Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5228
Скачиваний: 23
УДК
616.89
Морозов
Г.В., Шуйский
Н.Г. Введение в клиническую
психиатрию
(пропедевтика
в психиатрии). — Н.Новгород: Изд-во НГМА,
1998 г. — 426 с.
Руководство
представляет собой фундаментальный
труд, полностью
посвященный
пропедевтике в психиатрии. Подробно
рассматриваются се-
миотика,
симптомы и синдромы психических
болезней, вопросы клиничес-
кого
исследования душевнобольных, диагностики
и деонтологии в психи-
атрии.
Отдельная глава посвящена психосоматической
медицине.
Эрудиция
и широта взглядов авторов позволяет
им ссылаться как на
русских,
так и на зарубежных психиатров (немецких
и французских).
Книга
предназначена для студентов, в первую
очередь тех, кто поже-
лает связать
свою врачебную деятельность с психиатрией,
интернов, кли-
нических
ординаторов, психиатров-практиков и
невропатологов, препода-
вателей
психиатрии.
Георгий
Васильевич Морозов —
академик РАМН, длительное время
руководил
институтом обшей и судебной психиатрии
им. В.П.Сербского.
Автор
многочисленных публикаций по клинической,
судебной и социаль-
ной
психиатрии, в том числе книг: "Ступорозные
состояния", "Алкого-
лизм",
"Судебная психиатрия", "Руководство
по психиатрии".
Николай
Георгиевич Шумский —
доктор медицинских наук, старший
научный
сотрудник. Автор монографии "Диагностические
ошибки в су-
дебно-психиатрической
практике", соавтор клинических глав
в руковод-
ствах
по психиатрии (1983, 1988 гг.), в книгах:
"Алкоголизм", "Справочник
по
психиатрии".
По вопросам приобретения книги
обращайтесь в Издательство НГМА по адресу:
603002, Нижний Новгород, а/я 22
Тел.: (095) 189-99-35
Тел.: (8311^23-83-55
ВОЗМОЖНО
ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ
СО
СКЛАДА В МОСКВЕ
ВВЕДЕНИЕ
"G'ouvrier qui veult bean paroitre, il doit son sujet conoitre" .*
A.Paret.
"Без
всякого ложного чувства, без всякого
страха
быть
обвиненным в предвзятости, в пристрастии
к
избранной
специальности можно сказать, что
пси-
хиатрия
имеет полное и законное право на
очень
пристальное
внимание со стороны врача. Главной
целью
преподавания любой отрасли клинической
ме-
дицины
вляется развитие у молодого врача
медицин-
ского
мышления... И вот психиатрическое
мышление,
мышление
врача-психиатра — это можно сказать
с
определенностью
и без всякой натяжки — является
по
необходимости и очень углубленным и
очень
широким...
Среди медицинских специальностей
наи-
более
серьезным является мышление
врача-интерниста,
и
вот можно сказать, что психиатрическая
точка зре-
ния
целиком включает в себя точку зрения
врача^интер-
ниста,
оставляя еще очень большое место для
целого
ряда других, новых соображений".
П. Б. Ганнушкин.
Пропедевтика
(греч. propaideuo
"предварительно обучаю") — ввод-
ный
курс в клиническую дисциплину,
предполагающий обучение мето-
дам
клинического обследования больного,
семиотике болезней, относя-
щихся
к данной дисциплине, и воспитание
профессиональных черт лич-
ности
врача на основе медицинской деонтологии.**
В
формировании врача-профессионала роль
пропедевтики трудно пе-
реоценить.
Она создает основу для последующего
успешного изучения ча-
стных
разделов отдельных медицинских
дисциплин. Более того, усвоение
пропедевтики
способствует развитию медицинского
мышления и той его
части,
которую называют клиническим мышлением.
*
"Достигнуть мастерства лишь тот
сумеет, кто делом в совершенстве
**
Энциклопедический словарь медицинских
терминов. Г. II.
М., 1963, с. 378.
ISBN
5-86093-010-0
) Г. В. Морозов, Н.
Г. Шумский, 1998
овладеет"
(фр.)
