Файл: Нотариат в РФ (Глава 1. Общая характеристика нотариата).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нотариата
1.1. История развития нотариальной деятельности в РФ
1.2. Понятие и функции нотариата в РФ
Глава 2. Основные подходы к нотариальной деятельности
2.1. Нотариальные действия, совершаемые в Российской Федерации
2.2. Порядок совершения и ограничения в совершении нотариальных действий
Глава 3. Правовое регулирование нотариата в РФ
3.1. Проблемы реформирования российского нотариата
Беспристрастность нотариуса обязывает его всесторонне, объективно и основательно разъяснить сторонам, совершающим нотариальные действия, их права, обязанности, суть и последствия совершенного действия, чтобы юридическая неосведомленность и неграмотность не стала причиной ущерба какой-либо стороне – участнице нотариального действия.
Независимость нотариуса проявляется в том, что в отношении совершаемого нотариального действия он свободен, не подчинен никаким указаниям, самостоятельно принимает решения. При принятии решения нотариус руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации и актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
Нотариусу и лицам, работающим в нотариальной конторе, необходимо соблюдать условия конфиденциальности информации, запрещается разглашать сведения и оглашать документы, которые им стали известны в связи с совершаемыми нотариальными действиями или из документов, хранящихся у нотариуса. Все нотариальные документы, хранящиеся у нотариуса, сведения о них и копии с них могут выдаваться только лицам – участникам нотариального действия или лицам, в отношении которых совершены данные действия. Исключение в данном случае составляют завещания.
Если лица, совершающие нотариальные действия или в отношении которых такие действия совершаются, дают доверенность, то такие документы могут быть выданы по доверенности.
Нотариусу и лицам, работавшим в нотариальной конторе, запрещается разглашать какие-либо данные о совершенном или совершаемом нотариальном действии даже после сложения ими полномочий или увольнения. Это связано с тем, что многие сведения из личной жизни граждан, порой подтвержденные документально, остаются у нотариуса и хранятся у него в архиве. Предавая огласке эти документы, тем самым осуществляется вмешательство в личную жизнь гражданина и ему наносится ущерб (материальный, моральный). Гражданин, чьи права были нарушены, вправе обратиться в суд с иском о возмещении ущерба к лицу, огласившему эти документы. [21, 35]
Нотариус не вправе отдавать из конторы какие-либо документы по запросу любых органов, в том числе нотариальных палат, органов юстиции. Исключение составляют лишь суды, прокуратура, органы следствия. Информация о совершенном нотариальном действии и документы могут быть выданы в связи с производством в этих органах уголовного или гражданского дела, а также арбитражному суду в связи с находящимся в его рассмотрении делом, или с постановлением следственных органов о выемке документов, находящихся у нотариуса. Нотариусы обязаны представлять в налоговые органы справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимые для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Подводя итоги данного пункта, можно рассуждать о том, что для совершения любых нотариальных действий есть четкий порядок действий, также существуют ограничения, при наличии которых, то или иное действие не может быть совершено, либо может быть совершено, но при наличии определенных сопутствующих условий.
Анализируя наши рассуждения, указанные во второй главе, мы можем сделать вывод, что деятельность нотариуса четко регламентирована, есть определенный перечень полномочий, выполнение которых требует наличие порядка, определенного законодательно, при этом важно соблюдение всех условий для совершения данных действий. Деятельность нотариуса не терпит творческого подхода и внесения своих индивидуальных правил. Для качественного ведения нотариальной работы необходимо знание вышеуказанных показателей (действия, порядок, ограничения) и четкое их соблюдение.
