ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 10781

Скачиваний: 96

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

необычайной силой, красотой, здоровьем и прочими лучшими качества-

ми. Конечно, такой обычай существовал у малых народов как выраже-

ние архаичного противодействия вырождению, стремление к улучше-

нию генофонда.

2. Религиозная проституция

 подразделяется на два вида:

1. Однократная религиозная проституция в честь какого-либо

божества

 заключалась в принесении в жертву божеству целомудрия

девушки, которая, соединяясь с телесным символом божества, лиша-

лась своей девственности.

2. Постоянная религиозная (храмовая, культовая) прости-

туция

 была распространена в Древнем Вавилоне и других городах Меж-

дуречья, в Древнем Египте, Финикии, Карфагене, Армении, Персии,

Палестине. Ею занимались специальные жрицы. Половой акт совер-

шался на алтаре и был посвящен богине - покровительнице храма.

Отголоски культовой матриархальной проституции можно найти и в

наше время, о чем уже было сказано в предыдущих лекциях. Но про-

ституирование в то время не было простым товарным обменом секса на

деньги, оно мотивировалось религиозными соображениями и строго ре-

гулировалось обычаями.

3. Меркантильная проституция

 сформировалась постепенно с VI

века до н. э. в основном на берегах Средиземного моря, где к тому вре-

мени уже образовались крупные портовые города и центры торговли,

через которые осуществлялись все связи Европы с Азией и Африкой.

При этом, наряду с женской, всегда была распространена мужская про-

ституция. Она распространена и сейчас, но менее изучена.

Во все времена и у всех народов любовь, в том числе и мужская,

подростковая продавалась за деньги или за подарки (на античных ча-

шах подарки символизируют сум-

ки, петухи, зайцы), и так будет все-

гда. Еще Гомер рассказывал об

интенсивной торговле мальчика-

ми, которых привозили финикий-

ские мореплаватели, чаще всего,

похищая их, чтобы заполнить га-

ремы по берегам Средиземномо-

рья.

Насколько распространена

была мужская проституция в Афи-

нах времени Солона, ясно из того

факта, что этот великий государ-

ственный муж, поэт и мудрый фи-

лософ не только законодательно

запретил педерастию для рабов,

поскольку эта самая свободная

манифестация мужского самоопре-

деления разрешалась лишь сво-

Гетера и юноша (480-470 гг. до н. э.).

Древнегреческая керамика. Музей Дж.

Пола

 (Лос-Анжелес)

424


background image

Мужчина, соблазняющий

мальчика. Древнегреческая

керамика, VI в. до н. э.

бодным гражданам (законодатель

считал, что превосходство свободно-

рожденного не должно принижать-

ся интимными отношениями с раба-

ми), но и ввел наказание для тех,

кто торговал своей красотой.

В мужской проституции видели

опасность того, что всякий, кто про-

дает свое тело за деньги, может с лег-

костью пожертвовать и общими ин-

тересами государства. Элиан сообща-

ет и об общественном регулировании

подобных отношений, исходя из чув-

ства нравственности и справедливо-

сти. Так, спартанские эфоры (судеб-

ная коллегия), узнав, что один кра-

сивый юноша предпочел бедному, но

очень порядочному воздыхателю богача, приговорили юношу к денеж-

ному штрафу, карая слабость к деньгам денежным наказанием. В то

же самое время, к женской проституции греки относились как к долж-

ному.

Профессиональные проститутки мужского пола назывались

hetaeresis или hetaerea, а продавать себя за деньги - hetaereen.

В Древнем Риме большинство проституток были рабынями и содер-

жались в многочисленных борделях, которые рассматривались как

средство поддерживать чистоту семейной жизни. В Римской империи

куртизанки имели специальные лицензии и платили налоги. Нападки

на проституцию как социальный институт начались с возникновением

христианства, усилились в XVI веке в связи с распространением в Ев-

ропе сифилиса.

С установлением христианства проституция не исчезла. Она как

явление выжила и в мусульманских странах. Проституция проникла

даже в монастырские кельи как женские, так и мужские. Мы уже не

говорим о таких древних и интереснейших в аспекте нашей темы циви-

лизациях, как Китай и Япония.

