ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 2816
Скачиваний: 6
Возникавшие на фоне психологической установки собственной малозначимости и неуверенности сверхценные и бредоподобные идеи ревности, сутяжничества и кверулянтства сопровождались бурными аффективными реакциями (взрывы отчаяния, «безысходности», озлобленности, несдержанности) в ярком обрамлении функциональных неврологических симптомов. На высоте психоза нередко отмечались кратковременные эпизоды истерически суженного сознания. Однако постепенно выступала общая закономерность возрастной динамики, свойственная и другим формам истерических психотических состояний, утрачивался полиморфизм бредовых идей, снижался эмоциональный резонанс, экспрессивные проявления становились однообразными, тусклыми, псевдодементно-пуэрильные симптомы (в 1 наблюдении) приобретали гротескный, косный характер.
В клиническом оформлении истерических психозов немаловажное значение имели особенности патогенного воздействия. Психотические картины, вызванные сочетанным психогенно-соматогенным фактором, содержали в основном симптоматику с преимущественным звучанием ипохондрических и астенодепрессивных переживаний. При длительном влиянии психотравмирующих обстоятельств симптоматика была более разнообразной: исте-родепрессивные, псевдодементно-пуэрильные картины, реактивный параноид (бред ревности, виновности, бред нигилистический).
Истерические реактивные состояния сенильного периода (4 больных) имели протрагированное, однообразное течение. В клинической картине ведущее место занимали депрессивные радикалы: монотонное демонстрирование своей беспомощности, капризности, а иногда — нарочитого безразличия, апатии к происходящему вокруг. В завершающей стадии наблюдалась стойкая астеническая симптоматика, отдельные ипохондрические включения, а истерические симптомы отступали на второй план, становясь рудиментарными и стереотипными.
В целом изучение истерических реактивных психозов показало определенную стадийность их формирования и течения, а также связь клинической картины с преморбидной структурой личности. Выявленные различия в психопатологической симптоматике и динамике истерических психозов были обусловлены разным соотношением в отдельные возрастные периоды психогенных, биологических и соматогенных влияний, что имело значение в определении терапевтической тактики и оценке прогноза.
ГЛАВА VI
ДИНАМИКА ИСТЕРИЧЕСКОЙ ПСИХОПАТИИ
Возникновение психопатии
С момента возникновения первоначальной истерической патохарактерологической симптоматики до отчетливого выявления аномального личностного облика проходил известный срок. Определены три стадии становления, присущие и другим типам психопатий: начальная, или препсихопатическая [Кербиков О. В., 1962; Tramer M., 1949], структурирования [Гурьева В. А., 1971] и стабилизации психопатического склада. В разных подгруппах средние сроки начала и продолжительности каждой стадии были различными (табл. 13).
Как видно из таблицы, появление первых психопатических черт (весьма нестойких, изменчивых) в «краевой» подгруппе было достоверно более поздним, чем в «ядерной» и органической, а в «ядерной» — более поздним, чем в органической. Переход ко второй стадии начинался раньше в «ядерной» и органической подгруппах психопатий. Начало третьей, завершающей стадии становления психопатии было наиболее ранним в органической и «ядерной» подгруппах. Как правило, для «ядерной» и органической психопатий начало третьей стадии было связано с моментом вступления в пубертатный период, для «краевой» — с выходом в самостоятельную жизнь.
Продолжительность каждой стадии становления психопатии также имела различия по генетическим подгруппам. Так, препсихопатическая стадия была короче в «ядерной» подгруппе, а различия между «краевой» и органической подгруппами психопатии были статистически недостоверны. Стадия психопатического структурирования была более продолжительной в «ядерной» и «краевой» подгруппах. Стадия стабилизации аномального истерического облика была наиболее короткой в «краевой» подгруппе.
В начальной, препсихопатической, стадии клинические проявления характеризовались весьма бедной и однообразной формой реагирования на ситуационные трудности. Однако именно в этом периоде намечались особенности клинической динамики, имевшие зависимость от принадлежности к определенной генетической подгруппе.