Глава 3. Правовое регулирование нотариата в РФ
3.1. Проблемы реформирования российского нотариата
Несмотря на принятие в 1993 году основного закона, которому и по сегодняшний день следует нотариат в Российской Федерации, многие вопросы, касающиеся нотариальной деятельности, остаются незатронутыми или неразрешенными. Это связано с тем, что существуют различные подходы к решению типичных вопросов, отсутствует единство мнений в субъектах РФ. В силу вышеперечисленных факторов возникает необходимость внесения изменений и корректировок в законодательство. Ключевым моментом, на который стоит обратить большее внимание, на наш взгляд, является определение четкого положения нотариуса в обществе, регламентация взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты, обеспечение доступности нотариальной помощи всем субъектам, разделение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата, закрепление функций по государственному контролю в сфере нотариата.
На сегодняшний день основным отличием нотариальных органов от других органов власти является то, что нет четкого определения нотариальной системы. Большинство авторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично-правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системы нотариата состоящей из государственных органов и должностных лиц. [20] При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности, рассматриваются как публично-властные, а функции нотариата, обеспечивающие законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциями государственных органов. С одной стороны, имеет место обновление существующей системы нотариата, определение его места в системе правоохранительных органов, но с другой стороны появляется тенденция к стиранию границ между нотариатом и предпринимательством, а это, в свою очередь, противоречит нормам российского законодательства. На основании анализа разных точек зрения можно сделать вывод о неоднозначности толкования норм основного закона о нотариате. Это приводит к разнообразию их применения и в целом негативно влияет на развитие института нотариата в целом. [33, 37]
Нотариальные действия неразрывно связаны с функциями правосудия. На это указывают конкретные действия, совершаемые нотариусами: обеспечение доказательства путем допроса свидетелей, осмотр письменных и вещественных доказательств, назначение экспертизы, наложение запретов на отчуждение имущества, взыскание имущества, алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения, осуществление исполнительных надписей. Совершая указанные нотариальные действия, нотариусы не осуществляют напрямую предупредительное правосудие, а подменяют его. При этом в настоящее время встает вопрос о том, а функция ли нотариусов это? Таким образом, будет ли дальше вышеуказанный перечень действий в компетенциях нотариата – покажут изменения, вносимые в законодательство. Когда принимался действующий на данный момент закон, регламентирующий позиции нотариата, принимались во внимание и старые традиции государственного нотариата, и нотариат латинского типа. Сейчас же настало время реформирования. [13, 18]
Правильная оценка природы и механизма публично-правового регулирования во многом зависит от формирования современного правопонимания. [14] Анализируя существующую ситуацию в сравнении с российским законодательством прошлых периодов, можно заметить, что методы регулирования заметно отличаются от времен командно – административной системы. На сегодняшний день нотариат не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти, но определяется в системе юстиции как «иные органы и учреждения юстиции» [6]. На основании действующих норм сформулировать определение нотариата как службы, органа или учреждения достаточно сложно.
С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была внесена некоторая ясность в определение статуса нотариуса. В нем представитель власти определен как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Но при этом, анализируя другие информационные источники, по уголовному и административному законодательству нотариус не является должностным лицом, следовательно, он не является представителем власти. Данные несоответствия также указывают на необходимость реформирования нотариальной системы. [4, 18]
Что касается исследований в области правозащитных функций нотариата, то, в большей степени, они направлены на выявление его сходств с правоохранительными органами. [42] В силу своего непосредственного правового назначения нотариат имеет ряд признаков, которые его могут объединять с правоохранительными структурами. Нотариат как правозащитный институт имеет принципиально отличительные от иных правоохранительных органов черты, не позволяющие ему находиться в их общей системе. Публичный характер деятельности, корпоративность по профессиональному признаку, самоуправление и самофинансирование органов нотариата, оказание квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, наиболее характерны для нотариата и адвокатуры. Обязанность соблюдать тайну в целях защиты прав и законных интересов обратившихся граждан, а не публичных интересов также характерны для правозащитных институтов. [15]