Существует укоренившееся в общественном сознании и подтверж-

дённое в научной литературе мнение, будто большинство проституиру-

ющих - жертвы обстоятельств, они малограмотны и начинают торго-

вать своим телом из-за бедности. Так, в Индии в конце 1980-х годов

только 8% проституток умели читать и писать, а проституцией они ста-

ли заниматься по причинам материальной нищеты, их доход за ночь

обычно колебался от 10 до 30 рупий (примерно от 30 центов до 1 долла-

ра). В тайской культуре родители специально готовили своих детей к

проституированию для материальной йоддержки семьи.

Среди проституирующих наблюдается спектр невенерических забо-

леваний, передающихся половым путём, причём уровень этих заболе-

425


background image

ваний у них значительно выше, по сравнению с четырьмя классически-

ми венерическими болезнями. Так, в постсоветской Латвии распрост-

ранённость гонореи, сифилиса, бактериальных vaginosis, trichomoniasis

и ectoparasites обнаруживалась соответственно в 10,2%, 15,7%, 68,2%,

35,5%, 15,9%; отказ от использования презервативов является общим

правилом. Десятая часть проституирующих использует наркотики.

Относительно лиц, посещающих прости-

туток или вызывающих их к себе, существу-

ет немалый научный пробел. Достоверно ус-

тановлено, что многочисленные визиты к

проституткам обычно связаны со злоупотреб-

лением алкоголем. В общей сложности 26%

университетских студентов в Южной Корее

посещают проституток, практически всегда

этому предшествует алкогольное опьянение.

1 Типичными клиентами североамериканских

проституток в 1970-х годах являлись жена-

тые мужчины средних лет со средним школь-

ным образованием, имеющие высокое само-

уважение, без осознания своих психосексу-

альных проблем. По данным СВ. Ильиной и

 Калугина, у русских клиентов прости-

туток часто имеются психолого-психиатриче-

ские проблемы. Так, их исследования обна-

ружили обсессивно-компульсивный

ности у 50% мужчин, посещающих проститу-

ток, агрессивность проявили треть респонден-

тов.

Практически во всех странах мира, кро-

ме мусульманских, существует проблема уличных детей, которые со

временем пополняют ряды проституток. Более чем половина уличных

мальчиков допускают возможность совершения с ними каких-либо го-

мосексуальных действий со стороны взрослых за вознаграждение или

для защиты, многие из них подвергаются гомосексуальному насилию,

причем чаще со стороны более старших детей.

Менее известно про проституирование детей из относительно благо-

получной социальной среды. Несколько осветил проблему анонимный

опрос 10812 учеников общеобразовательных школ г. Осло (Норвегия),

при этом выяснилось, что 1,4% их проституировало более трёх раз, при

этом мальчики включались в проституцию (гомосексуальную) чаще

девочек и с более раннего возраста, в среднем с 12,6 лет, тогда как де-

вочки в среднем начинали проституировать с 14,1 лет.

Мужская проституция как гетеро-, так и гомосексуальная, вероят-

но, распространена не менее, чем женская, но менее изучена. В любом

большом городе есть места, так называемые "плешки", где можно по-

знакомиться с лицами мужского пола, в том числе с подростками или

В борделе. Гравюра

неизвестного художника

XVII в.

426


background image

юношами, готовыми к различ-
ным вариантам гомосексуаль-
ных контактов за некоторое ма-
териальное вознаграждение.
При этом сумма вознаграждения
может колебаться от бутылки
пива до 100$. "Плешки" явля-
ются достаточно опасными мес-
тами как для "клиентов", так и
для проституирующих.

\ Проституирование иниции-

руется под влиянием ряда фак-
торов:

1. Психоматериальный

 Бордель. Гравюра неизвестного

тор.

 Как правило, экономиче-

 художника XVII в.

