ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 6174
Скачиваний: 8
ГЛАВА 16. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Возможны три варианта индивидуальной динамики «модели бо-лезни и терапии». Первый вариант — прогрессивной динамики, при котором за счет утилизации массовым сознанием современных научных паради™ патогенеза и терапии образуется новый, высший уровень «модели болезни и терапии», берущий на себя системообразующие функции, интегрирующий и трансформирующий функции нижележащих слоев-уровней «модели». Второй вариант — регрессивной динамики с инактивацией в силу неэффективности проводимого лечения высшего уровня «модели болезни и терапии» и актуализацией нижележащего, филогенетически и онтогенетически предшествующего уровня «модели», берущего на себя системообразующие функции. Третий вариант — реактивационной динамики, при котором происходит восстановление, при позитивном исходе терапии, функции исходно «внешнего» уровня «модели болезни и терапии», дезактивированного предшествующей регрессивной динамикой.
16.3. Историческое развитие и варианты
динамики «модели болезни и терапии» массового сознания
Анализируя структуру и динамику «модели болезни и терапии», необходимо признать системное единство, тождественность «моделей» индивидуального и массового сознания. «Модель болезни и терапии» является системным блоком структуры массового сознания, его «модели мироустройства», следовательно, она должна сохранять основные принципы его организации. Итак, можно заключить, что массовое сознание представляет иерархическую, исторически формирующуюся многоуровневую систему, функционирование которой определяется активностью системообразующего «внешнего» уровня. Для массового сознания как системного образования, очевидно, также характерны прогрессивная, регрессивная, реактивационная динамики, рассмотренные выше. Социальная напряженность, социальный кризис с позиции иерархической системы массового сознания могут рассматриваться как несоответствие условий социальной жизни нормативам «внешнего» уровня системы, что должно, согласно нашей модели, привести к регрессивной динамике такой системы с актуализацией исторически предшествующего уровня массового сознания, берущего на себя системообразующие функции. Яркой иллюстрацией данного положения послужили проходившие в бывшем СССР дезинтеграционные процессы, приведшие к распаду государства, продолжению процессов регрессивной дезинтеграции в отдельных бывших союзных республиках. Регрессивная динамика системы массового сознания при социальной
10*
291
ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ
напряженности охватывает ее высший уровень в целом, дезактивируя все системные блоки, в том числе «модель болезни и терапии», в свете изложенного представляется закономерным нарастание, по мере усиления социальной дезинтеграции, массового интереса к разнообразным формам архаического, магического врачевания, экстрасенсорной терапии. Первая волна телевизионной психотерапии 1989 г. давно уже перекрыта шквалом «нетрадиционного», «народного цели-тельства» [18, 46, 58, 60, 106]. Причем развитие такого «нетрадиционно-народного целительства» в период социальной дезинтеграции 1988-1991 гг. подчинялось определенной закономерности и происходило в направлении последовательной акцентации: вербально-симво-лического (уникальный пример телепсихотерапии А. М. Кашпировско-го); мануального (А. Чумак, Д. Давиташвили и многие другие); экстра-сенсорно-трансового с переживанием перемещения в пространстве (полеты в «космос», на «планеты иерархии» и т. п. в состоянии транса). В 1992-1993 гг. происходит возврат вербально-символического, заго-ворно-обрядового целительства (пришествие Марии Стефании, колдунов России, возобновление деятельности А. М. Кашпировского). Отмеченная динамика «народного целительства» соответствует первоначальной регрессивной динамике магического блока «модели болезни и терапии» в период распада СССР в порядке, обратном историческому развитию магического действия (происходившему от магии перемещения в пространстве к мануально-предметной магии и вербально-символической магии), с последующей начальной реактивационной динамикой «модели» с возвратом к вербально-символической магии в период начальной стабилизации в России, становления ее государственности.
Необходимо отметить, что актуализация архаических «моделей болезни и терапии» имела место в историческом прошлом и ранее, предшествуя крупным социальным потрясениям и сопровождая их. Так, в канун Великой французской революции врачевал «животным магнетизмом» знаменитый Антон Месмер, а в преддверии Октября всплыла мрачная фигура «целителя» двора и аристократического Петербурга Григория Распутина.
16.4. Структура «модели болезни и терапии»
На основе анализа экспериментально-психологического материала, а также социально обусловленной динамики «модели болезни и терапии» в период распада СССР нами выявлена и описана ее структура [136, 140, 273]. Сферическая, иерархическая «модель болезни и терапии» представлена тремя основными слоями-уровнями.