Мышление
медицинское — умозаключение о сущности,
значении и
путях
развития обнаруживаемых патологических
расстройств и спосо-
бах
воздействия на них с целью их устранения
или ослабления. Мыш-
ление
клиническое — способность врача
рассматривать образ жизни че-
ловека
и внутреннюю картину его болезни —
субъективную оценку
больным
своего физического и душевного
(психического) состояния и
его
психологические реакции на них с точки
зрения полученных вра-
чом
специальных знаний.*
Развитие
медицинского мышления помогает преодолеть
возникнове-
ние
у врача узкого практицизма с шаблонными
представлениями о сущ-
ности
и проявлениях различных форм патологии
человека и методов их
лечения
— феномена, получившего наименование
"фельдшеризма".
Поэтому
не будет преувеличением считать, что
имеются все осно-
вания
для выделения пропедевтики в специальный
раздел не только в
терапии
и хирургии, но и в других клинических
дисциплинах — в пер-
вую
очередь, в тех, для которых формирование
медицинского мышле-
ния
имеет первостепенное значение. К числу
последних, вне всякого
сомнения,
относится и психиатрия.
В
психиатрии пропедевтика всегда
рассматривалась в общей час-
ти.
Именно здесь были разбросаны сведения,
относящиеся к этому раз-
делу.
Два недавно опубликованных руководства
по психиатрии под-
тверждают
сказанное.**
В
настоящее время данные, имеющиеся в
руках у психиатров, вполне
достаточны
для того, чтобы в отечественной психиатрии
процесс обо-
собления
пропедевтики в самостоятельный раздел
пришел, наконец, в
движение. Наибольшее
число фактов, способствующих его
осуществ-
лению,
содержится в публикациях, принадлежащих
А.В.Снежневскому
(1958, 1968, 1970, 1983). Без
особого преувеличения можно сказать,
что
монография
А.В.Снежневского "Общая психопатология"
(1970) с пол-
ным правом могла бы быть
озаглавлена "Пропедевтика в
психиатрии",
так
как все разбираемые в ней вопросы самым
тесным образом связаны
прежде
всего с семиотикой психических болезней,
а также с диагности-
кой
и методами исследования в психиатрии.
* В
доступной медицинской, в частности,
справочной литературе, опре-
делений
этих двух терминов нет. Для их написания
пришлось обратиться к
помощи нескольких
ученых секретарей Большой медицинской
энциклопе-
дии, принимавших участие
в создании Энциклопедического словаря
меди-
цинских терминов (1982—1984 гг.).
Сформулированные ими определения
в
последующем
были отредактированы А.В.Снежневским.
** Руководство по психиатрии.
М., 1983. Руководство по психиатрии.
М.,
1988.
Представляется целесообразным
выделение пропедевтики в уче-
нии
о психических болезнях в качестве
самостоятельного раздела об-
щей
психиатрии.
Настоящая
книга, посвященная психиатрической
пропедевтике, опи-
рается
на то, что уже сделано в этой области
А.В.Снежневским и дру-
гими
отечественными авторами. Центром
кристаллизации книги послу-
жили
ранее написанные Г.В.Морозовым главы,
посвященные основным
синдромам
психических болезней, клиническому
исследованию и диаг-
ностике
в психиатрии.*
В
настоящей книге они дополнены новыми
фактами. Заново напи-
саны разделы,
касающиеся симптомов психических
болезней, деонто-
логии
в психиатрии, а также психосоматической
медицины, место ко-
торой
к настоящему времени еще точно не
определено. Введение в про-
педевтику
раздела, посвященного психосоматической
медицине, обус-
ловлено
рядом обстоятельств. Психосоматическая
медицина, подобно
пропедевтике,
способствует формированию медицинского
и клиничес-
кого мышления. Она, по
мнению многих, является также
теоретической
основой
медицины, так как касается очень важного
вопроса о соотно-
шении психического
и соматического — "души" и "тела".
В психосо-
матической медицине
разбираются клинические вопросы, в
частности
такие,
которые тесно связаны с симптоматологией,
существующей в
психиатрии
и терапии. Психические и соматические
симптомы часто
выступают
здесь не в изолированном виде, а в форме
сочетаний — в
ряде
случаев, очень устойчивых. Это дает
возможность предполагать
наличие
при них единого патогенетического
механизма, то есть призна-
ка,
свойственного синдромам. Поэтому не
является неожиданностью тот
факт,
что некоторые психиатры, например, Н.Еу
и соавторы (1952),
прямо
пишут о наличии "основных психосоматических
синдромов"
(principaux
syndromes
psychosomatiques).
