Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5228

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 616.89


Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию
(пропедевтика в психиатрии). — Н.Новгород: Изд-во НГМА, 1998 г. — 426 с.

Руководство представляет собой фундаментальный труд, полностью
посвященный пропедевтике в психиатрии. Подробно рассматриваются се-
миотика, симптомы и синдромы психических болезней, вопросы клиничес-
кого исследования душевнобольных, диагностики и деонтологии в психи-
атрии. Отдельная глава посвящена психосоматической медицине.

Эрудиция и широта взглядов авторов позволяет им ссылаться как на
русских, так и на зарубежных психиатров (немецких и французских).

Книга предназначена для студентов, в первую очередь тех, кто поже-
лает связать свою врачебную деятельность с психиатрией, интернов, кли-
нических ординаторов, психиатров-практиков и невропатологов, препода-
вателей психиатрии.

Георгий Васильевич Морозов — академик РАМН, длительное время
руководил институтом обшей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского.
Автор многочисленных публикаций по клинической, судебной и социаль-
ной психиатрии, в том числе книг: "Ступорозные состояния", "Алкого-
лизм", "Судебная психиатрия", "Руководство по психиатрии".

Николай Георгиевич Шумский — доктор медицинских наук, старший
научный сотрудник. Автор монографии "Диагностические ошибки в су-
дебно-психиатрической практике", соавтор клинических глав в руковод-
ствах по психиатрии (1983, 1988 гг.), в книгах: "Алкоголизм", "Справочник
по психиатрии".

По вопросам приобретения книги

обращайтесь в Издательство НГМА по адресу:

603002, Нижний Новгород, а/я 22

Тел.: (095) 189-99-35
Тел.: (8311^23-83-55

ВОЗМОЖНО ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ
СО СКЛАДА В МОСКВЕ

ВВЕДЕНИЕ

"G'ouvrier qui veult bean paroitre, il doit son sujet conoitre" .*

A.Paret.

"Без всякого ложного чувства, без всякого страха
быть обвиненным в предвзятости, в пристрастии к
избранной специальности можно сказать, что пси-
хиатрия имеет полное и законное право на очень
пристальное внимание со стороны врача. Главной
целью преподавания любой отрасли клинической ме-
дицины вляется развитие у молодого врача медицин-
ского мышления... И вот психиатрическое мышление,
мышление врача-психиатра — это можно сказать с
определенностью и без всякой натяжки — является
по необходимости и очень углубленным и очень
широким... Среди медицинских специальностей наи-
более серьезным является мышление врача-интерниста,
и вот можно сказать, что психиатрическая точка зре-
ния целиком включает в себя точку зрения врача^интер-
ниста, оставляя еще очень большое место для целого
ряда других, новых соображений".

П. Б. Ганнушкин.

Пропедевтика (греч. propaideuo "предварительно обучаю") — ввод-
ный курс в клиническую дисциплину, предполагающий обучение мето-
дам клинического обследования больного, семиотике болезней, относя-
щихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт лич-
ности врача на основе медицинской деонтологии.**

В формировании врача-профессионала роль пропедевтики трудно пе-
реоценить. Она создает основу для последующего успешного изучения ча-
стных разделов отдельных медицинских дисциплин. Более того, усвоение
пропедевтики способствует развитию медицинского мышления и той его
части, которую называют клиническим мышлением.


* "Достигнуть мастерства лишь тот сумеет, кто делом в совершенстве
овладеет" (фр.)

** Энциклопедический словарь медицинских терминов. Г. II. М., 1963, с. 378.


ISBN 5-86093-010-0


) Г. В. Морозов, Н. Г. Шумский, 1998



Мышление медицинское — умозаключение о сущности, значении и
путях развития обнаруживаемых патологических расстройств и спосо-
бах воздействия на них с целью их устранения или ослабления. Мыш-
ление клиническое — способность врача рассматривать образ жизни че-
ловека и внутреннюю картину его болезни — субъективную оценку
больным своего физического и душевного (психического) состояния и
его психологические реакции на них с точки зрения полученных вра-
чом специальных знаний.*

Развитие медицинского мышления помогает преодолеть возникнове-
ние у врача узкого практицизма с шаблонными представлениями о сущ-
ности и проявлениях различных форм патологии человека и методов их
лечения — феномена, получившего наименование "фельдшеризма".

Поэтому не будет преувеличением считать, что имеются все осно-
вания для выделения пропедевтики в специальный раздел не только в
терапии и хирургии, но и в других клинических дисциплинах — в пер-
вую очередь, в тех, для которых формирование медицинского мышле-
ния имеет первостепенное значение. К числу последних, вне всякого
сомнения, относится и психиатрия.

В психиатрии пропедевтика всегда рассматривалась в общей час-
ти. Именно здесь были разбросаны сведения, относящиеся к этому раз-
делу. Два недавно опубликованных руководства по психиатрии под-
тверждают сказанное.**

В настоящее время данные, имеющиеся в руках у психиатров, вполне
достаточны для того, чтобы в отечественной психиатрии процесс обо-
собления пропедевтики в самостоятельный раздел пришел, наконец, в
движение. Наибольшее число фактов, способствующих его осуществ-
лению, содержится в публикациях, принадлежащих А.В.Снежневскому
(1958, 1968, 1970, 1983). Без особого преувеличения можно сказать, что
монография А.В.Снежневского "Общая психопатология" (1970) с пол-
ным правом могла бы быть озаглавлена "Пропедевтика в психиатрии",
так как все разбираемые в ней вопросы самым тесным образом связаны
прежде всего с семиотикой психических болезней, а также с диагности-
кой и методами исследования в психиатрии.