292
ГЛАВА 16. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1. Родоначальный, самый древний, «ядерный», слой-уровень «модели болезни и терапии» образован магической терапией, включающей в свою очередь три подуровня: наиболее «глубокий», древнейший п0дуровень терапии магическим перемещением в пространстве; следующий — мануальной (мануально-предметной) магической терапии; исторически позднейший, «внешний», подуровень вербально-симво-лической, магической терапии.
2. Второй, «промежуточный», слой-уровень «модели болезни и терапии» сформирован традиционной терапией, выделяющей оппонент-ные «внешние» и «внутренние» методы терапии.
3. Третий, современный, «поверхностный» слой-уровень «модели болезни и терапии» включает консервативную терапию, радикальную терапию, терапию психическими средствами.
Блоки консервативной и радикальной терапии внешнего слоя-уровня генетически связаны со слоем-уровнем традиционной «внешней» и «внутренней» терапии, тогда как блок терапии психическими средствами — со слоем-уровнем магической терапии, что выявляется при регрессивной динамике «модели болезни и терапии».
Выявленное разделение методов терапии на «внешние» и «внутренние» имеет отношение к архаичным «моделям болезни и терапии». Данное обстоятельство побуждает к выявлению аналогичных классификаций терапевтических приемов в традиционных, архаических системах врачевания, сохранивших и систематизировавших положения современной периоду их становления «модели болезни и терапии» массового сознания. Наиболее разработанными традиционными системами врачевания являются китайская, тибетская и арабская. В данных системах, в русле идей связи Космоса и человека, действительно разработаны основополагающие представления о «внешних» и «внутренних» причинах болезней, о клинике и диагностике, основанных на «внешнем» и «внутреннем» лечении. В китайской классической медицине категории «внутреннего» и «внешнего» кодифицированы в концепции инь—ян (инь соответствует «внутреннему», а ян — «внешнему»), развиваются в концепции цикла взаимопревращений у-син, включены в диалектику «И цзин» («Книги перемен») [152] и наиболее последовательно реализованы в теории и практике пульсовой диагностики и чжень-цзю-терапии [32]. В тибетской врачебной науке Жуд-ши система медицины представлена в виде девяти деревьев, растущих из трех корней [8, с. 65-73]. Из третьего корня растут четыре дерева, первое символизирует пищу и питье, второе — образ жизни, третье — лекарственные вещества («Ман»), принимаемые внутрь, четвертое символизирует наружные способы лечения, включая хирургию («Шад»). Авиценна, отразивший в «Каноне врачебной науки» достижения арабо-пер-
ЧАСТЬ 3.КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ
сидской медицины конца первого тысячелетия, подразделял, ссылаясь на Галена, все заболевания на наружные и внутренние [49], выделяя три разновидности терапии: режим и питание; применение лекарства («внутреннее» лечение); действие рукой («внешнее» лечение).
16.5. Роль «модели болезни и терапии» массового сознания в психотерапии
Актуальная «модель болезни и терапии» массового сознания играет роль своеобразного «языка» общения пациента и врача. Психотерапевтическая методика может полностью соответствовать актуальной «модели болезни и терапии», соответствовать ей частично либо существенно от нее отличаться.
В первом случае содержание проводимой психотерапии понимается и принимается пациентом изначально и полностью.
Во втором и третьем случаях при содержательном расхождении проводимой психотерапии актуальной «модели болезни и терапии» возникает необходимость их стыковки. Поэтому практически все методы психотерапии в начале работы с пациентом включают предъявление стыковочного сценария, заполняющего существующие семантические, логические разрывы с «моделью болезни и терапии». Стыковочный сценарий с описанием целей, задач, нормативных ролей, процедур, ожидаемых результатов может быть предъявлен в структурированной форме перед началом терапии, либо прояснение сценария производится по ходу терапии, преимущественно в ее начале.
Глава 17
Стратегические принципы
клинической этиопатогенетической
гипнотерапии психогений
и неврозоподобных состояний
17.1. Введение. Стратегические принципы клинической гипнотерапии
Одной из важнейших традиций отечественной клинической психотерапии является ее этиопатогенетическая направленность [77, 78, 79, 53, 54, 55]. Мы полагаем значимым сохранение и распространение этого принципа на гипнотерапию неврозов и реактивных состояний, постстрессовых расстройств и неврозоподобных состояний профессионального и экологически обусловленного генеза.
17.2. Принципы клинической гипнотерапии психогений
Психогении включают в себя широкий круг психических заболеваний, первопричиной которых является острая или хроническая психическая травма [3]. Степень сродства личности к психической травме служит критериальным маркером отдельных видов психогений.
При неврозах она наиболее высока, невротический конфликт традиционно определяется как личностный, внутриличностныи, а потому несознаваемый, малоосознаваемый. Степень сродства психи-
295