Файл: Понятия и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций[39]:

а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в) государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Характерные признаки механизма (аппарата) государства[40]:

- целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности;

- первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации.

- для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.


- при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства

г) государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства[41].

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:


а) подчинено общим принципам данной правовой системы,

б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

г) действует через механизм прав и обязанностей,

д) оснащено развитыми процессуальными формами.

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Заключение

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.


Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3.
  3. Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2.
  4. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997.
  5. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.
  6. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.
  7. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.
  8. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2.
  9. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003.
  10. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г.
  11. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996.
  12. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки (1894–1898 гг.), Собственность и государство (1883 г).
  13. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. том 4 1994г.
  14. Марченко М.Н. Общая теория государства и права.
  15. Кашинина Т.В. Структура права. 2015г.
  1. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки 1 том.

  2. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права 1 том.

  3. Ф. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства. 1884г.

  4. Ф. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства. 1884г.

  5. Кашанина Т.В. Структура права.

  6. Лазарев В.В. Теория государства и права. 1992

  7. Завадский С. Государство благоденствия. Перевод 1966г.

  8. Завадский С. Государство благоденствия. Перевод 1966г.

  9. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004

  10. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004

  11. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997

  12. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2

  13. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г

  14. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997

  15. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист 2004

  16. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003-с.54-55

  17. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003

  18. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987

  19. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004

  20. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 1996

  21. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3

  22. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998 №2

  23. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987

  24. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997

  25. Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2

  26. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М.

  27. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М

  28. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько

  29. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 1998

  30. Козулин А.И. Государство и право. 1994

  31. Козулин А.И. Государство и право. 1994

  32. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2003

  33. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н

  34. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях

  35. Демидов А.И. Правоведение

  36. Малько А.В. Правоведение. 1997

  37. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько

  38. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М

  39. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В

  40. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М

  41. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н