Таблица 13
Начало и продолжительность (в годах) основных стадий
становления психопатии в разных генетических подгруппах
Подгруппа |
стадия |
|||||
препсихопати-ческая |
структурирования |
стабилизации |
||||
начало |
продолжительность |
начало |
продолжительность |
начало |
продолжитель ность |
|
«Ядерная» |
4,5± ±0,61 |
3,0± ±0,26 |
7,5± ±1,02 |
6,5± ±0,34 |
14,0± ±0,6 |
3,5+ ±0,34 |
«Краевая» |
6,5± ±0,11 |
5,0± ±0,36 |
11,5± ±0,38 |
6,0± ±0,28 |
17,5± ±0,33 |
2,5± ±0,16 |
Органическая |
3,5± ±0,42 |
5,5± > ±0,38 |
9,0± ±0,92 |
4,0± ±0,14 |
13,0± ±0,18 |
3,0± ±0,66 |
В «ядерной» подгруппе психопатии биологическая неполноценность в виде «рассогласованности коры и подкорки», по И. П. Павлову, обнаруживалась уже на ранних стадиях индивидуального развития. В младенческом возрасте наблюдались «закатывания до посинения», продолжительный плач, судорожные подергивания мышц лица и конечностей, рудименты истерических припадков. Несколько позднее (к 2—4 годам) появлялись повышенная двигательная активность, непосредственность и живость эмоциональных реакций, капризность, развитая способность к подражанию. Отличаясь подкупающей общительностью, яркой обращенностью во вне, такие дети довольно легко завоевывали симпатии старших: демонстрировали хорошие способности к декламации, импровизации, подражанию манерам и интонации окружающих, копировали их поступки. Живое, образное мышление и яркое воображение привлекали внимание других детей, однако в силу нетерпимости, капризности, сверхтребовательности они не могли долго сохранять лидирующее положение среди сверстников. Трудности адаптации начинались уже при первых, более широких контактах— посещении детского сада, пребывании длительное время в одном и том же коллективе.
В дошкольном возрасте имело место постепенное усложнение форм неправильного реагирования: появление бурных аффективных разрядов (в ответ на попытки как-то ограничить их претенциозность и стремление быть в центре внимания), повышенной впечатлительности и сенситивности, упрямства и непослушания в сочетании с чрезмерной внушаемостью (возникновение подражательных невротических явлений в виде тиков, заикания, косноязычия и т. п.), наклонности к паясничанью. Повторные психогенные реакции развивались по механизму формирования «приспособительных мер защиты» от трудной жизненной ситуации: прибегали к рисовку, браваде, фантастическим измышлениям и псевдологии.
Уже в конце первой стадии удавалось выделить клинические разновидности истерического психопатического склада. Для представителей первой формы характерно преобладание черт экспрессивности (склонность к взрывообразным аффективным реакциям, крикливость, капризность, отдельные эпилептоидные качества), второй — импрессивности (ранимость, обидчивость, пугливость, появление невротических реакций в виде кратковременного «выпадения» функции органов чувств, парезов, расстройств чувствительности, а также отдельных шизоидных черт).
«Краевая» подгруппа истерической психопатии имела в своей основе сочетание отрицательных микросоциальных влияний с врожденной или приобретенной неполноценностью высшей нервной деятельности. Начало препсихопатического этапа относилось к преддошкольному и раннему школьному возрасту, когда обнаруживалась связь аномального реагирования с качественными изменениями окружающей среды, часто с неправильным воспитанием. К этому периоду относилось появление стойких реакций имитации (подражание аномальному поведению одного из ближайших воспитателей с явно истерической структурой характера), оппозиции (протеста против грубого и несправедливого обращения) или прямого культивирования жажды выделиться, играть первую роль, быть в центре внимания. Формы неправильного реагирования целиком определялись условиями микросоциального окружения: оно усиливалось в обстановке, способствовавшей развитию эгоцентрических установок, и ослабевало при позитивном, корригирующем педагогическом воздействии.
В зависимости от интенсивности и продолжительности отрицательного средового влияния появлялись разнообразные аффективные реакции (гнев, возмущение, негодование, страх, неуверенность в себе), вегетативные и вазомоторные проявления, продолжительные состояния психической слабости и неустойчивости. Фиксируясь и закрепляясь, они во все большей мере определяли линию поведения подростка в виде демонстративности театральности, стремления к превосходству над сверстниками, оригинальным и неожиданным увлечениям, погони за внешним эффектом и желания «добиться признания».
В органической подгруппе психопатий первоначальные аномальные черты возникали довольно рано (в 2—3 года), выражаясь двигательной возбудимостью, непомерной крикливостью, расторможенностью влечений. Частыми являлись астенические состояния и склонность к псевдологии. Однако типично истерические способы реагирования появлялись на более поздних возрастных этапах (чаще всего с момента учебы в школе), когда возникали наибольшие трудности адаптации: неспособность к систематическим занятиям, избирательное отношение к отдельным предметам, непереносимость жестких, авторитарных требований дисциплины. Со стороны интеллекта имелась некоторая замедленность его развития (конкретность мышления, рассеянность внимания и пр.).
