Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Глава I: Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2)Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют важное значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности. Подростки при выборе профессии чаще всего ошибаются именно в этом. В результате они даже в благоприятных условиях осваивают эту профессию с трудом, или становятся посредственными специалистами. Подросток должен хорошо знать те особенности будущей профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием у него каких-то определенных качеств, способностей.

3)Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, наделены особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а также мешать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии. Большая часть из них выбирают профессию, не анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно. Адекватная самооценка доступна немногим из числа учащихся. В основном они склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своих возможностей. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности.

В I-ой главе я выполнила 1-ую задачу своей работы: проанализировав психолого-педагогическую литературу с целью изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии. Теперь я могу приступить ко 2-ому этапу своей работы: экспериментальное изучение самооценки, как ведущего фактора, влияющего на выбор профессии.

Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки, как личностной характеристики, на выбор профессии


2.1 Контингент испытуемых и методики исследования

В моем эксперименте принимали участие 20 человек: 8 юношей и 12 девушек в возрасте от18 до 20 лет. Все испытуемые получают образование в АГУ поспециальности «Профессиональное обучение», обучаются на 2-ом курсе. Важно учитывать психологические особенности этого возраста. В литературе он носит название юность (или поздняя юность).

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви может быть первостепенными. [1] Отвечая самому себе на вопрос «Кто я? Кокой я? К чему я стремлюсь?, молодой человек формирует:

1) самосознание – ценностное представление о самом себе, эмоциональноеотношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного совершенствования, самовоспитания;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно- теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, представить собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и др. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведёт себя так, как если бы мир должен был подчинятся его теориям. Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: пренебрежительного отношения к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда дажеоткрытое противостояние. Но в такой ситуации юноша неизбежно опирается на моральную поддержку ровесников, и это приводит к реакциям «повышенной подверженности»-(неосознанная внушаемость, сознательный конформизм)- влиянию ровесников,которое обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения и др.[10]

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. [8] Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и создания жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.[1] Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям :


1) открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности;

2) появляется осознание необратимости времени, понимание неизбежности смерти заставляет задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своём будущем. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана – важный элемент самосознания;

3) формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. Юношеские самооценки часто бывает противоречивы;

4) происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.[9]

Я рассмотрела психологические особенности периода юность, теперь перейду к рассмотрению методик, которые я применяла для выполнения цели своей работы. Чтобы сделать объективные выводы по своему эксперименту необходимо использовать несколько методов исследования. В моем случае я применяла 3 метода: беседа, опрос, тестирование.

1)Беседа – это метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку исследователь субъективно оценивает ответы.

2)Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Использовав этот опросник, я могу выявить какой вид деятельности в большей степени подходит испытуемым.[4]

3)В моем исследовании я экспериментально изучаю самооценку «Методомранжирования».[2] Он заключается в следующем: испытуемому предлагается 50 качеств личности, он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает сам. Адаптировав этот метод для испытуемых, я предлагаем ему 20 качеств. Далее необходимо составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у испытуемого. Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале. Затем по формуле высчитать самооценку (более подробно в приложении).

2.2 Анализ и интерпретация результатов

Все испытуемые выбрали профессию педагога, т.е. в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова профессия типа «Человек-человек».


Существуют определенные психологические требования к профессии такого типа: стремление к общению: умение легко общаться с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка: умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и своё собственное; понимать намерения и настроения других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека; граммотновладеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.[6,7] Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей.

Проведя ряд исследований, я получила следующие результаты.

1)В ходе беседы я получила следующие результаты:

а) 15 человек считают, что им присущи большинство качеств, которые необходимы для работы по профессии педагога;

5 человек считают, что из предложенных качеств они могут

выделить у себя лишь 4-5.

б) 14 человек выбрали профессию, руководствуясь интересом к содержанию труда и тщательного анализа своих возможностей;

6 человек ответили, что их выбор был случайным, т.е. они выбрали профессию, руководствуясь случайными факторами;

в) 13 человек хотели бы работать по выбранной специальности;

7 человек не хотели бы идти работать по этой специальности.

2) Результаты опроса ДДО:

Для 14 человек в большей степени рекомендуется профессия типа – «Человек- человек».

Для 2 человек – «Человек-техника».

Для 2 человек – «Человек-знак».

Для 2 человек – «Человек-природа».

3)Результаты «Метода ранжирования»:

адекватная: 14 человек

завышенная: 4 человека

заниженная: 2 человека.

Зная результаты исследования, я могу делать выводы.

В своей работе я предположила, что самооценка влияет на выбор профессии. Теперь я могу узнать, насколько я была права.

В ходе беседы я выяснила следующее: 15 человек считают, что им присущикачества, которые нужны для работы по выбранной специальности. По результатам опроса видим, что 14 человек на самом деле обладают этими качествами. В тоже время адекватная самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью соответствует действительности. Те испытуемые, у которых самооценка завышена или занижена, частично переоценивают либо недооценивают свои способности и возможности и выбрали профессию необоснованно.


Большая часть старшеклассников выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это то весьма поверхностно. Целью моей работы было изучить влияние личностных характеристик на выбор профессии. Проведя ряд исследований, я подтвердила , выдвинутую гипотезу и достигла цели своей работы. Мне удалось выяснить, что те испытуемые, которые адекватно оценивают себя, свои возможности и способности действительно обладают качествами, которые необходимы для работы по выбранной специальности. Это подтвердил дифференциально-диагностический опросник. Далее необходимо выделить ряд рекомендаций для людей, выбирающих профессию.

2.3 Рекомендации для выбирающих профессию

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию. Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Основной массе юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности остаются на уровне житейских, обыденных суждений. Все это свидетельствует о том, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно старшеклассникам. Выбирающие профессию слабо аппелируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то весьма поверхностно. Это неправильно, т.к. выявление неадекватной самооценки (завышенной либо заниженной) на ранних этапах и последующая работа по ее формированию приводит к положительным результатам. Прежде всего, выбирающие профессию должны быть сами заинтересованы в правильном выборе профессии.

Выводы по II главе

Во II главе я экспериментально изучала самооценку, как ведущий фактор выбора профессии и могу сделать ряд выводов:

1) Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.