Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не смотря на финансовый потенциал и перспективы, направление спор­тивного менеджмента нашло сравнительно небольшое отражение в акаде­мической среде, так, согласно Д. Кимболу, на 1980 г. в Северной Америке существовало только 20 программ по спортивному менеджменту, к 2011 это число увеличилось до 200. В своей книге Д. Кимбол утверждает, что «самая важная причина такого роста - понимание того, что ценность спорта напря­мую зависит от способов и методов управления и организации» [13, с. 5].

Для того чтобы описать особенности спортивного менеджмента и дать анализ его составляющим, необходимо рассмотреть различные подходы к его определению. В книге Э. Экстин «Руководство к спортивному менедж­менту» приводится следующая дефиниция: «теория и практика всех людей, видов деятельности, бизнесов или организаций, вовлеченных в процесс про­изводства, фасилитации, продвижения и организации любой связанной со спортивным бизнесом услуги или продукта» [10, c. 7]. Авторы исследования рассматривают это определение как адекватное, так как оно затрагивает все сферы, соприкасающиеся со спортивным менеджментом. Однако, вопрос принадлежности к спортивному менеджменту некоторых элементов фаси- литации, таких как производство спортивного инвентаря и атрибутики ви­дится нами как дискуссионный. Также создание и продвижение теле- и ра­диовещательных систем оказывает непосредственное влияние на спорт, его доступность и зону распространения, то есть осуществляет фасилитацию, но на наш взгляд невозможно рассматривать «теорию и практику» инжене­ров, разрабатывающих беспроводные коммуникации как часть спортивного менеджмента. Во-первых, в связи отсутствием изначальной и узкоспециа­лизированной задачи в процессе возникновения этих технологий. Во-вто­рых, из-за отсутствия непосредственного вклада и контроля за дальнейшим развитием. Например, введение замедленных автоповторов, оказало огром­ное влияние на спорт и стало его неотъемлемой частью, но его появление не было вызвано ни требованиями, ни непосредственным участием, ни иссле­дованиями произведёнными в рамках спортивного менеджмента. В 1094 г. австрийский физик Август Мусгер запатентовал технологию изменения темпа показа киноленты, что было сделано для художественных фильмов, хоть и впоследствии получило широкое распространение именно в спор­тивном секторе.

Другой подход к дефиниции спортивного менеджмента изложен в книге «Прикладные навыки спортивного менеджмента», написанной Д. Кимболом и Р. Люссьером: «спортивный менеджмент это мультидисциплинарное поле, которое интегрируется со спортивной индустрией и менеджментом» [3, с. 6]. В данном случае, по мнению авторов исследования, напротив затронут не весь диапазон индустрий и возможностей, относящихся к спортивному менедж­менту. Однако, мы поддерживаем определение «мультидисциплинароное по­ле» и утверждение о его интеграции. Прежде чем привести свою версию де­финиции, мы приведём иллюстрацию того как, на наш взгляд соотносятся приведённые определения спортивного менеджмента.


Спорт сейчас находится на пороге больших пе­ремен. Но, к сожалению, не до конца к ним готов. Прежде всего, это устаревшая материально­техническая база, недостаточное финансирование физической культуры и спорта бюджетными орга­низациями разных уровней, отсутствие эффектив­ной системы законодательных актов о налогах, льгот, меценатства и спонсорства, телевизионных прав.

Поэтому сейчас он остается достаточно риско­ванным видом вложений. Данной проблемой ис­следования занимались такие ученые как В.Ю. Карпов, А.М. Гладких, А.Л. Волобуев, Р. Сабито­ва, Г.М. Квон, А.В. Сафронова, С.А. Наумова, В.А. Кваша, С.В. Слуцкая, Л.В. Сологубова и др.

Если подходить к истории спортивного ме­неджмента широко, то первыми спортивными ме­неджерами были еще римляне (владельцы гладиа­торов) и агенты всесильной китайской якудзы, ко­торые устраивали поединки лучших бойцов Даль­него Востока. Однако спортивные управленцы, в современном понимании, появились только в кон­це XIX века, когда мир массово увлекся спортом и спортивными соревнованиями. Уже тогда в сопут­ствующих кругах выделились спортивные адми­нистраторы (или агенты) и, собственно, менедже­ры.

Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управле­ния, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации суще­ствуют различные виды управленческой деятель­ности. Вместе с ними появляется структура взаи­моотношений и подчиненности. Это значит, что спортивный менеджмент бывает разных уровней, и задачи он решает различные. В общем виде можно выделить три основных уровня менедж­мента в индустрии спорта: стратегический, такти­ческий и исполнительский.

Важную роль в повышении конкурентоспособ­ности российского спортивного менеджмента и информированности менеджеров, призваны сыг­рать профессиональные сообщества, например, сообщество спортивных менеджеров на sportmanagement.ru объединяет всех, кто работает в спорте. Это спортивные менеджеры, представи­тели спортивных федераций, организаторов со­ревнований, государственных структур, а также и студенты, которые учатся по специальности «спортивный менеджмент» с целью работы по специальности.

Предлагается введения должности директора по маркетингу, который снимет часть профессио­нальной нагрузки со спортивного менеджера: пла­нирование мероприятий, рекламную деятельность, общение с прессой, привлечение спонсоров, а также осуществление нового маркетингового пла­на. Это поможет спортивному менеджеру сфоку­сироваться на своих обязанностях.


Для повышения информационной поддержки как спортивного менеджера, так и остальных со­трудников, следует учредить следующие внутри- клубные документы:

  1. устав и внутренние правила клуба, которые разместить на сайте
  2. четкую должностную инструкцию с графиком оплаты труда,
  3. разработать анкету кандидата в члены клуба.

Для доступности информации посетителей, можно улучшить структуру сайта, ввести специ­альную зону только для членов клуба, (для со­трудников, для спонсоров) а также ввести инфор­мационный бюллетень клуба, стенды.

Все эти инструменты позволят повысить эф­фективность работы спортивного менеджера, а также повысить конкурентоспособность спортив­ного клуба и в конечном итоге, повысить его при­быль.

Глава 2 Развитие индустрии спорта в России на примере КОГАУ«ВятСШОР»

    1. Характеристика исследования спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР»

Государственное образовательное учреждение КОГАУ «ВятСШОР» находится в России, Кировской области, город Киров, ул. Ленинградская, 1. Является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать, бланки, фирменное наименование. КОГАУ «ВятСШОР» от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Она отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник имущества (директор).

Главным учредителем КОГАУ «ВятСШОР» является Министерство спорта Кировской области. Они утверждают по согласованию с другими государственными структурами, курирующими вопросы государственного и муниципального имущества и развития региона, Устав КОГАУ «ВятСШОР».

КОГ АУ «ВятСШОР» возглавляет директор Перминова Анна Юрьевна, который назначается и освобождается приказом Министерства спорта по Кировской области и подотчетен ему в своей деятельности. Между ними заключается контракт. [14]


Директор самостоятельно определяет и утверждает структуру КОГАУ «ВятСШОР» (Рис. 1), штатный состав, назначает на должность и освобождает от должности работников.

Структура учреждения наглядно отражает взаимосвязи между субъектами организации, их подчиненность и подотчетность друг другу

На сегодняшний день КОГАУ «ВятСШОР» проводит занятия по следующие виды спорта: футбол, баскетбол, легкая атлетика (бег), художественная гимнастика, конный спорт, скалолазание, пауэрлифтинг, танцевальный спорт, борьба греко-римская, ушу саньшоу, каратэ, дзюдо, самбо.

Рис. 1 . Структура учреждения КОГАУ «ВятСШОР»

Школа предоставляет как платные, так и бесплатные услуги. В платные услуги входят аренда помещений и оборудования, а так же проведение занятий по следующим видам: художественная гимнастика (подготовительный этап), футбол (платные группы).

