Файл: Законность и правопорядок (Глава 1. Общая характеристика законности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любой нормативный правовой акт может быть предметом проверки на соблюдение тексту Конституции РФ, в этой связи законность может пониматься как конституционная. Другими словами, законы в силу определенных объективных и субъективных факторов могут нарушать права и свободы граждан, что дискредитирует саму идею законности и легализует произвол. Поэтому понятие законности в абсолютном смысле может соотноситься только с текстом Конституции РФ. [13]

Отправной точкой в осмыслении конституционной законности является посыл, что Конституция РФ может быть в большей степени лишена пороков, присущих множеству нормативных правовых актов. В случае же наличия в ее тексте спорных для отдельных граждан, их объединений положений допустимо сослаться на принятие Конституции РФ непосредственно многонациональным народом Российской Федерации. Известно, что народ является абсолютным источником власти и способен реализовать свое право на сопротивление угнетению, обеспечив тем самым конституционную законность либо наполнив ее новым содержанием. Поэтому конституционная законность не только напрямую исходит от народа, но и напрямую может быть им обеспечена.

Важным посылом является то, что отдельные законы не способны обеспечить законность. Не может быть законности самой по себе Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ. Законы могут только отчасти определять и конкретизировать содержание законности, но они не могут отождествляться с законностью. Исключительно Конституция РФ отождествляется в полном объеме со смыслом и содержанием законности. К примеру, согласно ч. 2 ст. 3 Уголовного кодекса РФ принцип законности раскрывается через недопустимость применения аналогии уголовного закона, в то же время согласно ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. В этой связи отраслевое законодательство может только определять особенности понимания законности сообразно специфики той или иной отрасли права. [12, 23]

Высшим органом надзора за законностью является Конституционный суд РФ. Основной целью данного органа является защита прав и свобод человека и гражданина, поддержание конституционного строя и верховенства Конституции. Конституционный суд, в рамках своего производства, рассматривает вопросы соответствия нормативно-правовых актов и иных решений положениям Конституции. Решения Конституционного суда являются обязательными для исполнения и не подлежат порядку обжалования. В случае, когда Конституционный суд выносит решение о несоответствии Конституции нормативных актов, последние утрачивают свою юридическую силу и дальнейшему применению не подлежат. Моментом окончания действия актов, несоответствующих Конституции, считается день официального опубликования решения. [27]


Таким образом, установлено, что законность есть процесс осуществление применения законов. Под режимом законности понимается состояние общества, при котором субъект права беспрепятственно реализует принадлежащие ему права и обязанности. Законность - это предпосылка подобного порядка в жизни общества, который четко соответствует предписанию закона.

Глава 2. Сущность и значение правопорядка

В отечественной юридической литературе существуют разные подходы к пониманию и определению понятия «правопорядок». Некоторые из этих подходов могут быть обозначены как концепции. Так, можно указать на следующие концепции.

1. Концепция «правопорядок - система правоотношений». Этой концепции придерживаются, например: П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Н.А. Стручков. [24, 30, 31]

С пониманием правопорядка как системы правоотношений можно согласиться, но лишь в той части, что основой правопорядка являются правоотношения, которые выступают показателем упорядоченности общественных отношений, составляющих их фактическое содержание. Однако правопорядок нельзя отождествлять с правоотношениями даже в их системном выражении. Для наличия системы правоотношений достаточно, чтобы определенный круг общественных отношений был урегулирован правом, то есть достаточно, чтобы взаимные субъективные права и юридические обязанности участников этих отношений были предусмотрены в нормах права. Между тем «для существования правопорядка этого недостаточно, необходимо наличие гарантированной возможности осуществления субъективных прав, обеспечения исполнения юридических обязанностей». Правопорядок как самостоятельная целостная система обладает качеством, несвойственным правоотношениям. Правоотношения - это одна из граней правопорядка. Вернее, пожалуй, правопорядок, как пишет Тарас Миронович Шамба, - это состояние отношений. [35]

Понятие «состояние» не сводится к понятию «система» или «совокупность». Оно характеризует качество явления, а не его внешнюю сторону, что в большей мере характерно для понятий «система», «совокупность». С помощью категории состояния выражается процесс изменения и развития вещей и явлений, сводящихся к изменению их свойств и отношений. Характеристика состояния вещей важна для раскрытия их сущности.

