Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
Введение
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).
Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) охарактеризовать эти признаки;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:
- изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;
- анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
- личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.
В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).
Правовая основа работы – Конституция Российской Федерации, 1993 г.
Структура данной работы – состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 54 страницах.
1. Возникновение государства
1.1. Предпосылки возникновения государства
Первобытное общество существовало гораздо продолжительнее по времени, чем существует какое-либо государство. Так, по сведениям одних специалистов первобытное общество просуществовало как минимум 190 тыс. Другие полагают, что этот период составлял от 30 до 35 тыс. лет . Первые же государства стали формироваться в период с IV по I тыс. до н.э., а также в первом тысячелетии современной эры. Таким образом, государственное устройство человеческой цивилизации, включая современный период, существует всего V–VI тыс.
Известно, что одними из первых государств были: 1) Древний Египет (IV–III тыс. до н.э., государство в Северо-Восточной Африке, территория в нижнем течении реки Нил ) ; 2) город Кархемиш (IV–III тыс. до н.э., территория северной Сирии) ; 3) Шумер (III тыс. до н.э., города Лагаш, Ур, Киш – юг современного Ирака) ; 4) Древний Китай (XIV век, II тыс. до н.э., создавался на берегах рек Янцзы и Хуанхэ , государство Инь, завоевано в XI в. до н.э. племенем Чжоу) .
На рубеже III–II тыс. до н.э. на юго-востоке Балканского полуострова появляется крито-микенская (эгейская, Эгей – в греческой мифологии царь Аттики – область на юго-востоке Греции) цивилизация – основа будущей Древней Греции (Эллады) . Во II тыс. до н.э. в Западной Азии возникают финикийское (XIII веке до н.э., города Библ, Тир, Сидон – восточное побережье Средиземного моря) и хеттское (XII веке до н.э., основано хеттами в Анатолии (греч. восток), территория Турции) государства.
В первом тысячелетии до н.э. государства продолжали образовываться у водных источников, в том числе в долинах больших рек. Так, вдоль рек Евфрат и Тигр помимо Шумера были образованы: 1) в IX–VI веках (II тыс.) до н.э. – Вавилон (древний город в Месопотамии – Двуречье – географическая область, современная территория Ирака); 2) в VIII–VII веках (I тыс.) до н.э. – Ассирия (древнее государство в Северном Двуречье, территория современного Ирака, в 605 г. до н.э. покорена Вавилонией – государство начала II тыс. до н.э.).
В 928 г. до н.э. образуются израильское (северная Палестина) и иудейское (южная Палестина) государства. В V веке до н.э. формируются Афины (город государство в Аттике – область на юго-востоке Греции) и Спарта (древний греческий город в Лаконике – Пелопоннес – полуостров и историко-географическая область на юге Греции). В 754 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом основан Древний Рим. В центральной части Американского континента в I веке до н.э. создаются государства: ацтеков, майяпан (индейские племена в Мексике) и инков (индейское племя, территорию современного Перу).
В последней четверти IX века н.э. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Новгорода и Киева, а также земель, расположенных в районе старой Ладоги, Гнездова и др., возникло Древнерусское государство.
В отечественной литературе вопрос о причинах происхождения государства не имеет однозначного решения. Так, в работах известного русского юриста Бориса Николаевича Чичерина (1828–1904, Курс государственной науки – 1894–1898 гг., Собственность и государство – 1883 г.) в одном случае говорится, что государство возникает как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного. В другом случае Б.Н. Чичерин отмечал, что «почти все государства основаны на завоевании». В третьем случае автор указывал, что «материал, из которого создается государство, двоякого рода: земля, представляющая область, на которую простирается верховная власть, и народ, или совокупность граждан, ей подчиняющихся»[1]. По мнению А.В. Захарова, Б.Н. Чичерин не создал стройной системы факторов, оказавших влияние на происхождение государства, а «анализируя его научное наследие, мы можем утверждать, что таковыми выступают: завоевание, религия, «постепенное развитие жизни и ее потребностей», личность, непредвиденные и экстраординарные события» .
Доктор государственных наук Иван Александрович Ильин (1883–1954) полагал, что исторически государства складываются раньше там, где: 1) есть климатические и географические условия, которые благоприятствуют земледельческому хозяйству; 2) есть торговые отношения, которые создают «постоянный прилив населения к центру и отлив от него в колонии»; 3) есть энергичный и предприимчивый, трудолюбивый и воинственный народ; 4) есть народное правосознание, властвование по праву, через право и ради права. «И потому там, где чувство права и справедливости не развивалось, государственная власть делалась жертвой междоусобных столкновений и насильственных захватов. Таким образом, государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности».
Главные причины возникновения государства, по мнению проф. Михаила Николаевича Марченко, лежат не в сфере морали или религии, «они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей»[2]. Крупнейшие разделения труда и в этой связи увеличение средств существования привели к тому, что, с одной стороны, становилось экономически выгодным использование чужого труда (эксплуатация), с другой – происходило имущественное расслоение населения на богатых и бедных.
В свою очередь расслоение общества привело к тому, что «из общей массы рода выделяется знать – обособленная группа вождей, военачальников, жрецов…», которые «присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных». О появлении признаков государства в любой стране свидетельствует прежде всего выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами.