* В доступной медицинской, в частности, справочной литературе, опре-
делений этих двух терминов нет. Для их написания пришлось обратиться к
помощи нескольких ученых секретарей Большой медицинской энциклопе-
дии, принимавших участие в создании Энциклопедического словаря меди-
цинских терминов (1982—1984 гг.). Сформулированные ими определения в
последующем были отредактированы А.В.Снежневским.

** Руководство по психиатрии. М., 1983. Руководство по психиатрии.
М., 1988.

Представляется целесообразным выделение пропедевтики в уче-
нии о психических болезнях в качестве самостоятельного раздела об-
щей психиатрии.

Настоящая книга, посвященная психиатрической пропедевтике, опи-
рается на то, что уже сделано в этой области А.В.Снежневским и дру-
гими отечественными авторами. Центром кристаллизации книги послу-
жили ранее написанные Г.В.Морозовым главы, посвященные основным
синдромам психических болезней, клиническому исследованию и диаг-
ностике в психиатрии.*


В настоящей книге они дополнены новыми фактами. Заново напи-
саны разделы, касающиеся симптомов психических болезней, деонто-
логии в психиатрии, а также психосоматической медицины, место ко-
торой к настоящему времени еще точно не определено. Введение в про-
педевтику раздела, посвященного психосоматической медицине, обус-
ловлено рядом обстоятельств. Психосоматическая медицина, подобно
пропедевтике, способствует формированию медицинского и клиничес-
кого мышления. Она, по мнению многих, является также теоретической
основой медицины, так как касается очень важного вопроса о соотно-
шении психического и соматического — "души" и "тела". В психосо-
матической медицине разбираются клинические вопросы, в частности
такие, которые тесно связаны с симптоматологией, существующей в
психиатрии и терапии. Психические и соматические симптомы часто
выступают здесь не в изолированном виде, а в форме сочетаний — в
ряде случаев, очень устойчивых. Это дает возможность предполагать
наличие при них единого патогенетического механизма, то есть призна-
ка, свойственного синдромам. Поэтому не является неожиданностью тот
факт, что некоторые психиатры, например, Н.Еу и соавторы (1952),
прямо пишут о наличии "основных психосоматических синдромов"
(principaux syndromes psychosomatiques). Наконец, психосоматическая
медицина немыслима без таких разделов общей психиатрии, как уче-
ние о психическом складе личности и терапия психических болезней —
как биологическая, так и психотерапия.

Со временем психосоматическая медицина найдет свое точное мес-
то в психиатрии — самостоятельное или в одном из ее разделов. Во
всяком случае, в руководствах, посвященных душевным болезням, она
должна его обрести.

Изучение психиатрической пропедевтики сопряжено с усвоением
обширной терминологии. Однозначные определения терминов существу-

: Руководство по психиатрии. Т. I. M., 1988.


ют далеко не всегда. Достаточно часто для определения одного и того
же понятия употребляются различные термины. Многие исследователи
вкладывают в употребляемые ими термины свое личное понимание.
Встречаются термины, лишенные четкого определения. Авторы настоя-
щей книги стремились употреблять точные определения и соответству-
ющие им термины. Этим обстоятельством объясняются, в частности, мно-
гочисленные ссылки на «Энциклопедический словарь медицинских тер-
минов» (1982—1984). В тех случаях, когда используемый авторами тер-
мин не имеет четкого определения, об этом говорится прямо, так как
"неточные понятия, когда они ошибочно считаются точными, больше
вредят пониманию дела, чем незнание".*

Книга предназначена, в первую очередь, для начинающих врачей-
психиатров и тех студентов-медиков, которые пожелали избрать своей
специальностью клиническую психиатрию. В определенной мере она
может служить справочным пособием и для знающих свое дело врачей-
психиатров, а также клинических ординаторов и преподавателей пси-
хиатрии.

Книга может оказаться полезной и для врачей других специальнос-
тей. Ведь "главная цель и изучения, и преподавания психиатрии долж-
на состоять в том, чтобы научить молодых врачей быть психиатрами и
психопатологами не только в больнице и клинике, но прежде всего в
жизни, т.е. относиться к так называемым душевнобольным, так назы-
ваемым ненормальным людям с тем же пониманием, с той же мягкостью,
с той же вдумчивостью, но и с той же прямотой, как к душевно здоровым;
разница между теми и другими, если иметь в виду границы здоровья и
болезни, вовсе не так уж велика".**

В том случае, если читатель пожелает расширить свои познания по
тому или иному вопросу пропедевтики, он может обратиться к библио-
графическим указателям, помещенным в конце главы, или к соответ-
ствующей ссылке. Это облегчает поиск необходимой литературы. Для
соотнесения сведений, изложенных в книге, с тем, что составляет пред-
мет частной психиатрии, желательно использовать учебники и руковод-
ства московской психиатрической школы,-представителями которой яв-
ляются авторы книги. Изложенные в книге факты в целом отражают
точки зрения, сложившиеся в этой школе.

1994 г.

* Блейлер Э. Руководство по психиатрии. Перевод с немецкого. Берлин,
1920, с. 3.

** Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М: Медицина. 1964. с. 56.

СЕМИОТИКА ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
(Клиническая психопатология)

"Семиотика (симптоматология, семиология) — учение о признаках
(симптомах) болезней и патологических состояний".*

Динамическое изучение болезней, в том числе и психических, пока-
зывает, что выделение симптомов в качестве изолированных наруше-
ний в значительной мере условно. Симптомы всегда выступают в той
или иной совокупности, то есть в форме синдромов. Поэтому в семи-
отику входит также учение о синдромах. Однако в практических целях,
в частности, в целях обучения, выделение отдельных симптомов совер-
шенно необходимо. Знание симптомов позволяет осуществить переход
к изучению синдромов и их видоизменения в процессе болезней.