Файл: Тукаев Р.Д. - Гипноз.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 6135

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ 1

ЧАСТНАЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

ГИПНОЗА


Введение к разделу 1

Основной принцип: исследования феноменологии

гипноза осуществляются в соотнесении с его глубиной

Феноменологические проявления гипноза традиционно рассматриваются в соотнесении с его глубиной. В отечественной традиции принято выделение трех степеней или стадий гипноза: поверхностного, среднего, глубокого [91, 108]. Феноменологию первой степени или стадии ограничивают чувством приятного мышечного покоя, отсутствием желания двигаться, открывать глаза при наличии ориентации в окружающем. В то же время считается, что возможность произвольных движений сохранена, после выхода из гипнотического состояния субъект помнит события гипнотического сеанса. Феноменология второй степени или стадии включает, по мнению В. М. Бехтерева [13], «притупление органов чувств», пассивное подчинение внушению с сохранением его в памяти, сохранение ориентировки, наличие каталепсии (скорее внушенной, чем спонтанной), неполной амнезии, частичного раппорта. Феноменология третьей степени или стадии очерчена формированием полного раппорта, отсутствием ориентировки в окружающем, полной постгипнотической амнезией. Считается, что в третьей, сомнамбулической, стадии возможно внушение любых галлюцинаторных переживаний, выполнение действий, соответствующих внушенным переживаниям, формирование возрастной регрессии и прогрессии. Гипнотический сомнамбулизм способствует реализации постгипнотических положительных и отрицательных галлюцинаций.

И. П. Павлов [83, 84] полагал необходимым выделение длинного ряда переходных степеней гипнотического состояния, от бодрствовэ-

64


ВВЕДЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 1

я д0 сна. Е. С. Катков [цит. по 108] на основе учения И. П. Павлова азработал достаточно подробную феноменологическую классификацию глубины гипноза, включающую три стадии и девять степеней (по той на стадию). В ней в зависимости от глубины гипноза детализированы особенности двигательных реакций, слухового, зрительного восприятия, тактильной чувствительности, самовосприятия гипнотика, оаппорта. В области восприятия выделены и распределены по второй и третьей стадиям иллюзии и галлюцинации.

Оценка глубины гипноза в западной, преимущественно американской, традиции также основывается на феноменологических проявлениях. Психологическая ориентация исследований гипноза обусловила использование идеологии психометрического шкалирования, на основе которой разработаны и продолжают разрабатываться различные шкалы гипнабельности [213, 252]. Однако в итоге осуществляется качественная интеграция количественных показателей в три основные группы: низкогипнабельных, среднегипнабельных и высокогипнабельных. Причем в большинстве исследований, как правило, сопоставляются контрастные группы низкогипнабельных и высокогипнабельных [166, 167, 170, 254]. В настоящее время наиболее часто используется шкала HGSHS: А; В [213]. Гораздо более детализированной (и трудоемкой) является шкала SHSS: А; В; С [213], особенно форма С. Предложены и иные шкалы и опросники [252].

Единой закономерностью всех классификаций глубины гипноза и шкал гипнабельности является расширение феноменологических проявлений по мере углубления гипнотического состояния с почти безграничной феноменологией гипноза и постгипнотического периода для сомнамбулического состояния. Известно, что в гипнотическом (сомнамбулическом) состоянии возможны: двигательные внушения любой сложности [91]; практически любые сенсорные внушения, психосоматические внушения, включая системные, тканевые, гуморальные [108, 160, 161]; любые иллюзии и галлюцинации [108, 160, 161, 213]; манипуляции памятью (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) [160, 161, 169, 213]; диссоциации; личностные трансформации [108]; постгипнотические внушения широкого круга, включая позитивные и негативные галлюцинации [91].

Анализ литературных источников приводит к заключению о том, что все феноменологическое богатство гипноза основано на репродукции соответствующих опытов восприятия, движения, переживания ДР. в трех вариантах: а) целостная репродукция определенного жиз-енного опыта; б) репродукция заданной внушением комбинации ементов определенного жизненного опыта; в) сочетание репродукции а) и б).

Заказ 453

65


ЧАСТЬ 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ГИПНОЗА

Кроме того, для большинства исследований характерно пристальное внимание к крайне сложной поведенческой феноменологии глубокого, сомнамбулического гипноза. Феноменология же «среднего» гипноза, второй его стадии (в отечественной терминологии), опускается, не вызывая особого интереса гипнологов.


Глава 3

Некоторые закономерности

репродукции внушенных в гипнозе

цветовых ощущений и образов

3.1. Введение

Закономерности реализации внушения зрительных ощущений и образов, рассматриваемые в литературе как непременный атрибут сомнамбулической стадии гипноза, до настоящего времени изучены недостаточно.

В то же время реализованные в гипнозе зрительные внушения являются (при условии их фиксации в памяти гипнотизируемого) наиболее конкретизируемым и формализуемым, в силу информационной емкости зрительного восприятия, отражением психологических, нейрофизиологических состояний, составляющих феномен гипноза.

Тщательное описание, систематизация и изучение внушенных в гипнозе цветовых ощущений и образов в сопоставлении с методами объективного исследования представляют определенный познавательный, а также практический, клинический интерес [114; 115; 116; 117].

3.2. Особенности реализации внушений цветовых ощущений и цветового образа (пейзажа) у здоровых лиц, больных неврозами в зависимости от глубины гипнотического состояния

Как отмечено ранее, возможность реализации внушений зрительных ощущений обычно связывается с сомнамбулической стадией гипнотического состояния [91, 103, 108, с. 174]. Так, по Е. С. Каткову [108, ■ 54], реализация зрительных внушений возможна при второй степе-третьей стадии гипноза. Существует точка зрения [25], согласно корой репродукция зрительных образов не ограничивается третьей ' ЗДией гипноза, хотя и остается достаточно неопределенной.

з»

67