В ходе стадии структурирования происходило дальнейшее усложнение истерического реагирования в ответ на биологические пертурбации и микросоциальные вредности. Поведение подростков принимало все более дисгармонический характер, реакция возникала на многие повседневные ситуации. Продолжительность этой стадии была самой большей из всех стадий становления и часто включала моменты относительного смягчения психопатических свойств, перекрывавшихся весьма отчетливыми компенсаторными или невротическими образованиями. Лишь к концу данной стадии наступали «кристаллизация» истерического способа реагирования и расширение клинической динамики. По мере формирования психопатической структуры личности ослабевала и утрачивалась специфика клинических проявлений в разных генетических подгруппах.
В подгруппе «ядерной» психопатии начало стадии структурирования проявлялось в возраставшей психической незрелости суждений, легкомысленности поступков, усложнении эмоциональных реакций, сопровождавшихся ярким, экспрессивным выражением чувств и преувеличенной оценкой собственной личности. Постепенно на передний план выдвигались инфантильный эгоцентризм, театральность поведения, неуемное стремление интриговать, быть объектом внимания. В препубертатном периоде частые и многообразные истерические реакции группировались вокруг влечений, в значительной мере социально преобразованных: лживость, носившая почти импульсивный характер, оживленный интерес к сексуальным проблемам, ложные обвинения в изнасиловании и др. Па незначительные средовые затруднения эти лица легко реагировали депрессивными переживаниями, демонстрацией «пресыщенности жизнью», стремлением «передать» свои суицидальные намерения окружающим: группировали подростков с целью обдумывания способов «массового самоубийства», причем обязательно в необычной, красивой обстановке и т. п. Реже возникали более элементарные истерические реакции типа «двигательной бури». Обратная динамика патохарактерологических качеств осуществлялась крайне редко — лишь при наличии многолетнего позитивного (семейного, школьного) воздействия. Такое же благоприятное влияние оказывал выбор увлечений, наиболее соответствовавших личностным особенностям индивида: живопись, поэзия, участие в самодеятельности.
В подгруппе «краевой» психопатии стадия структурирования относилась к препубертатному возрасту и была сопряжена с продолжавшейся отрицательной микросоциальной ситуацией: поддержание в подростке чувства превосходства, зависти и эгоистического отношения к сверстникам, укрепление «соломенной почвы» (избегание трудностей, преодоления жизненных препятствий, закаливания выдержки). Невротические и вегетативные реакции на этом этапе становились привычными и в затруднительных ситуациях облегчали тенденцию «бегства в болезнь». Фантазирование и псевдология становились доминирующим синдромом при наличии индивидуально-непереносимых конфликтов и умерялись после их разрешения. Аномалия характера на протяжении нескольких лет имела сравнительно парциальное содержание, утяжеляясь в момент соматогенной или психогенной отягощенности. Реакция на возрастную перестройку не приобретала столь трагедийного оттенка, как при конституциональной психопатии. Окончательное завершение второй стадии происходило в постпубертатном периоде (в 17—18 лет), когда складывалась весьма стойкая система отношений с окружающими.
В подгруппе органической психопатии формирование отчетливой истерической структуры начиналось с закрепления и постепенного усиления определенного типа реагирования на психогенные и соматогенные вредности; чаще всего было сочетание повышенной возбудимости и быстрой истощаемости. На этом фоне иногда появлялись стремления к самоповреждениям, проглатыванию инородных предметов, имитации тяжелого заболевания. Основным мотивом таких поступков являлось желание избежать неблагоприятной ситуации, вызвать сочувствие, жалость, привлечь внимание. Возникая несколько раньше, чем в подгруппе «краевой» психопатии, данная стадия завершалась быстрей, чем в других подгруппах (чаще всего к пубертатному кризу): сглаживались явления двигательного беспокойства, неуклюжести, некоординированности движений, однако становилась более выраженной вегетативная «стигматизация» и нарастали колебания настроения по типу дистимий и дисфории.
На стадии стабилизации психопатии осуществлялось окончательное оформление аномального личностного облика. Характерной являлась почти полная утрата клинических различий по отдельным генетическим подгруппам, а динамика психопатии приобретала чрезвычайную яркость и многоплановость. На этой стадии встречались почти все формы динамики, свойственные другим типам психопатий (декомпенсации, развития, фазы), включавшиеся в состав разнообразных клинических вариантов ухудшений состояний — невротического, характерологического, психотического [В. Я. Гиндикин, 1963].
Таким образом, генетические и конституциональные факторы оказывали влияние на время появления первоначальных психопатических черт, длительность формирования патологического склада характера и клиническое оформление аномалии поведения на первых стадиях становления психопатии; постепенно они утрачивали свое значение по мере окончательного структурирования и стабилизации психопатического облика.