Наконец, психосоматическая
медицина
немыслима без таких разделов общей
психиатрии, как уче-
ние
о психическом складе личности и терапия
психических болезней —
как
биологическая, так и психотерапия.
Со
временем психосоматическая медицина
найдет свое точное мес-
то
в психиатрии — самостоятельное или в
одном из ее разделов. Во
всяком
случае, в руководствах, посвященных
душевным болезням, она
должна его
обрести.
Изучение
психиатрической пропедевтики сопряжено
с усвоением
обширной
терминологии. Однозначные определения
терминов существу-
: Руководство по психиатрии. Т. I. M., 1988.
ют
далеко не всегда. Достаточно часто для
определения одного и того
же
понятия употребляются различные термины.
Многие исследователи
вкладывают
в употребляемые ими термины свое личное
понимание.
Встречаются
термины, лишенные четкого определения.
Авторы настоя-
щей
книги стремились употреблять точные
определения и соответству-
ющие
им термины. Этим обстоятельством
объясняются, в частности, мно-
гочисленные
ссылки на «Энциклопедический словарь
медицинских тер-
минов»
(1982—1984). В тех случаях, когда используемый
авторами тер-
мин
не имеет четкого определения, об этом
говорится прямо, так как
"неточные
понятия, когда они ошибочно считаются
точными, больше
вредят
пониманию дела, чем незнание".*
Книга
предназначена, в первую очередь, для
начинающих врачей-
психиатров
и тех студентов-медиков, которые пожелали
избрать своей
специальностью
клиническую психиатрию. В определенной
мере она
может
служить справочным пособием и для
знающих свое дело врачей-
психиатров,
а также клинических ординаторов и
преподавателей пси-
хиатрии.
Книга
может оказаться полезной и для врачей
других специальнос-
тей.
Ведь "главная цель и изучения, и
преподавания психиатрии долж-
на
состоять в том, чтобы научить молодых
врачей быть психиатрами и
психопатологами
не только в больнице и клинике, но прежде
всего в
жизни,
т.е. относиться к так называемым
душевнобольным, так назы-
ваемым
ненормальным людям с тем же пониманием,
с той же мягкостью,
с той же вдумчивостью,
но и с той же прямотой, как к душевно
здоровым;
разница
между теми и другими, если иметь в виду
границы здоровья и
болезни,
вовсе не так уж велика".**
В
том случае, если читатель пожелает
расширить свои познания по
тому
или иному вопросу пропедевтики, он может
обратиться к библио-
графическим
указателям, помещенным в конце главы,
или к соответ-
ствующей
ссылке. Это облегчает поиск необходимой
литературы. Для
соотнесения
сведений, изложенных в книге, с тем, что
составляет пред-
мет
частной психиатрии, желательно
использовать учебники и руковод-
ства
московской психиатрической
школы,-представителями которой яв-
ляются
авторы книги. Изложенные в книге факты
в целом отражают
точки
зрения, сложившиеся в этой школе.
1994 г.
* Блейлер Э. Руководство по
психиатрии. Перевод с немецкого.
Берлин,
1920,
с. 3.
** Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М: Медицина. 1964. с. 56.
СЕМИОТИКА
ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
(Клиническая
психопатология)
"Семиотика
(симптоматология, семиология) — учение
о признаках
(симптомах) болезней и
патологических состояний".*
Динамическое
изучение болезней, в том числе и
психических, пока-
зывает,
что выделение симптомов в качестве
изолированных наруше-
ний
в значительной мере условно. Симптомы
всегда выступают в той
или иной
совокупности, то есть в форме синдромов.
Поэтому в семи-
отику
входит также учение о синдромах. Однако
в практических целях,
в
частности, в целях обучения, выделение
отдельных симптомов совер-
шенно
необходимо. Знание симптомов позволяет
осуществить переход
к
изучению синдромов и их видоизменения
в процессе болезней.