ский фактор является одним из основных, инициирующих проституи-
рование. В социальных низах экономический фактор в занятии про-
ституцией обычно выступает на первое место среди других мотивообра-
зующих факторов. Однако во многих исследованиях материальный
доход на момент проведения опроса у проституток и "условно нормаль-
ных" женщин не имел достоверных различий. В четверти родительских
семей проституирующих студенток доход даже был выше среднего.
Выявлена высокая степень зависимости между психологическим на-
строем на проституирование и материальным положением в родитель-
ских семьях реальных проституток. Парадоксально, но чем выше был
материальный достаток, тем сильнее выявлялась зависимость.

Таким образом, причину проституции нужно искать не столько в

нужде, не просто в материальной необеспеченности или невысоком со-
циальном положении проституток, что было бы неоправданным упро-
щением, а в том, как эти обстоятельства отражаются в структуре лич-
ности девушек. Они часто испытывают неуверенность, беспокойство,
тревогу по поводу своего социального статуса в связи с невозможнос-
тью обеспечить себя материально, выглядеть на соответствующем уров-
не. Для них типичны: агрессивность, черствость, грубость, эгоцентризм
и незрелость, чрезмерная озабоченность материальными критериями
своего социального статуса. Эгоцентризм и повышенная агрессивность,
в сущности, выполняют защитные функции.

2. Защитная реакция.

 Проститутки психологически беззащитны

и предоставлены сами себе. Поэтому у них постепенно формируется убеж-
денность в несправедливости мира, в допустимости любых средств для
поддержания своего социального бытия.

3. Комплекс отклоненных сексуальных потребностей.

 Психома-

териальный и защитный факторы в проституции не являются основ-
ными - их следует рассматривать в сочетании с комплексом отклонен-
ных и извращенных сексуальных потребностей, который также лишь
инициирует проституирование. Так, нашими исследованиями установ-

427


background image

 что 74% проституировавших студенток имели чрезвычайно ши-

рокий диапазон сексуальной приемлемости, т. е. комплекс отклонён-

ных сексуальных потребностей, в большинстве случаев воплощённых

в реальной жизни. Из отклонённых форм сексуального поведения про-

ституировавших выделяются:

• садомазохизм, с преобладанием мазо-

хизма- 31,6%;

• нудизм - 17,5%;

• сексуальная зоофилия (преимуществен-

но куннилингус языком собаки) - 14,0%

случаев;

• 45,6% проституток имеют выраженные

гомоэротические потребности, реализующи-

еся более чем в 2/3 случаев.

4. Ранняя половая жизнь.

 Девушки,

ставшие проститутками, достоверно раньше

начинают половую жизнь, чем остальные,

часто со случайными или малознакомыми

людьми, нередко в результате сексуального

насилия. Однако ранняя половая жизнь ча-

сто является результатом влияния семьи и

Гейша (1794). Эйхосай

 социального окружения.

Чоки

 1800)

 Психическая травма в детстве.

 Обра-

щает на себя внимание высокий уровень про-

тивоправных сексуальных нападений на проституток, начиная с мало-

летнего возраста. Так, развратным действиям до 14-летнего возраста

они подвергаются достоверно чаще, чем "условно нормальные" жен-

щины. От сексуального насилия вне связи с проституированием про-

ституировавшие также страдают достоверно чаще - в 68% случаев, что

соответствует и другим литературным данным, при этом заявлений от

них правоохранительным органам, как правило, не поступает.

По данным различных исследований, на поведение, предопределя-

ющее риск проституирования, большое влияние оказывают детские

психотравмы на сексуальной почве. Так, в Сан-Франциско 57%, а в

Москве 39% проституток стали жертвами полового насилия в детском

и юношеском возрасте.

6. Пример подруг и втягивание в проституцию.

 Значительную

роль в приобщении к проституции играет пример подруг, уже встав-

ших на путь проституции, их бравирование своими доходами и наря-

дами, своим якобы независимым образом жизни. В некоторых случаях

это делается с помощью шантажа, угроз, обмана и даже физического

насилия со стороны преступных элементов. Один из методов обмана

это объявления в газетах и в Интернете, предлагающие отличную рабо-

ту за границей, не требующую высокой квалификации, вплоть до брач-

ных объявлений.

428