Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
Введение
По сравнению с западной индустрией спорта, особенно американским, - индустрия спорта в России находится в начальной стадии развития. Для сравнения - американские профессиональные спортивные лиги имеют давние исторические корни - многие из них существуют более ста лет! Все это является колоссальным преимуществом перед российскими клубами, лигами и федераций.
Актуальность обусловливается увеличением числа спортивных событий, усилением политического значения спорта и его роли во всемирной экономике и торговле.
Также стоит отметить, что в данной работе индустрия спорта рассматривается с точки зрения развития спортивного бизнеса в целом. И в этом плане выявление особенностей индустрии спортивного бизнеса, их влияния на эффективную работу спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР» также имеют практическую значимость.
Объект исследования – индустрия спорта в России. Предмет исследования - особенности индустрии спорта на примере спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР».
Цель работы - исследовать понятие и дать общую характеристику индустрии спорта в России .
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- изучить общие представления о индустрии спорта в России и требования, предъявляемые к нему в современных условиях;
- дать общую характеристику состояния развития КОГАУ «ВятСШОР» с точки зрения законодательного, экономического, организационного аспектов;
- определить пути совершенствования и развития спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР» в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством.
Для написания работы нами использовались следующие методы исследования:
- Анализ существующей базы научно - методической литературы по исследуемой работе.
- Анализ документов спортивной организации.
- Анкетирование и интервьюирование.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования и разработанные рекомендации в области индустрии спорта могут быть использованы в практической работе спортивных менеджеров. Кроме того, они могут быть использованы в учебно-педагогической работе, в преподавании различных дисциплин, связанных с управленческой деятельностью спортивных организаций.
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких исследователей, как В.И. Жолдак, С.Г. Сейраноов, И.И. Переверзин, Я.Р. Вилькин и Т.М. Канавец и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Понятие и общая характеристика индустрии спорта в России
В современном спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, особенно это заметно в странах постиндустриального общества, где спорт поставлен на коммерческую основу и из него извлекаются большие при- были. Спорт стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются огромные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструктуры. В европейских странах спорт является важной сферой предпринимательской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной индустрии.
Данные отрасли вносят налоговые поступления в бюджеты, что позволяет государству решать многие насущные социальные проблемы населения. Развитие спорта на современном этапе связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсменов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры.
В России индустрия спорта только вступает в фазу своего развития, но сделано многое. В нашей стране спорт был действительно зрелищным, массовым видом, доступный каждому человеку. Понятия «спорт» и «здоровый образ жизни» неразрывно связаны, все занимались спортом, чтобы быть здоровыми. Но времена меняются, меняется и отношение к спорту. В конце XX века модернизация охватила и российский спорт, нам нужно было шагать в ногу со временем, ибо после распада СССР в спорте образовалась огромная брешь: отъезд спортсменов, тренеров, потеря спортивных сооружений, ликвидация спортивных учреждений и многое другое. С распадом СССР рушились многолетние связи с бывшими советскими республиками, необходимо было фактически заново строить спортивный мир нашего нового государства России.
После олимпиады 1992 года в Барселоне, где в последний раз выступала объединённая сборная СНГ, наша страна оказалась в незавидном положении, необходимо предпринимать какие-то управленческие действия, выводить спорт на более качественный уровень. В 90-е годы XX века важную роль стало играть телевидение, где массово пропагандировались различные спортивные проекты, которые относились к сек- тору досуга и развлечений, не играя при этом существенной роли. Позиции спортивных достижений нашей страны в эти годы оказались за пределами «призовой тройки». Для этого существовали объективные и субъективные причины. Одной из важных причин стало отсутствие мотивации со стороны государства, которое фактически пустило на самотёк развитие российского спорта: небольшой поток инвестиций, отсутствие профессиональных управленческих кадров, роль сыграло и падение международного авторитета страны. Ситуация коренным образом начала меняться в начале XXI века. И здесь большую роль сыграло государство, в последние годы сделан большой прорыв в развитии индустрии спорта. Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства [2, с. 1].
Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Да, спорт сейчас стал профессионально коммерческим, не имеющий национальных границ, но имеющий во многих отношениях политический контекст. В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение:
1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно- спортивной деятельности;
6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями [2, с. 2].
Развитие индустрии спорта началось ещё в начале 80-х годов, когда Международный Олимпийский комитет (МОК) возглавил Х.А. Самаранч. Именно при его участии МОК разработал и внедрил маркетинговую программу, которая направлена на привлечение крупного бизнеса к олимпийским соревнованиям. Это время и стало точкой отсчёта коммерциализации профессионального спорта [1, с. 8].
Индустрия спорта включает так называемые основные сегменты. Основными сегментами для нашей индустрии спорта являются: профессиональный спорт, массовый спорт, студенческий спорт, детский спорт. Большое внимание сейчас уделяется спорту для лиц с ограниченными возможностями, оздоровительному спорту. Есть проблемы у таких сегментов, как школьный, дворовый спорт, спорт ветеранов. Государство делает всё необходимое для привлечения инвестиций бизнеса в данные сегменты, но проблем здесь хватает. Давая характеристику индустрии спорта, необходимо отметить и различные формы её проявления, к которым относится: вид профессиональной трудовой деятельности (для спортсменов, тренеров и менеджеров);важнейший экономический ресурс, влияющий на уровень и динамику экономического развития страны; бизнес (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и СМИ);эффективный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда (для спонсоров и рекламодателей);возможность формирования позитивного и привлекательного для покупателей имиджа своей компании (через участие в спортивных событиях) [1, с. 7].
