворение.

Довольно быстро эрогенная зона рта младенца передает свою раз-

дражимость иным участкам тела. Теперь для получения удовлетворе-

ния присоединяются мускульные действия. Так ребенок знакомится с

удовлетворением, исходящим от гениталий, что, собственно, и начина-

ет восприниматься взрослыми как мастурбация.

Описаны наблюдения мастурбации у детей в возрасте от 7 месяцев

до 2 лет, которые тёрлись гениталиями о различные предметы, их дви-

жения

 копулятивные. Сопровождающие такую мастурба-

цию звуки и вегетативные реакции родители склонны воспринимать

как признаки брюшной боли, иной патологии, что влечет обращение к

врачам, прохождение совершенно ненужных диагностических тестов и

лечения.

На возраст начала мастурбации, её частоту, потребность в этом за-

нятии оказывают большое влияние социальные факторы, обстоятель-

ства жизни. Чрезмерная мастурбация в раннем детском возрасте неред-

ко нарождается из-за отсутствия родительской физической ласки, эмо-

 контакта с близкими. В таких случаях её

можно расценивать как условно-сексуальную привычку. Мастурбация,

иная сексуальная деятельность раннего детского дошкольного возрас-

та, являясь обязательным этапом нормальной половой социализации,

 большинстве случаев забывается благодаря механизму инфантиль-

ной амнезии, но остается в подсознании, влияя на развитие и проявле-

ния сексуальности в последующем.

В настоящее время признано, что заместительная мастурбация взрос-

лых и подростковая мастурбация периода юношеской гиперсексуаль-

ости не являются ни полезной, ни вредной относительно биологиче-

 и социального качества жизни, а со стороны психоэмоциональ-

 Разрядки признан её положительный эффект. Установлено, что

 и подростковый мастурбаторный опыт никак не связан с ком-

191


background image

муникативными успехами или неудачами, сексуальным удовлетворе-

нием, темпом сексуального созревания и какими-либо сексуальными

успехами или неудачами в последующем. В немолодом возрасте мас-

турбация полезна, так как снимает застойные явления в органах мало-

го таза, в том числе в предстательной железе и семенных пузырьках,

предотвращая их патологию.

На формирование будущих сексуальных дисфункций, например

фригидности у женщин, в первую очередь имеет огромное влияние ро-

дительское воспитание, а не ранняя мастурбация, о чём говорят срав-

нительные исследования. Никогда не испытывавшие оргазма женщи-

ны достоверно более подвержены влиянию мифических заблуждений

относительно проявлений сексуальности, отрицательно относятся к

мастурбации и испытывают по её поводу выраженное чувство вины. По

данным A.M. Свядоща, среди женщин, мастурбировавших до начала

половой жизни, аноргазмия встречалась в три раза реже, чем среди

женщин, никогда не занимавшихся ею.

К. Имелинский в мастурбации видел лишь одну отрицательную сто-

рону: закрепление определённых стереотипов при мастурбации может

создать своеобразный "код", в соответствии с которым и будет проте-

кать весь цикл сексуальных реакций у человека. Любое отступление от

"закодированного" стереотипа сексуальных реакций тормозит эти ре-

акции или искажает их, что чревато партнёрской дисгармонией и не-

вротизацией.

Мастурбация встречается и в животном мире, причём у самцов чаще,

чем у самок. Она наблюдается у приматов, собак, котов, крыс, кроли-

ков, морских свинок, обезьян, китообразных и других млекопитаю-

щих.

7.2.

 аспекты мастурбации

На отношение к мастурбации в западном обществе огромное влия-

ние оказала Библия, согласно которой (Быт. 38: 8-10):

 знал, что семя будет не ему;  потому, когда входил к

жене брата своего, изливал

 землю, чтобы не дать семени

брату своему. Зло было перед очами Господа то, что он делал».

О каком зле конкретно идёт речь? О прерванном половом акте (coitus

interruptus) или о мастурбации? Из самого текста Библии видно, что

излитие семени на землю совершалось не где-либо и когда-либо вне

вхождения к женщине, а когда Онан "входил" к невестке, то есть в

процессе совершения полового акта с ней, так как благопристойное

"входил" смягчает грубое описание полового акта. Следовательно, Онан

не мастурбировал, а "изливал на землю" в процессе полового акта,

192


background image

прерывая его. Но "зло было" не в самом факте излития спермы вне

влагалища, а в ослушании Онана, в умышленном нарушении закона

левирата, по которому деверь был обязан оплодотворять овдовевшую

невестку, за это он и понёс наказание смертью.

Тем не менее, для христианской церкви семяизвержение вне поло-

вого акта всегда было грехом. В некоторых странах Европы до XI века

за непроизвольную поллюцию накладывалась епитимья: семь дней

поста; а если имела место мастурбация, пост длился двадцать дней.

Наказание усугублялось, если мастурбация совершалась в церкви, пе-

ред святыми образами. Монах, мастурбировавший в церкви, должен

 был поститься до 30, а согрешивший епископ - до 50 дней. С XI века за

поллюцию (непроизвольная физиологическая реакция организма) или

мастурбацию могла быть наложена епитимья в виде самобичевания

для монахов или бичевание приходским священником для мирян.

Вместо бичевания при поллюции можно было петь покаянные псал-

мы. Мужчина, у которого произошла поллюция, должен был немед-

ленно встать с постели и пропеть семь псалмов, а наутро - ещё трид-

цать.

В Европе, пожалуй, лишь в античном мире мастурба-

ция была не грехом, а наслаждением. В древнегреческой

литературе содержится множество упоминаний о ней. По-

чти весь ассортимент современных секс-шопов был приду-

ман в древности. Например, древний Милет - город на

побережье Малой Азии (ныне Измир) был центром произ-

водства и экспорта приспособлений для мастурбации и,

самое главное, того, что греки называли олисбосом, то есть

искусственного полового члена. Материалы для производ-

ства олисбосов были разные: дерево, кожа, набитая вой-

локом, даже шлифованная терракота (глина) и т.д. Перед

применением такой заменитель члена рекомендовалось

обильно смазать оливковым маслом.

Термин "онанизм", возникший в 1710 г., - синоним

термина "мастурбация" - ввёл в широкий обиход в XVIII

веке лозаннский врач S.A. Tissot (Швейцария), который

 Олисбос

действия Онана интерпретировал как мастурбаторные. В

1760 г. он издал знаменательную, поворотную в истории

 вый).

сексологии книгу под названием "Об онанизме, или док-

 в. до н. э.

торская диссертация о болезнях, возникающих вследствие

 Длина

мастурбации", где впервые были изложены и наукоподоб-

 обоснованы выводы о чрезвычайном вреде мастурбации.

Сам термин "masturbation" был введён в английский язык

 при переводе с французского языка монографии S.A. Tissot.

S.A. Tissot связал необходимость сохранения спермы с древней сак-

ральной теорией немощи и умирания от её изначального недостатка

или потери (по этим представлениям, сперма заключает в себе жизнен-

ную силу, она является источником здоровья, жизненной активности,

193