2. Концепция «правопорядок - состояние урегулированности общественных отношений на основе права, законности». Указанной концепции следуют, например, И.С. Самощенко, Б.Г. Баланик, Ю.А. Соколов. Отметим, что здесь понимание правопорядка предполагает некий упрощенный механизм его появления. Однако, на наш взгляд, упорядоченность появляется не «автоматически», а на основе работы сложного механизма взаимодействия воли органов публичной власти, выраженной в нормативно-правовых актах, правоприменительной деятельности органов государства, должностных лиц, существования определенного уровня правосознания участников правоотношений, чьими действиями и поступками осуществляются правовые нормы, высокого уровня гарантий, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Вместе с тем, нельзя не заметить, что указанный подход акцентирует внимание, главным образом, на упорядоченности общественных отношений, на поведении людей, исходящих из правовых норм. Законодатель, опираясь на требования объективной реальности, должен упорядочить следующее: перечень субъектов, их правовой статус, отношения и состояния, связи между ними, правила правового поведения. Однако, по нашему мнению, основной недостаток такого подхода в том, что нельзя зауживать содержание правопорядка и сводить его лишь к упорядоченности. [20]


3. Концепция «правопорядок - это упорядоченность общественных отношений, выраженная в правомерном поведении». Указанную концепцию отстаивают, например, Г.С. Котляревский, А.Б. Лисюткин, В.Н. Казаков. [18]

Здесь правопорядок представляется как некое идеальное образование - за его пределами остаются все противоправные явления. Правопорядок характеризуется как результат неукоснительной реализации юридических норм, исключительно правомерного поведения субъектов права. Остается удивляться: почему же тогда и в научной литературе, и в правоприменительной практике постоянно ставится вопрос о необходимости совершенствования правопорядка?

Очевидно, что авторы такого рода определения понятия «правопорядок» характеризуют не сам правопорядок как таковой, а его нормативно-закрепленную модель, которая, естественно, значительно отличается от его реального состояния, сложившегося в конкретном обществе. Ведь ясно, что в процессе правореализации субъективные права и юридические обязанности, к сожалению, далеко не всегда надлежаще используются, исполняются и соблюдаются участниками общественных отношений. В результате наряду с правомерным поведением мы имеем и неправомерное поведение. Злоупотребление правом, правонарушения, преступления - это вполне реальные явления правовой действительности, непосредственно влияющие на состояние правопорядка.

4. Концепция «правопорядок - режим законности». Отдельные авторы (например, А.И. Денисов, М.С. Строгович) под правопорядком понимают прочный и устойчивый режим законности.

Если основательно вникнуть в суть этой концепции, то получается, что правопорядок - это соблюдение требований законности. Однако, определяя правопорядок как режим законности, данный подход лишает правопорядок самостоятельного содержания и, по сути, сводит правопорядок к законности. Между тем, как уже установлено, законность и правопорядок - различные явления. [16]

Иногда утверждают, что правопорядок представляет собой государственный, конституционный порядок. Конечно, в главном и основном эти понятия совпадают. Но нельзя не учитывать и другого. Не всегда государственные вопросы получают надлежащее правовое регулирование и оформление. Да и Конституция регулирует не все правовые стороны жизни. Она может быть действенной и фиктивной, не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому ставить знак равенства между этими категориями недопустимо. В данном случае выделяется лишь одна связь, хотя и существенная, - государственная, конституционная подчиненность и характеристика порядка. Но масштабные и объемные характеристики далеко не совпадают, они неравнозначны и, по существу. В любом государстве есть право, законы, их реализация, возникающая на этой основе совокупность отношений. Но в одних государствах существует правовой порядок, а в других — эти средства выступают правовой оболочкой произвола и беззакония, как это имеет место при фашистских тоталитарных режимах.


Только при демократических и гуманных режимах, когда право проявляет себя как искусство добра и справедливости, порождаются правовые порядки. При недемократических формах это правовая оболочка произвола. Поэтому при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и действующей Конституции. [5]

