Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
Не смотря на финансовый потенциал и перспективы, направление спортивного менеджмента нашло сравнительно небольшое отражение в академической среде, так, согласно Д. Кимболу, на 1980 г. в Северной Америке существовало только 20 программ по спортивному менеджменту, к 2011 это число увеличилось до 200. В своей книге Д. Кимбол утверждает, что «самая важная причина такого роста - понимание того, что ценность спорта напрямую зависит от способов и методов управления и организации» [13, с. 5].
Для того чтобы описать особенности спортивного менеджмента и дать анализ его составляющим, необходимо рассмотреть различные подходы к его определению. В книге Э. Экстин «Руководство к спортивному менеджменту» приводится следующая дефиниция: «теория и практика всех людей, видов деятельности, бизнесов или организаций, вовлеченных в процесс производства, фасилитации, продвижения и организации любой связанной со спортивным бизнесом услуги или продукта» [10, c. 7]. Авторы исследования рассматривают это определение как адекватное, так как оно затрагивает все сферы, соприкасающиеся со спортивным менеджментом. Однако, вопрос принадлежности к спортивному менеджменту некоторых элементов фаси- литации, таких как производство спортивного инвентаря и атрибутики видится нами как дискуссионный. Также создание и продвижение теле- и радиовещательных систем оказывает непосредственное влияние на спорт, его доступность и зону распространения, то есть осуществляет фасилитацию, но на наш взгляд невозможно рассматривать «теорию и практику» инженеров, разрабатывающих беспроводные коммуникации как часть спортивного менеджмента. Во-первых, в связи отсутствием изначальной и узкоспециализированной задачи в процессе возникновения этих технологий. Во-вторых, из-за отсутствия непосредственного вклада и контроля за дальнейшим развитием. Например, введение замедленных автоповторов, оказало огромное влияние на спорт и стало его неотъемлемой частью, но его появление не было вызвано ни требованиями, ни непосредственным участием, ни исследованиями произведёнными в рамках спортивного менеджмента. В 1094 г. австрийский физик Август Мусгер запатентовал технологию изменения темпа показа киноленты, что было сделано для художественных фильмов, хоть и впоследствии получило широкое распространение именно в спортивном секторе.
Другой подход к дефиниции спортивного менеджмента изложен в книге «Прикладные навыки спортивного менеджмента», написанной Д. Кимболом и Р. Люссьером: «спортивный менеджмент это мультидисциплинарное поле, которое интегрируется со спортивной индустрией и менеджментом» [3, с. 6]. В данном случае, по мнению авторов исследования, напротив затронут не весь диапазон индустрий и возможностей, относящихся к спортивному менеджменту. Однако, мы поддерживаем определение «мультидисциплинароное поле» и утверждение о его интеграции. Прежде чем привести свою версию дефиниции, мы приведём иллюстрацию того как, на наш взгляд соотносятся приведённые определения спортивного менеджмента.
Спорт сейчас находится на пороге больших перемен. Но, к сожалению, не до конца к ним готов. Прежде всего, это устаревшая материальнотехническая база, недостаточное финансирование физической культуры и спорта бюджетными организациями разных уровней, отсутствие эффективной системы законодательных актов о налогах, льгот, меценатства и спонсорства, телевизионных прав.
Поэтому сейчас он остается достаточно рискованным видом вложений. Данной проблемой исследования занимались такие ученые как В.Ю. Карпов, А.М. Гладких, А.Л. Волобуев, Р. Сабитова, Г.М. Квон, А.В. Сафронова, С.А. Наумова, В.А. Кваша, С.В. Слуцкая, Л.В. Сологубова и др.
Если подходить к истории спортивного менеджмента широко, то первыми спортивными менеджерами были еще римляне (владельцы гладиаторов) и агенты всесильной китайской якудзы, которые устраивали поединки лучших бойцов Дальнего Востока. Однако спортивные управленцы, в современном понимании, появились только в конце XIX века, когда мир массово увлекся спортом и спортивными соревнованиями. Уже тогда в сопутствующих кругах выделились спортивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры.
Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что спортивный менеджмент бывает разных уровней, и задачи он решает различные. В общем виде можно выделить три основных уровня менеджмента в индустрии спорта: стратегический, тактический и исполнительский.
Важную роль в повышении конкурентоспособности российского спортивного менеджмента и информированности менеджеров, призваны сыграть профессиональные сообщества, например, сообщество спортивных менеджеров на sportmanagement.ru объединяет всех, кто работает в спорте. Это спортивные менеджеры, представители спортивных федераций, организаторов соревнований, государственных структур, а также и студенты, которые учатся по специальности «спортивный менеджмент» с целью работы по специальности.
Предлагается введения должности директора по маркетингу, который снимет часть профессиональной нагрузки со спортивного менеджера: планирование мероприятий, рекламную деятельность, общение с прессой, привлечение спонсоров, а также осуществление нового маркетингового плана. Это поможет спортивному менеджеру сфокусироваться на своих обязанностях.
Для повышения информационной поддержки как спортивного менеджера, так и остальных сотрудников, следует учредить следующие внутри- клубные документы:
- устав и внутренние правила клуба, которые разместить на сайте
- четкую должностную инструкцию с графиком оплаты труда,
- разработать анкету кандидата в члены клуба.
Для доступности информации посетителей, можно улучшить структуру сайта, ввести специальную зону только для членов клуба, (для сотрудников, для спонсоров) а также ввести информационный бюллетень клуба, стенды.
Все эти инструменты позволят повысить эффективность работы спортивного менеджера, а также повысить конкурентоспособность спортивного клуба и в конечном итоге, повысить его прибыль.
Глава 2 Развитие индустрии спорта в России на примере КОГАУ«ВятСШОР»
Государственное образовательное учреждение КОГАУ «ВятСШОР» находится в России, Кировской области, город Киров, ул. Ленинградская, 1. Является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать, бланки, фирменное наименование. КОГАУ «ВятСШОР» от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Она отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник имущества (директор).
Главным учредителем КОГАУ «ВятСШОР» является Министерство спорта Кировской области. Они утверждают по согласованию с другими государственными структурами, курирующими вопросы государственного и муниципального имущества и развития региона, Устав КОГАУ «ВятСШОР».
КОГ АУ «ВятСШОР» возглавляет директор Перминова Анна Юрьевна, который назначается и освобождается приказом Министерства спорта по Кировской области и подотчетен ему в своей деятельности. Между ними заключается контракт. [14]
Директор самостоятельно определяет и утверждает структуру КОГАУ «ВятСШОР» (Рис. 1), штатный состав, назначает на должность и освобождает от должности работников.
Структура учреждения наглядно отражает взаимосвязи между субъектами организации, их подчиненность и подотчетность друг другу
На сегодняшний день КОГАУ «ВятСШОР» проводит занятия по следующие виды спорта: футбол, баскетбол, легкая атлетика (бег), художественная гимнастика, конный спорт, скалолазание, пауэрлифтинг, танцевальный спорт, борьба греко-римская, ушу саньшоу, каратэ, дзюдо, самбо.
Рис. 1 . Структура учреждения КОГАУ «ВятСШОР»
Школа предоставляет как платные, так и бесплатные услуги. В платные услуги входят аренда помещений и оборудования, а так же проведение занятий по следующим видам: художественная гимнастика (подготовительный этап), футбол (платные группы).
На 2014-2015 год количественный показатель занимающихся в учебных группах на 2014-2015 учебный год составляет 2920 учащихся. [14]
На сегодняшний день в ВятСШОР работает 223 сотрудника. Состав сотрудников состоит из управленческого аппарата, тренерского состава и обслуживающего персонала. Исходя из диаграммы видно (Рис. 2), что в КОГАУ «ВятСШОР» 21 сотрудник управленческого аппарата, который находится во главе организации и осуществляет управленческие функции.