Как известно государство, как и прочие институты общества, появилось не
сразу, а вследствие их долгой эволюции. Энгельс приводит в качестве одного из примеров развития этого общественного института Афинское государство. Он пишет, что государство развивалось « частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путём внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного «вооруженного народа», защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная «публичная власть», которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа, – всё это, по крайней мере в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше чем в древних Афинах. Смена форм в основном изображена Морганом, анализ же порождающего её экономического содержания мне приходится большей часть добавлять»[3]. – Вот то, что он пишет в начале своего обзора о возникновении государства и о том, на основе чего он рассматривал данный общественный феномен. Далее он начинает более конкретно излагать свои исследования о возникновении государственности, приводя в пример, упомянутое выше, Афинское государство.
« В героическую эпоху четыре племени афинян занимали в Аттике ещё
обособленные области; даже составлявшие их двенадцать фратрий, по-видимому, имели ещё отдельные поселения в виде двенадцати городов Кекропа. Организация управления соответствовала героической эпохе: народное собрание, народный совет, басилей. В эпоху, с которой начинается писанная история, земля уже была поделена и перешла в частную собственность, как это и свойственно сравнительно уже развитому к концу высшей ступени варварства товарному производству и соответствующей ему торговле и товарами. Наряду с зерном производилось также вино и растительное масло; морская торговля по Эгейскому морю всё более изымалась из рук финикийцев и попадала большей частью в руки жителей Аттики. Благодаря купле и продаже земельных владений, благодаря дальнейшему развитию разделения труда между земледелием и ремеслом, торговлей и судоходством члены родов, фратрий и племен должны были весьма скоро перемешаться между собой; на территории фратрии и племени селились жители, которые, хотя и были соотечественниками, все же не принадлежали к этим объединениям, следовательно, были чужими в своем собственном месте жительства. Ведь каждая фратрия и каждое племя в мирное время сами управляли своими делами, не обращаясь в Афины к народному совету или басилею. Но те, кто жил на территории фратрии или племени не принадлежа к ним, не могли, разумеется, принимать участия в этом управлении. Все это так нарушило нормальное функционирование органов родового строя, что уже в героическую эпоху потребовалось принять меры для устранения этого. Было введено приписываемое Тезею устройство. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета»[4]. С этого момента можно считать, что государство уже родилось, хотя и оно ещё не было государством в нашем понимании этого общественного института. Этот уровень развития государства соответствовал его младенческому возрасту, оно было как ребёнок только что появившийся на свет. «Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой-либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником.
Наряду с экономическими предпосылками есть также политические, идеологические и психологические предпосылки возникновения государства. К политическим предпосылкам относятся, во-первых, необходимость обеспечения безопасности людей внутри человеческого сообщества, которая сопряжена с урегулированием спорных взаимоотношений между соплеменниками, а также с применением принуждения, насилия к нарушителям установленного порядка. Но поскольку органы управления первобытного общества не справлялись с этой ролью, постепенно стали формироваться органы государственной власти, которые взяли на себя обеспечение безопасности людей внутри человеческого сообщества. Во-вторых, к регулированию внутренних отношений отрядов человеческой популяции добавляется необходимость урегулирования отношений с соседними сообществами людей. Военные предводители, окруженные небольшой горсткой приближенных, дружинников, не способны были организовать широкомасштабные военные нашествия (или широкую оборону). Их место должны были занять иные структуры.
Многие ученые справедливо полагают, что религия способствовала консолидации многих древних обществ (древнеегипетского, древнерусского и др.). Справедливо будет предположить, что возникновение монорелигии у тех или иных народностей есть надежный показатель формирования у них государства.
На психологические предпосылки возникновения государства, как полагает Кашанина Т.В., впервые в отечественной юридической литературе справедливо обратил внимание В.И. Гойман-Червонюк. «На начальном этапе развития общества постепенно, и пока лишь в очень небольшой дозе, людьми начинают осознаваться общие интересы. Чрезвычайно способствуют осознанию таких интересов военное нашествие и необходимость защиты. Возникает понимание, что эти общие интересы больше некому реализовать, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества»[5].
Наряду с указанными предпосылками возникновения государства можно назвать также трансформацию власти вождей во власть государственную и способы (пути) образования государства. К такой трансформации власти относятся: 1) количественный рост лиц, осуществляющих власть; 2) дифференциацию политической элиты по уровням и разграничение компетенции между ее уровнями; 3) функциональную дифференциацию власти – руководители строительством общественных сооружений, глашатаи, гонцы, писцы, звездочеты, медники, башмачники, каменщики и др.; 4) становление институализированного характера власти – институт государя (царя, фараона, императора), институт визиря (в странах восточной деспотии), институт наместника (в Древнем Риме), канцелярии, приказов, казначейства, ведомств общественных работ; 5) выделение самостоятельных органов принуждения (суды, палачи, дружина, войско); 6) идеологическое обеспечение власти, которое осуществлялось жрецами, способствовавших обожествлению власти и ее оправданию, освящению передачи власти по наследству); 7) расширение сфер деятельности публичной власти (помимо организационной, распределительной, контрольной и военной функции появляются информационная (оглашение велений государя, сообщения о казнях) и управленческая (землевладением, водопользованием) функции; 8) концентрацию власти в городах и распространение ее на другие прилегающие территории; 9) материальную основу государственной власти – захват и удержание самого источника благ (пленные, земля, вода), а также изъятие чужой собственности.
Способами образования государства называют: «государство-собственность» и «государство-власть». Первый из них означал защиту частной собственности посредством насилия по отношению к неимущим социальным группам. Второй – заключался в применении насилия в связи с исполнением необходимых для общественной жизни общих функций. Объединяет эти способы разделение людей на бедных и богатых, на правящих и управляемых.