Правопорядок является основой современного цивилизованного общества. Степень и качество упорядоченности законом и его реализации определяет общее состояние развитие «здорового» общественного организма и отдельных его индивидов. При качественном правопорядке эффективно функционирует экономика, достигается гармония и понимание в различных сферах общественной жизни и деятельности государства, реализуются материальные и духовное потребности граждан. В условиях формирования правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Взаимодействие между ними составляют базис правовой жизни общества, которая, в итоге, и формирует установление правового порядка. Первичным звеном правопорядка является норма права. Норма права - это общеобязательное правило поведение, установленное и санкционируемое государством, направленное на регулирование общественных отношений. Норма права призвана смоделировать идеальный правопорядок. Правоотношения так же входят в механизм правового регулирования, обеспечивающие предполагаемого законодателем идеального отношения в меру возможного либо должного поведения (диспозитивные и императивные нормы) участников - субъектов права. На данном этапе к механизму правового регулирование присоединяется законность, которая призвана осуществлять гарантию возможного либо должного поведения субъектов права. Различного роды акты, направленные на реализацию юридических прав и обязанностей, становятся завершающим звеном правопорядка. Правопорядок формируется из реального воплощения прав и обязанностей субъектов права, с целью достижения определенного правового результата. [4, 2]

Структура правопорядка - это разделение, а также единство регулируемыми правом общественных отношений в соответствии с индивидуальными особенностями определенной правовой отрасли. Структура правопорядка отражает систему права, которая не ограничивается только отраслевыми правовыми блоками, а также под отраслевыми институтами права. Основная черта правопорядка как системы общественных отношение заключается в том, что складывается он исключительно на базе норм права и, в связи с этим, устанавливается и обеспечивается государством. Поэтому правопорядком охватываются не все общественные отношения, входящие в систему общества, а только те, которые урегулированы нормами права. Вопрос урегулирования всех сфер общественной жизни нормами права не является обязательным, поскольку многие участки общественных отношений урегулированы нормами морали, нравственности и других ненормативных регуляторов. Таким образом, правопорядок является элементом общей системы отношений в обществе, складывающиеся под воздействием исключительно нормативного урегулирования.


Обозначим наиболее существенные признаки правопорядка:

- правопорядок олицетворяет фактические урегулированные правом общественные отношения;

- господство права и верховенство закона;

- гарантированность реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений. [1]

Правопорядок является неотъемлемой частью общественного порядка. Под общественным порядком понимается монолитная, совокупная система отношений в обществе, которая формируется посредством реализации социальных, правовых, моральных, этических норм, а также обычаев и традиций. В любом государстве, претендующим на статус правового, все структурные элементы общественного порядка находятся в постоянной связи между собой, и обеспечение этой взаимосвязи находится под защитой такого государства. Следует отметить, что правопорядок охраняется государственными мерами воздействия, другие же структурные элементы общественного порядка регулируются и обеспечиваются неправовыми методами воздействия (моралью, нравственностью, привычками и др.).

В подсистеме отношений, формирующих общественный порядок, главным объединяющим звеном является правопорядок, так как он отражает основные моменты жизни общества, без которых оно не в состоянии нормально функционировать.

Правопорядок, как юридическая категория имеет свою цель и устоявшуюся систему функций и принципов. В результате анализа правопорядка возникает необходимость выделения его основных функций. При детальном рассмотрении функций правопорядка как единого образования, целесообразно выделить связи, в которых проявляются его отношение с окружающими реалиями. Правовой порядок, как и законность, являются правовой основой и средством нормальной деятельности государственной власти и демократии. Законность и правопорядок неслучайно рассматриваются как базис нормального функционирования государственной власти, общества и являются основным средством демократии. Другая сторона отражается в тесной взаимосвязи с внутренними структурными элементами и процесса их взаимодействия. Так же одним из проявлений является деятельность, сосредоточенная на сохранении своей качественной определенности, что само по себе выступает неотъемлемым условием выполнения специальных задач.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить три основные функции правопорядка. [6]

Функция взаимодействия с внешней средой. Данная функция реализует упорядочение, упрочнение и стабилизацию трех системных блоков, одним из элементов которой он является. Правопорядок нормально функционирует при определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. На правопорядок, в окружающей среде значительно влияют экономические, политические и различные социальные факторы, с которыми он функционирует и к которым должен адаптироваться в зависимости от благоприятного или угнетающего воздействия. Окружающая среда оказывает серьезное влияние на правопорядок, как и правопорядок на окружающую среду. Он не только адаптируется к среде, так же является правовой основой, как демократии, так и всей политической государственной системы. Правопорядок выступает стабилизатором важнейших государственных связей и отношений. При угнетающих или благотворных влияниях, правопорядок оказывает обратное воздействие, реализуя стабилизирующую и функцию упорядочивания их. Благотворное влияние среды существенно усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Степень противостояния правопорядка негативным воздействиям, зависит от его совершенности и прочности.