Для более глубокого анализа организации нами было проведено анкетирование персонала различных уровней. Было опрошено 15%
персонала. Из них 12 опрошенных это тренеры, 8 сотрудников обслуживающего персонала и 14 сотрудников управляющей сферы.
Рис. 2. Состав сотрудников КОГАУ «ВятСШОР»
Рис. 2. Состав сотрудников КОГАУ «ВятСШОР»
Опрос сотрудников КОГАУ «ВятСШОР» выявил, что 19 сотрудников имеет высшее физкультурное образование, 10 высшее экономическое, 5 среднее специальное. Средний стаж опрошенных тренеров составляет 8 лет. Все опрошенные тренеры полностью удовлетворены условиями охраны, оплаты и стимулирования труда.
Сотрудники управленческого аппарата абсолютно все удовлетворены условиями и охраной труда. 10 из 14 сотрудников абсолютно удовлетворены заработной платой, 2 инструктора - методиста, работающие с момента образования организации затруднились ответить и 2 инструктора - методиста не согласны с оплатой труда. На вопрос, насколько Вы удовлетворены управленческой деятельностью спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР»? 10 из 12 тренеров ответили, что удовлетворены управленческой деятельностью спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР» в полной мере, лишь только 2 человека поставили отметку 3. [14]
Рис. 3. Состав опрошенных посетителей КОГАУ «ВятСШОР»
А вот сотрудники управленческого аппарата своей работай, удовлетворены на все 100%.
Так же были проанализированы данные сайта КОГАУ «ВятСШОР» (табл. 1) из которого следует, что тренерский состав высококвалифицированный, но есть и преподаватели, не имеющие физкультурного образования, таких сотрудников 10%, но на данный момент все получают физкультурное образование. И эту проблему выделила директор спортивной школы. Важной задачей стоит повышение уровня знаний, квалификации преподавателей. Постоянно экспериментировать и применять новые методики для достижения максимального результата.
Таблица 2
Квалификация тренерского состава
Вид деятельности |
Кол-во сотрудник ов |
Высшая категория |
Первая категория |
Без физкультурного образования |
---|---|---|---|---|
Отделение борьбы |
16 |
11 |
5 |
|
Отделение «МиГ» по художественной гимнастике |
13 |
6 |
2 (5 без категорий) |
|
Отделение игровых видов спорта |
10 |
5 |
4 (1 без категории) |
|
Отделение лёгкой атлетики |
11 |
5 |
6 |
|
Комплексное отделение «Радуга» |
9 |
4 |
3 (2 без категорий) |
|
ИТОГО в % |
59 чел. |
26% |
17% (6%) |
10% |
Для более глубокого анализа было проведено анкетирование посетителей спортивной школы. В опросе приняло участие 50 спортсменов (Рис. 3). Из 100% опрошенных 36% посетителей занимаются платно. Среди них футболисты-арендаторы и посетители занимающиеся в тренажерном
зале. На вопрос как Вы выбирали спортивную организацию, в которой занимаетесь 17 опрошенных пришли за компанию с друзьями, 5 ответили, что адрес школы подсказали друзья, лишь один человек ответил, что информацию узнал из рекламы и 2 человека из сети интернет. У второй половины опрошенных другой вариант ответа, например 15 человек ответели, что их привели родители, 5 спортсменов занимаются так как спортивная школа находиться рядом с домом и 5 человек посещают занятия по просьбе тренера. На вопрос приходилось ли вам жаловаться на низкое качество услуг или по другому поводу 14 посетителей ответили, что да, приходилось хоть раз обращаться к администратору. Из них 9 человек занимающиеся, платно. И 36 посетителей ответели, что ни разу не приходилось жаловаться на качесто услуг или по другому поводу.