Правоохранительные институты от правозащитных следует различать как охранника и защитника, как правовую охрану и защиту конкретных прав гражданина; как охрану имущества и защиту прав на данное имущество. Главным признаком правоохранительных органов является метод принуждения, который, в свою очередь, полностью отсутствует у правозащитных институтов. Вступая в публично-правовые отношения с обратившимся за помощью лицом, нотариус не имеет возможности применять к данному лицу уголовные, административные или дисциплинарные меры воздействия. Отказ от совершения нотариального действия имеет отдельные специальные признаки и не является методом принуждения в том виде, в котором его принято видеть. [29]
Нет сомнений, что нотариальная деятельность является обязательной частью механизма правореализации и правовой охраны в государстве. Но немаловажное значение имеет конкретная организационная форма осуществления данной деятельности: она может быть целиком под контролем государства, а может осуществляться лицами, не состоящими на государственной службе. Россия представляет собой смешанный вариант. [25, 33] Наиболее оптимальным представляется все же вариант, устанавливающий единый статус основного субъекта нотариальной деятельности – нотариуса, предполагающий ликвидацию государственных нотариальных контор, уход государства из сферы нотариального обслуживания с оставлением за собой функций жесткого контроля за его осуществлением. Но такие перемены быстро не осуществляются, и частный нотариат не создается в один момент. Частных нотариусов в России предостаточно, и они, по мнению профессора В.В. Яркова: «…уже жалуются на превышение предложения над спросом на рынке нотариальных услуг…». Но российские частные нотариусы еще не образуют вместе частного нотариата в том виде, в котором он представлен в странах запада, есть области, в которых необходима четкая проработка: начиная от системы подготовки частных нотариусов до их ответственности за совершаемые действия. [42, 43] Частный нотариат в России только начинает свою деятельность, на данном этапе делать выводы пока рано, ведь ни увеличение доходов нотариуса, ни пополнение бюджета страны в целом, ни интерьеры нотариальных контор и даже ни техническая их оснащенность составляют сущность нотариальной деятельности, а совершенствование механизма реализации гражданских прав и свобод, повышение профессионального и культурного уровня и доступности юридической защиты, расширение юридического обслуживания. Не говоря уже о массе издержек, столь характерных для российского общества переходного периода вообще и для нотариата в России в частности. [21]
В одном источнике была представлена перефразированная реплика У. Черчилля о демократии относительно частного нотариата в России: «Частный нотариат в России ужасен, но ничего лучше его не придумано». [13]
Таким образом, резюмирую наши рассуждения по проблемам реформирования российского нотариата, можем сделать вывод, что о высоком уровне развития нотариата в РФ говорить пока рано. Нотариату еще предстоит серьезное реформирование системы, чтобы в РФ утвердился правопорядок, который поможет приобрести в глазах российской и мировой общественности авторитет защитника демократических прав и свобод, снять с себя клише только лишь «доходного и престижного места», и занять свою нишу в системе российского законодательства.
3.2. Пути развития нотариальной деятельности в РФ
На наш взгляд, одним из самых важных вопросов, который необходимо первостепенно решать для развития нотариата - расширение количества нотариальных действий. Кроме того, он напрямую связан с обеспечением уровня достаточной финансовой обеспеченности института нотариата, работающего на условиях самофинансирования, так как частнопрактикующий нотариус сочетает личную заинтересованность в результатах своей деятельности с исполнением публичных обязанностей. Согласно законодательства, доходом частнопрактикующего нотариуса являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. [11] Последнее время прослеживается тенденция постепенного вытеснения нотариата из сферы обеспечения безопасности отношений, связанных с переходом права собственности на недвижимое имущество и делается это как путем прямого указания в законе, так и экономическими методами. С учетом существующей тенденции расширение перечня обязательных нотариальных действий может пойти только в направлении нотариальных действий, не подлежащих оценке, обладающих низкой доходностью и не требующих высокой квалификации. Расширение же перечня необязательных нотариальных действий, имеющих высокую степень доходности, по мнению государства, если и может иметь тенденцию к увеличению, то должно неизбежно сопровождаться уменьшением размера нотариального тарифа. [28]