В нашей стране из предложенных форм проявления индустрии спорта не все сформированы на том уровне, на котором они должны находиться. У нас не в полной мере задействован спортивный бренд таких видов спорта, как хоккей, футбол, баскетбол и т. д. Нет массового привлечения потребителей через систему вещания спортивных каналов, доступных для населения. Нельзя не отметить источники доходов мировой индустрии спорта, которые, по сути, делают эту сферу полноценным сектором экономики. К ним относят: доходы от продажи билетов и абонементов на спортивные соревнования; спонсорство спортивных соревнований, федераций, лиг, клубов, команд и спортсменов; продажа прав на телетрансляции; мерчандайзинг (включая как спортивную атрибутику, так и спортивные товары) [1, с. 8].
В России данные источники доходов работают не в полной мере. У нас нет культуры потребления спорта как товара. В этом направления российская индустрия спорта делает фактически первые шаги, но результаты уже есть. Благодаря государственной поддержке, отечественный спорт вышел на более качественный уровень своего раз- вития. Подтверждение этому Олимпиада в Сочи, которая наглядно продемонстрировала всему миру, что индустрия спорта в нашей стране есть и будет дальше развиваться
1.2 Перспективы современного развития индустрии спорта
Современная индустрия спорта – это довольно динамичная система экономических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой индустрии. Важнейшими субъектами индустрии спорта являются спортивные лиги, спортивно-оздоровительные клубы, спортивные агентства, которые осуществляют успешную предпринимательскую деятельность в спорте [3, с. 10].
Партнерское взаимодействие государства, спортивных организаций и бизнеса может помочь создать смешанные каналы финансирования российского спорта, сохранив при этом интересы каждого из участников этого партнерства. Государство на современном этапе заинтересовано в том, чтобы в стране работала пропаганда здорового образа жизни, ибо здоровье нации в конечном итоге влияет и на престиж страны на международной арене, и на повышение экономического потенциала страны. Необходимо начинать с создания благоприятных условий и сопутствующей инфраструктуры в развитии детского, массового и оздоровительного спорта. Примером может служить Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» и другие спортивные мероприятия, проводимые каждым регионом страны. В Челябинской области в каждом муниципальном районе проводится ежегодно школьная Спартакиада, представленная несколькими видами спорта. Особое внимание уделяется греко-римской борьбе, самбо, дзюдо.
Не случайно наш регион принимал в этом году чемпионат мира по дзюдо. Государство сегодня активно привлекает такие крупные госкорпорации, как «Газпром», «Роснефть», ВТБ и другие для привлечения капиталовложений в индустрию спорта. Спорт является самой благоприятной средой для продвижения своей продукции, поиска новых рынков сбыта и новых покупателей, а также формирует максимум позитивных эмоций для положительного восприятия рекламируемых продуктов и услуг по сравнению с другими каналами продвижения [1, с. 9].
Условием успешного партнерского взаимодействия спортивных организаций с бизнесом является наличие высококвалифицированных спортивных менеджеров.
Таких специалистов, к сожалению, мало, но это является стимулом для развития отечественного спорта. Ведь не только государство должно продвигать интересы спорта на рынке, сами спортивные федерации, клубы, лиги, ДЮСШ во главе с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ. Таким об- разом, работа с бизнесом является огромным резервом для формирования устойчивых и необходимых бюджетов спортивных соревнований и спортивных организаций
За последний век организации претерпели значительные изменения, которые затронули множество сфер жизни социума. Одной из таких сфер стал спорт. Ранее спорт расценивался как развлекательная деятельность или отдых, но также он может быть «средством трудоустройства или бизнесом»[3, c. 41].
Постепенно он перерос в гигантский сектор, который по словам А. Аталай, можно определить как «шоу-бизнес».
Данная трансформация привнесла значительное количество радикальных изменений в корпоративный облик спорта, а также в финансовою его структуру. Теперь спортивные клубы, как и другие компании, ставят своей основной целью максимизацию дохода, при этом, спортивные достижения перестали быть обязательным условием. Боле того развитие информационных технологий породило новые модели монетизации, такие как «Fantasy Sports» или Фэнтези спорт, представляющий собой симуляцию одной из сторон спортивного менеджмента, а именно имитацию владения спортивным клубом. Игроки производят трансферы спортсменов и проводят матчи, которые основаны на правилах Фэнтези лиг и реальной статистики спортсменов. Таким образом, мы видим, как благодаря волновому эффекту одного события появляются возможности генерировать прибыль. Только в США насчитывается 20 миллионов игроков Фэнтези спорта [3, с. 5].
Изменения в корпоративной идентичности и приоритетах повлекли за собой «изменения в перцепции» самого менеджмента [12, с. 29]. Ключевой задачей стало не достижение успеха, а его поддержание в условиях растущей конкуренции. Так, чтобы обеспечить свое будущее, компании применяли различные модели управления, что повлекло за собой новый пик менеджерской активности. В конечном счете, именно эффективность организации активов решает исход любого начинания. Кимбол Д., в своей книге «Прикладные навыки спортивного менеджмента», высказывает следующую позицию: «Менеджеры создают культуру организации, устанавливают тон работы». Авторы исследования разделяют эту позицию, так как эта позиция подразумевает определенный набор навыков: умение видеть большую картину, распознавать и реагировать на возникающие тренды, уметь брать на себя ответственность и быть лидером. Несомненно, залогом и неотъемлемым элементом эффективности является качество всех составляющих системы, а не только компетентность её руководства. При этом, на управлении лежит задача адекватного распределения и раскрытия потенциала, а также приведении разрозненных частей к состоянию синергии и слаженной работоспособности.