На 2014-2015 год количественный показатель занимающихся в учебных группах на 2014-2015 учебный год составляет 2920 учащихся. [14]

На сегодняшний день в ВятСШОР работает 223 сотрудника. Состав сотрудников состоит из управленческого аппарата, тренерского состава и обслуживающего персонала. Исходя из диаграммы видно (Рис. 2), что в КОГАУ «ВятСШОР» 21 сотрудник управленческого аппарата, который находится во главе организации и осуществляет управленческие функции.

Для более глубокого анализа организации нами было проведено анкетирование персонала различных уровней. Было опрошено 15%

персонала. Из них 12 опрошенных это тренеры, 8 сотрудников обслуживающего персонала и 14 сотрудников управляющей сферы.

Рис. 2. Состав сотрудников КОГАУ «ВятСШОР»

Рис. 2. Состав сотрудников КОГАУ «ВятСШОР»

Опрос сотрудников КОГАУ «ВятСШОР» выявил, что 19 сотрудников имеет высшее физкультурное образование, 10 высшее экономическое, 5 среднее специальное. Средний стаж опрошенных тренеров составляет 8 лет. Все опрошенные тренеры полностью удовлетворены условиями охраны, оплаты и стимулирования труда.

Сотрудники управленческого аппарата абсолютно все удовлетворены условиями и охраной труда. 10 из 14 сотрудников абсолютно удовлетворены заработной платой, 2 инструктора - методиста, работающие с момента образования организации затруднились ответить и 2 инструктора - методиста не согласны с оплатой труда. На вопрос, насколько Вы удовлетворены управленческой деятельностью спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР»? 10 из 12 тренеров ответили, что удовлетворены управленческой деятельностью спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР» в полной мере, лишь только 2 человека поставили отметку 3. [14]


Рис. 3. Состав опрошенных посетителей КОГАУ «ВятСШОР»

А вот сотрудники управленческого аппарата своей работай, удовлетворены на все 100%.

Так же были проанализированы данные сайта КОГАУ «ВятСШОР» (табл. 1) из которого следует, что тренерский состав высококвалифицированный, но есть и преподаватели, не имеющие физкультурного образования, таких сотрудников 10%, но на данный момент все получают физкультурное образование. И эту проблему выделила директор спортивной школы. Важной задачей стоит повышение уровня знаний, квалификации преподавателей. Постоянно экспериментировать и применять новые методики для достижения максимального результата.

Таблица 2

Квалификация тренерского состава

Вид

деятельности

Кол-во

сотрудник

ов

Высшая

категория

Первая

категория

Без

физкультурного

образования

Отделение

борьбы

16

11

5

Отделение «МиГ» по художественной гимнастике

13

6

2 (5 без категорий)

Отделение игровых видов спорта

10

5

4 (1 без категории)

Отделение лёгкой атлетики

11

5

6

Комплексное

отделение

«Радуга»

9

4

3 (2 без категорий)

ИТОГО в %

59 чел.

26%

17% (6%)

10%

Для более глубокого анализа было проведено анкетирование посетителей спортивной школы. В опросе приняло участие 50 спортсменов (Рис. 3). Из 100% опрошенных 36% посетителей занимаются платно. Среди них футболисты-арендаторы и посетители занимающиеся в тренажерном

зале. На вопрос как Вы выбирали спортивную организацию, в которой занимаетесь 17 опрошенных пришли за компанию с друзьями, 5 ответили, что адрес школы подсказали друзья, лишь один человек ответил, что информацию узнал из рекламы и 2 человека из сети интернет. У второй половины опрошенных другой вариант ответа, например 15 человек ответели, что их привели родители, 5 спортсменов занимаются так как спортивная школа находиться рядом с домом и 5 человек посещают занятия по просьбе тренера. На вопрос приходилось ли вам жаловаться на низкое качество услуг или по другому поводу 14 посетителей ответили, что да, приходилось хоть раз обращаться к администратору. Из них 9 человек занимающиеся, платно. И 36 посетителей ответели, что ни разу не приходилось жаловаться на качесто услуг или по другому поводу.